Автор: Пивоварова Кира Андреевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская областьстатья
Наименование материала: статья
Тема: Американская песня в качестве музыкальной иллюстрации при изучении страноведческого материала
Раздел: среднее профессиональное
Американская песня в качестве музыкальной иллюстрации при изучении
страноведческого материала
Как известно, пение – довольно распространенная форма работы на уроке иностранного
языка. Обращаясь к пению на уроке, учитель одновременно решает сразу несколько задач:
1.
Пение на иностранном языке, особенно в том случае, когда оно предваряется
соответствующими фонетическими упражнениями, способствует улучшению
иноязычного произношения;
2.
Пение – это отличный способ оживить урок, избежать переутомления, снять
напряжение, придать обучающимся необходимую раскованность;
3.
Нельзя, наконец, не учитывать эстетический и воспитательный потенциал пения,
приобщающего учащихся к музыкальной культуре народа, чей язык они изучают.
Многолетний опыт подсказывает, что иноязычное пение на уроке не должно сводиться к
простому разучиванию и исполнению английской или американской песни. Его
эффективность резко возрастает, если содержание песни каким-то образом увязывается с
содержанием изучаемого на уроке материала.
Но в праве ли мы, особенно с учетом крайне ограниченного бюджета времени, отводимого
на овладение иноязычной речью в школе, уделять много времени пению (пусть даже
пению на изучаемом языке)?
Многочисленные публикации по лингвострановедческим проблемам обучения
иностранным языкам (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Г.Д. Томахин и др.) не оставляют
места для отрицательного ответа на этот вопрос. Нет никакого сомнения в том, что
проникновение в стихию изучаемого языка предусматривает не только знакомство с его
фонетикой, лексикой и грамматикой. Оно не может быть достаточно глубоким без
знакомства и с соответствующими лингвострановедческими реалиями, важную часть
которых составляет музыка народа – носителя языка.
Можно использовать несколько видов работы с песней, обладающей интересующей
информацией.
Первый вид - работа с целой песней. Для того, чтобы использовать в классе данный вид
работы, необходимо иметь в наличии англоязычную песню, действительно насыщенную
социокультурной информацией. Однако, довольно сложно найти такую песню, которая
отвечала бы сразу нескольким требованиям: была бы интересной для учащихся, обладала
бы методической ценностью.
Другим видом работы может стать использование коротких отрывков песни в течение
небольшого количества времени на уроке. Такой вид работы целесообразно использовать в
качестве иллюстрации того или иного явления, которому посвящен урок. Отрывок из
песни можно использовать, например, в качестве предисловия к какой-либо теме.
Однако, наиболее методически обоснованным можно считать такой вид работы, как
использование попурри. Попурри - это «нарезка» фрагментов различных песен, которые
содержат какие-либо факты жизни страны изучаемого языка, политической системы,
культуры, досуга и т.д. С помощью попурри легче представить информацию, собрать ее
воедино. Недостатком данного вида работы является необходимость в технических
средствах для записи и большие временные затраты на поиски песен. Однако, это может
окупиться, т.к. использование песни является огромным стимулом для учеников. Наиболее
значимые достоинства данного вида работы - информативная ценность попурри. Во-
вторых, попурри позволяет сэкономить время. В- третьих, такой вид работы позволит
использовать молодежные песни, а применение именно молодежных песен будет наиболее
эффективным средством повышения мотивации учащихся и изучению иностранного
языка. В-четвертых, использование песен различных направлений позволит добиться того,
что самые различные музыкальные пристрастия могут быть удовлетворены, а это поможет
добиться более высокого личного вовлечения учащихся, что также приведет к повышению
мотивации к обучению.
Технология использования музыкальных произведений в процессе обучения
иностранному языку дает положительные результаты, если применяется определенная
последовательность приемов, которая может быть представлена рядом этапов:
1. Краткое ознакомление учащихся с автором произведения, а также с обстоятельствами
создания данного произведения.
2. Прослушивание музыкального произведения.
3. Контроль общего понимания с помощью вопросов.
4. Снятие языковых трудностей и уточнение понимания отдельных фрагментов
произведения.
5. Перевод песни на родной язык.
6. Анализ произведения (его композиции, образов, идей, стиля).
7. Повторное прослушивание песни.
8. Фонетическая отработка отдельных словосочетаний, синтагм и предложений.
9. Пение.
10. Обсуждение произведения и его оценка.
11. Сопоставление имеющихся литературных переводов произведения с переводами,
выполненными учащимися, их обсуждение.
12. Подбор иллюстраций к песне.
Таким образом, песенный жанр благодаря наличию вербального текста способен точно и
образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка;
воздействовать на интеллект, эмоции ребенка и его образно-художественную память;
содействовать эстетическому воспитанию обучающихся.
Таким образом, использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому
способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов
непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность
запоминаемого материала.