Автор: Дулап Русудан Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА: «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ
РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Автор опыта: Дулап Русудан Игоревна, учитель - логопед МБДОУ № 16
«Ласточка» ст. Новорождественской.
Актуальность педагогического опыта.
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику
работы
образовательных
учреждений
комплекса
мер,
направленных
на
своевременное
обеспечение
каждому
ребёнку
адекватных
условий
для
всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им
должного образования.
В настоящее время значительно возросли требования к развитию речи
детей старшего дошкольного возраста.
К
моменту
выпуска
из
детского
сада
ребёнок
должен
достигнуть
определённого
уровня
развития
речевой
активности,
владения
словарём
и
грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к
связному
высказыванию.
Успешность
обучения
детей
в
школе
во
многом
зависит от уровня овладения им связной речью. Адекватное восприятие и
воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые
ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие
учебные
действия
требуют
достаточного
уровня
развития
связной
речи.
Формирование её у детей - изначально сложный процесс даже при отсутствии
патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребёнка
наблюдается системное недоразвитие речи.
Повышение
качества
образования
детей
с
нарушениями
в
развитии
является
одним
из
важных
направлений
модернизации
дошкольного
образования.
Распространённость
речевых
дефектов
у
дошкольников
и
необходимость
их
коррекции
требует
от
учителя
–
логопеда
мастерства
в
применении современных образовательных технологий.
Актуальность педагогического
опыта
заключается
в
том,
что
он
позволяет организовать на высоком уровне коррекционно-развивающую работу
с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в дошкольном образовательном
учреждении. Материал, представленный в данном опыте, позволяет развивать у
детей
речемыслительную
деятельность,
формировать
моторно-двигательную
сферу, совершенствовать коммуникативные умения, упражнять в употреблении
различных частей речи.
Автором разработаны и представлены совершенно новые, актуальные
лексические
темы,
включающие
региональный
компонент.
Разработан
перспективный
план
на
учебный
год,
подобран
и
систематизирован
занимательный материал по развитию и совершенствованию всех компонентов
речи, памяти, мышления, зрительно – моторной координации.
Использование
данного
педагогического
опыта
в
работе
логопеда
позволит:
2
1.
Обогатить логопедические занятия общеразвивающим материалом,
благодаря
подбору
заданий
не
только
позволяющих
развивать
речь,
но
и
совершенствующих процессы восприятия (слухового и зрительного), внимания
(способность к концентрации, распределению и переключению), мышления
(операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
обобщения,
классификации,
конкретизации и абстракции.
2.
Поддержать
взаимосвязь
логопеда
и
воспитателя
группы
(использование
воспитателем
заданий
из
опыта
будет
способствовать
закреплению навыков правильной речи, расширению и активизации словарного
запаса дошкольника).
3.
Обеспечит
работу
специалистов
в
подборе
материала
для
рекомендуемой родителям работы по закреплению речевых навыков.
Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта
Практическая
значимость
внедрение
в
практику
коррекционно-
развивающего обучения апробированной системы логопедического воздействия
обеспечит
практическое
усвоение
детьми
представленного
лексического
материала, повысит уровень речевого развития, что позволит сформировать
готовность к школьному обучению.
Предлагаемый практический материал по лексическим темам может быть
рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых
индивидуальных
занятиях
в
ДОУ,
как
комбинированного
так
и
специализированного
вида,
в
работе
с
детьми
с
речевыми
нарушениями
младшего школьного возраста.
С
помощью
представленных
в
педагогическом
опыте
тем,
автор
стремится помочь детям войти в реальный современный мир и познать его,
приобщить к человеческим ценностям.
Предлагаемые на данный момент программы коррекционн – развивающей
работы
с
детьми,
имеющими
тяжёлые
нарушения
речи,
зачастую
имеют
однообразный,
не
адаптированный
современности
и
лексически
бедный
материал. Дети, поступающие в группу компенсирующей направленности с 3- 4
лет, к старшему дошкольному возрасту теряют интерес к процессу обучения.
В
данном
педагогическом
опыте
представлены
совершенно
новые
лексические темы, а именно:
«Ты, Кубань, ты наша Родина!»
«Мама – самый лучший друг. Лучше мамы – нет!» (День матери).
«Хлеб – всему голова»
«О спорт – ты мир!»
«Электрические помощники»
«Человеку друг огонь, только зря его не тронь, только зря его не тронь!» и
многие другие.
Всего 30 лексических тем (приложение 1)
Материал, раскрывающийся в этих лексических темах, знакомит детей с
прошлым и настоящим своей малой Родины, развивает любовь и уважение к
3
национальной культуре, формирует духовные ценности и интерес к объектам и
явлениям окружающего мира, социальной действительности.
Практическая
значимость
данного
опыта
заключается
в
том,
что
представленный
материал
может
быть
использован
всеми
специалистами
работающими с детьми (учителем – логопедом, воспитателем, музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом)
в
целях
координации
их
деятельности
при
решении
коррекционно-
развивающих и воспитательно-образовательных задач.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Инновационные лексические темы на 2015 – 2016
учебный год в подготовительной группе с ОНР (третий год обучения)
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
1-я неделя
«Ты, Кубань, ты наша
Родина!»
1-я неделя
«Электрические
помощники»
2-я неделя
«Пойдем с тобою в
огород»
2-я неделя
«Какие они деревья?»
3-я неделя
«Фрукты – радость для
ребят!», «Экзотические
фрукты»
3-я неделя
«Птичий двор»
4-я неделя
«У каждой пташки – свои
замашки»
4-я неделя
«… Мама – самый лучший
друг. Лучше мамы – нет!»
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
1-я неделя
«На подворье нашем»
2-я неделя
«Какие звери в лесу?!»
3-я неделя
«Человеку друг огонь,
только зря его не тронь!»
3-я неделя
«Я и моя родословная»
4-я неделя
«Волшебница - зима.
Светлый праздник –
Рождество!»
4-я неделя
«Хлеб - всему голова»
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
1-я неделя
«Я люблю тебя, Россия!»
1-я неделя
«Поздравляем с Женским
днем!
2-я неделя
«… Москва - прекрасная
столица»
2-я неделя
«Сказки дедушки Корнея»
3-я неделя
«Слава армии родной!»
3-я неделя
«В жаркой Африке»
4-я неделя
«Знакомство с
творчеством А.С.
Пушкина»
4-я неделя
«На далеком Севера»
АПРЕЛЬ
МАЙ
1-я неделя
«О спорт – ты мир!»
1-я неделя
«Этот день Победы!».
Пусть не будет войны
никогда!»
2-я неделя
«Этот загадочный космос»
2-я неделя
«Подводный мир морей и
океанов»
3-я неделя
«Азбука пешехода»
3-я неделя
«Я и мое тело»
4-я неделя
«Знакомство с
творчеством С.Я.
Маршака»
4-я неделя
«Здравствуй школа!»
5
Приложение 5. Занимательные задания для закрепления навыков
чтения.
6
7
8
9
10
11
12
Приложение 7. Задания на развитие логического мышления
13
14
15
16
17