Автор: Бердникова Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ № 23, г. Белорецк, Республика Башкортостан
Населённый пункт: г. Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся
перспективным средством коррекционно- развивающей работы с
детьми, имеющих нарушения речи.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств
коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и
помогающих достижению максимально возможных успехов в
преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На
фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные
методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс
коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению
всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения
использовать новые возможности, включать действенные методы в
систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психо-
физиологический комфорт детям во время занятия,
предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают
организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом,
терапевтические возможности нетрадиционной медицины
содействуют созданию условий для речевого высказывания и
восприятия.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия
известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина,
воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на
тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными и
эффективными: арома, музыка, хромотерапия, су – джок и
пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию
мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при
дизартрических расстройствах речи) и улучшения
психоэмоционального состояния детей.
Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел.
Цели:
нормализовать мышечный тонус,
Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.
Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять
настроением и работоспособностью, они могут не только
влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим
поведением.
В этих целях рекомендуется применять масло лимона,
обладающим высоким эффективным воздействием. Уже через
несколько минут резко улучшается настроение, пропадает
ощущение усталости, дети жаждут деятельности.
(Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они
выяснили, что количество ошибок при письме резко
уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды на 20%,
жасмина на 25%, лимона на 50%.)
Для повышения интеллектуальной работоспособности детей
можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного
дерева.
Оборудование.
Ароматизированные лампы (3-5 капель масла на чашу,
наполненную водой, свеча в аромалампе, нагревающая воду в
чаше способствует испарению масла с ее поверхности. Можно
сделать аромамедальоны, использую упаковку из - под киндер
сюрпризов.
Во время работы необходимо использовать принципы
ароматерапии.
В связи с привыканием к запахам, снижается их
эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить
изменения в композиции из эфирных масел.
Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать
индивидуальные особенности детей.
Вероятное положительное влияние на психику эфирных
масел.
Гераниевое и лавандовое снимает стресс и состояние
тревоги.
Мятное повышает настроение.
Ромашковое - способствует запоминанию, успокаивает.
Розмариновое - улучшает память.
Эквалиптовое - устраняет утомляемость, сонливость.
Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик,
устраняет истерию и паникерство.
Пихтовое – устраняет депрессию, чувство
неуверенности.
Кедровое – Устраняет нервозность, растерянность,
упорядочивает мысли.
Музыкотерапия.
Цели:
Создавать положительный эмоциональный фон.
Стимулировать двигательные функции.
Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
Растормаживать речевую функцию.
Установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой,
повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ,
стимулируют дыхание и кровообращение.
Главными выразительными средствами музыки являются звуки.
Было замечено, что легкая спокойная музыка во время
коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную
систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и
торможения.
Наиболее важным для детей является тренировка
наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени,
мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых
качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей
тонкой и артикуляционной моторики.
Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для
лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется
в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми,
дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как
в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.
Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:
Прослушивание музыкальных произведений,
Ритмические движения под музыку,
Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.,
Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,
Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие
принципы.
Продолжительность прослушивания должна составлять не
более 10 минут в течение всего занятия.
Использовать только те произведения, которые нравятся
абсолютно всем детям,
На занятии лучше использовать одно музыкальное
произведение.
Использование музыки может быть не только этапом
коррекционного воздействия, но и мягким, уютным,
ненавязчивым фоном любого другого занятия.
Хромотерапия. ( цветотерапия, светотерапия)
Цели:
Нормализовать мышечный тонус,
Нейтрализовать негативное состояние.
Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и
цвета.
Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд,
успокаивают, способствуют приливу внутренних сил,
бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета
на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит
избирательный характер, и педагогам необходимо это
учитывать в работе.
Воздействие света на организм ребенка:
Синий, голубой – успокаивающее действие,
расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее
действие.
Красный, розовый - повышение работоспособности,
ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.
Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего
настроения.
Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация
негативного состояния.
Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных
занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в
зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой
фон освещения ( на светильник накинуть шифоновый шарф
определенного цвета, который не затемняет, а создает
мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)
Су – джок терапия.
Цели:
Нормализовать мышечный тонус,
Опосредованно стимулировать речевые области в коре
головного мозга.
Су – Джок терапия, последнее достижение восточной
медицины.Этим может овладеть каждый человек, и не
обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим
близким. Системы соответствия всех органов тела на
стопах и кистях, это «дистанционное управление»,
созданное для того, чтобы человек мог поддерживать
себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на
определенные точки.
Су – джок терапия это высокая эффективность,
безопасность и простота, наилучший метод самопомощи,
существующий в настоящее время. Исследования
невропатологов, психиатров и физиологов показали, что
морфологическое и функциональное формирование
речевых областей коры головного мозга совершается под
влиянием кинестетических импульсов, идущих от
пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует
развитие речи ребенка.
Пескотерапия.
Цели:
Развить тактильно – кинетическую
чувствительность и мелкую моторику.
Снять мышечную напряженность.
Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в
комфортной для него среде.
Развить активность, расширить жизненный опыт.
Стабилизировать эмоциональное состояние,
поглощая негативную энергию.
Уметь находить способы решения проблемных
ситуаций.
Развивать творческие действия, находить
нестандартные решения, приводящие к успешному
результату.
Совершенствовать зрительно- пространственную
ориентировку и речевые возможности.
Расширить словарный запас
Освоить навыки звукового анализа и синтеза.
Развивать фонематический слух и восприятие.
Развивать связную речь и лексико – грамматические
представления.
Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения
и письма.
С
песком
и
водой
ребенок
знакомиться
очень
рано.
Сколько
радости
доставляют
малышам
побродить
по
лужам, потрогать воду руками. Или построить из песка
замок, сварить кашу- малашу, и просто погрузить руки в
песок. При этом обязательно работают обе руки, а не
одна ведущая, как при письме в теради или на доске, то
есть
работают
сразу
два
полушария.
Между
водой,
песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь
руками можно собрать песок в горку, снова выровнять
его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы,
углубления,
нарисовать
целые
картины,
налить
в
песочные
ямы
воду.
Использование
игр
и
игровых
упражнений
с
песком
и
водой
в
индивидуальной
логопедической работе с детьми имеющими нарушения
речи очень эффективно.
Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает
мускульное напряжение ребенка и развивает моторику
рук.
Обычно
из
рядя
предложенных
для
деятельности
предметов
и
материалов
–
цветные
карандаши,
фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др,
большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой
водой и песком.
Для
дошкольников, это
прежде
всего
игра,
которая
д о с т а в л я е т
о г р о м н о е
уд о в о л ь с т в и е ,
а
н е
дидактизированное
обучение.
В
играх
дети
сразу
же
заселяют воду и песок жителями и начинают с ними
разговаривать.
Движение
рук
ребенка
в
песке
и
воде
снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи,
так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая
вода обладают релаксационным действием. Если дети не
умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке,
они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их
этому.
Для
исправления
звукопроизношения
ребенка
сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде
или
песке
при
разучивании
и
отработке
специальных
а р т и к ул я ц и о н н ы х
у п р а ж н е н и й , автоматизации
изолированных звуков, проговаривание слогов и слов.
Если звуко - произносительная сторона речи ребенка не
страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые
стихотворения,
потешки с ритмичными движениями в
песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки
ребенка
в
свои
и
действовать
совместно.
Принципом
работы стала установка: « Играй и твори одновременно».
Общие условия организации песочной терапии.
В
качестве
песочницы
используется
большой
водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в
сантиметрах 50 – 70-8см. Считается, что такой размер
песочницы
соответствует
объему
поля
зрительного
восприятия.
Традиционный
размер
пе сочницы
предназначен для индивидуальной работы.
Материл. Тр а д и ц и о н н ы м
и
п р е д п о ч т и т е л ь н ы м
материалом является дерево.
Цвет. Традиционная
песочница
сочетает
естественный
цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в
голубой
цвет,
дно
символизирует
воду,
а
борта
небо.
Песочница на половину заполняется чистым, промытым
и
п р о к а л е н н ы м
в
д у хо в о м
ш к а ф у
п е с к о м .
Использованный
песок
время
от
времени
необходимо
менять и очищать.
Частичный перенос логопедических занятий в
песочницу, дает больший воспитательный и
образовательный эффект, нежели стандартные формы
обучения.
Во - первых усиливается желание ребенка узнавать что
то новое, экспериментировать и работать
самостоятельно.
Во - вторых, в песочнице развивается тактильная
чувствительность как основа ручного интеллекта.
В – третьих, в играх с песком более гармонично и
интенсивно развиваются все познавательные функции
( восприятие, внимание, память, мышление, а главное
для нас – речь и моторика.
В – четвертых, совершенствуется предметно – игровая
деятельность, что способствует развитию сюжетно –
ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Опираясь на приемы работы в педагогической
песочнице, педагог может сделать традиционную
методику по расширению словарного запаса, развитию
связной речи, формированию фонематического слуха и
восприятия у детей дошкольного возраста более
интересной, увлекательной, а самое главное более
продуктивной.
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят
воспитание и обучением детей дошкольного возраста
имеется обширный практический материал,и
нетрадиционные методы, применение которых
способствует эффективному речевому развитию ребенка,
все остальное зависит только от нас.