Автор: Константинова Надежда Семеновна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Оленекская СОШ им.Х.М,Николаева"
Населённый пункт: с.Оленек, Оленекского района, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Уроки предков в школе Арктики
Раздел: полное образование
Муниципальное образовательное учреждение «Оленекская СОШ
им.Х.М.Николаева»
«Уроки предков в школе Арктики»
(Система работы учителя физической культуры по внедрению и реализации
национальных видов спорта и народных игр Якутии)
Автор: Константинова Надежда Семеновна,
учитель физической культуры Оленекской СОШ
- 2012 –
Содержание
1.
Пояснительная записка
2.
Национальные виды спорта малочисленных народов Якутии
3.
Использование
национально - регионального
на
уроках
физической
культуры в школе Арктики
4.
Игра как средство и метод физического воспитания
5.
Возрастные особенности детей
6.
Метод и задачи национально-регионального компонента
7.
Игры на уроках лыжной подготовки
8.
Заключение
9.
Использованная литература
Пояснительная записка
Мы живем в многонациональной республике Российской Федерации – Якутии.
Введение
национально -
регионального
компонента в
содержание
дает
нам
возможность возрождения и развития подлинно народных традиций, что играет
существенную роль в нравственном становлении человека.
Включение в содержание физического воспитания национально-регионального
компонента делает уроки физической культуры более интересными и близкими
учащимися. В учебный план по физической культуре помимо двух уроков в 10-ых
классах
введен
дополнительный
урок
в
неделю. Цель
учебной
программы
–
приобщение
учащихся
к
национальным
физическим
упражнениям
и
играм
народов населяющих Республику Саха(Якутия). Для достижения поставленной цели
включены эти задачи:
Содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений
использовать физические упражнения, условиях внешней среды для
укрепления состояния здоровья.
Формирование разносторонней физической подготовленности
Расширение
двигательного
опыта
и
умений
применять
в
их
в
различных условиях.
Дальнейшее
развитие
кондиционных
и
координационных
способностей.
Закрепление
потребностей
к
регулярным
занятиям
и
подготовке
службу в армии.
Формирование
самооценки
личности,
нравственного
самосознания,
мировоззрения.
Включения
национально-регионального
компонента
в
программы
учебных
предметов
для
старших
классов
предполагает
использование
на
уроках
физической
культуры
и
во
внеклассной
работе
традиционного
двигательного
материала
якутов
и
эвенков, что
играет
существенную
роль
в
нравственном,
интеллектуальном,
патриотическом,
эстетическом
становлении
подрастающего
поколения . Физкультурное образование школьников в новой ситуации получает
возможность возрождения и развития подлинно народных традиций на основе их
внедрения в систему физического воспитания.
Содержание программы (вариативная часть) включает перечень традиционно-
народных физических упражнений, игр, танцев и национальных видов спорта,
направленных
на
комплексное
развитие
физических
качества,
при
этом
учитываются этнические особенности чувашей. Основу двигательных умений и
навыков
составляют
исторически
сложившиеся
и
устоявшиеся
системы
традиционно-народных физических упражнений. К ним относятся танцевально-
гимнастические упражнения, легкоатлетические упражнения из национальных
игр, упражнения из национальных единоборств и национальные виды борьбы
«Хапсагай», а также стрельба из лука, спортивно-зрелищно-игровые упражнения
и др. Все они возникли на основе естественных движений человека, необходимых
для
обеспечения
его
жизнедеятельности.
В
своей
совокупности
данные
упражнения создают нужный человеку фонд двигательных умений и навыков и в
настоящее
время
составляют
основу
двигательной
деятельности
человека.
Поэтому именно традиционные упражнения национальных видов спорта, игр и
танцев
якутов
и
эвенков
включены
в
содержание
школьной
программы
по
предмету «Физическая культура» в Оленекской СОШ.
Северное многоборье малочисленных народов Якутии
Национальные
виды
спорта
народов
Якутии,
как
вид
спорта,
родились
в
процессе
трудовой
деятельности
народов
Севера,
и
очень
рано
стали
представлять
собой
объективно-
существовавшие
средства
физического
воспитания. С развитием национальной культуры народов Якутии появилась
потребность осуществлять свои действия в более эмоциональной форме – в
форму состязания в силе, ловкости, выносливости и т.д.
На формировании самобытных видов спорта большое внимание оказали также
природные, климатогеографические, производственные и другие особенности, в
том числе и этнические. Примером этому может служить использование в
состязаниях обязательных компонентов – аркан, хорей (деревянный шест для
управления оленьей упряжкой), нарт.
Национальные виды спорта выдержали суровые испытания временем.
Какие у них особенности?
У
каждой
северной
народности
они
свои,
продиктованы
не
только
традиционным трудом и бытом, но и темпераментом народа, природными и
историческими особенностями.
Одна
из
особенностей
национальных
видов
спорта
способствуют
развитию
морально-волевых и физических качеств, приобретению навыков, необходимых
в
промыслово-оленеводческой
профессии.
Умение
профессионально
метать,
прыгать, бегать по лесным овражистым или горным участкам местности – это
навык, который необходим и оленеводу, и охотнику и будущему воину.
Укреплению
здоровья
способствует
возможность
круглогодично
заниматься
национальными видами спорта – северным многоборьем.
Что такое национальные виды спорта?
Какова история их возникновения?
Некоторые виды северного многоборья эвенков заимствовали у других северных
народностей
населяющих.
Среди
народа
ходит
множество
разных
былин,
рассказов, легенд об их возникновении. Одна из легенд о тройном национальном
прыжке,
повествует
о
том,
как
спасся
от
клыков
волчьей
стаи
охотник
–
тундровик.
Собрав, все силы он прыгнул сразу двумя ногами на первый в речке камень, а с
него на второй, а со второго на берег и остался живым. С тех пор и стали учиться
прыгать тремя прыжками, отталкиваясь сразу двумя ногами.
Красивая легенда, но тайна возникновения тройного прыжка все же не раскрыта.
Наблюдая за соревнующимися пастухами, или спортсменами, заметьте, они
прыгают
совершенно
необычным
способом
–
всякий
раз
отталкиваются
одновременно двумя ногами это и есть тройной национальный прыжок.
"Летающий
топорик".
Метание
топора
на
дальность
–
это
интересный
и
сложный вид северного многоборья. Топор всегда был промысловым атрибутом
охотника, оленевода, рыбака. С помощью специального топорика оленевод мог
подсекнуть на расстоянии ногу оленя и потом его заарканить.
Старинная легенда рассказывает об оленеводе, который любовался полетом над
стойбищем лебедей. Он начал искать окружающих его предметов тот, что мог
бы
взлететь
как
птица
в
небо.
Тут
ему
подвернулся
топорик.
Оленевод
хорошенько подстрогал ручку топорика под вид птичьего крыла. Настал день,
когда он послал в синеву неба топорик. Тот, словно птица стремительно взмыл в
поднебесье и улетел далеко-далеко.
Так ли все это случилось в далеком прошлом, но летающий топорик – самый
поэтичный из национальных видов спорта.
Длинная рука – так называют северяне аркан. Пастуху достаточно несколько
мгновений,
чтобы
отловить
им
среди
тысячерогого
стада
оленя,
который
выбран. Каждый пастух сплетает аркан сам, вырезая по кругу из оленьей кожи
тонкие полоски. Метание аркана на дальность – первый экзамен для молодого
оленевода, метание на точность – уже экзамен на аттестат зрелости.
Как только на стойбищах подсохнет земля, оленеводы ставят вряд нарты – через
каждые
50
см
и
подзадоривая
друг
друга
начинают
прыгать.
Прыжки через
нарты
–
национальный
вид
спорта.
У
него
свои
правила,
но
только
тому
доступны
высокие
результаты
в
прыжках
через
нарты,
кто
постоянно
этим
занимается.
Бег
с
палкой
по
пересеченной
местности
с
незапамятных
времен
палку
использовали при переходе болот, овражистых и горных участков местности, а
также во время длительной ходьбы для отдыха плечевых суставов, поясницы.
Таким
образом,
родившись
на
основе
различных
трудовых
операций
и
отображая их, используя орудия труда в качестве инвентаря, национальные
виды спорта способствуют формированию и развитию тех навыков, которые
необходимы для профессиональной трудовой деятельности.
Официальное признание национальные виды спорта получили в 60-х годах.
Они,
как
правило,
приурочивались
к
государственным
или
традиционным
праздникам – "День рыбака", "Слет оленевода", "Проводы Зимы" и т.д.
В 1972 году была, создана Всероссийская федерация по национальным видам
спорта и были утверждены правила соревнований, спортивная классификация.
С 1973 года начали проводиться ежемесячные чемпионаты РСФСР, в которых
начали принимать участие сборные команды округов, краев. Следует отметить,
что интерес к национальным видам спорта возрос и в зарубежных странах, таких
как
Швеция,
Норвегия,
Финляндия,
Канада
и
др.
В
настоящее
время
наблюдается
процесс
ускоренного
развития
национальных
видов
спорта
не
только в южных, но и в северных регионах Сибири. Об этом свидетельствует
география мест проведения Всероссийских соревнований: гг. Салехард, Анадырь,
Палана на Камчатке, Ханты-Мансийск, Нарьян-Мар, Сургут, Дудинка, Якутск,
Лянтор, Республика Бурятия, Нижневартовск, Белоярский.
Сохранение и развитие национальных видов спорта сегодня – это не только дань
истории, традициям – это древнее искусство, которое передается из поколения в
поколение и наш долг сохранять и развивать его для будущих поколений.
1.
Использование
национально-регионального
компонента
на
уроках
физической культуры в школе Арктики
Игра
с
давних
пор
составляла
неотъемлемую
часть
жизни
человека,
использовалась
с
целью
воспитания
и
физического
развития
подрастающего
поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но
отказаться
от
игры
невозможно,
потому
что
нельзя
уничтожить
живую
потребность
в
игре.
Изменяются
условия
игры,
вводятся
новые
сюжеты,
отражающие своё время, но неизменной остаётся тяга людей к игре, где можно
проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.
Игровая
деятельность
относится
к
числу
потребностей,
обусловленных
самой
природой человека, -это потребность в тренировке мышц и внутренних органов,
потребность общения, получение внешней информации.
2.
Игра, как средство и метод физического воспитания
Основными
задачами
физической
культуры
в
школе
являются:
укрепление
здоровья, содействия правильному развитию, обучение жизненно необходимым
двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.
Решению этих задач активно содействует игра. Она является спутником детства,
где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры
– значит, познать природу детства.
Играя,
дети
и
подростки
развиваются
физически
и
умственно,
закаляются
в
волевом отношении, лучше узнают друг друга. В игре имеется цель, которую
желательно достигнуть. Игра связана с чувством удовлетворения, удовольствия.
Один
лишь
перечень
игр
говорит
о
разнообразии
сюжетов
и
соответствии
двигательных
действий,
что
привлекает
детей,
представляет
им
творческую
инициативу в выборе способов достижения цели. Игра привлекает детей ещё и
тем, что как объект информации она не представляет для них неопределённости.
Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательными
действиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и та
же игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты,
действия её участников неповторимы. Она всегда проходит по новому и таит в
себе много неожиданностей. Т.о., уже одно предвкушение игры вызывает у детей
положительные
эмоции,
приятное
волнение,
причём
это
проявляется
перед
началом игры не зависимо от будущего результата: будет победа или поражение.
С
помощью
игрового
метода
можно
быстро
создать
радостную
атмосферу
общения,
пробудить
у
детей
желание
скорее
включиться
в
предложенную
деятельность.
3.
Возрастные особенности детей
Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне её провести,
важно
учитывать
интересы
детей,
их
физические
возможности,
особенности
психического развития.
Младший школьный возраст (1-4 классы) характеризуется достаточным развитием
сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это позволяет проводить игры со
значительной
интенсивностью
действий.
Однако,
несмотря
на
большую
подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому, в
ходе
игр,
важны
короткие
перерывы
для
отдыха.
(эвенкийские
игры “Таам”,
“Волк и олени”.
Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце
площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По
сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом
обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка)
олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться).
Пойманного
оленя
он
отводит
к
себе
.
Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают,
должен идти за волком).
Из-за особенностей физического и психического развития дети лучше сохраняют
в памяти наглядно-образное объяснение, не любят долго находиться вне, поэтому
надо не надолго выводить из игры выбывших ребят.
Средний школьный возраст (5-7 классы) характеризуется растущей устойчивостью
организма по отношению к проявлению физических усилий. Резко повышаются
функциональные
возможности,
исчезают
неэкономичность
движений,
что
позволяет
ребятам
участвовать
с
большей
интенсивностью
и
относительной
длительностью двигательных действий (эвенкийский футбол “Мээчик тэпсии”).
Мальчики особенно любят, где преимущественно развивается сила ( “Выдра”
перетягивание
ремня,
надетого
на
шею;
перетягивание
палки).
Девочек
привлекают игры с ритмичными движениями, элементами равновесия. Хотя в
большей
части
командных
игр
девочки
и
мальчики
играют
совместно.
Дети
среднего
школьного
возраста
понимают
условность
игр,
но
действуют
в
соответствии с правилами и полной отдачей сил (“«Оленьи упряжки». Играющие
стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного
оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая
препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей
по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры
отпускают
своих
оленей
погулять.
По
сигналу
«Олени
далеко,
ловите
своих
оленей
!
»
каждый
игрок
-
каюр
ловит
свою
пару
.
Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку.
Олень
считается
пойманным
,
если
каюр
его
осалил
.
Вариант.
Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном
конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей
бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает).
В этом возрасте формируется и укрепляется волевая сфера, ярче проявляются
такие качества, как смелость, самостоятельность, решительность и инициатива.
Дети могут сосредоточиться на нескольких условиях игры, поэтому можно
использовать командные игры, где участники вступают в непосредственное
соприкосновение с противником (“Охота на куропаток
» Дети изображают
куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются
приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.п.). На
противоположной стороне находятся три или четыре охотника.
Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают
(убегают) сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают
других охотников, игра возобновляется.и садятся на ветки (взбираются на возвышения).
Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в
Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить
куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам).
Подростковый возраст (8-9 классы) в это время наблюдается особенно интенсивное
развитие
и
перестройка
всего
организма,
усиленно
растёт
костная
система
(особенно рост), продолжает развиваться и мышечная система. И в связи с этим
мальчиков
привлекают
игры
с
элементами
борьбы
(перетягивание
каната,
поединки в парах, поднятие гирь).
Более
логичное
мышление
позволяет
проявлять
большую
самостоятельность,
способность к обобщениям и абстрактному мышлению. Более развитая память и
способность к проявлению устойчивого внимания дают возможность запоминать
многочисленные правила, наиболее целесообразны игровые приёмы и действия
(л). Они умело используют ранее приобретённые двигательные навыки и умения.
Участники
борются
за
победу
своей
команды
(или
себя)
при
сочетании
единоборства, взаимопонимания и выручки. Следовательно, активно развиваются
чувства долга, коллективизма и дружбы.
В работе со школьниками 10-11 классов могут быть использованы игры
предыдущей возрастной группы. Однако они должны быть усложнены в смысле
повышения требований к точности выполнения тех или иных технических
приёмов. Для них подойдут все формы сюжетно-конфликтного игрового
характера без соприкосновения и с соприкосновением соперников, поединки,
конкурсы. Например, «Перетягивание веревки» (эвенкийский вариант)
Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных
ног. Каждый из них наматывал на одну руку веревку. По команде они начинали
тянуть веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника. Блестящей победой
считалось перебросить соперника через себя. С победителем садился состязаться
следующий игрок.
В другом варианте один игрок состязался сразу с двумя-тремя игроками).
4.
Место и задачи национально-регионального компонента
Подвижные
народные
игры
с
древних
времён
были
отражением
культурно-
бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры,
которые
в
процессе
развития
общества
претерпели
изменения,
обогатились
новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во
многих современных подвижных присутствуют элементы народной игры.
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных
эмоций.
Игра
–
универсальное
средство
физического
воспитания.
Нет
такого
раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде
игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные
качества,
развиваются
физически,
лучше
мобилизуются
на
выполнение
поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно
направленно
развивать
двигательные
качества,
закреплять
и
совершенствовать
технические
навыки
.
Командные
игры
воспитывают
взаимовыручку
,
ответственность
за
личный
вклад
в
результат
команды,
товарищество,
другие
нравственные
черты
человеческой
личности.
Для
воспитания
коллективизма,
организованности школьников лучше всего применять эвенкийские детские игры,
наиболее
распространены
в
сельской
местности.
Такие,
например,
как
салки
«Таам», лапта, жмурки, “Прятки”, “12 палочек”, бег на перегонки, “Собачки”,
борьба
на
снегу,
взятие
высоты,
катание
на
салазках,
катание
с
горок
“паровозиком” (на санках и лыжах ), «Хаhаар» и другие.
По
количественному
составу
играющих
подвижные
игры
различаются
на
индивидуальные
и
коллективные.
В
индивидуальных
играх
каждый
игрок
намечает свои планы, устанавливает наиболее интересные для себя условия и
правила, а по желанию и изменяет их. В коллективных играх могут одновременно
участвовать, как небольшие группы участников, так и целые школьные классы, а в
некоторых случаях и значительно большее количество играющих. Коллективные
подвижные игры подразделяются на два основных типа – игры без разделения на
команды и игры с разделением на команды.
Благодаря
разнообразию
игр
участник
сам
может
регулировать
нагрузку
в
соответствии со своими возможностями. Подвижные игры привлекают всех ребят
независимо
от
возраста,
способностей
и
подготовки
и
являются
подлинно
массовыми,
общедоступным
средством
их
физического
и
нравственного
воспитания.
Особенно широко надо включать народные игры и национальные виды спорта в
программы
массовых
физкультурно-оздоровительных
и
культурно-спортивных
праздников, фестивалей в школе. Они могут быть приурочены к проведению
праздников “Дети Арктики”, “Слет оленеводов” и т.п. Возможно проведение
театрализованных
физкультурных
праздников
и
фестивалей
с
различными
видами
художественной
самодеятельности ,
привлечением
фольклорных
ансамблей, показательными выступлениями мастеров народных промыслов из
числа учащихся.
Применение национально-регионального компонента содействует всестороннему
гармоничному развитию личности и решает ЗАДАЧИ:
1.
Укрепление здоровья.
2.
Развитие
двигательных
способностей:
силы,
выносливости,
быстроты,
ловкости, гибкости.
3.
Обучение важным умениям и навыкам.
4.
Приобретение
необходимых
знаний
в
области
физической
культуры
и
спорта.
5.
Вырабатывать
волю,
характер,
творческую
инициативу,
находчивость,
сообразительность.
6.
Воспитывают чувство коллективизма.
7.
Умение быстро ориентироваться в окружающей действительности.
8.
Способствуют умственному развитию ребёнка.
9.
Воспитывают
потребность
и
умения
самостоятельно
заниматься
физическими упражнениями.
5. Игры на уроках лыжной подготовки
При
совершенствовании
в
играх
лыжной
техники
или
её
элементов
важно
соблюдать условия, при которых она легче выполняется и контролируется. При
работе над развитием, в играх, определённых двигательных качеств нужно следить
за соблюдением тех условий, при которых они развиваются наилучшим способом.
Так, в играх на развитие быстроты длина отрезка, преодолеваемого школьниками
должна быть для 1-4 классов – 25м, 5-8 классов – 60 м, 9-11 классов – 100м, отдых
между отрезками не менее 2-3 минут. Игры и игровые упражнения на развитие
силовых качеств должны носить чётко выраженный силовой характер, но не быть
слишком продолжительными. Они должны проводиться на пологом или крутом
спуске, по глубокому снегу, с сопротивлением. В играх на развитие выносливости
нужно следить за тем, чтобы, напряжённость, вносимая ими, была не слишком
высокой.
Регулировать
нагрузку,
можно
увеличивая
или
сокращая
лыжную
дистанцию в игре, а также изменяя, её условия.
Даже если урок спаренный, не следует давать более двух игр - это перевозбуждает
учащихся. В зависимости от задачи урока игра может быть включена в ту или
иную его часть. Нагрузка на школьников в играх зависит от темпа их проведения и
продолжительности. Поэтому, включая игру в урок, учитель должен быть, уверен,
что
эти
параметры
соответствуют
возрасту
и
уровню
физической
подготовленности учеников.
Программой
лыжной
подготовки
для
учащихся
1-4
классов
ставится
задача
овладения школьниками ступающим и скользящим шагом, попеременным двух -
шажным ходом без палок и с палками, поворотами на месте и в движении,
торможением,
подъёмами
и
спусками.
Эта
задача
решается
не
только
посредством
специальных
упражнений,
но
и
в
играх
и
эстафетах.
Ниже
предлагаются игры на лыжах и игровые задания для учащихся начальной школы
по
совершенствованию
элементов
техники
лыжника.
Направленные
на
закрепление
техники
скользящего
шага
–
одноопорное
скольжение:
“
Кто
лучше?”, “ Кто дальше?”. По совершенствованию скользящего шага, развитию
силовых качеств учащихся, прежде всего силы отталкивания ногами: “Шире шаг”,
“Накаты”, “Самокат”, “Веер”, “Зигзаги”. Развитие быстроты, скоростных качеств
лыжника:
“Быстрый
спуск”,
“Гонка
с
гандикапом”,
“Быстрая
команда”.
Для
развития
сноровки,
равновесия,
координации
движений,
быстроты
реакции,
ловкости: “Таам”, “Подними предмет с нори”, “Эстафета с ноори”, прыжки через
препятствия, круговая эстафета и другие.
Раздел
лыжная
подготовка
в
5-9
классах
включает
практически
весь
арсенал
техники
лыжника:
передвижение
основными
способами
ходов,
преодоление
подъёмов различными способами, спусков и неровностей на них, торможений и
поворотов. Техника лыжника, как известно, базируется на оптимальном развитии
всех двигательных качеств. Без достаточной силы нельзя выполнить мощное и
правильное
по
форме
отталкивание
лыжами
и
палками,
а
без
развитой
выносливости
–
сохранить
силу
и
форму
отталкиваний
на
протяжении
всей
дистанции
лыжных
гонок.
Отсюда
важность
развития
этих
качеств
и
для
технической
подготовки
лыжника.
Выбор
игр
обширен.
Можно
с
успехом
повторить игры 1-4 классов, изменяя их условия, величину лыжных отрезков,
дозировку.
Также
можно
использовать
игры
тренирующие,
развивающие
специальные
качества:
скоростную,
силовую
и
общую
выносливость:
“Лисий
след”,
“Скользи
дальше”,
“Слалом
на
равнине”,
“Повороты”,
“Эвенкийские
гонки”
и
др.
Программой
лыжной
подготовки
для
учащихся
10-11
классах
предусматривается обучение переходам с одновременных ходов на попеременные
и наоборот, преодолению препятствий, обгону на дистанции и финишированию.
Можно
использовать
большую
часть
игр,
при
необходимости
усложняя
их
условия. Так, например, игру “Маамыкта” можно проводить как соревнования на
лучшую
технику
смены
ходов,
оценивая
правильность
смены
в
баллах.
Совершенствуя полуконьковый и коньковый ходы, игры можно проводить с их
использованием:
“Эстафета
с
препятствиями”,
“Сыалы
унунэн
быра5ыы”,
“Лучший гонщик в упряжке с оленями”.
Учащиеся с удовольствием занимаются на таких уроках, т.к. они необычны по
содержанию,
не
стандартны
по
своей
форме,
интересны,
нравятся
ребятам
доступностью,
разнообразием
двигательной
деятельности,
возможностью
проявить индивидуальные качества, инициативу.
Но
больше
всего
ребята
любят
лапту.
Лапта
развивает
у
детей
смекалку,
находчивость, быстроту в беге. А если ученик быстро бегает, значит, он будет
способен и далеко прыгать, сноровисто и целесообразно выполнять на уроках
различные двигательные задачи. Для игры в лапту не требуется дорогостоящий
инвентарь. Нужна ровная площадка (спортивный зал), бита и мяч. Можно играть
по обычным правилам, а сколько можно ещё изменять, добавлять, усложнить. В
ней
содержится
всё
многообразие
вариантов.
Она
каждый
раз
другая,
новая,
неповторимая.
По игре в лапту и национальным видам спорта можно проводить соревнования –
это даёт ещё больший импульс обучению, а стоит ли говорить об эмоциональной
насыщенности, интересе, азарте, стремлении победить, о физической подготовке
и укреплении и сохранении здоровья учащихся.
Заключение. Таким образом, можно утверждать, что в результате применения
элементов национальных видов спорта, танцев и народных игр повысился уровень
физического и моторного развития школьников. Это обстоятельство позволяет
сделать
учебный
процесс
соприродным
и
сообразным
всей
национальной
культуре, сохранить и развить народные традиции. В соединении с общемировой
культурой и практикой физического и нравственного совершенствования ребенка
обращение к истокам национальной якутской и эвенкийской традиции делает
сам учебный процесс более эффективным , органичным и современным фактором
совершенствования личности.
Использованная литература:
.
Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека к герцогу Гольштейн
Аугустенбургскому // Собр. соч.: В 4 т. СПб., 1902. Т. 4.
2. Спенсер Г. Основания психологии. СПб., 1867.
3. Groos K. Die Spiele die Menschen. 1899.
4 . Колоцца Д. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. М.,
1911.
5. Бойтендайк Ф. Игра человека и животного. М., 1935.
6. Плеханов Г.В. Письма без адреса. М., 1956.
7. Хёйзинга И. Homoludens: В тени завтрашнего дня. М., 1992.
8 . Выготский
Л.С.
Игра
и
ее
роль
в
психическом
развитии
ребенка
//Вопр.
психологии. 1966. № 6.
9. Спасский Г. О забайкальских тунгусах // Сибирский вестник. 1822.
10.Вениаминов И. Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Ч. 2–3.
11.Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь. М., 1882.
12.Кривошапкин М. Об остяках, тунгусах... // Записки Сибир. отд-ния Рус. географ.
о-ва. Иркутск, 1863. Кн. 6, гл. 1.
13.Шренк Л.И. Об инородцах Амурского края: В 3 т. СПб., 1903. Т. 3.
14.Городков Б. Поездка в Салымский край // Ежегодник Тобол. губерн. музея. 1913.
Вып. 21.
15.Шульц Л. Краткое сообщение об экскурсии на реку Салым Сургутского уезда //
Ежегодник Тобол. губерн. музея. 1913. Вып. 21.
16.Шухов И.Н. Река Казым и ее обитатели // Ежегодник Тобол. губерн. музея.
1915. Вып. 26.
17.Дмитриев-Садовников Г. Лук ваховских остяков и охота с ним // Ежегодник
Тобол. губерн. музея. 1914. Вып. 2.
18.Врангель Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому
морю. М., 1948.
19.Петри Б.Э. Игра «кушаки» // Живая старина. 1916. Прил. № 5.
20.Певгова Л.В. Национальные игры детей народов Севера. Л., 1939.
21.Рейнсон-Правдин А. Игра и игрушка народов Обского Севера: Дис.... канд. ист.
наук. М.; Л., 1944–1945.
22.Богораз В.Г. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии
и этнографии АН СССР. М., 1949. Т. 11.
23.Меновщиков
Г.А.
Эскимосы:
Научно-популярный
историко-этнографический
очерк об азиатских эскимосах. Магадан, 1959.