Напоминание

Технические приемы в работе над звуком


Автор: Женетль Асета Юсуфовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Энемская ДШИ"
Населённый пункт: п. Энем
Наименование материала: статья
Тема: Технические приемы в работе над звуком
Раздел: дополнительное образование





Назад




Женетль Асета Юсуфовна

преподаватель фортепианного отделения

МБУ ДО «Энемская ДШИ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ НАД ЗВУКОМ

Для достижения наилучших

технических результатов

и владения разнообразными качествами звука.

Надо использовать все возможности

тела от пальца до всего туловища

(Г. Нейгауз)

Звуковая

выразительность

является

важнейшим

исполнительским

средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Главное –

развить

способность

слушать

музыкальную

ткань.

Если

главные

линии

обрисовуют контур музыки, то остальные элементы наполняют его живой

материей,

окрашивают

живыми

красками,

тем

самым

обогащая

выразительность музыкально-художественного образа.

Способность слышать музыку зависит от двух факторов:

1)

дослушивание звука до конца;

2)

ощущение горизонтального движения и развития музыки.

Дослушивать

звук

это

значит

слушать

предыдущее,

а

ощущать

движение музыки – это думать и слушать вперед.

На первых уроках, когда ученик играет упражнение на звукоизвлечение,

следует научить его слушать до конца затухающий звук и ощущать его

кончиком

пальца,

пока

он

длится.

При

переносе

руки

ученик

должен

переносить и звук. Живая рука и живые активные пальцы – это необходимое

условие в работе над постановкой. Нужно говорить, не ставить палец на

клавишу, а брать извлекать звук.

Для того чтобы научить слушать звук, нужно давать яркие пьесы, близкие

и понятные пьесы.

В дальнейшем умение слушать звук, поможет приобрести певучее legato,

цельности музыкальной фразировки.

Если

нажав

клавишу,

я

забуду

о

данном

звуке,

то

потом

не

буду

в

состоянии согласовать с ним следующий, и получится с ним следующий звук,

и

получится

именно

та

пунктирность,

которая

убивает

живое

дыхание

музыкальность линии (А. Гольденвейзер).

В решении звуковых проблем большую роль играют приемы и способы

звукоизвлечения.

Одно из условий – слаженная работа «выразительных»

пальцев, которые мягко погружаются до «дна», словно в глубокий мягкий

ковер.

Необходимо

«связывать»

без

толчка

один

звук

с

другим,

как

бы

переступая с пальца на палец, пишет К. Игумнов.

Переступающие пальцы ведут руку, которая подкрепляет каждый из

них и в тоже время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры

мелодии. Переступающие пальцы должны активно доводить каждый звук

мелодии

до

конца,

не

ослабляя

силу

давления,

а

передавая

следующей

клавише. Таким образом, происходит перемещение опоры внутри руки.

Задачи взаимодействия пальцев и руки для достижения глубины звука и

связности мелодии:

– А. Штейбельт «Адажио»

– Р. Шуман «Первая утрата»

– С. Майкапар « Вариации на русскую тему»

– И. Парфенов «Осеннее размышление»

Живые

кончики

пальцев

должны

быть

связаны

со

всей

системой

пианистического аппарата вплоть до корпуса.

Можно сказать, что звук

рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как цветок на

кончике растения. Лишенный поддержки «изнутри» звук теряет глубину,

певучесть и становится сухим и колючим (так как извлекается короткими

«рычагами»).

«Вихлянием»

кисти

и

руки

ничего

путного

не

достигают,

а

лишь

создают тощую кантилену, отмечает К. Игумнов.

Например: Ф. Шопен Ноктюрн ор. 55 №1.

Левая рука создает гармонический фон и ритмическую пульсацию, она

должна помочь сохранить крупные контуры фразы. Аккомпанемент следует

играть тихо и легко, нанизывая басы на общий стержень плавного движения.

Аналогичные

задачи

встречаются

в

следующих

произведениях:

Д.

Шостакович Романс; Г. Телеман «Пьеса»; Ф. Шопен Фантазия – экспромт cis-

moll(средняя часть); Ф. Лист Утешение Des-dur; Ф. Мендельсон Песня без

слов fis-moll.

Конечная цель работы над музыкальным произведением – это образное

художественное исполнение посредством правильно найденного звука, его

характера.

В работе над звуком мы всегда говорим ещё и об умении слышать

не только по горизонтали, но и по вертикали.

В

целом

работа

над

звуком

в

произведениях

это

бесконечное

совершенствование умений, мелодичного, напевного, широко

распевного,

аттакированного

звукоизвлечения,

Неоспорима

роль

и

в

ц е л о м ,

воспитывающая у начинающего музыканта общую музыкальную культуру

привививая

тем

самым

исполнительский

вкус.

В

целом

эти

умения

положительно сказываются на общих творческих музыкальных способностях

и развивают исполнительскую инициативу, так необходимую учащимся в

классе фортепиано.

Литература:

1.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов.

– М. ; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1997.

2.

Тимакин

Е.

М.

Воспитание

пианиста

/

Е.

М.

Тимакин.

М.

:

Сов.композитор, 1984. – 127 с. : ил.

3.

Тургенева Э. Пианист – фантазер : учеб.пособие по развитию творч.

навыков и транспонированию / Э. Тургенева, А. Малюкова. – М. :

Сов.композитор, 1990. – 79 с.



В раздел образования