Автор: Путилина Марина Анатольевна
Должность: преподаватель информационных технологий
Учебное заведение: ВГБОУ ВО МГЕУ им. Г.И. Носова, Многопрофильный колледж
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинской области
Наименование материала: статья Интерактивная система "Вотум" как основной инструмент диагностики и мониторинга качества знаний в образовательном учреждении в рамках требований ФГОС третьего поколения
Тема: Педагогический мониторинг в системе образовательного учреждения как технология управления качеством образования
Раздел: среднее профессиональное
Педагогический мониторинг в системе образовательного учреждения
как технология управления качеством образования
Действующие развивающие системы обучения главными задачами ставят общее развитие учащихся,
развитие интеллекта, воли, чувств, формирование теоретических возможностей, сознания и мышления на
основе учебной деятельности.
В процессе обучения школьники будут вести наблюдение,
рассуждать, сравнивать, классифицировать,
устанавливать связи, закономерности, делать выводы и т. д.
Мой опыт свидетельствует о том, что диапазон отметок, выставленных за один и тот же устный ответ
ученика или за одну и ту
же письменную работу несколькими учителями без взаимодействия
друг с
другом,
нередко
располагается
по
всей
сегодняшней
четырёхбалльной
шкале.
Более
того,
нередки
ситуации, когда совершенно различно оцениваются один и тот же ответ или работа ......................ученика в
ходе повторной проверки с незначительным интервалом времени. Такая субъективная оценка неверно
ориентирует участников образовательного процесса - учителя, ученика, родителя - в
достижениях и
выявленных пробелах, нарушает мотивацию к: обучению, снижает интерес к приобретению знаний, ведёт
к конфликтным ситуациям между учеником и учителем, между учителем и родителями.
Мне
кажется, что основой оценивания знании должно быть не столько освоение школьником
программных требований, сколько
изменение его собственного состояния, что оценивать нужно лишь
степень продвижения ученика в освоении предметных умений и навыков по отношению ко вчерашним
достижениям.
Убеждена:
выставлению отметки ученику должны
предшествовать диагностика обученности и
целенаправленная коррекционная работа по её итогам. Лишь после такой совместной работы с учеником
учитель может достоверно оценить его труд и
учебные достижения. В этом случае оценка становится
нравственным и понятным ученику стимулом. Педагогическая диагностика, таким образом, рассматривает
результат обученности как процесс труда не только ученика, но и учителя; успешность школьника вместе с
его
возможностями,
способностями,
склонностями,
а
деятельность
педагога
-
сообразно
с
его
возможностями
и
условиями
труда.
Диагностирование
не
ограничивается
одной
лишь
отметкой,
а
включает
проверку,
оценивание,
накопление
статистических
данных,
их
анализ,
прогнозирование
дальнейших способов Педагогического взаимодействия учителя и ученика.
В течение нескольких последних лет в нашем муниципальном общеобразовательном учреждении
средней
общеобразовательной
школе
N30
действует
проблемная
группа
учителей,
работающих
над
освоением
педагогической
диагностики.
Это
расширило
и
теоретические
горизонты
учителей,
и
их
практическое
овладение
методами
диагностики,
которая
стала
не
способом
определения
разовых
результатов, а инструментом управления качеством образования каждого ученика.
Управление качеством образования стало сегодня модным
лозунгом. Но без постоянного изучения
возможностей каждого ученика, его обученности, без адресной индивидуальной работы этот важнейший
управленческий аспект так и останется декларацией.
В своей педагогической практике я уделяю большое внимание диагностике уровня знаний и умений,
контролю
за
достижением
уровня
обязательных
результатов
обучения.
Проблему
диагностики
и
мониторинга знаний, умений, навыков учащихся в ходе тематического контроля я считаю для себя наиболее
актуальной.
В ходе регулярного тематического контроля проведение диагностики и мониторинга знаний, умений и
навыков учащихся даст мне возможность добиваться положительных результатов по повышению качества
знаний.
Для нивелирования недостатков какого - либо одного метода контроля использую разнообразные формы
контроля. Ведь шаблон в контроле знаний недопустим, а проверять необходимо не только запоминание, но
и глубокое осмысление учебного материала.
Все работы, проводимые мною, были собраны в банк измерителей по предмету.
Банк измерений представляет собой сборник различных видов контроля по всем основным темам.
Тематика
банка
измерителей
соответствует
с
пользуемым
мною
учебникам.
Собранные
материалы
предназначены для организации тематического контроля. Они:
> позволяют охватить большой объем материала, минимизируя при этом время, выделяемое на контроль;
> позволяют обеспечить дифференциацию знаний и умений учащихся;
> хорошо приспособлены для реализации принципа «сложение успехов на этом этапе контроля, то
есть суммирование баллов за задания разного уровня и выставления оценки на основе общей суммы
баллов;
>
приучают
учащихся
к
самоконтролю,
так
как
нередко
при
выполнении
последующих
задании
используются результаты или методы выполнения предыдущих;
> способствуют развитию у учащихся исследовательских навыков.
Собранные материалы апробированы мною в процессе
проведения
тематического контроля. Опыт
использования этих работ показал их реалистичность в отношении требований к учащимся,
адекватность
потребностям общеобразовательной подготовки учащихся в применении математики и эффективность для
организации учебного процесса.
Как правило, в начале каждого учебного года провожу следующую работу:
•
осуществляю проверку готовности учащихся к изучению предмета (проверка выполнения
летнего
задания,
предусматривающего повторения основных вопросов теории и
практики курса прошлого
учебного года);
•
разрабатываю и осуществляю адаптационную программу в новых классах.
С этой целью осуществляю следующее:
- провожу входное тестирование;
- по итогам тестирования составляю матрицу результатов контроля, в которой отмечается выполнимость
каждого задания, содержание ошибок и оценка;
- делаю выводы;
- составляю план работы по устранению пробелов;
- даю рекомендации учащимся по доработке отдельных вопросов;
Такие матрицы результатов с соответствующим анализом составляю по всем контрольным работам.
Хорошо продумав систему педмониторинга, можно добиться положительных результатов учащихся.