Напоминание

Свойства песка


Автор: Ковчик Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №1561
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: Свойства песка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занятие «Песок и его свойства» Цель: 1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка, его происхождением через исследовательскую деятельность. 2.Закрепить и уточнить знания детей на основании элементарных опытов о свойствах песка. 3.Развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать познавательный интерес. Оборудование: баночки с песком, баночки с водой, ложечки, магниты, деревянные палочки, лупы, штатив с воронкой, фотографии с использованием песка. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, от нашего друга профессора Знайки, он нас всех приглашает в гости в лабораторию. А скажите, что такое лаборатория? Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты. Воспитатель: правильно, молодцы! Сегодня мы отправимся в лабораторию, а с чем это будет, сюрприз. Дети заходят в лабораторию. Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, профессор Знайка приготовил нам волшебный мешочек, а что там находится, мы сейчас с вами узнаем. (Предлагаю детям засунуть руку в мешочек и на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей (соль, мука, сахар, песок и т.д.). Читаю загадку: Он и желтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей, Если хочешь, можешь брать, И играть (Песок). Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке. Дети: В мешочке песок. Воспитатель: А что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое. Воспитатель: сегодня вы будите исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А как вы думаете где проводят исследования? Дети: В лаборатории. Воспитатель: Что такое лаборатория? Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты. Воспитатель: сегодня вы отправляетесь в лабораторию, для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Для того чтоб проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах. Дети: дети перечисляют оборудование Опыт № 1 (что какое песок, из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их. Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый. Опыт № 2 (детям предлагается пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком деревянную палочку, поводить палочкой в разных направлениях). Вывод: песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый. Опыт № 3 (взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать, то образуются сплыв. Можно подуть на песок имитируя ветер, частички песка передвинутся). Вывод: песок может двигаться. Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся. (под музыку проводится физкультминутка) Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули Два - три нагнулись, пол достали А четыре - прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся на свои места и продолжаем исследовать песок. Опыт № 4 (в баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду. Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду. Опыт № 5 (в воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок (надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить в влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т.к воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму. Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой. Воспитатель: Ребята, сегодня предметом нашего изучения стал песок. А где можно его встретить, где его можно применить мы с вами рассмотрим на картинках. На картинах показаны изображения, где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда
нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать.


В раздел образования