Напоминание

"Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе"


Автор: Бердникова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ № 23, г. Белорецк, Республика Башкортостан
Населённый пункт: г. Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся

перспективным средством коррекционно- развивающей работы с

детьми, имеющих нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств

коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и

помогающих достижению максимально возможных успехов в

преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На

фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные

методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс

коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению

всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения

использовать новые возможности, включать действенные методы в

систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психо-

физиологический комфорт детям во время занятия,

предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают

организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом,

терапевтические возможности нетрадиционной медицины

содействуют созданию условий для речевого высказывания и

восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия

известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина,

воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на

тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и

эффективными: арома, музыка, хромотерапия, су – джок и

пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию

мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при

дизартрических расстройствах речи) и улучшения

психоэмоционального состояния детей.

Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел.

Цели:

нормализовать мышечный тонус,

Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять

настроением и работоспособностью, они могут не только

влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим

поведением.

В этих целях рекомендуется применять масло лимона,

обладающим высоким эффективным воздействием. Уже через

несколько минут резко улучшается настроение, пропадает

ощущение усталости, дети жаждут деятельности.

(Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они

выяснили, что количество ошибок при письме резко

уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды на 20%,

жасмина на 25%, лимона на 50%.)

Для повышения интеллектуальной работоспособности детей

можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного

дерева.

Оборудование.

Ароматизированные лампы (3-5 капель масла на чашу,

наполненную водой, свеча в аромалампе, нагревающая воду в

чаше способствует испарению масла с ее поверхности. Можно

сделать аромамедальоны, использую упаковку из - под киндер

сюрпризов.

Во время работы необходимо использовать принципы

ароматерапии.

В связи с привыканием к запахам, снижается их

эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить

изменения в композиции из эфирных масел.

Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать

индивидуальные особенности детей.

Вероятное положительное влияние на психику эфирных

масел.

Гераниевое и лавандовое снимает стресс и состояние

тревоги.

Мятное повышает настроение.

Ромашковое - способствует запоминанию, успокаивает.

Розмариновое - улучшает память.

Эквалиптовое - устраняет утомляемость, сонливость.

Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик,

устраняет истерию и паникерство.

Пихтовое – устраняет депрессию, чувство

неуверенности.

Кедровое – Устраняет нервозность, растерянность,

упорядочивает мысли.

Музыкотерапия.

Цели:

Создавать положительный эмоциональный фон.

Стимулировать двигательные функции.

Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой,

повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ,

стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время

коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную

систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и

торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка

наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени,

мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых

качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей

тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для

лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется

в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми,

дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как

в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

Прослушивание музыкальных произведений,

Ритмические движения под музыку,

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.,

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие

принципы.

Продолжительность прослушивания должна составлять не

более 10 минут в течение всего занятия.

Использовать только те произведения, которые нравятся

абсолютно всем детям,

На занятии лучше использовать одно музыкальное

произведение.

Использование музыки может быть не только этапом

коррекционного воздействия, но и мягким, уютным,

ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Хромотерапия. ( цветотерапия, светотерапия)

Цели:

Нормализовать мышечный тонус,

Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и

цвета.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд,

успокаивают, способствуют приливу внутренних сил,

бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета

на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит

избирательный характер, и педагогам необходимо это

учитывать в работе.

Воздействие света на организм ребенка:

Синий, голубой – успокаивающее действие,

расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее

действие.

Красный, розовый - повышение работоспособности,

ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего

настроения.

Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация

негативного состояния.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных

занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в

зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой

фон освещения ( на светильник накинуть шифоновый шарф

определенного цвета, который не затемняет, а создает

мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

Су – джок терапия.

Цели:

Нормализовать мышечный тонус,

Опосредованно стимулировать речевые области в коре

головного мозга.

Су – Джок терапия, последнее достижение восточной

медицины.Этим может овладеть каждый человек, и не

обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим

близким. Системы соответствия всех органов тела на

стопах и кистях, это «дистанционное управление»,

созданное для того, чтобы человек мог поддерживать

себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на

определенные точки.

Су – джок терапия это высокая эффективность,

безопасность и простота, наилучший метод самопомощи,

существующий в настоящее время. Исследования

невропатологов, психиатров и физиологов показали, что

морфологическое и функциональное формирование

речевых областей коры головного мозга совершается под

влиянием кинестетических импульсов, идущих от

пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует

развитие речи ребенка.

Пескотерапия.

Цели:

Развить тактильно – кинетическую

чувствительность и мелкую моторику.

Снять мышечную напряженность.

Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в

комфортной для него среде.

Развить активность, расширить жизненный опыт.

Стабилизировать эмоциональное состояние,

поглощая негативную энергию.

Уметь находить способы решения проблемных

ситуаций.

Развивать творческие действия, находить

нестандартные решения, приводящие к успешному

результату.

Совершенствовать зрительно- пространственную

ориентировку и речевые возможности.

Расширить словарный запас

Освоить навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать связную речь и лексико – грамматические

представления.

Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения

и письма.

С

песком

и

водой

ребенок

знакомиться

очень

рано.

Сколько

радости

доставляют

малышам

побродить

по

лужам, потрогать воду руками. Или построить из песка

замок, сварить кашу- малашу, и просто погрузить руки в

песок. При этом обязательно работают обе руки, а не

одна ведущая, как при письме в теради или на доске, то

есть

работают

сразу

два

полушария.

Между

водой,

песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь

руками можно собрать песок в горку, снова выровнять

его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы,

углубления,

нарисовать

целые

картины,

налить

в

песочные

ямы

воду.

Использование

игр

и

игровых

упражнений

с

песком

и

водой

в

индивидуальной

логопедической работе с детьми имеющими нарушения

речи очень эффективно.

Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает

мускульное напряжение ребенка и развивает моторику

рук.

Обычно

из

рядя

предложенных

для

деятельности

предметов

и

материалов

цветные

карандаши,

фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др,

большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой

водой и песком.

Для

дошкольников, это

прежде

всего

игра,

которая

д о с т а в л я е т

о г р о м н о е

уд о в о л ь с т в и е ,

а

н е

дидактизированное

обучение.

В

играх

дети

сразу

же

заселяют воду и песок жителями и начинают с ними

разговаривать.

Движение

рук

ребенка

в

песке

и

воде

снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи,

так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая

вода обладают релаксационным действием. Если дети не

умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке,

они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их

этому.

Для

исправления

звукопроизношения

ребенка

сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде

или

песке

при

разучивании

и

отработке

специальных

а р т и к ул я ц и о н н ы х

у п р а ж н е н и й , автоматизации

изолированных звуков, проговаривание слогов и слов.

Если звуко - произносительная сторона речи ребенка не

страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые

стихотворения,

потешки с ритмичными движениями в

песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки

ребенка

в

свои

и

действовать

совместно.

Принципом

работы стала установка: « Играй и твори одновременно».

Общие условия организации песочной терапии.

В

качестве

песочницы

используется

большой

водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в

сантиметрах 50 – 70-8см. Считается, что такой размер

песочницы

соответствует

объему

поля

зрительного

восприятия.

Традиционный

размер

пе сочницы

предназначен для индивидуальной работы.

Материл. Тр а д и ц и о н н ы м

и

п р е д п о ч т и т е л ь н ы м

материалом является дерево.

Цвет. Традиционная

песочница

сочетает

естественный

цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в

голубой

цвет,

дно

символизирует

воду,

а

борта

небо.

Песочница на половину заполняется чистым, промытым

и

п р о к а л е н н ы м

в

д у хо в о м

ш к а ф у

п е с к о м .

Использованный

песок

время

от

времени

необходимо

менять и очищать.

Частичный перенос логопедических занятий в

песочницу, дает больший воспитательный и

образовательный эффект, нежели стандартные формы

обучения.

Во - первых усиливается желание ребенка узнавать что

то новое, экспериментировать и работать

самостоятельно.

Во - вторых, в песочнице развивается тактильная

чувствительность как основа ручного интеллекта.

В – третьих, в играх с песком более гармонично и

интенсивно развиваются все познавательные функции

( восприятие, внимание, память, мышление, а главное

для нас – речь и моторика.

В – четвертых, совершенствуется предметно – игровая

деятельность, что способствует развитию сюжетно –

ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Опираясь на приемы работы в педагогической

песочнице, педагог может сделать традиционную

методику по расширению словарного запаса, развитию

связной речи, формированию фонематического слуха и

восприятия у детей дошкольного возраста более

интересной, увлекательной, а самое главное более

продуктивной.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят

воспитание и обучением детей дошкольного возраста

имеется обширный практический материал,и

нетрадиционные методы, применение которых

способствует эффективному речевому развитию ребенка,

все остальное зависит только от нас.



В раздел образования