Напоминание

Профилактика обострения кризиса трех лет


Автор: Коссе Светлана Федоровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань "Детский сад № 6 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика обострения кризиса трех лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор: Коссе Светлана Федоровна

Должность: педагог-психолог

Учебное заведение: МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад № 6 «Рябинка»

Населённый пункт: город Нягань Тюменская область

Профилактика обострения кризиса трех лет.

Малышу исполнилось три года. Он стал более самостоятельным, независимым и

активным. Вы, несомненно, это заметили. Почти для всех деток и родителей период

трех лет трудный. Почему?

Возрастные кризисы – это условное наименование переходных этапов от одного

возрастного периода к другому. Наиболее ярко выражен «кризис в возрасте трех лет». На

этом возрастном этапе происходит решительная смена всей социальной ситуации развития

ребенка: возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида

ведущей

деятельности

другим.

Переход

носит

скачкообразный

характер

и

нередко

сопровождается проявлением негативных черт поведения (упрямства, негативизма). Но

если сами переходы закономерны и необходимы, то негативные проявления свидетельство

трудностей

перехода

к

новому

периоду,

связанных

с

конкретными

условиями

жизни

данного ребенка. Воспитание ребенка на переходном этапе его развития требует особого

внимания со стороны как педагогов, так и родителей.

Детские психологи описывают семь основных особенностей («семизвездие»), характерны

для поведения ребенка в период кризиса трех лет

Как угодно, лишь бы не так.

Это негативизм

это первая составляющая «семизвездия». Именно он вынуждает

ребенка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному

желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что ему не

хочется, а только потому, что его об этом попросили.

Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий

приказ. Бывает, что на любое высказывание взрослого отвечает наперекор. Причем малыш

отвечает отказом даже в том случае, если минуту назад страстно хотел сделать именно это.

Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребенок поступает наперекор

своему желанию. При непослушании он следует своему желанию, которое идет вразрез с

намерениями взрослого. Негативизм избирателен. Главный мотив, который им движет

сделать не так, как просят, а наоборот.

СОВЕТ: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы

видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури

эмоций.

Я так решил.

Итак, упрямство – вторая составляющая «семизвездия» кризиса трех лет. Когда ребенок

упрямится, он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому,

что он этого потребовал. Малыш делает наперекор другим из-за того, что он так сказал и

не желает менять своего решения.

Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым усугубляя и

закрепляя проявления упрямства загоняя ребенка в угол, лишая возможности выйти с

достоинством из конфликтной ситуации.

СОВЕТ: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не

равны.

Пойти туда, не знаю куда

Строптивость – третья составляющая «семизвездия» кризиса трех лет, очень похожа на

негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека. Это протест

против самого образа жизни

СОВЕТ: отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять

минут малыш неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно

возражал.

Я сам.

Своеволие – четвертая составляющая «семизвездия» кризиса трех лет. Оно проявляется

в

том,

что

ребенок

хочет

делать

все

сам,

даже

если

не

умеет.

Это

потребность

в

самостоятельности- жизненно важная для трехлетних детей.

СОВЕТ: позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы

уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.

Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у каждого

трехлетнего ребенка. Но иногда рядом с этими особенностями бывают и другие.

Бунт на корабле.

Протест – бунт – пятая особенность «семизвездия» кризиса трех лет. Проявляется в

том, что поведение ребенка носит протестующий характер, как будто малыш находится в

состоянии войны, постоянном конфликте с окружающими. В результате кризиса часто

ссорится с родителями.

СОВЕТ: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы

уверены в своей правоте.

Не нужны мне ваши книжки!

Это обесценивание – шестая особенность «семизвездия» кризиса трех лет. Теряются

старые привязанности ребенка к людям, правилам поведения, вещам. Ребенок может

начать употреблять бранные слова, которые до сих пор не принято произносить дома.

Иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых бабушек и дедушек, мам и пап.

Кроме того для

трехлетнего ребенка могут потерять ценность еще совсем недавно

обожаемые им игрушки и книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им

негативные названия.

СОВЕТ: существует множество развивающих занятий для ребенка, запишите

малыша в секцию, вместе займитесь лепкой, рисованием или сборкой конструктора.

Властелин семьи

Это деспотизм – седьмая особенность «семизвездия» кризиса трех лет. Он чаще всего

проявляется

в

семье

с

единственным

ребенком.

Малыш

старается

добиться

того

пожелания, которое занимал в раннем детстве, когда исполняли все его желания. Ребенок

хочет попросту стать «господином пожелания»

Если в семье несколько детей, эту особенность можно назвать ревностью. Ребенок все

также стремится к власти, поэтому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми

он вынужден делить власть.

Не нужно думать, что все эти черты обязательно расцветут во всей красе у вашего

трехлетки. Помните: кризис трех лет – это бунт против родителей, которые ведут себя

авторитарно, а также сопротивление нормам и опеке, которые устарели ведь ребенок

вырос. Это протест малыша, желающего самостоятельности. Первый признак – словарный

запас ребенка пополняется словом «Я». Дети начинают себя так называть после двух лет,

поэтому особенности возрастного кризиса могут проявляться и раньше.

СОВЕТ: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени

малышу. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов

и истерик.

Как не надо вести себя с трехлеткой.

1.

постоянно ругать и наказывать малыша за все неприятные для вас проявления

самостоятельности.

2.

говорить «да», когда необходимо твердое «нет».

3.

пытаться любыми путями сгладить кризис.

4.

приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что

потом любое поражение для него станет трагедией

5.

подчеркивать свои силу и превосходство, противодействуя ребенку во всем. Чуть

позже это приведет или к безразличию, или к разным видам завуалированного

мщения исподтишка.

ВАЖНО

Чтобы

данный

этап

прошел

благополучно,

любите

ребенка,

создавайте

ему

условия

для

удовлетворения

возрастных

жизненно

важных

потребностей,

а

особенно в самостоятельности.



В раздел образования