Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание в ДОУ"


Автор: Ермакова Екатерина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Духовно-нравственное воспитание в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

«Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

Выполнила: Ермакова Екатерина Сергеевна,

старший воспитатель МБДОУ № 16

«Ласточка» ст. Новорождественской.

2017г.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток

сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие

согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора

жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства

определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и

развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм

общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов

России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное

воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания

«приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и

государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и

воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и

социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах

человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе

ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных,

эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности ребёнка…»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период

ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок

входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте

закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет

определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его

многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому

окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания

углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки

доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном

(дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание

дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению

ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства

патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к

родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за

свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться

чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви

к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных

ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования

учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная

программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа

языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных представлений,

конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка

очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного

народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор

вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются

особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе

ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками

происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из

жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и

поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на

нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в

смысл пословиц и поговорок, много вариативность возможного толкования помогают

воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка

нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной

ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются

различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются

человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые

выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о

духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному

развитию дошкольников.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники,

проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность

времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые

объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному

учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна

строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.

Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких

людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших

членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое

плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье,

должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности,

созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные

ответственные за воспитание своих детей.

Задача, стоящая перед педагогом – из огромного количества впечатлений, который

получает ребенок, отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома

(детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,

образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по

воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить.

Воспитатель должен продумать, что и как целесообразнее показать и рассказать детям, что

необходимо особо выделить, что является наиболее характерным для данной местности

или данного края.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые

необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по

духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных

условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является

индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка

нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых

решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

формирование потребности в здоровом образе жизни;

формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам

массовой информации;

эстетическое развитие детей;

сотрудничество семьи и ДОУ

обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Цели проекта.

Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение

дошкольников к основам православной культуры.

Задачи проекта.

Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным

ценностям,

Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление

родителей с основами православной культуры).

Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности

ребенка.

Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Основные принципы проекта.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в

эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний,

необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого

обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои

познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и

особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями

восприятия дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на

производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на

основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Участники реализации проекта

Дети.

Педагоги.

Родители.

Социум

Условия реализации проекта

Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные

представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у

дошкольников имеющихся знаний.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о

вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание

нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение

некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как

пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с

использованием видеофильмов.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним

устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с

использованием соответствующих записей;

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные,

ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд

по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)

Формы работы с родителями:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-вечера вопросов и ответов;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,

выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-экскурсии;

-визиты домой;

-индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития

ребенка);

-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

-помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в -подготовке

праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Планируемые результаты

Обучающиеся имеют представления:

-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

-о духовных и нравственных ценностях;

-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

-знакомы с историей и культурой своей страны;

-умеют беречь и поддерживать красоту;

-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;

-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

-стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

-сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовно-нравственных

ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;

- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное

отношение к окружающему миру;

- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям,

реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях

духовные и нравственные ценности.



В раздел образования