Напоминание

Обзор методик формирования и развития лексической стороны речи у детей с ОНР


Авторы: Сидоренко Анна Владимировна, Юрьева Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 25 " Светлячок" ст. Отрадной
Населённый пункт: ст. Отрадная Тихорецкий район
Наименование материала: Статья
Тема: Обзор методик формирования и развития лексической стороны речи у детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обзор методик формирования и развития

лексической стороны речи у детей с ОНР

Вопросы

изучения

лексической

стороны

речи

и

путей

ее

совершенствования у детей с ОНР разрабатывались в работах Л.Ф.Спировой,

А.В.Ястребовой,

Т.П.Бессоновой.

В

них

содержатся

необходимые

рекомендации по расширению и уточнению значений слов, имеющихся у

детей

в

активном

запасе;

дальнейшему

обогащению

словаря

как

путем

накопления новых слов, так и за счет развития умения активно пользоваться

различными способами словоизменения и словообразования.

Известно, что становление лексической системы, осознание значений

слов

родного

языка

происходит

постепенно,

но

не

все

дети

одинаково

успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.

В исследованиях Г.В. Бабиной акцент делается на использование в речи

глагольной лексики, так как дети с тяжелыми нарушениями речи ограниченно

используют

в

речи

глаголы

психической

деятельности

человека,

а

в

самостоятельном их употреблении допускают большое количество ошибок.

В работах Г.А.Каше предлагается система обучения по расширению и

уточнению словаря. Автор рекомендует привлекать внимание детей оттенкам

значения

слов,

некоторым

способам

словообразования,

предлагаются

различные упражнения, нацеленные на активизацию имеющегося словарного

запаса.

Специалисты,

изучающие

детей

с

общим

недоразвитием

речи

(Р.Е.

Левина,

Г.В.Чиркина,

Т.Б.

Филичева

и

другие),

отмечают

необходимость

комплексного подхода к обучению и воспитанию детей данной категории.

Дети

с

ОНР,

как

отмечает

Н.А.Коньшина,

обладают

скудным

словарным запасом, мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия

употребляются

ими

в

отрыве

от

истинного

значения.

Поэтому

работа

логопеда должна включать введение в лексикон не только новых слов (с

отвлеченными понятиями, различными смысловыми оттенками, синонимами,

антонимами, многозначностью, фразеологическими сочетаниями), но и слов,

образованных

различными

способами

(приставочным,

суффиксальным,

приставочно-суффиксальным).

Также

следует

учитывать,

что

чем

больше

ребенок знает слов, тем меньше использует готовые штампы.

В содержание занятий, по мнению Н.А. Коньшиной, должно входить:

уточнение

значений

имеющихся

слов

и

дальнейшее

обогащение

словарного запаса, как путем накопления новых слов, так и за счет развития

умения активно пользоваться различными способами словообразования;

− уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

Исследования,

посвященные

вопросам

формирования

и

развития

лексической стороны речи детей, дали возможность уточнить преемственные

связи

в

работе

над

смысловой

стороной

слова

с

детьми

дошкольного

возраста,

разработать

методику

работы

(специальные

лексические

упражнения,

речевые

ситуации)

для

совершенствования

семантической

точности употребления слов в разных контекстах.

О.С. Ушакова отмечает, что становление системы лексических значений

слов родного языка происходит постепенно. В младшем дошкольном возрасте

каркас

семантических

отношений

только

начинает

складываться,

формируется ядро словаря, расширяется семантическое пространство языка.

Трудности в выявлении уровня развития семантической стороны речи у детей

четвертого года жизни связаны с рядом причин: быстрой утомляемостью

детей, несоответствием овладения фонетическим и содержательным планом

слов, а также неспособностью к вычленению существенных признаков слова.

У

младших

дошкольников

можно

сформировать

понимание

и

использование в речевой деятельности лексических единиц и семантических

отношений

на

основе

специальной

работы,

направленной

на

осознание

детьми

места

слова

в

лексической

системе

родного

языка.

Для

этого

необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия

имеют

название;

раскрыть

разнообразие

способов

объединения

слов

в

зависимости

от

семантиче ского

признака;

развить

с т р ат е ги ю

ассоциирования, вводя новые лексические единицы в лексико-семантическую

систему в определенных коммуникативных ситуациях, учитывая при этом

индивидуальные особенности организации словаря ребенка. Такая работа

оказывает

влияние

на

процесс

становления

связной

речи.

Формирование

сознательного отношения к содержательной стороне лексических единиц и

умения использовать их в речевой деятельности (адекватный отбор точных и

выразительных средств) подводит ребенка к овладению значением слова на

уровне смысла.

Знакомя детей с новой лексикой, воспитатель учит группировать слова,

строить простые словосочетания и предложения в зависимости от условий

коммуникативной

ситуации.

Сначала

дети

в

условиях

широкого

использования

наглядности

учатся

подбирать

слова,

обозначающие

предметы, их действия и качества. С целью обогащения адъективного слоя

лексики

у

детей

нужно

активизировать

понимание

и

употребление

семантических шкал: много – мало, большой – маленький, широкий – узкий,

высокий – низкий, толстый – тонкий, быстрый — медленный, разный –

одинаковый. Детей надо знакомить и с промежуточным понятием – словом

средний. Одновременно им нужно показывать, как словообразовательные

единицы

меняют

основное

значение

слова,

носителем

которого

является

корневая

система

(медведь

медвежонок

медведище).

Дети

должны

учиться,

понимать

значение

слов

с

суффиксами,

образующими

названия

детенышей

животных

(заяц

зайчонок,

корова

теленок)

приставок,

образующих различные оттенки значения глаголов (шел – пришел, ушел –

вышел). Нужно знакомить детей и с разными формами образования глаголов

от звукоподражаний (мяу – мяукать, ква – квакать, кря – крякать).

Под влиянием такого обучения у детей младшей группы формируется

познавательный интерес к содержательной стороне слова, вырабатывается

способность

ориентироваться

на

коммуникативные

условия

при

использовании семантических средств в речевой деятельности.

Необходимо

отметить,

что

основное

внимание

теория

и

практика

уделяли в основном количественной стороне этого процесса – расширению

объема

словаря,

увеличению

словарного

запаса

в

связи

с

работой

по

ознакомлению детей с окружающим, расширению ориентировки в нем. Не

преуменьшая той роли, которую в усвоении родного языка играет связь

обогащения словаря и ознакомления с окружающим, важно разграничить: а)

развитие речи (усвоение новых слов, терминов) как необходимое условие

формирования

новых

знаний

и

представлений

и

б)

ознакомление

с

окружающим

как

возможное

условие

обогащения

словаря.

Выделение

собственно

языковых

задач

в

обогащении

словаря,

разграничение

познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об

окружающей

действительности)

и

языкового

развития

привело

к

необходимости

обстоятельного

анализа

усвоения

детьми

смысловой

структуры

слова.

Здесь

необходимо

подчеркнуть

важность

комплексного

использования различных приемов в работе над семантикой слова. Формируя

у ребенка представление о том, что у каждого слова есть значение, мы

подводим его и к пониманию того, что одним словом могут называться

разные предметы (явление многозначности), что об одном и том же можно

сказать

различными

словами

(синонимия),

что

существуют

слова,

противоположные по смыслу (антонимы). Наряду со смысловой стороной

слова важную роль играет и проблема лексической сочетаемости слов, что

позволяет сочетать овладение семантикой слова с развитием связной речи.

Сюда же входит и совершенствование одного из важнейших свойств речи –

точности

словоупотребления,

выбора

слова,

адекватно

обозначающего

предмет, действие, качество. Отсюда и вытекает задача – развитие умений

точно употреблять слово в зависимости от замысла, контекста или речевой

ситуации.

Одной

из

внешних

характеристик

связной

речи

является

четкость,

плавность изложения, отсутствие прерывистости, повторений, запинок, пауз.

При сформированном умении отбирать слова прерывистости и повторений

будет меньше или совсем не будет. Если же это умение не сформировано, в

речи обязательно будут запинки, повторения, паузы.

Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его

семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими

словами развивает точность словоупотребления, оказывает положительное

влияние на связность монологического высказывания.

Итак, в словарной работе на первое место выдвигается положение о

том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для

наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом

является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.

Овладение словарным составом родного языка является необходимым

условием

освоения

его

грамматического

строя,

развития

связной

монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Неотъемлемым

свойством

слова

как

единицы

языка

является

его

значение.

Понимание

всего

многообразия

значений

слов

развивается

у

человека

на

протяжении

многих

лет.

Необходимо

знакомить

ребенка

с

разными

значениями

одного

и

того

же

слова,

чтобы

обеспечить

семантическую

точность

его

использования.

Развитое

у

ребенка

умение

употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой

ситуацией

способствует

развитию

умений

свободно

выбирать

языковые

средства

при

построении

связного

высказывания,

свободно

пользоваться

словами и связывать их по смыслу.

Словесные,

обозначения

(наименования)

предметов

дети

усваивают

при ознакомлении с окружающей их действительностью. Однако словарь

дошкольников

нуждается

не

только

в

количественном

росте,

но

и

в

качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая

точность

употребления

синонимов,

антонимов,

многозначных

слов,

понимание переносных значений).

Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его употреблению

связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются

ассоциативные связи.

В

развитии

словаря

дошкольника

важным

является

принцип

объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между

собой

и

зависят

друг

от

друга.

Совокупность

слов,

составляющих

тематический ряд, является семантическим полем, которое располагается

вокруг ядра. Так, многозначное слово игла в значении «лист хвойного дерева»

входит в семантическое поле: дерево – ствол – ветви – хвоя – зеленая –

пушистая,

растет

опадает;

игла

для

шитья

входит

в

другое

семантическое поле: шить – зашивать – вышивать, платье – рубашка –

одежда – узор, острая – тупая – тонкая и т. п.

Важными

задачами

словарной

работы

являются

обогащение,

расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения детского

словаря

составляет

введение

в

языковое

сознание

ребенка

тематических

групп

слов»

синонимических

рядов,

антонимических

пар,

многозначных

слов.

Синонимическая работа с детьми (подбор слов, близких по своему

значению) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы

движения: идти, шагать, брести, плестись и т. п.; или глаголы, обозначающие

речь и ситуацию общения: сказал, спросил, ответил, прошептал, закричал,

обменил).

Работа

над

антонимами

(словами

с

противоположным

значением)

проводится с детьми при составлении словосочетаний и предложений, дети

находят

антонимы

в

пословицах,

поговорках.

Подбор

антонимов

к

многозначным

словам

расширяет

представления

детей

о

слове,

помогает

уточнить его значение. А подбирая словосочетание со словами близкого и

противоположного значения, дети глубже осознают многозначность слова

(старый дом – ветхий; старое платье – рваное; старый друг – давний,

старый билет – недействительный, или: свежий хлеб – черствый; свежая

газета – вчерашняя; свежая рубашка – грязная).

Такие упражнения помогают детям понимать слова не только в прямом,

но и в переносном значении: злая зима, колючий ветер, золотые руки; лес

дремлет, дом растет, песня льется, ручьи бегут. Для развития понимание слов

в

переносном

значении

необходимо

проводить

упражнения

с

именами

п р и л а г ат е л ь н ы м и

и

гл а го л а м и ,

ко т о р ы е

в

з а в и с и м о с т и

о т

противопоставлений

в

словосочетаниях

меняют

свое

значение: Подушка

мягкая, а скамейка… (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

Кроме того, необходимо формировать и умение выбирать адекватное слово из

синонимического

ряда:

жаркий

(горячий)

день,

жаркий

(взволнованный)

спор.

Многозначность

слова

показывается

дошкольникам

на

хорошо

знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния,

спинка,

нож,

звонок),

причем

здесь

могут

использоваться

слова

разных

частей речи: имена прилагательные (острый, старый, тяжелый, легкий,

глубокий, мелкий, полный), глаголы (идти, бежать, прыгать, лить, плыть,

бить)и т. п.

Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают,

на

какой

смысл

того

или

иного

слова

они

ориентируются.

Работа

над

многозначными словами может идти по такому направлению: название слова,

подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, затем

предложений

и,

в

конечном

итоге,

использование

многозначных

слов

в

связном тексте.

В процессе словарной работы, как и в решении других речевых задач,

необходимо

добиваться

таких

качеств

речи,

как

точность,

правильность,

связность, выразительность. Основной смысл словарной работы состоит в

том,

чтобы

выработать

у

детей

умение

отбирать

для

высказывания

те

лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

В словарной работе необходимо учитывать:

– тематический принцип организации лексики;

– семантический аспект ознакомления ребенка со значением слова;

– ассоциативный метод объединения слов.

Все

виды

лексической

работы

проводятся

в

форме

словесных

игр,

упражнений,

выполнения

творческих

заданий

во

взаимосвязи

с

другими

речевыми задачами.

Основное

внимание

в

словарной

работе

уделяется

накоплению

и

обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей

ребенка

жизни,

активизации

разных

частей

речи,

не

только

имен

существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий.

Таким

образом

можно

отметить,

что

работа

по

формированию

и

развитию лексической стороны речи у детей с ОНР должна осуществляться в

нескольких направлениях: уточнение понятий и значений слов, расширение

словаря и его активизация.



В раздел образования