Напоминание

Использование современных компьютерных технологий как средство реализации метода проектов в процессе преподавания литературы


Автор: Ходина Лариса Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №40
Населённый пункт: г. Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных компьютерных технологий как средство реализации метода проектов в процессе преподавания литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Использование современных компьютерных технологий как

средство реализации метода проектов в процессе преподавания

литературы

(Обобщение опыта работы Ходиной Ларисы Владимировны учителя русского языка и

литературы первой категории ГБОУ Лицей №40 г.Санкт - Петербурга)

Теоретической базой опыта стали исследования, посвященные описанию теории и

практики

метода

проектов,

а

также

исследования,

посвященные

современным

информационным технологиям: программа Intel

®

«Обучение для будущего», исследования Е.С.

Полат и др. Говоря о возможности использования учебно-методических проектов в процессе

преподавания литературы, следует отметить, что программа Intel

®

«Обучение для будущего»

дает преподавателю любой школьной дисциплины возможность узнать, какие технологии

могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников.

Актуальность. Освоение

новых

жизненно

необходимых

навыков

связано,

прежде

всего, с тем, что современные технологии глубже проникают в жизнь. Проектная методика

позволяет осуществлять на новом качественном уровне интеграцию учебных дисциплин, что,

в свою очередь, способствует более полному и глубокому освоению учебного материала

учащимися.

Включение

в

процесс

преподавания

проектной

методики

позволяет

совмещать

инновационное содержание образования, в частности, овладение средствами и процедурами

исследовательской деятельности, а также современные методы учебной работы - учебные

исследовательские проекты, групповую работу учащихся.

В преподавании гуманитарных дисциплин, в частности, литературы, использование

учебно-методических проектов дает возможность, во-первых, по-новому интерпретировать,

оценивать и систематизировать информацию, что позволит отказаться от репродуктивного

уровня

усвоения

материала

и

выйти

на

новый

уровень

осмысления

проблематики

художественного произведения. Именно на это нацеливает поиск основополагающего вопроса

при планировании учебного проекта. Формулирование проблемных вопросов учебной темы

потребует

от

учащихся

знания

содержания

произведения,

умения

вести

анализ

художественного

текста

на

всех

уровнях,

навыка

работы

с

различными

источниками

информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей

позиции.

Все

это,

на

мой

взгляд,

способствует

развитию

диалогического

мышления,

необходимого современному человеку.

Основополагающие принципы данного опыта. Работая над проектом по литературе,

ученики чувствуют, что процесс ориентирован на него и его личность, и его деятельность

строится на собственном опыте, интересах и склонностях. В работе над проектом важнейшее

значение

приобретает

обсуждение

и

разрешение

проблем,

которые

интересны

самому

школьнику.

Дети

получают

возможность

обсуждать

интересные

темы

и

проблемы

литературоведческого, философского, общечеловеческого характера, учатся высказывать свое

мнение,

обосновывать

собственную

позицию,

анализировать

информацию,

обобщать

результаты исследовательской работы.

Немаловажным

является

тот

факт,

что

дети

работают

в

различных

режимах:

самостоятельно, в парах, в группах. Группы могут менять свой состав в зависимости от

интересов ребенка и «производственной» необходимости. Обучение в сотрудничестве – это

модель организации деятельности учащихся в малых группах, при которой все они вовлечены

в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия

каждого.

Работа

в

группах

учащихся,

знакомая

большинству

учителей

своей

низкой

эффективностью,

становится

в

школе

привлекательной

только

в

случае

специальной

ее

организации, когда:

«…а)

создается

позитивная

взаимозависимость

участников

группы

сотрудничества

(целевая, по распределению работы, по ресурсам, ролевая, по награде);

б) обеспечивается индивидуальная оценка работы каждого члена группы в отдельности

и группы, в целом;

в) учащиеся оценивают и используют в ходе групповой работы навыки межличностного

общения и сотрудничества (умение выслушивать других, критиковать не личность, а идею,

умение работать как в качестве лидера, так и в качестве рядового члена группы)».

В классе всегда есть учащиеся с различным уровнем подготовленности. Обычно менее

подготовленные учащиеся отмалчиваются, боясь показаться смешными и наивными в своих

рассуждениях и анализе художественного текста. В работе же над проектом каждый ученик

вносит свою лепту в его реализацию, участвует в учебно-исследовательской деятельности, в

зависимости от уровня знаний, умений и навыков и личностных интересов и склонностей.

Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представлять

результаты своей работы.

На уроках осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль

которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Свободный

выбор формы общения благотворно сказывается на психологическом климате в целом и

чувстве комфортности каждого. В ходе работы над проектом учитель является и психологом, и

координатором, и наставником, и создателем атмосферы сотрудничества и взаимопонимания

между учителем и учащимися. Учитель видит каждого ребенка, группу и класс в целом,

обеспечивает условия для создания атмосферы творчества.

Деятельность учащихся в рамках учебно-исследовательского проекта связана:

со свободным поиском данных из различных источников,

со способами организации данных,

с областью поиска,

с

умениями

пользоваться

ключевыми

словами,

анализировать

информацию

и

представлять ее в конкретном виде (таблица результатов интервью, социологических

опросов; сбор информации о жизни и творчестве писателя, оформление результатов

исследования виде публикации, веб-сайта и т.п.).

Работая

над

проектом,

учащиеся

приобретают

и

развивают

практические

навыки

работы с художественным и литературоведческим текстом, аудио- и видеоматериалами, с

иллюстративным материалом, навыки создания собственных текстов, что побуждает к устной

речи,

поскольку

технология

проектной

методики

на

последнем

этапе

предполагает

презентацию проекта, защиту и представление своей учебно-исследовательской работы.

Произведение, созданное подростком, как и любое другое, внутренне пронизано со-

общением с предполагаемым или подразумеваемым партнером. М.М.Бахтин в ряде работ

показал, что диалогичность – неотъемлемая функция любого художественного произведения,

представляющего особый способ взаимодействия – через века и расстояния – писателя с

миром. Причем основную роль в развертывании диалога как способа функционирования

художественного образа играет такое понятие, как «полемичность».

Работая

над

своим

произведением,

учащийся

непременно

выступает

в

роли

собеседника, вступает в диалог. Во-первых, с предполагаемым читателем, во-вторых, в диалог

внутренний, с самим собой. Обращаясь к своему внутреннему миру, подросток отчетливей и

ярче осознает свое место в окружающей его действительности и свойства и качества самой

действительности,

получает

возможность

выразить

себя

в

слове,

создавая

особый

тип

реальности. Информационные технологии дают возможность проявления себя в создании

гипертекста.

При подведении итогов работы над проектом важным является то, что учащиеся сами

оценивают свою деятельность, анализируют собственные достижения, видят перспективы

дальнейшего совершенствования. Предлагается один из проектов учащегося 5 класса.

Тема проекта: «Загадки жизни А.С.Пушкина»

Александр Сергеевич Пушкин является одним из величайших поэтов всех времен. Пушкин -

мой любимый писатель. Мне нравится читать его произведения. Он очень творческий человек,

обладающий завидным чувством юмора и воображением. Его остроумие помогло ему найти

множество друзей, но еще больше – врагов. Являлся также прозаиком и драматургом,

критиком, выдающимся историком и блестящим публицистом. Не зря век, в котором он жил и

творил, вошел в историю литературы как золотой век. Кажется, что вся биография Пушкина

уже изучена, но существуют удивительные моменты его жизни, которые мало кому известны.

А некоторые до сих пор не разгаданы. Я выбрала именно эту тему так, как мне хотелось

побольше узнать фактов биографии А. С. Пушкина.

Тайна

гибели

Александра

Сергеевича

до

сих

пор

не

даёт

покоя

ученым

и

исследователям

пушкинской

биографии.

Очень

многие

документы

до

сих

пор

не

опубликованы. Письма Натальи Николаевны к мужу до сих пор не найдены.

Ошибочно считается, что Пушкин был участником десятков дуэлей. На самом деле он

выходил к барьеру всего 4 раза. Хотя сам вызывал современников на дуэль 15 раз, а получал

вызовы 6 раз. Друзьям поэта удавалось прекратить большинство из поединков, добившись

примирения сторон. 21-я дуэль оказалась для Пушкина роковой.

Дуэль

между

Александром

Сергеевичем

Пушкиным

и

Жоржем

де

Геккерном

(Дантесом) состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе

Чёрной речки близ Комендантской дачи. Дуэлянты стрелялись на пистолетах. В результате

дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер.

Бытует мнение о том, что Пушкин был обречен в дуэли с Дантесом изначально. Однако

это не так – поэт был прекрасным фехтовальщиком и отлично владел пистолетом. На прогулки

он

специально

ходил

с

тяжелой

железной

палкой,

тренируя

твердость

руки.

Отличное

владение оружием Пушкина доказывает и тот факт, что тяжелораненый поэт сумел сделать

ответный выстрел, пробив Дантесу руку, прикрывавшую грудь. Противник Пушкина должен

был неминуемо погибнуть, так как пуля прошла через мягкие ткани руки и попала ему в

туловище, сбив с ног. Удар такой силы пуговица не могла бы сдержать! Загадочная пуговица

следствию также не была представлена. Многие, впрочем, уверены, что на Дантесе была

надета кольчуга. Обстоятельства трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина до сих

пор вызывает целый ряд вопросов, имеющих прямое отношение к дуэли и к ранению.

Уральский врач Михаил Давидов много лет восстанавливает историю болезни Пушкина. Те

роковые дни эпикриз никто не составлял. Давидов провел компьютерное моделирование,

собрал современную статистику. Его вывод: пуля попала Пушкину в правый бок, раздробила

тазовую кость и застряла в крестце. Неожиданно с его версией соглашаются петербургские

оружейники.

«Я допускаю, что Дантес мог целиться в ногу, чтобы просто побыстрее покончить с

этим

поединком,

и

в

то

же

время

без

фатальных

последствий»,

-

полагает

Александр

Кулинский.

При выстреле пистолет слегка подбрасывало вверх. И если пуля попала в живот,

значит целился Дантес ниже, например, в бедро. Это почти сенсация - получается, француз не

желал смерти поэта! Раненных в живот в то время не оперировали, а наука не знала ни

антибиотиков,

ни

наркоза.

Их

рекомендовалось

лечить

с

помощью

припарок,

касторки,

слабительного и клизм. Для спасения Пушкина необходимо было после ранения оказать

первую

помощь,

наложив

асептическую

повязку

и

введя

обезболивающие

и

кровоостанавливающие средства. Далее его следовало в лежачем положении транспортировать

в

хирургическое

отделение,

срочно

оперировать

поэта

под

общим

наркозом.

В

послеоперационный

период

необходима

была

бы

интенсивная

терапия

с

применением

антибиотиков. «При выполнении в полном объеме указанных мероприятий смертельный исход

в связи с тяжестью ранения мог бы все равно наступить, однако шансы на выздоровление

составили бы не менее 80%, ибо летальность при подобных огнестрельных ранениях ныне

составляет 17,2–17,5 %», — отмечает Давидов. Но в те времена перед тяжелым ранением

Пушкина врачи, увы, были беспомощны.

Поэт был крайне впечатлительным человеком. Веру поэта во все сверхъестественное

обострил его визит к знаменитой гадалке Александре Филипповне Кирхгоф. Друзья поэта

рассказывали о визите Пушкина к гадалке Кирхгоф следующее: «Когда гадалка увидела перед

собой Пушкина, она воскликнула: „О, вы важная головa!» Она взяла руку молодого человека и

стала говорить. Сначала сказала, что по возвращении домой он найдет на столе пакет с

деньгами, а затем продолжила: „Скоро вам предложат переменить род службы, а потом

дважды

подвергнут

ссылке.

Вы

будете

пользоваться

огромной

известностью

у

своих

современников и потомков. На 37-м году жизни у вас будут большие неприятности из-за жены.

Опасайтесь белого человека или белой лошади. Если они не помешают, то вы доживете до

глубокой старости…». Так как два первых пункта предсказания сбылись в очень скором

времени, поэт полностью поверил во все сказанное Кирхгоф, возможно, именно этот случай с

гадалкой сделал из Пушкина крайне суеверного человека. Из-за этого часто опаздывал на

встречи, видя в каких- либо знаках плохое предзнаменование. Поэт никогда не садился за стол,

где было 13 человек, не оставался в комнате с 3 свечами. Венчание с Натальей Гончаровой

стало настоящей мукой для него. «Во время венчания нечаянно упали с аналоя крест и

Евангелие, когда молодые шли кругом. Пушкин весь побледнел от этого. Потом у него потухла

свечка.

„Все

плохие

предзнаменования»,

сказал

Пушкин».

Кроме

того,

по

другим

источникам, во время обмена кольцами упало на ковер кольцо Пушкина. На любую дуэль

великий поэт надевал на себя перстень, который, как он считал, предохранял его от смерти. По

свидетельству

секунданта

Константина

Данзаса,

поэт

забыл

взять

талисман

с

собой

на

роковую дуэль. Существует мнение, что человек может сам себя программировать на что - то

плохое, постоянно думая об этом.

Интересен факт, что Пушкин попал в Лицей по блату.

Его дядя, Василий Львович,

который лично был знаком с министром Сперанским, посодействовал маленькому Саше в

поступлении. В 1817 г. состоялся первый выпуск лицеистов. Сдав в течение семнадцати

майских дней 15 экзаменов, среди которых - латынь, российская, немецкая и французская

словесность, всеобщая история, право, математика, физика, география, Пушкин и его друзья

получили аттестаты об окончании Лицея. Поэт оказался по успеваемости двадцать шестым (из

29

выпускников),

показав

только

российской

и

французской

словесности,

также

в

фехтовании превосходные" успехи. Но это не помешало Пушкину разговаривать более чем на

10 языках, в том числе испанском, греческом и немецком.

По окончании Лицея Пушкин хотел стать военным, но этому воспротивился отец.

Пушкин мог найти ответ на любой вопрос в столь короткие сроки, а это все благодаря его

тонкому уму. В его библиотеке насчитывалось 3560 томов - 1522 названия, из них 529 на

русском языке и 993 на четырнадцати иностранных языках. Пушкин был гениален, но не был

красив, и в этом отношении контрастировал со своей красавицей-женой Натальей Гончаровой,

которая была на 10 см выше него. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался

держаться от жены поодаль, чтобы окружающие не видели столь неприятного для него

контраста. Но какого роста был сам Пушкин? Этот показатель был точно измерен художником

Г. Чернецовым в 1832 году. Рост Пушкина составлял 166,7 см.

У Пушкина было четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья, но только двое из них

- Александр и Наталья, оставили потомство. Внук А.С. Пушкина, сын дочери Натальи - Георг-

Николай фон Меренберг, был женат на Ольге Александровне Юрьевской, дочери русского царя

Александра II. Потомки поэта живут сейчас по всему земному шару: в Англии, Германии,

Бельгии. Порядка пятидесяти человек живет в России. Особенно интересна Татьяна Ивановна

Лукаш. Её прабабушка (внучка Пушкина) была замужем за внучатым племянником Н.В.

Гоголя. Сейчас она живет в Клину. Потомком великого поэта по мужской линии является

праправнук поэта Александр Александрович Пушкин (родился 10 сентября 1942 года). Он

проживает

в

Бельгии,

является

меценатом

и

общественным

деятелем.

Александр

Александрович женат на своей троюродной сестре, праправнучке старшего сына Пушкина

Александра.

У Пушкина были сложные отношения с Николаем I. Поэт писал императору только

по-французски, чтобы избежать выражений восхищения, которыми было принято осыпать

монарха в письмах на русском языке. Пушкин всегда недолюбливал российских самодержцев.

Николай Первый был личным цензором поэта и человеком, по сути, жестоко расправившимся

с его друзьями-декабристами. А отец Николая, Александр Первый, вообще чуть не стал

виновником гибели Пушкина. Однажды маленький Саша, гулявший с няней, только чудом не

был растоптан копытами его лошади. Мальчика спасла только молниеносная реакция монарха,

придержавшего

животное.

Про

отношения

императора

Николая

I

и

поэта

Александра

Пушкина в разное время высказывались различные версии – от полной враждебности до

близкой дружбы. По всей видимости, истина лежит где-то посередине. Все долги, которые

остались

после

смерти

поэта,

покрыл

император

Николай

I.

Заложенное

имение

отца

освободил от долга. Назначил пансион жене Пушкина и его детям. Но и император не

догадывался, что менее чем через полвека род поэта породнится с монаршьей фамилией. В

1881 году внук царя Николая I Михаил Романов и Софья Меренберг, внучка поэта Александра

Пушкина, поженились. Семья Романовых была против этого брака и вынудила Михаила

расстаться

с

государственной

службой.

Великий

князь

с

женой

покинули

Россию

и

обосновались в Британии, где по сей день проживают потомки семьи.

Мне очень понравилась работать с этим проектом. Я узнала много удивительных и

интересных фактов о судьбе великого поэта. Некоторые факты, наверное, так и не будут

раскрыты. Пушкин - великий поэт и человек, и я считаю, что такие малоизвестные факты из

его жизни должны знать все.



В раздел образования