Напоминание

Американская песня в качестве музыкальной иллюстрации при изучении страноведческого материала


Автор: Пивоварова Кира Андреевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская областьстатья
Наименование материала: статья
Тема: Американская песня в качестве музыкальной иллюстрации при изучении страноведческого материала
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Американская песня в качестве музыкальной иллюстрации при изучении

страноведческого материала

Как известно, пение – довольно распространенная форма работы на уроке иностранного

языка. Обращаясь к пению на уроке, учитель одновременно решает сразу несколько задач:

1.

Пение на иностранном языке, особенно в том случае, когда оно предваряется

соответствующими фонетическими упражнениями, способствует улучшению

иноязычного произношения;

2.

Пение – это отличный способ оживить урок, избежать переутомления, снять

напряжение, придать обучающимся необходимую раскованность;

3.

Нельзя, наконец, не учитывать эстетический и воспитательный потенциал пения,

приобщающего учащихся к музыкальной культуре народа, чей язык они изучают.

Многолетний опыт подсказывает, что иноязычное пение на уроке не должно сводиться к

простому разучиванию и исполнению английской или американской песни. Его

эффективность резко возрастает, если содержание песни каким-то образом увязывается с

содержанием изучаемого на уроке материала.

Но в праве ли мы, особенно с учетом крайне ограниченного бюджета времени, отводимого

на овладение иноязычной речью в школе, уделять много времени пению (пусть даже

пению на изучаемом языке)?

Многочисленные публикации по лингвострановедческим проблемам обучения

иностранным языкам (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Г.Д. Томахин и др.) не оставляют

места для отрицательного ответа на этот вопрос. Нет никакого сомнения в том, что

проникновение в стихию изучаемого языка предусматривает не только знакомство с его

фонетикой, лексикой и грамматикой. Оно не может быть достаточно глубоким без

знакомства и с соответствующими лингвострановедческими реалиями, важную часть

которых составляет музыка народа – носителя языка.

Можно использовать несколько видов работы с песней, обладающей интересующей

информацией.

Первый вид - работа с целой песней. Для того, чтобы использовать в классе данный вид

работы, необходимо иметь в наличии англоязычную песню, действительно насыщенную

социокультурной информацией. Однако, довольно сложно найти такую песню, которая

отвечала бы сразу нескольким требованиям: была бы интересной для учащихся, обладала

бы методической ценностью.

Другим видом работы может стать использование коротких отрывков песни в течение

небольшого количества времени на уроке. Такой вид работы целесообразно использовать в

качестве иллюстрации того или иного явления, которому посвящен урок. Отрывок из

песни можно использовать, например, в качестве предисловия к какой-либо теме.

Однако, наиболее методически обоснованным можно считать такой вид работы, как

использование попурри. Попурри - это «нарезка» фрагментов различных песен, которые

содержат какие-либо факты жизни страны изучаемого языка, политической системы,

культуры, досуга и т.д. С помощью попурри легче представить информацию, собрать ее

воедино. Недостатком данного вида работы является необходимость в технических

средствах для записи и большие временные затраты на поиски песен. Однако, это может

окупиться, т.к. использование песни является огромным стимулом для учеников. Наиболее

значимые достоинства данного вида работы - информативная ценность попурри. Во-

вторых, попурри позволяет сэкономить время. В- третьих, такой вид работы позволит

использовать молодежные песни, а применение именно молодежных песен будет наиболее

эффективным средством повышения мотивации учащихся и изучению иностранного

языка. В-четвертых, использование песен различных направлений позволит добиться того,

что самые различные музыкальные пристрастия могут быть удовлетворены, а это поможет

добиться более высокого личного вовлечения учащихся, что также приведет к повышению

мотивации к обучению.

Технология использования музыкальных произведений в процессе обучения

иностранному языку дает положительные результаты, если применяется определенная

последовательность приемов, которая может быть представлена рядом этапов:

1. Краткое ознакомление учащихся с автором произведения, а также с обстоятельствами

создания данного произведения.

2. Прослушивание музыкального произведения.

3. Контроль общего понимания с помощью вопросов.

4. Снятие языковых трудностей и уточнение понимания отдельных фрагментов

произведения.

5. Перевод песни на родной язык.

6. Анализ произведения (его композиции, образов, идей, стиля).

7. Повторное прослушивание песни.

8. Фонетическая отработка отдельных словосочетаний, синтагм и предложений.

9. Пение.

10. Обсуждение произведения и его оценка.

11. Сопоставление имеющихся литературных переводов произведения с переводами,

выполненными учащимися, их обсуждение.

12. Подбор иллюстраций к песне.

Таким образом, песенный жанр благодаря наличию вербального текста способен точно и

образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка;

воздействовать на интеллект, эмоции ребенка и его образно-художественную память;

содействовать эстетическому воспитанию обучающихся.

Таким образом, использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому

способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов

непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность

запоминаемого материала.



В раздел образования