Напоминание

Виды самостоятельной деятельности на уроках истории в условиях реализации ФГОС


Автор: Козий Ольга Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 1571
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Виды самостоятельной деятельности на уроках истории в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




ГБОУ Лицей №1571 учитель истории и обществознания Козий О.И. Виды самостоятельной деятельности на уроках истории в условиях реализации ФГОС Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета. К.Д.Ушинский. Актуальность темы: актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных условиях перед школой стоит задача подготовки специалиста, владеющего глубокими профессиональными знаниями, эрудированного, мобильного, конкурентоспособного. Важнейшим направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной деятельности учащихся. Сегодня востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющие мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные проблемы. А это значит, выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения. Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно -самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний. Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке следующие:  каждая самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой;  самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель; каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы;  обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы;  содержание работы, форма её выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца. При организации самостоятельной деятельности педагог может столкнуться с рядом проблем, а именно:  гигантская подготовительная работа учителя;  несформированность навыков самостоятельной деятельности;  разработки новых учебных и методических пособий;
 перегруженность содержания школьного образования;  невысокая познавательная активность. Однако преодолев трудности можно достичь положительных результатов:  появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях;  формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению;  развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике;  умения создавать обучающимися исследовательские и проектные работы;  повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера;  повышение качества знаний по истории и обществознанию;  высокие результаты ЕГЭ;  участие в школьных, районных и областных исследовательских конкурсах;  желание ходить в школу, стремление получать необходимые знания. Формы организации самостоятельной работы:  индивидуальная ;  фронтальная;  групповая. Виды самостоятельной деятельности отличаются большим разнообразием. -.Работа с печатными источниками. Книга остаётся основным источником знаний, поэтому развитию навыков самостоятельной работы с учебником или документом необходимо начинать с 5 класса. Так при изучении темы: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы необходимо обратиться к источнику. На основе которого обучающиеся должны ответить на вопросы. (Например, на какие группы делилось население Вавилонского царства; выяснить, что умели делать жители этой страны).А можно составить тест, и на основе изученного текста выполнить задания. -.Составление аналитических схем. Овладение материалом способствует также представление его в виде схем или выделения в нём иерархических связей, главного и второстепенного. Схемы способствуют умению абстрагироваться. (Ниже представлена схема для урока истории в 6 классе по теме: «Культура Древней Руси», которую ученики должны заполнить самостоятельно в ходе работы с учебником). УНТ Сказки Былины Песни
-.Составление опорных конспектов. Главная цель – изложить материал так, чтобы на основе логических связей материал стал доступнее, отпечатался в долговременной памяти. Значительную роль при выполнении самостоятельной работы играют памятки. Одну из них по работе над планом-конспектом предлагает Н.И. Запорожец: 1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развернутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа). 2. Прочтите весь текст целиком. 3. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них – основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план. 4. Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана 5. Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта. При изучении темы: «Образование централизованного государства (ХV-н.ХVI вв.) пункт Феодальная война, насыщен многочисленными фактами, для лучшего запоминания которых наиболее оптимальным вариантом станет составление опорного конспекта Феодальная война (1433-1453) Причины  Ход  Результаты нарушение традиционного Василий II  Юрий Московская родового наследования и его сыновья Василий Русь (Моско- (Василий I Дмитриевич Косой и Дмитрий вия) окрепла  власть сыну Василию II Шемяка и расшири- Васильевичу Тёмному, лась а не брату Юрию) - Работы с картой. Карта помогает установить, где и когда произошло то или иное событие . Они уместны в ходе фронтальной работы со всем классом. Особенно эффективно одновременное использование Литература Слово Житие Летописи «Слово о законе и благодати» «Житие Бориса и Глеба» «Повесть временных лет»
настенной карты и атласов, которые находятся на руках у школьников, при обучении чтению карт Важно, что сегодняшние школьники могут находить эти карты в планшетах Атласы, помимо иных функций, служат справочными пособиями (наподобие словарей), а также, если это необходимо, облегчают выполнение домашних заданий. В самом начале урока она служит, как отправной пункт для размышлений, а может стать и хорошим подспорьем в ходе всего объяснения нового материала, а в других случаях – на завершающей стадии объяснения, при закреплении изученного и при применении новых знаний. Работая с картой, можно использовать задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников При изучении Новой истории в 8 классе используются следующие виды заданий "Сравните политическую карту мира к началу Нового времени (XVI в.) и к концу его (к. XIX в.). В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте суверенных государств, полуколоний, колоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте". В 5 классе при изучении истории Древнего мира подойдут задания на локализацию исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач: а) «Покажите по карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему они стали древнейшими очагами новой культуры?" Б) «Определите с помощью карты, в каких районах Земли в качестве денег 104 тысячи лет назад могли использоваться: морские раковины; перья экзотических птиц; поросячьи хвостики; мешочки с какао-бобами; шкурки пушных зверьков; бруски железа и т. д.?" Работа с иллюстрациями. Точное определение иллюстративному материалу дал Бернадский: «Учебная картина – параграф учебника, написанный кистью». В ходе урока можно использовать следующие виды заданий:  Придумать название иллюстрации;  сделать описание сюжета;  придумать за действующих лиц слова диалога:  написать сочинение;  найти в тексте строки комментирующие картинку. Работа с иллюстративным материалом на уроке закреплении, обобщения, систематизации знаний.  К какому периоду относится?  Привести не менее трех аргументов.  Составить рассказ используя данные источники. Кто изображен на данных портретах? Дайте характеристику исторической личности. - Работа с таблицами.
Схемы и таблицы на уроках истории помогают выделить главное, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем, таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщать исторический материал, приводить его в систему и графически изображать. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных в учебниках таблицах содержится самый разнообразный материал: рисунки, репродукции картин и т.д. Нацеливая учеников на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь ученикам понять тему. К уроку в 9 классе по теме «Мир в начале XX века» проблемную ситуацию можно создать с помощью сравнительной таблицы экономического развития стран в второй половины XIX – н. ХХ вв., в которой представлены показатели доли ведущих стран в промышленном производстве. Государство 1870 год 1900 год 1913 год США 23,3 30,1 35,8 Германия 13,2 16,6 5,7 Великобритания 31,8 19,9 14 Франция 10,3 7,1 6,4 Италия 2,4 2,7 3,1 Россия 3,7 5 5 Япония - 0,6 1 В результате анализа данных таблицы становится, очевидно, что на рубеже XIX-XX веков лидерство в мировой экономике от Великобритании перешло к США, а темпы роста Германии после 1900 года заметно снизились. Применение аудио- и видео- техники на уроках истории Используя информационные, мультимедийные продукты, учитель может легко перейти от роли информатора к роли учителя-координатора, организатора познавательной деятельности учащихся; развивать информационные компетенции участников образовательного процесса; осуществлять деятельностный подход; повышать эффективность образовательного процесса. Прежде всего учителю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, затем надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях и во время кружковой работы. Так, фрагменты художественных фильмов лучше показывать во внеурочное время, используя их в большей степени для решения воспитательных задач. После чего следует подготовиться к показу на уроке: провести хронометраж фрагмента и определить время просмотра (15-20 мин); разбить фрагмент на смысловые единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для учащихся; определить значение фрагмента для изучения конкретной темы; выявление результатов просмотра
Исследовательская работа учащихся. Одна из целей преподавания истории – формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о мире как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Написание исследовательской работы даёт возможность ученику изменить свою пассивную роль, взглянуть на себя и оценить полученные знания с активных позиций, формирует умение и навыки, необходимые для дальнейшей успешной учёбы в вузе. Исследовательская работа учащихся – это его самостоятельная творческая работа. Написание исследовательской работы проходит следующие этапы:  подбор источников и литературы;  чтение, анализ источников и литературы;  написание плана;  уточнение темы;  написание работы;  публичное выступление. Прохождение всех этих этапов требует от ученика терпения и усидчивости. - . Метод проекта. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой – то проблемы. Согласно основным требованиям к методу проектов, работа учащихся строится следующим образом:  выявляется группа учащихся, которая желает заниматься данной работой;  выбор темы происходит с учётом интереса самих учащихся;  методом «мозгового штурма» определяется проблема, которую учащиеся должны будут разрешить в ходе проекта;  структурируются задачи, действия каждого ученика, обсуждаются методы и действия. Намечается время подведения итогов и оформления результатов. Участие в подобных творческих проектах показывает высший уровень самостоятельности учащихся их интереса к предмету истории, что, собственно и является главной педагогической задачей. Формирование навыков самостоятельной работы учащихся условиях реализации ФГОС второго поколении – одна из важнейших задач в повышении эффективности обучении. Целенаправленное применение разнообразных видов самостоятельной деятельности в учебно-воспитательном процессе будет способствовать  повышению качества знаний  улучшению психологический климата в классах  экономии учебного времени  раскрытию творческого потенциала
В настоящее время учиться стало интереснее, при объяснении нового учебного материала учитель задействует новые технологии. В школе установлены планшеты, есть возможность смотреть видео уроки, каждый ученик имеет возможность выполнять различные задания, отвечать на тесты в режиме он-лайн и сразу видеть свои результаты. Учиться стало интересно.


В раздел образования