Напоминание

Деятельностный подход на уроках чтения как средство повышения познавательного интереса и качества знаний учащихся


Автор: Чеснокова Лидия Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ООШ с.Загарье Юрьянского района
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Деятельностный подход на уроках чтения как средство повышения познавательного интереса и качества знаний учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




«Деятельностный подход на уроках чтения как средство повышения

познавательного интереса и качества знаний учащихся»

(из опыта работы учителя начальных классов Чесноковой Лидии Михайловны)

Работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России», который разработан в

соответствии с Государственным стандартом начального общего образования. В основу

ФГОС НОО положен деятельностный подход к обучению читательской грамотности на

уроках литературного чтения. Он обеспечивает активную учебно-познавательную

деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному

образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в

познавательной деятельности.

Выбор темы определён несколькими условиями. Прежде всего, это инновационные

процессы, протекающие в современном образовании и диктующие принципиально новые

подходы к его содержанию.

Мое педагогическое кредо: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они

будут открывать это новое сами. Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить

собственные идеи» (И.Г. Песталоцци).

Чтобы учащиеся овладели навыком чтения как одним из важнейших общеучебных

умений, делаю акцент на формирование культуры чтения.

Ученики выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

- работают с источниками информации;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах,

моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению, работая в группах и

парах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является

системность, я стараюсь применять его на различных этапах урока.

Нестандартный вход в урок:

-цепочка признаков;

-я беру с собой…;

-серия вопросов «ДА», «НЕТ»;

-толстый и тонкий вопрос;

-корзина идей;

- вопросительные слова.

На этапе мотивации к учебной деятельности организую осознанное вхождение в

пространство учебной деятельности на уроке: настраиваю детей на работу, проговаривая с

ними задачу урока, высказываю добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или

предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке: девизы («С

малой удачи начинается большой успех!», «Принцип три П. Познаём, пробуем, помогаем».

«Не стыдно не знать, стыдно не хотеть» и т.д.

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового

материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для

восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся

знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных

операций.

На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращаю на

отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и

тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление

нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем, памяток.

Методики:

-хорошо – плохо;

-лови ошибку;

- мозговой штурм;

-генератор идей.

Урок начинаю с игровой артикуляционной разминки:

1.

работаем над постановкой дыхания и развиваем четкость произношения. Чем

глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения: вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо,

1,2-глубокий вдох (про себя),3-задержали дыхание, выдох - плавный счет от 1 до

10(или пока хватает дыхания);

2.

работаем со скороговорками, чистоговорками, четкое чтение абзацев, строф,

пословиц, сочетания и предложения из текста, предложенного для работы в классе

и дома.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка

правильного чтения:

- к окончанию слова: вода - водный; белый - бельё; чистого берега – у дальнего леса;

- к корню слова: чистота - частота; девушка - дедушка;

- деление трудного слова на более легкие.

- прием взаимопроверки (работают в парах: один читает - сосед слушает и следит за

правильностью, отмечая ошибки, затем меняются);

- Чтение «Кто играет в прятки?» Среди случайного набора букв надо найти и прочитать

слова, узнать, кто играет в прятки: звери, птицы, насекомые и т.д. Эта игра помогает

пополнять словарный запас, развивает внимание, зоркость при чтении. Карточки можно

использовать на уроках русского языка (орфограммы), окружающего мира и др.

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память:

игра «Слова»: назвать как можно больше слов, относящихся к определенной теме,

например: школа, город и т.д.;

игра «Кто больше запомнит»: один назвал любое слово, другой его повторил и

сказал свое слово и т.д.;

чтение и воспроизведение «пирамидок» (что запомнил): снег – весна – ручейки -

зеленеет;

написание зрительных диктантов

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение

угадывать последующий текст:

«Губы»: используется детьми для разграничения чтения про себя и чтения вслух.

По команде читать про себя прикладывают к губам указательный палец.

«Угадай» (развитие смысловой догадки-антиципации слов, предложений). Тексты

выбираются из известных детям произведений, например, «Репка».

По… де… ре…. Вы… ре… бо… - пре…. Ста… де… ре… тя…. Тя… - потя…, вы…

не мо… .

«Финиш». Называется текст по учебнику, указывается слово, до которого дети

должны как можно быстрее дочитать. Дочитав, поднимают руку. Учитель

выборочно проверяет правильность, задавая вопросы. Тем самым предупреждает

скольжение по тексту.

Использую:

чтение вслух по «цепочке», «комментированное чтение»;

чтение за диктором;

чтение в паре с товарищем;

чтение с отрывом взгляда от текста;

чтение молча

На каждом уроке использую прием стимулирования. Например, в конце урока за 3-4

мин до звонка, проводим самозамер скорости чтения. Результаты записывают в

читательский дневник.

Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к

самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подвожу итог. На

этапе первичного закрепления мои ученики выполняют тренировочные упражнения с

обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов

действия:

-изобретатели

-ситуационные задачи

-рюкзак заданий (корзинка)

-задаём вопросы

-ромашка Блума.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую

индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на

применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с

эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают

способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать.

Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха, использую взаимопроверку.

На этапе закрепления и повторения ученики определяют границы применимости

нового знания, тренируют навыки его использования совместно с раннее изученным

материалом, и повторяют содержание, которое потребуется на следующих уроках. При

повторении использую игровые элементы: сказочные персонажи, соревнования. Это

способствует положительному эмоциональному фону, развитию у детей интереса к

урокам.

При подведении итога на этапе рефлексии фиксируем изученное новое знание и его

значимость, организую самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее

задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные

достижения и его проблемы.

Использую такие методики:

-Моё настроение

-Я понял, не понял

-Я могу помочь другим

-Синквейн ( 5 строк. существ., 2 прилаг.,3 глагола, фраза, ассоциация или синонимы)

Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление

учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется

и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: дети учатся

анализировать учебный материал, сравнивать, устанавливать в нем логику, размышлять,

формулировать, доказывать, не бояться высказывать свою точку зрения. Использование

приемов системно - деятельностного подхода на различных этапах урока чтения

способствует повышению познавательного интереса младших школьников, усилению их

субъектной позиции в учебном процессе и формированию функционально-грамотной

личности, а значит и качества знаний.

Совокупность образовательных технологий, методов и приемов системно -

деятельностного подхода дает возможность учителю творить, искать, становиться в

содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокий результат,

формировать у учеников универсальные учебные действия и готовить их к продолжению

образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.



В раздел образования