Автор: Женетль Асета Юсуфовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Энемская ДШИ"
Населённый пункт: п. Энем
Наименование материала: статья
Тема: Технические приемы в работе над звуком
Раздел: дополнительное образование
Женетль Асета Юсуфовна
преподаватель фортепианного отделения
МБУ ДО «Энемская ДШИ»
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ НАД ЗВУКОМ
Для достижения наилучших
технических результатов
и владения разнообразными качествами звука.
Надо использовать все возможности
тела от пальца до всего туловища
(Г. Нейгауз)
Звуковая
выразительность
является
важнейшим
исполнительским
средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Главное –
развить
способность
слушать
музыкальную
ткань.
Если
главные
линии
обрисовуют контур музыки, то остальные элементы наполняют его живой
материей,
окрашивают
живыми
красками,
тем
самым
обогащая
выразительность музыкально-художественного образа.
Способность слышать музыку зависит от двух факторов:
1)
дослушивание звука до конца;
2)
ощущение горизонтального движения и развития музыки.
Дослушивать
звук
–
это
значит
слушать
предыдущее,
а
ощущать
движение музыки – это думать и слушать вперед.
На первых уроках, когда ученик играет упражнение на звукоизвлечение,
следует научить его слушать до конца затухающий звук и ощущать его
кончиком
пальца,
пока
он
длится.
При
переносе
руки
ученик
должен
переносить и звук. Живая рука и живые активные пальцы – это необходимое
условие в работе над постановкой. Нужно говорить, не ставить палец на
клавишу, а брать извлекать звук.
Для того чтобы научить слушать звук, нужно давать яркие пьесы, близкие
и понятные пьесы.
В дальнейшем умение слушать звук, поможет приобрести певучее legato,
цельности музыкальной фразировки.
Если
нажав
клавишу,
я
забуду
о
данном
звуке,
то
потом
не
буду
в
состоянии согласовать с ним следующий, и получится с ним следующий звук,
и
получится
именно
та
пунктирность,
которая
убивает
живое
дыхание
музыкальность линии (А. Гольденвейзер).
В решении звуковых проблем большую роль играют приемы и способы
звукоизвлечения.
Одно из условий – слаженная работа «выразительных»
пальцев, которые мягко погружаются до «дна», словно в глубокий мягкий
ковер.
Необходимо
«связывать»
без
толчка
один
звук
с
другим,
как
бы
переступая с пальца на палец, пишет К. Игумнов.
Переступающие пальцы ведут руку, которая подкрепляет каждый из
них и в тоже время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры
мелодии. Переступающие пальцы должны активно доводить каждый звук
мелодии
до
конца,
не
ослабляя
силу
давления,
а
передавая
следующей
клавише. Таким образом, происходит перемещение опоры внутри руки.
Задачи взаимодействия пальцев и руки для достижения глубины звука и
связности мелодии:
– А. Штейбельт «Адажио»
– Р. Шуман «Первая утрата»
– С. Майкапар « Вариации на русскую тему»
– И. Парфенов «Осеннее размышление»
Живые
кончики
пальцев
должны
быть
связаны
со
всей
системой
пианистического аппарата вплоть до корпуса.
Можно сказать, что звук
рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как цветок на
кончике растения. Лишенный поддержки «изнутри» звук теряет глубину,
певучесть и становится сухим и колючим (так как извлекается короткими
«рычагами»).
«Вихлянием»
кисти
и
руки
ничего
путного
не
достигают,
а
лишь
создают тощую кантилену, отмечает К. Игумнов.
Например: Ф. Шопен Ноктюрн ор. 55 №1.
Левая рука создает гармонический фон и ритмическую пульсацию, она
должна помочь сохранить крупные контуры фразы. Аккомпанемент следует
играть тихо и легко, нанизывая басы на общий стержень плавного движения.
Аналогичные
задачи
встречаются
в
следующих
произведениях:
Д.
Шостакович Романс; Г. Телеман «Пьеса»; Ф. Шопен Фантазия – экспромт cis-
moll(средняя часть); Ф. Лист Утешение Des-dur; Ф. Мендельсон Песня без
слов fis-moll.
Конечная цель работы над музыкальным произведением – это образное
художественное исполнение посредством правильно найденного звука, его
характера.
В работе над звуком мы всегда говорим ещё и об умении слышать
не только по горизонтали, но и по вертикали.
В
целом
работа
над
звуком
в
произведениях
это
бесконечное
совершенствование умений, мелодичного, напевного, широко
распевного,
аттакированного
звукоизвлечения,
Неоспорима
роль
и
в
ц е л о м ,
воспитывающая у начинающего музыканта общую музыкальную культуру
привививая
тем
самым
исполнительский
вкус.
В
целом
эти
умения
положительно сказываются на общих творческих музыкальных способностях
и развивают исполнительскую инициативу, так необходимую учащимся в
классе фортепиано.
Литература:
1.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов.
– М. ; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1997.
2.
Тимакин
Е.
М.
Воспитание
пианиста
/
Е.
М.
Тимакин.
–
М.
:
Сов.композитор, 1984. – 127 с. : ил.
3.
Тургенева Э. Пианист – фантазер : учеб.пособие по развитию творч.
навыков и транспонированию / Э. Тургенева, А. Малюкова. – М. :
Сов.композитор, 1990. – 79 с.