Профориентационный квест "Кем быть в мире профессий?"
Автор: Лапшова Людмила Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Ямальская школа-интернат им. Василия Давыдова" Населённый пункт: с. Яр-Сале Наименование материала: Конспект Тема: Профориентационный квест "Кем быть в мире профессий?" Раздел: полное образование
«Кем быть в мире профессий».
Категория: воспитанники 6,7 классов.
Составитель: Лапшова Л.В., воспитатель МБОУ «Ямальская ШИ им. В.Давыдова».
Цель мероприятия: создание позитивной мотивации учащейся молодёжи к осознанному
выбору будущей профессии педагогической направленности.
Задачи:
-оказать информационную помощь в выборе профессиональных предпочтений, наиболее
отвечающих индивидуальным особенностям;
-формировать
навыки
конструктивного
взаимодействия,
уверенности
в
своих
возможностях относительно самореализации в будущей профессии;
-раскрыть содержание профессионального самоопределения для подростков
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие.
2. Введение в сказку «Ёжик в тумане».
-Предлагаю вспомнить героя мультфильма «Ежик в тумане» (автор сказки С.Г.Козлов).
Нашу встречу я предлагаю начать с мультфильма. «Однажды утром Ежик проснулся в
своем маленьком уютном домике, подумал, что было бы замечательно провести все дни
вот так, не выходя на улицу. К тому же на улице было на редкость неприятно – осенний
ветер срывал с деревьев последнюю листву, все небо заволокли тяжелые серые тучи.
Ежик натянул до носа одеяло, повернулся на другой бок и попытался заснуть. Но
странное дело! В голову полезли всякие мысли о том, что нельзя всю жизнь просидеть
взаперти,
ведь
в
мире
столько
интересного!
Столько
способов
реализовать
себя!
Столько вариантов увидеть красоту, познакомиться с новой компанией, проявить свой
талант и способности! И важно вовремя заявить о себе, о том, что ты можешь
сделать, не смотря на погодные условия. Ежик решительно поднялся с кровати. Самый
главный
вопрос,
который
ему
предстояло
решить
сегодня,
-
наметить
путь
своей
дальнейшей жизни…».
Человек, который находится перед многообразием профессионального мира, во многом
схож с тем самым ежиком, который никак не мог добраться до нужного места. К тому же
главное – определить для себя, где находится то самое, что нужно именно тебе! Сегодня
вам предстоит в этом разобраться.
3. Игровое упражнение «Пять шагов».
-
Уважаемые
участники!
Сейчас
в
течение
нескольких
минут
мы
должны
сформулировать значимую цель, выделить пять этапов (пять шагов), которые обеспечили
бы
достижение
намеченной
цели.
Например,
поступить
в
учебное
заведение,
найти
интересную работу, добиться в будущем выдающихся профессиональных успехов.
Другими словами, моя жизнь наполнена интересными занятиями. Ежик понял, что самое
главное
и
самое
сложное
–
это
начать
искать
свой
собственный
путь….».
И
это
действительно самое сложное – превратить вопрос «Кем ты будешь?» в вопрос «Кем я
хочу стать?».
Как сделать правильный выбор? Какая профессия будет соответствовать? Что мне
надо? И ещё многими вопросами мучаются многие молодые специалисты. К сожалению,
ответы на них может дать только тот же, кто их задавал. Другими словами – сам себе.
Никто не сможет сделать выбор за тебя. Только ты в ответе за принятие решения по
выбору специальности. Помочь тебе разобраться? Есть одна универсальная формула, что
поможет любому сделать выбор «в яблочко» Хочу + Могу + Надо = Профессия для меня,
Где, Хочу – это твои Интересы и Склонности.
Уточнение: всё, что ты делал или делаешь в институте и школе по собственной
инициативе и желанию. Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в
свободное время. Таким образом, если и от выбранной профессии ты будешь получать
удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь
быстрее
стать
профессионалом,
и
у
тебя
появится
больше
возможностей
получения
престижной и высокооплачиваемой работы. На этапе «Хочу»: Решение принимается не
самостоятельно. Тебе стоит серьезно подумать над тем, правда ли это твой выбор? Не
согласился ли ты с аргументами родителей из-за давления. Да, у них больше опыта и
мыслят они практично, но ведь это тебе предстоит работать по этой специальности, уверен
ли
ты?
Или
может,
хочешь
работать
вместе
с
другом
и
выбираешь
профессию
за
компанию? Подумай, чего же действительно хочешь именно ты?
Могу –
твои
Способности,
Возможности
здоровья
и
Профессиональная
квалификация.
Уточнение: включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, которые тебе по
силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также надо учитывать уровень
своих знаний, умений и навыков в разных сферах деятельности. Всегда найдётся что-то,
что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную
профессию
и
стоит
браться.
А
то,
что
тебе
делать
тяжело,
сложно
и
не
приносит
удовольствия – оставь другим. На этапе «Могу»: Не незнание своих способностей, не
понимание их соотношения с профессией. Еще раз подумай, ведь мечтать можно о чём
угодно (полётах в космос, ходить по подиуму и т.д.). А сможешь ли ты выполнять все
требования, что ставит перед тобой специальность? Может, ты не учитываешь своих
психологических качеств? Ведь любить животных и быть ветеринаром – разные вещи.
Надо
– возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.
Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от
нас не зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую
профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возможность трудоустройства на
подходящую по «хочу» профессию низка – это способствует внутреннему конфликту. В
этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать. 2 варианта: престижную профессию и
всю жизнь жалеть об утраченной возможности или все-таки выбрать любимую работу, но
тогда
увеличится
возможность
безработицы,
а
это
не
самое
лучшее
начало
профессиональной карьеры.
Для
успешного
продвижения
команды
вперёд
и
преодоления
препятствий
на
отдельных этапах действуйте пошагово и соблюдайте правила.
Шаг
1.
Внимательно
рассмотрите
план,
выданный
при
регистрации.
На
нём
обозначены ВСЕ помещения, которые задействованы в игре.
Шаг 2. Последовательность прохождения этапов вашей командой.
Шаг 3. После выполнения всех заданий сдайте маршрутный лист Помощникам на
пункт регистрации. Ожидайте подведения итогов игры в актовом зале.
«Полезные советы»
Правило 1. Вкладывайте в выполнение заданий всю вашу энергию и креативность!
У вас всё получится, двигайтесь дальше вместе и побеждайте!
Правило 2. На выполнение каждого задания на станции у вас 10 минут. Не старайтесь
экономить время – лишних баллов оно не принесёт.
Правило 3. Если вы растерялись и не знаете, куда двигаться дальше, или как правильно
выполнить задание, спросите у Помощников.
Правило 4. С Помощниками, как и с судьями, НЕ СПОРЯТ!
Правило 5. Не консультируйтесь с членами других команд, не мешайте и не помогайте
другим командам: идёт соревнование, и задача каждой команды – победить! За нарушение
этого правила команда может быть дисквалифицирована.
Желаем успехов!
1 станция «Веселая викторина о профессиях» (см. приложение 1).
2 стация «Кто есть кто?». Цель игрового упражнения - предоставить возможность
участникам
соотнести
свой
образ
с
различными
профессиями
на
основании
знания
учащихся друг о друге.
3 станция «Профессия на букву». Ведущий называет главную букву, а участники по
очереди называют профессии на эту букву.
4 станция «Профессия или специальность». Предлагаются варианты: врач, педагог,
директор, строитель, завуч, повар, заведующая, продавец, бригадир, металлург и т.д.
5 станция «Веселая математика». Блиц-рассуждение о том, какие профессии связаны с
математическими способностями, со знаниями биологии и химии.
6 станция «Ребус-профи». Отгадать «зашифрованные» профессии.
7
станция
«Сказочная
биржа
труда». Какие услуги могут предоставлять Баба Яга
(услуги по уборке, такси, продажа грибов и корений, сдача избушки в аренду и т.д.).
Змей
Горыныч
(авиаперевозки,
инструктор
по
боевым
искусствам,
кузнечное
дело,
владелец шашлычной).
8 станция. Головоломка «Филфорд». Нужно найти профессии и разгадать филфорд.
Заключительное слово педагога:
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это
когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой",
а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: «Если вы
удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Надеюсь,
что
знания,
продемонстрированные
сегодня,
помогут
вам
в
важнейшем
выборе
в
жизни
–
в
выборе
ВАШЕЙ
профессии,
значит
судьбы.
Я
вам
желаю
правильного выбора!
Спасибо всем за внимание, активное участие в игре! До новых встреч!
Использованная литература:
1.
Клитная М. Самые необычные профессии в мире // Будь в теме. – 2012. - №3.
2.
Настольная книга профконсультанта: пособие / Т.И. Гончарова, И.А. Зяблова, М.Н.
Зайцева, Н.М.Рубцова / под ред. канд.пед.наук О.В. Журавлёвой. – Кемерово, 2006.
– 143 с.
3.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: учебно – методическое пособие. – М.: Генезис,
2000. – 126 с.