Напоминание

"ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"


Автор: Дулап Русудан Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА: «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ

РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Автор опыта: Дулап Русудан Игоревна, учитель - логопед МБДОУ № 16

«Ласточка» ст. Новорождественской.

Актуальность педагогического опыта.

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику

работы

образовательных

учреждений

комплекса

мер,

направленных

на

своевременное

обеспечение

каждому

ребёнку

адекватных

условий

для

всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им

должного образования.

В настоящее время значительно возросли требования к развитию речи

детей старшего дошкольного возраста.

К

моменту

выпуска

из

детского

сада

ребёнок

должен

достигнуть

определённого

уровня

развития

речевой

активности,

владения

словарём

и

грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к

связному

высказыванию.

Успешность

обучения

детей

в

школе

во

многом

зависит от уровня овладения им связной речью. Адекватное восприятие и

воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые

ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие

учебные

действия

требуют

достаточного

уровня

развития

связной

речи.

Формирование её у детей - изначально сложный процесс даже при отсутствии

патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребёнка

наблюдается системное недоразвитие речи.

Повышение

качества

образования

детей

с

нарушениями

в

развитии

является

одним

из

важных

направлений

модернизации

дошкольного

образования.

Распространённость

речевых

дефектов

у

дошкольников

и

необходимость

их

коррекции

требует

от

учителя

логопеда

мастерства

в

применении современных образовательных технологий.

Актуальность педагогического

опыта

заключается

в

том,

что

он

позволяет организовать на высоком уровне коррекционно-развивающую работу

с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в дошкольном образовательном

учреждении. Материал, представленный в данном опыте, позволяет развивать у

детей

речемыслительную

деятельность,

формировать

моторно-двигательную

сферу, совершенствовать коммуникативные умения, упражнять в употреблении

различных частей речи.

Автором разработаны и представлены совершенно новые, актуальные

лексические

темы,

включающие

региональный

компонент.

Разработан

перспективный

план

на

учебный

год,

подобран

и

систематизирован

занимательный материал по развитию и совершенствованию всех компонентов

речи, памяти, мышления, зрительно – моторной координации.

Использование

данного

педагогического

опыта

в

работе

логопеда

позволит:

2

1.

Обогатить логопедические занятия общеразвивающим материалом,

благодаря

подбору

заданий

не

только

позволяющих

развивать

речь,

но

и

совершенствующих процессы восприятия (слухового и зрительного), внимания

(способность к концентрации, распределению и переключению), мышления

(операции

анализа,

синтеза,

сравнения,

обобщения,

классификации,

конкретизации и абстракции.

2.

Поддержать

взаимосвязь

логопеда

и

воспитателя

группы

(использование

воспитателем

заданий

из

опыта

будет

способствовать

закреплению навыков правильной речи, расширению и активизации словарного

запаса дошкольника).

3.

Обеспечит

работу

специалистов

в

подборе

материала

для

рекомендуемой родителям работы по закреплению речевых навыков.

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта

Практическая

значимость

внедрение

в

практику

коррекционно-

развивающего обучения апробированной системы логопедического воздействия

обеспечит

практическое

усвоение

детьми

представленного

лексического

материала, повысит уровень речевого развития, что позволит сформировать

готовность к школьному обучению.

Предлагаемый практический материал по лексическим темам может быть

рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых

индивидуальных

занятиях

в

ДОУ,

как

комбинированного

так

и

специализированного

вида,

в

работе

с

детьми

с

речевыми

нарушениями

младшего школьного возраста.

С

помощью

представленных

в

педагогическом

опыте

тем,

автор

стремится помочь детям войти в реальный современный мир и познать его,

приобщить к человеческим ценностям.

Предлагаемые на данный момент программы коррекционн – развивающей

работы

с

детьми,

имеющими

тяжёлые

нарушения

речи,

зачастую

имеют

однообразный,

не

адаптированный

современности

и

лексически

бедный

материал. Дети, поступающие в группу компенсирующей направленности с 3- 4

лет, к старшему дошкольному возрасту теряют интерес к процессу обучения.

В

данном

педагогическом

опыте

представлены

совершенно

новые

лексические темы, а именно:

«Ты, Кубань, ты наша Родина!»

«Мама – самый лучший друг. Лучше мамы – нет!» (День матери).

«Хлеб – всему голова»

«О спорт – ты мир!»

«Электрические помощники»

«Человеку друг огонь, только зря его не тронь, только зря его не тронь!» и

многие другие.

Всего 30 лексических тем (приложение 1)

Материал, раскрывающийся в этих лексических темах, знакомит детей с

прошлым и настоящим своей малой Родины, развивает любовь и уважение к

3

национальной культуре, формирует духовные ценности и интерес к объектам и

явлениям окружающего мира, социальной действительности.

Практическая

значимость

данного

опыта

заключается

в

том,

что

представленный

материал

может

быть

использован

всеми

специалистами

работающими с детьми (учителем – логопедом, воспитателем, музыкальным

руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом)

в

целях

координации

их

деятельности

при

решении

коррекционно-

развивающих и воспитательно-образовательных задач.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Инновационные лексические темы на 2015 – 2016

учебный год в подготовительной группе с ОНР (третий год обучения)

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

1-я неделя

«Ты, Кубань, ты наша

Родина!»

1-я неделя

«Электрические

помощники»

2-я неделя

«Пойдем с тобою в

огород»

2-я неделя

«Какие они деревья?»

3-я неделя

«Фрукты – радость для

ребят!», «Экзотические

фрукты»

3-я неделя

«Птичий двор»

4-я неделя

«У каждой пташки – свои

замашки»

4-я неделя

«… Мама – самый лучший

друг. Лучше мамы – нет!»

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

1-я неделя

«На подворье нашем»

2-я неделя

«Какие звери в лесу?!»

3-я неделя

«Человеку друг огонь,

только зря его не тронь!»

3-я неделя

«Я и моя родословная»

4-я неделя

«Волшебница - зима.

Светлый праздник –

Рождество!»

4-я неделя

«Хлеб - всему голова»

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

1-я неделя

«Я люблю тебя, Россия!»

1-я неделя

«Поздравляем с Женским

днем!

2-я неделя

«… Москва - прекрасная

столица»

2-я неделя

«Сказки дедушки Корнея»

3-я неделя

«Слава армии родной!»

3-я неделя

«В жаркой Африке»

4-я неделя

«Знакомство с

творчеством А.С.

Пушкина»

4-я неделя

«На далеком Севера»

АПРЕЛЬ

МАЙ

1-я неделя

«О спорт – ты мир!»

1-я неделя

«Этот день Победы!».

Пусть не будет войны

никогда!»

2-я неделя

«Этот загадочный космос»

2-я неделя

«Подводный мир морей и

океанов»

3-я неделя

«Азбука пешехода»

3-я неделя

«Я и мое тело»

4-я неделя

«Знакомство с

творчеством С.Я.

Маршака»

4-я неделя

«Здравствуй школа!»

5

Приложение 5. Занимательные задания для закрепления навыков

чтения.

6

7

8

9

10

11

12

Приложение 7. Задания на развитие логического мышления

13

14

15

16

17



В раздел образования