Автор: Аминова Нургуль Кумушбековна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 ОЦ
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: тренинг
Тема: "Пусть добрым будет новый день"(профилактика синдрома эмоционального выгорания)
Раздел: начальное образование
МБОУ СОШ № 4 ОЦ г. Новосибирск
педагог-психолог Аминова Н.К.
Психологический тренинг для учителей
«Пусть добрым будет новый день!»
Цель: снятие синдрома «эмоционального выгорания»
Представленный тренинг направлен на развитие у педагогов таких
профессионально важных качеств, как умение успешно общаться с коллегами
по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с
членами своей семьи. Тренинг помогает обратить внимание педагогов на
распределение своей психической энергии и выработать такие качества как
позитивное отношение к жизни.
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне
хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических
и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная
профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных
работников, психологов и т.д.
Симптомы профессионального “выгорания”
Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е.
Малер):
истощение, усталость;
бессонница;
негативные установки;
пренебрежение исполнением своих обязанностей;
увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
уменьшение аппетита или переедание;
усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);
усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности,
апатия);
чувство вины;
переживание несправедливости.
ОПРОСНИК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. Ведущий тренинга предлагает
участникам ответить на вопросы опросника, чтобы выяснить уровень
эмоционального выгорания.
1.Упражнение «Салфетки».
По кругу передается пачка салфеток. Ведущий объявляет, что каждый
участник может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда
салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит
пересчитать их и назвать столько ярких фактов из своей биографии, сколько
салфеток у них в руках.
2. Правила группы.
« Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Этот круг, в
котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом
пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы
принесли сюда в себе. Что-то делать с собой здесь мы можем только с
помощью друг друга, через наше общение. Чтобы оно было более
эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения,
позволяющие лучше увидеть себя и других. Мы будем узнавать друг друга
через те отношения, которые будут здесь складываться. Чтобы наше общение
было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:
- «Здесь и сейчас». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то,
что происходит «здесь и сейчас». Главное для нас, что человек видит,
чувствует «здесь и сейчас» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт,
обретенный через «здесь и сейчас», все, что происходит с группой в целом и
с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.
- Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с
другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан
выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует,
думает, переживает «здесь и сейчас», то ему надо об этом сказать, выразить
свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по
каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то
вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я
сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».
- Правило Я - высказываний. Это означает, что нужно говорить от
своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я
думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и
законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или
«Существует мнение…».
- Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из
членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку
возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех
пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои
вопросы.
- Правило конфиденциальности. «Нельзя рассказывать о том, что
происходило в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах,
переживаниях – пожалуйста».
3. Упражнение «Найди свою пару» Инструкция: Я раздам вам карточки с
названиями животных. Названия повторяются на двух карточках. Например,
если вам достанется карточка, на которой будет написанная «сова», знайте,
что у кого-то есть карточка, на которой также написано «сова». Прочитайте,
пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы
надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого -
найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными
средствами, нельзя только ничего говорить и выдавать характерные звуки
«вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем
делать молча. Когда вы найдете свою пару, оставайтесь рядом, но
продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут
образованы, мы проверим, что у нас вышло. После того, как все участники
группы нашли свою пару, необходимо спросить поочередно у каждой пары:
«Кто вы?». Комментарии к упражнению: это упражнение проходит по
обыкновению очень весело, в результате у участников группы повышается
расположение духа, снижается усталость. Оно оказывает содействие
дальнейшей открытости участников. Вопрос для обсуждения: после
завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями,
рассказать о том, как участники находили свою пару.
4.
Упражнение «Настроение».
Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью
ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки,
нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье,
необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о
том, что вседозволенность, которая культивируется на ваш взгляд в семье
ученика, ни к чему не приведёт. После всех этих разговоров мать ребенка
вдруг заявила, что «воспитывать должны в школе», что у неё на это нет
времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и
конструктивное построение беседы были разрушены. Если вам необходимо
снять эмоциональное напряжение, например, после неприятного разговора с
учеником, возьмите карандаши и чистый лист бумаги. Расслаблено левой
рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветные пятна, фигуры. Важно
при этом полностью погрузиться в свои переживания, провести линию и
выбрать цвет так, как вам хочется, в соответствии с вашим настроением.
Закончили рисунок? Теперь переверните лист на другую сторону и напишите
5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, не контролируйте
себя. После этого посмотрите ещё раз на свой рисунок, перечитайте слова и
удовольствием, эмоционально разорвите листок.
Упражнение 5. «Мой портрет»
Цель: повышение самооценки у учителей, посредством позитивных
поглаживаний.
Ход упражнения.
Участникам тренинга предлагается нарисовать свой портрет. Затем этот
портрет необходимо прикрепить на спину себе. После этого ходить по кругу
и все желающие могут написать там пожелания, комплименты. Затем листок
снимается и все садятся в круг, и происходит обмен мнениями.
Упражнение 6. «Я – дома, я - на работе».
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно
больше) «Я – дома», « Я – на работе». Как вариант можно предложить
составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это
позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать: похожие черты, противоположные черты, какой список
было составлять легче; какой получился объёмнее? Комментарий: эти
упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с
профессией со стороны, первоначально определить своё отношение к
сложившейся ситуации, отметить возможную проблему, «перекосы» в
распределении психической энергии.
Упражнение 7.«Связующая нить»
Цель: сплочение коллектива, положительный настрой.
Процедура проведения: ведущий перекидывает одному из участников клубок
ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и
что он желает тому участнику, которому передал клубок. Другой участник
ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда
все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают
нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта
связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить
участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта
группа – единое целое, и каждый в группе ценен и важен.
И теперь – самоподдерживающий приём. Каждый день, когда вы стоите
перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо
в глаза самому себе и говорите не менее трёх раз: «Я , конечно, не
совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом неплохо, если вы
улыбнётесь себе!
8. «Камень Благодарности» (подарок для учителей).
Каждый учитель сам выбирает себе «Камень Благодарности».
Для начала я скажу пару слов о том, почему такой камень нужен - а затем
разберемся, как им пользоваться и как с ним подружиться.
Благодарность – это основа абсолютно всех правильных процессов в нашей
жизни. Так не бывает, например, чтобы было счастье и при этом не было
благодарности. Об этом спокон веков твердят все религии и практики, об
этом написано множество современных книг, этому посвящают целые
исследования.
Например, кристаллы воды, которых благодарили, сильно отличаются от тех,
которых нет. Это значит, что благодарность меняет не только наши мысли и
чувства, что само по себе уже очень большое достижение, - благодарность
меняет нас на физическом уровне. Все очень просто – чем чаще и искреннее
мы благодарим, тем лучше все складывается.
Камень благодарности – это еще один способ принести больше
благодарности в нашу жизнь. Он работает двумя способами.
Во-первых, такой камень, когда попадается вам на глаза, сразу напоминает о
благодарности. С ним у нас вырабатывается ассоциативная связь, и это
работает как «напоминалка». И это очень важно, потому что мы, к
сожалению, не всё время пребываем в тотальной осознанности, и очень
важно создавать себе окружение и пространство, которое будет поддерживать
нас в наших лучших проявлениях, а не в худших.
Много маленьких благодарностей со временем создают другую судьбу,
другие эмоции и отношения. Это очень легко проверить – побудьте три дня в
состоянии благодарности и оцените свое самочувствие – хотя бы просто
физическое. Дальше все вопросы отпадут сами собой.
Во-вторых, камень вашей благодарностью насыщается, - а любой камень
всегда усиливает энергию. Это означает, что то, что в камень попадает, будет
многократно усилено, что создаст определенное информационное поле
и начнет на энергетическом уровне влиять на вас. Так работают все святыни –
над ними столько молились, что сейчас любой, кто к ним приближается уже
помимо своей воли и личных усилий впадает в молитвенное состояние. Это
работает так же неизбежно, как, например, батарея – она греет всех, кто
приближается, просто потому, что это такой механизм. Так же будет работать
и ваш камушек. Вы заметите, что он «фонит» в том помещении, где
находится, что он способен гармонизировать пространство, что когда вы его
касаетесь, вам становится хорошо – вроде бы без причины. На самом деле это
энергоинформационное влияние.
Вы можете положить такой камень в месте, где часто проходите или сидите,
можете носить с собой в кармане, можете даже создать дома что-то вроде
«алтаря» - маленького уголочка, где ваши камушки благодарности будут
сложены вместе – кто сказал, что камень благодарности у вас должен быть
всего один? Чем больше, тем лучше!
9.ПРОСМОТР ЧТЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ Ирины Самариной
«Сегодня Бог проснулся утром рано» (читает Максим Калужский You
Tube). Это стихотворение затрагивает душу. Я считаю, что это необходимо
для переоценки ценностей. Рекомендую!!!
Рефлексия: «На этом наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у
вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для
группы?
Все камни Благодарности подарены, игры пройдены, слова сказаны.
Благодарю всех за искренность и теплоту. Желаю вам позитивного
жизненного настроя».
(опросник)
Почти
никогда-
0 б.
Редко-
1 б.
Часто
-2 б.
Почти
всегда-
3 б.
1.Я чувствую себя
эмоционально опустошенным к
концу рабочего дня.
2.Я плохо засыпаю из-за
переживаний, связанных с
работой.
3.Эмоциональная нагрузка на
работе слишком велика для
меня.
4.После рабочего дня я могу
срываться на своих близких.
5.Я чувствую, что мои нервы
натянуты до предела.
6.Мне сложно снять
эмоциональное напряжение,
возникающее у меня после
рабочего дня.
7.Моя работа плохо влияет на
моё здоровье.
8. После рабочего дня у меня
уже ни на что не остается сил.
9.Я чувствую себя
перегруженным проблемами
других людей.
Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценит как низкий.3-12 баллов - средний,
выше 12 баллов как высокий показатель эмоционального выгорания.