Напоминание

"Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ с учетом основных положений ФГОС ДО"


Автор: Алтухова Ирина Григорьевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательно-образовательной и методической работе
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 143"
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: "Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ с учетом основных положений ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Построение партнерских взаимоотношений семьи и ДОУ с учетом

основных положений ФГОС ДО»

Изменения,

происходящие

сегодня

в

сфере

дошкольного

образования,

направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом

зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта

большое внимание уделяется работе с родителями. Предстоит обеспечить изменение,

обновление позиций субъектов (педагогов и родителей). Родителям, прежде всего,

необходимо осознать:

что за воспитание детей несут ответственность родители,

что все другие социальные институты (детские сады в том числе) призваны

помочь, поддержать, направить, дополнить их (родителей) воспитательную

функцию;

что задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей

педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых

подходов в воспитании ребёнка.

Для того чтобы добиться активности педагогов и родителей (а значит, активности

и свободы ребенка), сторонам следует научиться взаимодействовать по-новому.

Неслучайно

сегодня

востребованы

не

столько новые

идеи

построения

взаимодействия семьи и ДОО, сколько умения, позволяющие педагогу эффективно

организовать обсуждение идей и обеспечить выбор наиболее приемлемых для всех.

ФГОС

ДО

прописывает

основные

принципы

дошкольного

образования:

сотрудничество

Организации

с

семьёй

(пункт1.4.5);

приобщение

детей

к

социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (пункт 1.4.6).

Стандарт

является

основой

для

оказания

помощи

родителям

(законным

представителям)

в

воспитании

детей,

охране

и

укреплении

их

физического

и

психического

здоровья,

в

развитии

индивидуальных

способностей

и

необходимой

коррекции нарушений их развития. (пункт 1.7.6) .

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке

части образовательной Программы Организации, формируемой участниками

образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и

мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Т.е. общие положения ФГОС ДО указывают на необходимость построении очень

тесных (партнерских) взаимоотношений между семьёй и ДОО:

Для построения подобных взаимоотношений, нужно хорошо понимать

сущность самого термина.

Итак, Партнерство - особый тип совместной деятельности между родителями и

образовательным

учреждением,

характеризующийся

доверием,

общими

целями

и

ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием

взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования

(Тезаурус «Новых ценностей образования» (2005))

Социально-педагогическое

партнерство

-

это

такое

содружество

семьи

и

образовательного учреждения, в котором оба субъекта имеют равные права и в

равной

степени

отвечают

за

качество

результатов.(15-й

Российский

образовательный форум)

Обратим внимание на характеристики термина:

Тезаурус «Новых ценностей образования» (2005). Характеристики термина:

Доверие, общие цели и ценности, добровольность и долговременность отношений, а

также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех

субъектов образования.

15-й Российский образовательный форум. Характеристики термина: Равноправие и

ответственность за педагогический результат.

Дословный перевод понятия «партнерство» - деление на равные доли участия

взаимодействующих

субъектов

-

определяет

логику

построения

партнерских

взаимоотношений ДОО и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия

двух сторон в интересах развития ребенка.

Возможность

построения

партнерских

отношений предполагает

готовность

двух сторон одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве

субъектов. Очевидно, что участники образовательного процесса далеко не всегда

обладают необходимыми качествами - стремлением, готовностью и способностью к

продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью.

В этой связи построение партнерских отношений между основными агентами

воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) - длительный и

сложный процесс.

Для того, чтобы процесс построения подобных отношений был более успешным

Стандарт четко обозначает на какие аспекты в работе с родителями необходимо

обратить внимание.

В соответствии с ФГОС работа с родителями должна иметь:

дифференцированный подход,

учитывать социальный статус,

микроклимат семьи,

родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью

ДОУ,

повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Учитывая всё вышесказанное, можем обозначить цели работы ДОУ с семьёй:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с

родителями

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Установление доверительных, партнерских отношений с родителями

Для

решения

поставленных

целей

необходимо

придерживаться

принципов

эффективного взаимодействия:

Принципы:и.

1.

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.бщения

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на

котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с

родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно

выстроенная

администрацией

детского

сада

модель

взаимодействия

с

семьей

останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных

форм

корректного

обращения

с

родителями.

Педагог

общается

с

родителями

ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в

целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит

гораздо

больше,

чем

отдельное

хорошо

проведенное

мероприятие.идуал

2.

Индивидуальный подход.

ьный

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель,

общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить

родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной

ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.о, а

не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и,

конечно,

хорошо

знающие,

как

им

надо

воспитывать

своих

собственных

детей.

Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня

вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание

атмосферы

взаимопомощи

и

поддержки

семьи

в

сложных

педагогических

ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в

проблемах семьи и искреннее желание помочь.вимся

се 4. Готовимся серьезно.

4. Качественная подготовка качественного материала.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо

тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество

отдельно

взятых,

не

связанных

между

собой

мероприятий.

Слабое,

плохо

подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на

положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.ость.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования,

представлять

собой

мобильную

систему,

быстро

реагировать

на

изменения

социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные

запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы

детского сада с семьей.

Анализируя литературу, можно найти разнообразные формы работы с родителями.

Активные формы взаимодействия с семьей:

Соц.обследование,

диагностика,

тесты,

опрос

на

любые

темы;

интервью

с

родителями

и

детьми

на

определенные

темы;

написание

родителями

(педагогами)

мини-сочинений

(«Педагоги

глазами

родителей»,

«Родители

глазами педагогов»)

Родительские собрания в форме «Круглого стола» по любой теме; «Аукциона

секретов воспитания»;

тематические выставки;

консультации специалистов;

деловые игры «Родители обязаны, педагоги должны»;

совместные

мероприятия

(семейные

спортивные

встречи;

интеллектуальные

ринги детей и родителей; конкурс семейных талантов;

почта доверия, телефон доверия;

семейные проекты;

открытые занятия для просмотра родителей;

родительская гостиная; клуб

портфолио семейного успеха;

сайт ДОУ.

Каждый педагог сможет дополнить этот перечень из практики своего дошкольного

учреждения.

Остановимся

на

некоторых

активных

формах

работы,

которые

работают

на

сотрудничество.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей

своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо со знакомства с родителями и

воспитанниками.

Для

этого

можно

использовать анкетирование, личные беседы,

интервью, родительское – сочинение и т.п.

Анкетирование

- метод

массового

сбора

материала

с

помощью

специально

разработанных

опросников,

называемых

анкетами.

Педагогов

анкетирование

привлекло

возможностью

быстрых

массовых

опросов,

дешевизной

методики

и

возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на

заданные

ему

вопросы. Однако,

как

показывают

последние

исследования

эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину,

что

резко

сужает

диапазон

применения

анкетирования

и

подрывает

доверие

к

объективности полученных результатов.

Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую

атмосферу в общении с родителями и обратную связь в сфере влияния ДОУ на ребенка

и семью.

Интервью записывается на магнитофон, видеокамеру. Может быть использовано на

родительских собраниях, семинарах. Темы интервью могут быть разными:

- «Каким вы хотели видеть вашего ребенка?»;

- «Каким должен быть идеальный воспитатель моего ребенка?» и т.д.

Родительское-сочинение. Более сложная форма получения информации, но вместе с

тем самая интересная. Сам по себе он сложен для родителей. Не все любят писать,

излагать письменно свои мысли, планы. Этот метод наиболее применим в работе

психологов, но более упрощенный вариант, приемлем и в работе

воспитателя с

родителями, например «Портрет моего ребенка».

"Родительское сочинение – метод, который предоставляет превосходную возможность

увидеть

детско-родительские

отношения

глазами

родителя,

и

является

одной

из

наиболее

информативных

и

достаточно

надежных

техник,

позволяющих

успешно

решать задачу диагностики особенностей родительской позиции и типа семейного

воспитания, выявлять особенности восприятия и переживания родителей характера

отношений и взаимодействия с ребенком.

На протяжении последних лет мы практикуем такую форму работы, как

родительское сочинение. И используем его с целью установления контакта с новыми

детьми и родителями, знакомства друг с другом. Каждой семье предложили выпустить

листовку, где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе они рассказали бы

о своей семье. Из этих «Творческих сочинений» в приемной группы был оформлен

стенд: «Вот мы какие!», а затем это сочинение стало первой страничкой в портфолио

ребенка.

Анализ проведенного анкетирования, личных бесед на предложенную тему поможет

правильно

выстроить

работу

с

родителями,

сделать

ее

эффективной,

подобрать

интересные формы взаимодействия с семьей.

Родительское собрание - одно из самых привычных форм работы с родителями.

Дискуссионная

форма

проведения

родительских

собраний

требует

использования

активных методов, которые длительное время способны поддерживать живой разговор

– это педагогическая лаборатория.

Перед

проведением

педагогической

лаборатории

родителям

могут

быть

розданы

вопросники, примерно такого содержания:

«Уважаемые мамы и папы!

Просим Вас принять участие в подготовке к групповому родительскому собранию на

тему «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

(обозначить тему собрания).

Предлагаем подумать над следующими вопросами:

1. Какой стиль семейного воспитания присутствует в вашей семье?

2. Совпадают ли в вашей семье воспитательные позиции отца и матери?

3.

Можете

ли

поделиться

какими-нибудь

практическими

приёмами,

позволяющими

улучшить

отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной

жизни? и т.п.

Ответы родителей помогут воспитателю конкретизировать задачи и направить работу

в

нужном

направлении.

Пригласить,

например,

педагога-психолога,

который

включается в общую беседу, помогает родителям изменить их позиции в воспитании,

общении с ребёнком, ответить на возникшие в процессе работы вопросы, обобщить

ответы.

На

родительском

собрании

в форме

педагогической

лаборатории воспитатели

должны помнить, что это своеобразное исследование в области воспитания детей, в

котором идёт процесс обмена опытом родителей. Воспитатель знакомит ненавязчиво с

историческими

примерами

воспитания

детей,

а

также

с

новыми

тенденциями

в

области педагогики и воспитания.

Такая

форма

даёт

возможность

родителям

как

бы

заново

узнать

своего

ребёнка.

Обсуждение

педагогических

проблем

способствует

повышению

чувства

ответственности

за

воспитание

ребёнка,

сплачивает

коллектив

родителей,

положительно сказывается на взаимоотношениях воспитателей и родителей. Родители

становятся более заинтересованными в жизни детского сада и группы.

Обратная

связь. В

конце

родительского

собрания

целесообразно

предложить

родителям рефлексию. Например, написать отзыв или пометить пункты, отвечающие

степени

удовлетворённости

родителя

в

проведённом

мероприятии

в

заранее

подготовленных мини вопросниках.

Ответы на вопросы:

1.Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

2. Какая часть вызвала особый интерес?

3. Ваши предложения и пожелания на будущее.

В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Десять ключей успешного

воспитания».

Аукцион - родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов

по выбранной теме.

«Аукцион секретов воспитания». Цель: Способствовать развитию педагогической

культуры родителей. Выявление и изучение опыта интересных идей и находок.

Участниками

аукциона

являются

сами

родители

(законные

представители)

воспитанников

детского

сада.

Экспертами

квалифицированные

педагоги,

специалисты

сада.

Имеется

и

строгий

аукционист,

выставляющий

«лоты»

на

обсуждение.

«Лотами» могут стать актуальные проблемы развития и воспитания современных

дошкольников. Твёрдый стук аукционного молотка, обозначает непростые и важные

для каждого родителя и каждого педагога вопросы.

Родители

активно

оценивают

лоты,

указывая

с

помощью

табличек

уровень

их

актуальности применительно к их, конкретной семье. В ходе мероприятия проходит

живая дискуссия: кто-то из родителей рассказывал о своем семейном опыте, кто-то

высказывал

свои

предположения

о

методах

воспитания

ребенка

в

той

или

иной

педагогической

или

бытовой

ситуации.

На

помощь

приходили

эксперты,

мастера

своего

дела-педагоги

ДОУ,

и

на

своем

компетентном,

профессиональном

уровне

раскрывают суть секретов воспитания.

Нужно сказать, родителей увлекает действо«Аукциона», они легко включаются в

игровые

ситуации,

и

здесь

же

достаточно

серьезно

подходят

к

поиску

решения

заданной проблемы. Трогательным моментом в мероприятии стала эмоциональная

пауза – родители увидели цитаты своих детей – «если бы я стал волшебником, я бы

пожелал своей семье…».

Мастер-класс. Родителям, которые часто проявляют активное участие в различных

творческих конкурсах, можно предложить провести мастер-класс для детей, например,

показать,

как

можно

сделать

игрушки

«Смешарики»

при

помощи

клея,

ниток

и

воздушного

шарика.

С

родителями

заранее

обговаривается

тема,

практические

действия. Воспитатель ставит задачи и совместно с данным родителем составляется

проект, где описываются все основные этапы и регламентируется время, так как мастер

– класс не может быть длительным по времени, должен соответствовать САНПиНам.

Проектная

деятельность. Что такое проект? Это проблема, для решения которой

требуетсяисследовательский поиск. Результаты проекта значимы для детей и взрослых.

Этапы педагогического проектирования:

Что нужно сделать для реализации проекта?

Как сделать?

Кто будет делать?

Кого касается проект?

Необходимо в первую очередь определить тему проекта, поставить цель,

исходящую из интересов и потребностей детей, наметить план проведения проекта и

обсудить его с детьми и родителями. Дальше идёт сбор информации. К основной части

проекта относятся занятия, беседы, игры, наблюдения, поездки, экскурсии.

Самостоятельная творческая деятельность: поиск материалов, информации, поделки,

рисунки, альбомы, предложения родителей и детей.

Презентация проекта: открытое занятие, акция, КВН, книга, альбом.

Подвести

итоги,

обобщить

можно

на

педагогическом

совете

или

родительском

собрании.

Тема

одна,

а

участников

может

быть

много.

Каждый

по-разному

может

представить самостоятельно-творческую деятельность.

«Портфолио семейного успеха» - относится к проектной деятельности.

Основной

смысл

создания

семейного

портфолио

это

укрепление

семейных

ценностей,

традиций

и

основ

семьи,

возвращение

к

ее

историческим

корням

и

возможность узнать прошлое, запечатлеть настоящее, помечтать, заглянув в будущее,

проследить динамику и путь развития своего рода.

Актуальность

данной

формы

взаимодействия:

Даёт

возможность

ребёнку

почувствовать

себя

частью

дружной

семьи.

Систематизируется

и

обобщается

положительный опыт семейного воспитания. Родители имеют возможность обратить

внимание на проблемы и своевременно их решить. Ребёнок может самореализоваться,

самосовершенствоваться и творчески раскрыться.

Особенности портфолио

не

имеет

единой

фиксированной

структуры;

отражает

индивидуальность

и

самобытность

авторов;

презентация

портфолио

не

является

целью

его

создания;

результат если и есть, то всегда отсрочен во времени.

Дорогие родители! Вас интересуют ожидания, надежды, ценностные ориентиры своих

детей, а вашим детям интересна история и вашей жизни, и ваших родителей, и даже

семейного рода. Оказалось, что у каждого в семье есть свои личные хобби, привычки,

дела, но часто именно это не дает нам возможности общаться друг с другом, слышать

другого, понимать и принимать. Возможно, вам не хватает общего с детьми дела,

работа

над

которым

позволила

бы

гармонично

соединить

взрослых

и

не

очень

взрослых родственников.

Приведем пример рубрик раздела "Тайна моего имени":

Мое имя

Как меня хотели назвать родители?

Почему назвали именно так?

Что означает мое имя?

Как ласково меня называют в семье?

В

рамках

Проекта «Встречи с интересными людьми» в дошкольное учреждение

пригласили папу одного из воспитанников. Он давно и увлеченно

наблюдает за

птицами Оренбургской области. Вместе с сыном Иваном он рассказал о птицах,

прилетающих в наш край зимовать и выводить потомство;

птицах, использующих

наши просторы для остановки и отдыха во время перелетов в теплые края; а также о

редких

птицах,

которых

можно

увидеть

на

просторах

Оренбургской

области,

их

повадках и поведении. Рассказ сопровождался показом иллюстраций, дети услышали

голоса знакомых и незнакомых птиц.

Привлекая родителей таким образом, мы даём им возможность самим преподнести

материал детям. Родитель попадает на место «педагога». И у родителей невольно

возникает масса вопросов. Родители советовались с педагогом об объеме информации,

форме преподнесения детям.

Акция - это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акция охватывает всех

родителей группы. При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо

индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого

человека: ребенка, родителя и педагога. Акция экономична по времени проведения

(длительность

до

2

недель).

Оригинальные

приемы,

практическая

деятельность,

поднимают

настроение

детей,

родителей

и

педагогов,

сплачивают

коллектив,

объединяют семью и детский сад.

Акция, как и любая форма работы с родителями, имеет свой алгоритм подготовки,

создания и проведения.

Тематические акции. Они, могут быть направлены, на формирование ценностных

отношений к окружающей природе «Покормите птиц зимой», «Каждой птице свой

д ом » -

ее

целью

является

изготовление

кормушек

совместно

с

родителями,

их

презентация и размещение на территории детского сада, организация дежурств в

«птичьей

столовой»;

«Дедушкина

медаль»

и

«Лента

памяти»,

посвященные

Дню

Победы; «Новогодняя сказка», где родители вместе с педагогами и детьми украшали

свои группы, создавая новогодние сказочные композиции, «Книжкина Больница» –

воспитывающая

бережное

отношение

к

книге.

Всё

это

способствует

укреплению

сотрудничества детского сада и семьи в решении актуальных вопросов социально-

нравственного, патриотического и эстетического воспитания.

В нашем детском саду мы проводим акции направленные на благоустройство

территории

ДОУ

«Руки

папы,

руки

мамы

и

мои

ручонки».

Трудиться

выходили

семьями, где каждому находится посильная работа. Папы ремонтируют оборудование,

разбивают

на

участке

клумбы,

мамы

наводят

порядок,

высаживают

цветы.

Результатом довольны все.

Пример взрослых имеет для детей большое значение, пример собственных

родителей еще большее. Дети учатся ценить труд свой собственный и других людей,

направлять усилия к достижению общего результата. Они гордятся результатами этого

совместного

труда.

«Эту

песочницу

делали

мы

с

дедушкой»,

«Эту

веранду

разрисовывала

моя

мама».

«Мы

с

папой

окапывали

деревья».

Дети

подражают

взрослым, чувствуют ответственность за то, что им доверили взрослую работу.

Зимой это совместное с родителями сооружение зимних построек.

«День рождение ребенка» - знакомое всем мероприятие.

Традиционно в нашем детском саду проводятся дни рождения детей – воспитатели

водят с детьми хоровод «Каравай», дети поздравляют именинника и высказывают

свои пожелания.

Мы решили изменить ход проведения дня рождения – ведь это главный праздник в

семьях воспитанников.

Перед празднованием дня рождения вместе с детьми мы готовим подарок имениннику

– делаем коллаж-поздравление. В праздничный день мама приходит к нам в группу,

мы все вместе смотрим семейный альбом, мама рассказывает интересные случаи про

своего

ребенка.

Все

вместе

готовим

угощения

для

праздничного

стола:

выпечку,

фруктовые салаты.

Общение на

таких

праздниках

между

воспитателем

и

родителями

получается

непринужденным

и

доверительным,

и

создает

момент

позитивного

восприятия

детского сада и педагога.

Семейны

клуб

одна

из

форм

нетрадиционной

подачи

информации

и

непосредственной

работы

с

родителями,

живое

общение

с

ними.

Это

встречи

с

родителями

воспитанников

в

нетрадиционной

обстановке

с

решением

проблем,

связанных с воспитанием и развитием детей. Главная цель, по сути, это повышение

родительской компетентности в вопросах развития детей дошкольного возраста.

Заседание клуба для родителей проводится регулярно. Выбор темы для обсуждения

обуславливается интересами и запросами родителей.

Чтобы определиться с темами встреч, нужно собрать информацию (запрос): какого

рода проблемы волнуют родителей. Это можно сделать как с помощью анкетирования,

так и по консультационным обращениям, а так же посещая родительские собрания.

Как

именно

будет

организована

работа

вашего

клуба

это

реализация

вашего

творческого видения. Родительский клуб, являясь сам по себе самостоятельной формой

работы, может включать множество других форм: лекции, тренинги, просмотр и

обсуждение видеоматериалов, игры, мастерские и многое другое.

Теории не должно быть много, и лучше не давать родителям готовые ответы на

вопросы, а путем создания проблемных ситуаций, вопросов, обсуждения подвести

родителей к тому, что они сами сформулируют некоторые воспитательные постулаты.

Психологу необходимо только повести беседу в правильном направлении и следить за

тем, чтобы взрослые не уходили от темы. Ну и с помощью игр, заданий или этюдов

закрепить с родителями полученные знания на практике.

Обратите

внимание,

что,

работу

клуба

необходимо

не

только

отображать

в

планировании, но и разработать соответствующее Положение.

Очень

продуктивны

в

этом

плане

совместные

детско-родительские

встречи,

где

родители учатся взаимодействовать с ребенком.

«Мастерская» Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в

дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может

быть эпизодическое

мероприятие, которое

по

силам

каждой

семье.

(Мастерская

«Волшебный

лед»).

Одни

родители

с

удовольствием

организуют

познавательную

беседу, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - познакомят

с некоторыми ремеслам, рукоделием.

Бабушек привлекает мастерская «Умелые ручки». Современная суета и спешка, а

также

теснота

или,

наоборот,

излишняя

роскошь

современных

квартир

почти

исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением

поделок.

Мастерская «Готовимся стать олимпийцами» способствовали вовлечению родителей в

создание

предметно-развивающей

среды

в

группе.

В

ходе

её

проведения

было

изготовлено много нетрадиционного спортивного оборудования, игрушек и атрибутов

для сюжетно-ролевых игр. Так в преддверии Олимпийских игр в Сочи мы провели в

детском саду малые олимпийские игры, в которых принимали участие родители и

активно

использовались

изготовленное

ими

нетрадиционное

спортивное

оборудование.

В работе с родителями нельзя не сказать о возникающих сложностях.

Работа

с

родителями

это

процесс

общения

разных

людей,

который

не

всегда

проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные

ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются

установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование

родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие

информации

порождает

у

родителя

желание

получить

ее

из

других

источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может

носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Взаимодействие

детского

сада

с

семьей

можно

осуществлять

по-разному.

Важно

только избегать формализма.

Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь».

Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в д/с, и,

более того, сопротивляется этому, тому «загнать его в воду» сложно, но все-таки

можно.

Вот

только

нужно

-

ли?

Вряд

ли

он

получит

от

этого

удовольствие.

Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы сработавшие в

разговоре с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому

р е з у л ь т а т у

в

р а з г о в о р е

с

д р у г и м и .

Стенд

или

книжка

раскладушка

с

материалами,

подготовленными

и

обсужденными

на

родительских

собраниях,

круглых

столах,

должны

быть

доступны родителям, их размещают в детской раздевалке, ярко оформляют и

печатают крупным шрифтом, четко структурируя содержание.

Также можно вывесить для родителей лист отзывов и предложений. Чем интереснее

подобран материал и чем больше положительных отзывов написано на листе, тем

чаще у «постоянно занятых» родителей возникает желание прийти на следующее

мероприятие.

Создайте библиотечку для родителей. Поместите в нее не только методические

пособия, но и все, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не

только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки

с файлами на каждый месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и

е е

п р а к т и ч е с к о е

п р и м е н е н и е .

Посещение

родителями

различных

мероприятий

для

детей

(познавательных,

праздничных

и

спортивных),

казалось

бы,

не

имеет

прямого

отношения

к

мероприятиям

просветительской

направленности.

Однако,

наблюдая

за

детьми,

родители

имеют

возможность

поделиться

друг

с

другом

впечатлениями,

поинтересоваться

планами

относительно

активного

участия

в

следующих

мероприятиях.

Важные моменты:

все

материалы,

предлагаемые

для

ознакомления

родителям,

должны

быть

эстетично оформлены;

содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к

этой информации быстро пропадет;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст

на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно

большинству родителей.

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского

сада

даёт

положительные

результаты.

Всей

своей

работой

сотрудники

ДОУ

доказывают

родителям,

что

их

вовлечение

в

педагогическую

деятельность,

заинтересованное

участие

в

воспитательно-образовательном

процессе

важно

не

потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их

собственного

ребенка.

Внедрение

новых

федеральных

го сударственных

образовательных

стандартов

позволяет

сказать,

что

признаки

обновления

во

взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

И конечно еще раз хотелось бы подчеркнуть, что без родительского участия процесс

воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых, по своему,

дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом, они создают

оптимальные

условия

для

вхождения

маленького

человека

в

большой

мир.

Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и

детского

сада

редко

возникает

сразу.

Это

длительный

процесс,

долгий

и

кропотливый

труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и

взаимопонимания.

Используемая литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17.10.2013 года № 1155 г. Москва «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования».

2.Майер А.А., Тимофеева Л.Л.Реализация новых положений законодательства в

образовании: построение партнерских отношений между семьями

воспитанников и ДО.//Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения. – 2014. - №9. – С.17.

3. Л.Е. Кыласова, Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева, Н.Г. Фролова. Родительские

собрания. В: «Учитель» 2013;



В раздел образования