Напоминание

"Групповые формы работы на уроках в начальной школе."


Автор: Починок Вера Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №33
Населённый пункт: г. Симферополь Республика Крым
Наименование материала: статья: Групповые формы работы на уроках в начальной школе.
Тема: "Групповые формы работы на уроках в начальной школе."
Раздел: начальное образование





Назад




Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

(из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ

№33 г. Симферополя – Починок В. Н.)

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у

детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную

деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю

объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает

возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся:

учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать

группам задания дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

Дети работают по индивидуальным карточкам.

После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, строится

работа в парах по типу « учитель- ученик». В первом классе главным становится

выработка умения договориться, умение общаться. Знакомимся с правилами общения:

как сидеть за партой, как вести общение с собеседником, как попросить о помощи и

т.д.

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на

уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры,

обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе

учебной дискуссии, учебного диалога.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса.

Знакомлю учащихся с правилами работы в группах:

Запомни и соблюдай простые правила:

1.

Уважай своего товарища.

2.

Умей каждого выслушать.

3.

Не согласен – предлагай!

Для работы в группе мы с придумали условные знаки, которыми дети пользуются и

сами их нарисовали.

– прошу тишины,

– спасите,

– запутались,

– просим помощи,

– эврика.

В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения

общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре

смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как

соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай

ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте

такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере

показываем как нужно работать.

Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаю учеников, вырабатываю умения и навыки работы в паре.

Работа ведётся систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в

начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при

повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять

можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт,

взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по

вариантам с последующей взаимопроверкой).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме,

ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что

рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два

любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к

услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему?

для чего? и задайте их друг другу.)

Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально,

всем классом.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они

выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно,

чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в

этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем,

свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны

временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются

по теме урока.

Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу

сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ

выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При

групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в

собственных силах.

Работа в группах

Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по

содержанию, а также за счёт определённой расстановки мебели.

Дети, работая группами:

решают, составляют задачи,

ищут наиболее рациональный способ решения;

составляют план произведения, инсценируют;

готовят коллективный пересказ,

пишут продолжение рассказа;

разгадывают кроссворды, головоломки.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке

развития речи одна группа пишет текст - повествование «Зима пришла», вторая группа

– текст - описание «Зимний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю

зиму?»

При изучении рассказа М. Горького «Воробьишко», первая группа рисует обложку для

книжки или самого Пудика, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают

основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.

Интересный приём «Ручеёк».

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы я заготавливаю

к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от

друга. Для ребят второго и третьего ряда составляю аналогичные карточки. После

работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант

начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные

передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики

следующего варианта не займут свои места.

Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.

На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём, сначала дети

невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается

работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться

в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.

Моделирование урока с применением стратегии «Зигзаг».

Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную

дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого

члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает

информацию.

Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в группу, теперь у всех

членов группы одинаковые карточки.

- Обсудите в группе свой материал, решите какие сведения представляют особый

интерес, подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы).

Важное место занимает при работе в группах это деление на группы.

Как может происходть деление на группы?

1. По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.

2.Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности

3.По определенному признаку. Такой признак задается либо ведущим, либо

выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная —

согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по

цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

4.По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться

организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать

и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется

самими «лидерами».

5.По выбору педагога В этом случае ведущий создает группы по некоторому

важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические

задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными

возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе

команды. ( В моём классе чаще всего происходит деление на группы по желанию, если

задаётся внеклассное задание, случайным образом – влияет посадка детей по рядам и

по выбору педагога, т. к. делаю группы равноценные)

Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) – выступлением

членов от каждой группы.



В раздел образования