Автор: Фридман Анна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №21
Населённый пункт: Тверская область, г. Тверь
Наименование материала: статья
Тема: "Детские фантазии."
Раздел: начальное образование
«Детские фантазии»
Мы
живем
в
очень
большом,
сложном
мире.
Каждый
день
что-то
случается,
происходит. Каждый час у нас возникают новые мысли и идеи. Откуда они берутся и как
они
возникают?
Можно
смело
сказать,
что
здесь
одну
из
главных
ролей
играет
фантазия! Именно её участие помогает нам жить, учиться и творить в современном
мире.
Взрослые часто забывают, как сами когда-то мечтали, смело претворяя фантазии в
жизнь. Мы, дети выдумываем сказки и разрешаем ими проблемы своей жизни, потому
что фантазия — это возможность восстановить свое душевное состояние.
Мир детской фантазии
огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей
вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Не будь фантазии и
воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке.
Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-
копалку
и
двинувший
вперед
всю
цивилизацию.
А
русские
мечты
народных
сказочников
о
ковре-самолете
и
печке-самоходке,
воплотившиеся
в
постройке
космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не
усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове
образы и оперировать абстрактными понятиями.
В этой работе я хочу рассказать о самом понятии – детская фантазия, её видах и её
важности в жизни.
1
Фантазия
[греч.
phantasia
—
воображение]
—
1)
синоним
воображения;
2)
специфические
продукты
работы
воображения
у
детей
в
процессе
деятельности
сознания,
концентрирующегося
не
на
отражении
объективной
реальности,
а
на
преобразовании ее качеств, свойств и элементов. Фантазия у детей возникают в ходе
реализации
ребенком
определенных
жизненных
и
творческих
задач.
Богатство
и
оригинальность детской фантазии определяется уровнем творческой активности детей,
их личной одаренностью и индивидуальным жизненным опытом.
Роль фантазии в жизни ребенка колоссальна. Благодаря фантазии человек творит,
разумно
планирует
свою
деятельность
и
управляет
ею.
Почти
вся
человеческая
материальная
и
духовная
культура
является
продуктом
воображения
и
творчества
людей. Исключением не является и наука с техникой.
С помощью фантазии у нас
формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный
момент объекта, ситуации, условий.
Фантазия— это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что
человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и
произведений искусства. Мы, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во
многие игры. А как
смогли бы усваивать школьную программу без воображения?
Проще
сказать
:
лишите
человека
фантазии
-
и
прогресс
остановится!
Значит
воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.
Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А
развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Этот период наиболее
благоприятным для развития образного мышления и воображения.
И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем
наступает быстрое снижение активности этой функции. К примеру, один школьник
спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы
стать сказочником?», «Учи как следует математику», — услышал он в ответ.
Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность,
снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Благодаря фантазии ребёнок
творит,
разумно планирует свою деятельность и
управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является
продуктом воображения и творчества людей.
2
Фантазия выводит человека за пределы его сиюминутного существования,
напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности
фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого
мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не
существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Фантазия – явление не очень научное. Тем не менее, ученые-психологи называют её
необходимой частью детского мировоззрения.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не
может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Всякое
воображение
порождает
что-то
новое,
изменяет,
преобразует
то,
что
человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того,
чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос
побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности
жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего
вообще не было. Так космонавты могли в своей фантазии представить полет в космос и
высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и
неизвестно, осуществимой ли.
Многие
лингвисты
тоже
проявляют
к
этому
понятию
большой
интерес.
И
лингвисты, и психологи отслеживают некую связь в словах: фантазия и воображение.
Лингвисты
записали
толкование
к
этим
словам
так:
фантазия-способность
к
творческому
воображению,
к
измышлениям;
воображение-способность
воображать,
фантазировать. Нет, нет! Это не значит, что эти слова означают одно и тоже. Просто
лингвистам важно подобрать максимально точное толкование слова. Но, возможно, они
вводят
нас
в
небольшое
заблуждение.
Получается
фантазия
-
это
воображение,
а
воображение - это фантазия. Странно, не правда ли?
Фантазию можно считать точкой отсчета многих научных достижений. Например,
в древности люди мечтали научиться летать, а сейчас для этого есть самолеты. Что
побудило
людей
на
создание
самолета?
Фантазия!
На
создание
подводной
лодки?
Фантазия! Вся современная техника начала свой путь от мечты. Я считаю, что все
3
окружающие нас вещи – частички фантазий. Не будь фантазии мы бы до сих пор жили в
пещере, или же вообще нечего не было.
В одной из лабораторий США по созданию искусственного интеллекта перед
учеными
стояла
проблема:
как
научить
машину
видеть?
Казалось
бы,
все
просто:
поставь камеру, подключи микросхему, и все в порядке! Но нет.
Задача была не просто научить
"видеть",
а
сделать
так,
чтобы робот мог
воспринимать
не
только
отдельные
объекты,
но
и
целые
сцены.
Для
этого
ему
необходимо через зрительные органы узнавать огромное
количество информации о
предмете. Например, его положение
по
отношению
к
другим
предметам в
пространстве,
качество
его
поверхности,
его
размеры,
цветовые
характеристики,
назначение и т.д.
Все это для машины представляет довольно большие трудности. Например, чтобы
видеть
относительное
положение
тел
в
пространстве
нужно
обладать
стереоскопическим зрением, но эта проблема вполне разрешима. Гораздо важнее и
труднее научить машину "понимать" какие-либо ситуации или сцены. Ведь ученые еще
не совсем понимают, как этот процесс происходит у человека, чего уж говорить о
машине!
Ясна только цель: нужно создать у машины искусственное воображение, и тогда,
осмотрев несколько отдельных предметов, она сможет представить ситуацию в целом и
проанализировать ее. А значит, можно будет создать и искусственный интеллект!!!
Однако
если
фантазия
присуще
человеку,
его
зачатки
(для
сравнения)
могут
иметься и у некоторых животных, например, дельфины. Как на данный вопрос отвечает
современная наука?
Без сомнения (это было доказано рядом экспериментов), данные виды животных
способны к проявлению достаточно сложного логико-интуитивного мышления. Это
обусловлено фактором ведения ими группового образа жизни. При ведении такого
образа
жизни
инстинкты
перестают
быть
доминирующим
руководящим
фактором,
уступая
место
сознательному
мышлению.
Вспомним,
что
обусловило
развитие
воображения у далеких предков современного человека:
Осознанное применение орудий труда (начиная с самых примитивных) и случаи их
нетипичного использования
Творческое выражение своих идей (наскальная живопись и т.п.)
4
В лабораторных условиях выражение данных факторов было зафиксировано у
ряда животных
(высшие приматы, слоны, дельфины). Так, всему миру известна так
называемая
«живопись»
обезьян
и
дельфинов.
Подобные
«картины»
не
раз
выставлялись
на
аукционы
во
многих
странах
мира,
в
том
числе
и
в
России
(в
Московском
дельфинарии).
Однако
является
ли
это
проявление
творческой
мысли
осознанным выражением их восприятия окружающего мира?
С другой стороны, следует вспомнить, что образ жизни древних антропоидов-
предков
современного
вида Homo
Sapiens
во
многом
напоминал
образ
жизни
современных крупных человекообразных обезьян. Следовательно, у последних могут
иметься зачатки воображения?
Современная наука пока не может дать четкого ответа на этот вопрос, так как нет
доказательной базы к утверждению, что проявление творческих задатков у упомянутых
выше млекопитающих есть отражение их видения картины мира- ведь бесформенные
п я т н а
н а
л и с т е
бума ги
в воображении
ученых-исследователей
могут
быть
интерпретированы как угодно.
Фантазер
–
человек,
который
любит
фантазировать,
мечтать.
На
мой
взгляд
фантазеры делятся на три группы:
1.
Узко направленные фантазеры – реалисты.
2.
Широко направленные фантазеры – реалисты.
3.
Широко направленные фантазеры – антиреалисты.
Первые это те, кто могут фантазировать только на одну определенную тему и
живут
не
в
своих
фантазиях,
а
в
реальном
мире.
Следующие
это
те,
кто
могут
фантазировать абсолютно на любую тему, но при этом живут в реальном мире. И третья
группа-это люди. которые живут в своих фантазиях.
Я - широко направленная фантазерка – реалистка! Я просто обожаю фантазировать
абсолютно на любые темы!
Вообще, даже фантазеры – реалисты могут иногда жить в своих фантазиях, а узко
направленные фантазеры, иногда, фантазировать на другую тему. Иными словами, из
каждого правила есть исключения.
Х о ч е т с я
п р и в е с т и
в
п р и м е р советский семейный комедийный фильм
«Фантазёры»,
снятый
в 1965
году режиссёром Исааком
Магитоном.
Это
его
первая
5
режиссёрская работа и комбинация рассказов известного детского писателя Николая
Николаевича Носова: «Фантазёры», «Карасик» и «Огурцы».
В
фильме
рассказывается
о
приключениях
четырёх
неразлучных
друзей —
Стасика,
Мишутки,
Серёжи
и
Яши.
Все
они —
юные
фантазёры,
которые
любят
придумывать
интересные
небылицы
и
необыкновенные
истории.
Кроме
этого
оригинального увлечения, Мишутка и Стасик ещё коллекционируют почтовые марки. А
вот
с
Яшей
приключилось
наибольшее
количество
происшествий.
Сначала
он,
проигнорировав запрет своей мамы, съедает целую банку варенья, предварительно
намазав им губы своей сестрёнки Леночки, чтобы подозрение мамы в содеянном упало
именно на неё.
Затем, не подумав о последствиях, Яша рассказывает об этом «подвиге» своим
друзьям, Мишутке и Стасику. Те возмущены его поступком. Они с позором изгоняют
Яшу из своего так называемого общества и всячески игнорируют его. По пути Мишутка
теряет одну из своих марок, которую подбирает Яша. Чуть позже он не находит марки в
своём альбоме, а начинает подозревать в краже Стасика, тем более, что у последнего
тем временем появилась абсолютно такая же марка.
Встретив Стасика, Мишутка требует от него свою марку обратно. Его собеседник
отвечает, что эту марку ему подарил некий Дмитрий Ильич (что в действительности
правда). Не поверив вышесказанному, Мишутка набрасывается на Стасика, однако
отнять марку ему так и не удаётся. После возвращения домой Яша обнаруживает, что к
нему в гости пришёл ещё ничего не знающий о случившемся Серёжа. Увидев на столе
Яши аквариум с красивой рыбкой, он пустился на хитрость и предложил ему (то есть
Яше) обменять рыбку на свисток. Колеблясь, Яша вскоре всё же соглашается.
Спустя некоторое время в квартиру Яши возвращается его мама и, обнаружив
отсутствие
рыбки,
требует
от
него
объяснений.
Не
получив
их,
она
начинает
подозревать ни в чём не виноватого домашнего котёнка Мурзика и гонится за ним.
Испугавшись
за
Мурзика,
Яша
во
всём
признаётся.
Расстроившись
от
обвинений
матери, он со всех ног бежит к Серёже, чтобы получить рыбку назад, но в квартире
последнего случилось абсолютно то же самое, о чём подумала мать Яши — домашний
кот Серёжи съел рыбку Яши.
6
Посовещавшись, друзья решают пойти на море и поймать другую рыбку, чтобы
загладить
вину.
На
море
им
встречается
отдыхающий
человек,
который,
увидев
расстройство Яши, всячески смешит их и развлекает. Отбросив идею о рыбалке, ребята
решают пойти на колхозный огород и набрать огурцов. Увидев сторожа, они (то есть
Яша и Серёжа) пугаются и убегают, забрав огурцы. Однако Серёжа, чтобы избежать
неприятных конфликтов со своей мамой, отдаёт Яше все огурцы.
Вернувшись домой с огромным количеством огурцов, Яша хвастается перед своей
мамой. Ничего не понимая, она спрашивает у Яши, откуда тот взял огурцы. Яша снова
во всём признаётся. Следуя приказу матери, он относит огурцы обратно и извиняется
перед
сторожем.
Ночью
Яше
снится,
что
лев,
изображённый
на
марке
Мишутки,
спрашивает: « А ты марку Мишутке вернул?» Далее ему (то есть Яше) снится, будто он
летит на игрушечном самолёте к Мишутке, который здесь представлен, как космонавт.
Яша протягивает последнему марку, однако не удерживается на самолёте и падает.
Проснувшись от ужаса, Яша всё же решается пойти к Мишутке и отдать ему марку, что
он и делает. Мишутка, который в свою очередь всё понял, прощает и Стасика, и Яшу.
Помирившись, все они вновь начинают придумывать небылицы и фантазировать.
Я считаю, что видам фантазий нет числа: добрые и злые, красивые и страшные,
смешные и грустные, волшебные и сказочные, исторические и фантастические и т.д. Но
у любой фантазии есть своя форма – её определение. Автор этой фантазии может
изменять её форму – развивать определенные качества. Чаще всего хорошие фантазии
постепенно становятся добрее и красивее, а плохие наоборот: всё злее и страшнее.
Таким образом, и получаются бесчисленные виды фантазий.
Рассмотрим теперь некоторые формы и виды детской фантазии.
Фантазия
может
происходить
как
непроизвольно,
так
и
ребенок
может
сознательно формировать образы.
Непроизвольная
фантазия
совершается
под
воздействием
малоосознанных
потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то вмешательства человека.
Образы
как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и
желания ребенка, а не формируются им. В чистом виде такая форма фантазии лишь в
очень редких случаях в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением.
7
В
сознательной
фантазии,
в
творчестве,
образы
сознательно
формируются
и
преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь
ими,
ребёнок по собственному
желанию,
усилием
воли
вызывает
у
себя
соответствующие
образы
творческой
деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной.
Различают
также
воображение
воспроизводящее,
или
репродуктивное,
и
преобразующее, или продуктивное.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в
том виде, какова она есть. Так, например, по картинам И.И.Шишкина биологи могут
изучать флору русского леса, так как все
растения
на
его
полотнах выписаны с
документальной точностью.
Продуктивное
воображение
отличается
тем,
что
в
нем
действительность
сознательно
строится ребенком,
а
не
просто механически
копируется
или
воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например,
основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не
удовлетворяют
реалистические
средства,
становится
тоже
реальность.
Но
эта
реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее
конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха , прибегая к точечному
изображению предметов, разлагая мир на геометрические фигуры и так далее. Даже
произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при
помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы
встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм.
Фантазия, как известно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта
зависимость
обратная,
т.е.
именно
фантазия
формируется
в
процессе
творческой
деятельности,
а
не
наоборот.
Специализация
различных
видов
фантазии
является
результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует
столько
специфических
видов
воображения,
сколько
имеется
видов
человеческой
деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и
так далее.
Во всех этих случаях
фантазия играет положительную роль, но есть и другие
виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.
Сновидения можно отнести
к
разряду
пассивных и непроизвольных форм
фантазии. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя
8
известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие
жизненно важные потребности,
которые в силу ряда причин не могут получить
реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому,
почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь
результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают
многие болезненные состояния.
Грезы,
в
отличие
от
галлюцинаций,–
это
вполне
нормальное
психическое
состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в
создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается
тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с
действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают
довольно
большую
часть времени, особенно в юности и для большинства людей
являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные
видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения
редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное
условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в
том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию,
она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и
в
младшем
школьном
возрасте.
Чем
младше
мечтающий
ребенок,
тем
чаще
его
мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит
формирующая функция мечты.
Значение фантазии в жизни и деятельности ребёнка очень велико. Возникло и
развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что
без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не
представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без фантазии не был бы
возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет
не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было
фантазии,
невозможно
было
бы
принять
решение
и
найти
выход
в
проблемной
ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
9
Философы
еще
в
конце XIX
века
предложили
словосочетание
«человек
воображающий» в качестве одной из видовых характеристик современного человека
наряду с «человеком разумным».
Да и вообще, без воображения не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь
на свете, если бы люди не могли мечтать!!!
Так что же такое фантазия? Вот наш главный вопрос. Я думаю, можно смело
сказать, что фантазия – это каждая мысль, идея, предмет, в общем – целый мир!
Частичку фантазии можно найти абсолютно во всём! А больше всего этих частиц в нас,
в людях.
Фантазия играет огромную роль в жизни человека. Благодаря фантазии человек
творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Фантазия играет также
огромное значение для развития и совершенствования ребёнка как вида. Оно выводит
его
за
пределы
его
сиюминутного
существования,
напоминает
ему
о
прошлом,
открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не
может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в
образах памяти, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Фантазия — это мысли, переносящие нас в исключительные обстоятельства и
условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет
в действительности.
Фантазия воскрешает то, что было пережито или видено нами, знакомо нам.
Фантазия может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного
явления.
10
11
12