Напоминание

"Исследовательская деятельность как один из этапов проектирования"


Автор: Клушина Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ермаковский детский сад№2" комбинированного вида
Населённый пункт: село Ермаковское Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Исследовательская деятельность как один из этапов проектирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Составила воспитатель

Клушина Татьяна Васильевна

МБДОУ «Ермаковский детский сад №2»

комбинированного вида.

Село Ермаковское Красноярский край.

Исследовательская деятельность как один из этапов проектирования.

Самостоятельно

дошкольник

еще

не

может

найти

ответы

на

все

интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. Во всех дошкольных

учреждениях наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения

воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы

проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моде-

лирование

проблемных

ситуаций,

экспериментирование,

опытно-

исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок

и т. д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер:

логические

задания

практикуются

лишь

на

отдельных

занятиях

по

математике,

ознакомлению

с

окружающим,

развитию

речи

или

конструированию.

Для

закрепления

полученных

знаний,

умений

и

навыков

широко

используются

комплексные

тематические

занятия,

на

которых

на

основе

эмоционального воздействия на ребенка осуществляется взаимосвязь одного

из

разделов

программы

с

другими

в

сочетании

разнообразных

видов

деятельности. Например, на занятиях по теме «Унылая пора, очей очарова-

нье...»

дети

закрепляют

знания

о

явлениях

живой

и

неживой

природы,

слушают

произведения

П.

И.

Чайковского,

исполняют

танцевальные

движения, рисуют. Форма проведения подобных занятий может быть любой:

от

КВН,

путешествий

до

занятий

с

элементами

драматизации.

Однако

интенсивное

изменение

окружающей

жизни,

активное

проникновение

научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходи-

мость

выбирать

более

эффективные

средства

обучения

и

воспитания

на

основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним

из

перспективных

методов,

способствующих

решению

этой

проблемы,

является метод

проектной

деятельности.

Основываясь

на

личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает

познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки

сотрудничества.

Трактовка

сущности

метода

проектов

с

учетом

расширения сферы

применения

от

обучения

до

воспитания,

развития

личности

ребенка

способ

организации

педагогического

процесса,

о снованного

н а

взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой

в

ходе

реализации

проекта

поэтапной

практической

деятельности

по

достижению намеченных целей.

Педагогический

процесс

накладывается

на

процесс

взаимодействия

ребенка

с

окружающим

миром,

освоения

ребенком

окружающей

среды

(природной и социальной); педагогическое воздействие осуществляется в

совместной

с

ребенком

деятельности,

опирается

на

собственный

опыт

ребенка.

Работая

по

методу

проектов,

воспитатель

осуществляет

педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружа-

ющего мира.

Проект — это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них,

это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело,

поэтапное

движение

к

цели,

это

метод

педагогически

организованного

освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в

цепи, развивающей личность программы.

Под

проектом

понимается

самостоятельная

и

коллективная

творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.

В

основе

проекта

лежит

проблема,

для

ее

решения

необходим

исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого

обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод

проектной

деятельности

можно

использовать

в

работе

со

старшими

дошкольниками.

Этот

возрастной

этап

характеризуется

более

устойчивым

вниманием,

наблюдательностью,

способностью

к

началам

анализа,

синтеза,

самооценке,

а

также

стремлением

к

совместной

деятельности.

В

проекте

можно

объединить

содержание

образования

из

различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности

в

о рганизации

совместной

познавательно-поисковой

деятельности

дошкольников, педагогов и родителей.

Работа

над

проектом

имеет

большое

значение

для

развития

познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция

между

общими

способами

решения

учебных

и

творческих

задач,

мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

Через

объединение

различных

областей

знаний

формируется

целостное

видение

картины

окружающего

мира.

Коллективная

работа

детей

в

подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой

деятельности.

Общее

дело

развивает

коммуникативные

и

нравственные

качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что

она

помогает

связать

обучение

с

жизнью,

формирует

навыки

исследовательской

деятельности,

развивает

познавательную

активность,

самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Учитывая

возрастные

особенности

детей

дошкольного

возраста,

не

следует ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить

одновременно

несколько

направлений

деятельности.

Но

индивидуальные

кратковременные проекты могут быть объединены в определенную систему

— сложные длительные проекты или программы. Спецификой проекта яв-

ляется его комплексный интегрированный характер, например: взаимосвязь

экологического

воспитания

с

эстетическим,

экономическим

воспитанием;

практическая

направленность,

включение

ребенка

в

т в о рч е с ку ю

деятельность, организация взаимодействия ребенка с социальной городской

средой.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей

в

различные

виды

творческой

и

практически

значимой

деятельности

в

непосредственном контакте с различными объектами социальной среды, в

практические полезные дела.

Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников (в

группе,

подгруппе,

одновременно

в

нескольких

группах,

по

всему

учреждению, между несколькими учреждениями, с привлечением родителей

дошкольников, посещающих ДОУ, в социуме микрорайона и т. д.), может

быть разделен на несколько возрастных уровней их реализации.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, мы,

педагоги,

осознаём, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества

воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Поэтому

тема

проекта,

его

форма

и

подробный

план

действия

разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания

занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности,

связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в

ДОУ

предметную

среду

таким

образом,

чтобы

она

являлась

«фоном»

к

эвристической

и

поисково-исследовательской

деятельности.

Например,

работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке

можно

поставить

яркие

книги

энциклопедии

для

детей,

альбомы

с

изображениями

растений,

животных,

птиц,

Красную

книгу

природы.

В

игровом

уголке

необходимо

систематизировать

и

поставить

игры

на

экологическую тему.

По

продолжительности

проекты

могут

быть

краткосрочными

(от

1

занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана

действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода,

проходит несколько этапов.

1. Постановка цели.

2. Поиск формы реализации проекта.

3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на

основе тематики проекта.

4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.

5. Определение направлений поисковой и практической деятельности.

6.

Организация

совместной

педагогами,

родителями

и

детьми)

творческой, поисковой и практической деятельности.

7. Работа над частями проекта, коррекция.

8. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого

возраста.

В младшем дошкольном возрасте — это:

— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль

педагога);

— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации

(вместе с педагогом);

формирование

способности

пристально

и

целенаправ ленно

исследовать объект;

формирование

начальных

предпосылок

исследовательской

деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте — это:

формирование

предпо сылок

поисковой

д е я т е л ь н о с т и ,

интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

— формирование умения применять данные методы, способствующие

решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, вести

конструктивную

беседу

в

процессе

совместной

исследовательской

деятельности;

воспитание

способности

выдвигать

гипотезы

и

самостоятельно

формулировать выводы.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Метод

проектов

актуален

и

очень

эффективен.

Он

дает

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать

творческие

способности

и

коммуникативные

навыки,

что

позволяет

ему

успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Уже несколько лет слово «проект» стремительно вошло в жизнь нашего

МБДОУ. Чем заинтересовал нас метод проектов? Прежде всего тем, что он

связан с развивающим, личностно ориентированным обучением, и его можно

использовать в детских садах любого типа, в любой возрастной группе.

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для

решения одной проблемы и применять их на практике. Со своими детьми я

работала над такими долгосрочными проектами, как, например, «Свойства

воды. Три состояния воды», «Что такое гербарий?», «Что за праздник Пасха?»

(в средней группе), «Эти удивительные магниты», «Размножение комнатных

растений черенками» (в разновозрастной группе) и т. д.

Прежде чем начать использовать такую форму работы я

изучила

следующие темы: «Что такое метод проектов?», «Как организовать работу по

реализации проектов в группе», «Разработка плана реализации проектов».

Затем

сформировала основные требования к использованию метода

проекта в детском саду.

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой

требуется исследовательский поиск.

2. Проект — это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и

взрослых.

3. Обязательные составляющие проекта: детская самодеятельность (при

поддержке

педагога),

сотворчество

ребят

и

взрослых,

развитие

коммуникативных

способностей

детей,

познавательных

и

творческих

навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Алгоритм

действия

взрослого

и

детей

на этапах

освоения

проектирования.

1. Ставим перед собой цель, выбираем тему исходя из интересов и

потребностей детей.

2.

Вовлекаем

дошкольников

в

решение

проблемы

(обозначаем

«детскую» цель).

3. Намечаем план движения к цели (поддерживая интересы детей).

4.

Обращаемся

за

рекомендациями

к

специалистам

детского

сада

(творческий поиск).

5. Собираем информацию, материал совместно с родителями и детьми.

6. Осуществляем проект через все виды деятельности детей.

7. Даём домашние задания родителям и детям.

8. Переходим к самостоятельным творческим работам (поиск материала,

информации, поделки, выставки рисунков, альбомы и т. д.).

9. Организуем презентацию проекта (праздники, развлечения, открытые

занятия, акции, КВН), составляем книги, альбомы и т. п.

10. Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете, «круглом

столе», обобщаем опыт.

Одним

из

этапов

метода

проекта

является

исследовательская

деятельность. В своей работе я ставлю проблему и намечаю стратегию и

тактику ее решения, само решение предстоит найти ребенку совместно со

взрослыми,

исследуя

и

проводя

наблюдения

и

эксперименты. Мной,

как

педагогом,

делается

акцент

на

создание

условий

для

самостоятельного

экспериментирования

и

поис ковой

а кт ив но с т и

с а мих

д е т е й .

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Экспериментирование провожу в различных видах организованной и

самостоятельной

деятельности.

Отправной

точкой

для

самостоятельной

деятельности являются сведения, получаемые детьми на занятиях или при

совместной деятельности с педагогом или родителями, которые маленькие

исследователи проверяют в самостоятельной экспериментальной деятельно-

сти на основе проб и ошибок. Наблюдения практической работы показывают,

что постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых,

как в дидактической игре, есть два начала: учебно-познавательное и игровое

— занимательное. Игровой мотив усиливает значимость для ребенка данной

деятельности, в результате закрепленные в играх-опытах знания о связях и

качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Чтобы

поддержать

интерес

на

протяжении

всего

хода

экс -

периментирования, опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Дети

младшего

и

среднего

возраста

делают

открытия

и

удивляются

вместе

с

утенком

Удивленком

или

Незнайкой.

Старшие

дошкольники

вместе

с

серьезным Знайкой и любопытной Капелькой задают вопросы «Отчего?»,

«Почему?», «Зачем?»

На

первом

этапе

игровые

персонажи

в

процессе

совместной

деятельности

под

руководством

воспитателей

моделируют

проблемные

ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать

гипотезы,

продумывать

способы

ее

проверки

осуществить

практические

действия, делать выводы.

Работа

в

лаборатории

требует

соблюдения правил

техники

безопасности. Их дети составили совместно с игровыми персонажами. Они

очень просты и легко запоминаются:

-бери только нужные для работы материалы;

-работай с сыпучими

материалами,

с

водой,

со

стеклом, с огнём на

подносе;

-пробовать

на вкус вещество можно только в том случае, если твёрдо

уверен в том, какое вещество ты пробуешь;

-клади на место все материалы по окончании работы.

Взаимодействие с воспитателями в процессе работы, целенаправленное

анкетирование

воспитателей

по

выявлению

уровня

организации

детского

экспериментирования

в

практике

работы

показали,

что

педагоги

ДОУ

испытывают определенные трудности в моделировании занятий познаватель-

ного цикла с элементами экспериментирования, организации и оснащении

уголков экспериментирования соответствующим материалом.

Повышению

результативности

педагогического

труда

по

развитию

исследовательской

деятельности

детей

способствовали

консультации

для

воспитателей на темы «Рекомендации по планированию работы с детьми в

разных

возрастных

группах»,

«Перечень

примерных

материалов

для

организации детского экспериментирования в группах», «Рекомендации по

оборудованию центров экспериментирования».

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при

условии тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Чтобы

выявить

отношение

родителей

к

поисково-исследовательской

активности

детей, проведено анкетирование родителей.

Особую педагогическую значимость проектного метода я вижу в том,

что:

-он,

являясь

методом

практического

целенаправленного

действия,

открывает

возможность

формирования

собственного

жизненного

опыта

ребенка;

-это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

-проектирование

позволяет

решать

задачи

воспитания

и

развития

дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный

настрой, формируя познавательные интересы.



В раздел образования