Автор: Ермакова Екатерина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Духовно-нравственное воспитание в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»
Выполнила: Ермакова Екатерина Сергеевна,
старший воспитатель МБДОУ № 16
«Ласточка» ст. Новорождественской.
2017г.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток
сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие
согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора
жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства
определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и
развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм
общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов
России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное
воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания
«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и
воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период
ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок
входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте
закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет
определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его
многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому
окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания
углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки
доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном
(дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание
дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению
ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства
патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к
родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за
свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться
чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви
к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных
ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная
программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа
языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных представлений,
конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка
очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного
народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор
вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются
особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе
ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками
происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из
жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и
поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на
нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в
смысл пословиц и поговорок, много вариативность возможного толкования помогают
воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка
нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной
ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются
различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются
человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые
выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о
духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному
развитию дошкольников.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники,
проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность
времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые
объединены совместными действиями, общим переживанием.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному
учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна
строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.
Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких
людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших
членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое
плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье,
должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности,
созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные
ответственные за воспитание своих детей.
Задача, стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений, который
получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома
(детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,
образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по
воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить.
Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что
необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности
или данного края.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые
необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по
духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных
условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является
индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка
нужно учитывать и развивать в данном контексте.
Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых
решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
формирование потребности в здоровом образе жизни;
формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам
массовой информации;
эстетическое развитие детей;
сотрудничество семьи и ДОУ
обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Цели проекта.
Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение
дошкольников к основам православной культуры.
Задачи проекта.
Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным
ценностям,
Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление
родителей с основами православной культуры).
Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,
Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности
ребенка.
Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Основные принципы проекта.
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в
эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний,
необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого
обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои
познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и
особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями
восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на
производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на
основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Участники реализации проекта
Дети.
Педагоги.
Родители.
Социум
Условия реализации проекта
Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные
представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у
дошкольников имеющихся знаний.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о
вере», сказки о материнской любви;
- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание
нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение
некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
- тематические выставки детского творчества.
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как
пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с
использованием видеофильмов.
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним
устройством, иконографией;
- экскурсии на природу (красота Божьего мира);
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с
использованием соответствующих записей;
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные,
ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд
по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
Формы работы с родителями:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы;
-вечера вопросов и ответов;
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,
выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
-экскурсии;
-визиты домой;
-индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития
ребенка);
-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
-помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в -подготовке
праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Планируемые результаты
Обучающиеся имеют представления:
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
-знакомы с историей и культурой своей страны;
-умеют беречь и поддерживать красоту;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Родители:
-сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовно-нравственных
ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;
- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное
отношение к окружающему миру;
- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям,
реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях
духовные и нравственные ценности.