Автор: Хиониди Марина Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос. Просвет СП "Детский сад "Мишутка"
Населённый пункт: Самарская область, Волжский район, пгт Рощинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: нод "Космическое путешествие"
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА пос.ПРОСВЕТ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МИШУТКА»
Утверждаю:
Старший воспитатель _________ Н.И. Баранова
« _____» _______________________ 2016 г.
Непосредсвенно - образовательная деятельность в
ОО «Познавательное развитие»
в старшей группе компенсирующей направленности
на тему: «Космическое путешествие»
Подготовила и провела:
учитель-логопед
I квалификационной категории
Хиониди М.В.
п.г.т. Рощинский
2016 г.
Цель: Способствовать формированию представления детей о космосе.
Расширить и закрепить знания по теме.
Задачи:
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе.
Формировать навыки взаимодействия детей друг другом.
Коррекционно-образовательные:
•
Активизировать речевую деятельность детей
•
Развитие связной, грамматически правильной монологической и
диалогической речи, развитие звуковой культуры речи,
фонематического слуха.
•
Развивать наглядно – образное мышление детей
•
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в
пределах десяти.
•
Объединять части в целое множество.
•
Устанавливать зависимости между множеством и его частью.
•
Подготовить к пониманию сущности арифметического действия
сложения. Закрепить знания о составе числа («пять», «шесть»).
•
Совершенствовать умения выделять сходные и отличительные
признаки геометрических форм, сравнивать формы по величине, цвету
и наличию или отсутствию компонентов.
•
Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости, умения
определять величину объёмных геометрических фигур на глаз и
раскладывать фигуры в убывающем порядке.
•
Закрепление знаний о составе числа: «пять», «шесть».
•
Совершенствование навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-развивающие:
Развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительно-
пространственное восприятие и зрительно-моторной координации,
речевого слуха, творческого воображения, мелкой моторики.
Развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие
Развивать глубокий вдох и длительный плавный выдох
Координировать речь с движением, слухоречевое и речедвигательное
внимание
Приобретение опыта двигательной деятельности, направленное на
развитие координации
развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции.
Формирование позитивных установок к труду.
Оборудование:
мольберт, контейнеры с геометрическими фигурами по числу детей, карточки
с картинками и цифрами для игры в математическое домино, карточки для
ориентировки в пространстве, цветные карандаши, манеж с мячами разных
размеров.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение
логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за
вечерним небом, звёздами, знакомство с космическими объектами
.
Обогащение словаря: ракетоноситель, космос, созвездия, конструктор.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие»;
«Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»
Ход занятия
1.
Организационный момент
Упражнение «Большая Медведица».
Приглашение детей на занятие. Приветствие гостей в группе.
Учитель-логопед.
Дорогие
ребята,
сегодня
мы
совершим
необычное
космическое путешествие в далекую галактику. Вы с родителями на улице
наблюдали за вечерним небом? Что интересное вы увидели?
- А сколько их, вы смогли сосчитать?
- Да, их много. Сосчитать звёзды невозможно, их бесчисленное множество,
хотя с Земли невооружённым глазом мы видим всего три тысячи звёзд.
Иногда мы с вами можем увидеть в небе едва заметную светлую полосу. Что
это?
(Показ иллюстрации «Млечный путь»)
Это млечный путь. Его назвали так за цвет молока. Он состоит из огромного
количества звёзд. Они так далеко от Земли, что сливаются в одну полосу.
Вспомним стихотворение о Млечном пути.
Ребёнок 1.
Млечный Путь прорезал ночь,
Как лыжня в снегу точь-в-точь.
Он искрится и сверкает,
А под утро в небе тает.
- Для того чтобы ориентироваться в звёздном небе, люди дали имена
некоторым самым ярким звёздам и объединили звёзды в созвездия. На этом
снимке вы видите созвездие, которое люди назвали Большой Медведицей.
Вспомним стихотворение об этом созвездии.
Ребёнок 2.
Большая Медведица бродит в ночи,
Зовёт медвежонка, ревёт и кричит.
Её медвежонок по небу плутал,
Подрос он и Малой Медведицей стал.
- Созвездие Большой Медведицы похоже на большой ковш. На старинных
картах звёздного неба люди вписывали это созвездие в изображение
Медведицы, потому что в него входят ещё многие звезды, менее яркие и
заметные, чем звёзды, образующие ковш. Сколько звёзд образует сам ковш?
Сосчитайте.
- А сколько звёзд образует ручку ковша?
- Сравните количество звёзд, образующих сам ковш, и количество звёзд,
образующих ручку ковша. Каких звёзд больше, а каких меньше?
- Сколько всего звёзд образуют ковш с ручкой?
- Как получилось число «семь»?
- Молодцы ребята, вы справились с заданием хорошо.
2.
Игра «Ракета»
- Ребята, для полета в космические дали, к новым созвездиям и планетам, нам
необходим особый транспорт. Что бы вы могли предложить?
- Я предлагаю полететь на сверхзвуковой космической ракете. Для этого нам
необходимо пройти в конструкторское бюро и создать чертеж для построения
ракеты.
Дети проходят к столам и садятся на места.
- Предлагаю вам самостоятельно выполнить чертеж. Обращаю ваше
внимание, что на карточках изображены опорные точки и цифры рядом с
ними. Начиная от цифры «1», последовательно, соединяем точки до цифры
«10». Далее, справа, закончить по образцу чертеж.
- Чертежи получились замечательными! Следуя вашим чертежам, необходимо
взять нужные детали и собрать одну общую космическую ракету.
Дети собирают ракету из деталей напольного конструктора.
Дети: Мы построили ракету,
И помчимся на планету!
На планете той, друзья,
Математика нужна.
Вычитать, решать, считать
И фигуры узнавать.
- Вы построили ракету. Теперь необходимо проверить технические и
звуковые возможности ракеты.
Проверим:
- исправность топливной системы (Дети произносят звук /ш-ш-ш/);
- исправность входных люков (Дети произносят звук /а/ низким и высоким
голосом /Аа-Аа-Аа/);
- исправность связи (Дети произносят короткие и острые звуки /у-у-у/ в
разных регистрах. Педагог показывает высоту голоса рукой);
- исправность зажигания (Дети произносят /з-з-з/).
Включаем двигатель! (Дети произносят звук /р-р-р / и вращают кулачками
перед грудью).
Итак, аппарат к полету готов, все функции – исправны! До выхода на связь
остаются секунды. Начинаем обратный отсчет.
- Ребята, какую работу выполняют космонавты во время полета?
- Предлагаю вам провести исследовательскую работу. Проходите в отсек
«Космической математики».
3. Игра «Математическое домино» (спутники и космические корабли)
- А предметом исследования у нас будут числа и цифры «5» и «6». Возьмите
по одной карточке. Пересчитайте, сколько космических кораблей и спутников
изображено у каждого из вас.
(Дети выполняют задание).
- Положите карточку под соответствующую цифру.
(Дети выполняют задание).
- Очень хорошо. Вы не допустили ошибок. Из каких чисел состоит число
«пять»?
Учитель-логопед. Из каких чисел состоит число «шесть»?
- Отлично! Это было очень трудное задание. Я очень довольна результатами!
3.
Динамическая пауза «Космонавт»
В тёмном небе звёзды светят,
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Космонавт летит в ракете.
(Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит.
(Имитируем бинокль.)
Видит сверху он поля,
(Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.
(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони
соединяем и выполняем волнообразные движения,
имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями
вверх.)
Видит он весь шар земной,
(Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной.
(Попеременно пожимаем руки.)
5. Работа по карточкам. Упражнение «Раскрась звёзды».
- В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете. / В.Степанов/
Вот сколько звёзд сверкает в космосе!
Раскрасьте звезду в левом верхнем углу картинки голубым карандашом.
Теперь раскрасьте звезду посередине жёлтым карандашом.
Звезду в правом нижнем углу раскрасьте в голубой цвет.
(Дети выполняют задание).
Звезду в верхнем правом углу раскрасьте в красный цвет.
Все остальные звёзды вы можете раскрасить так, как вы сочтете нужным.
6. Разминка «Космонавт»
Я хочу стать космонавтом
(поднять руки вверх)
Надеваю я скафандр
(присесть и постепенно вставать)
Полечу я на ракете
(соединить руки над головой)
И открою все планеты
(обвести руками большой круг)
7. Упражнение «Парад планет»
(Перед детьми мячи разных размеров).
- Ребята, перед вами планеты солнечной системы. Их ровно девять:
Меркурий, Венера, Земля, Марс. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути. Мы их запомним! В
этом нам поможет маленькое колечко – «Су-джок». Одевая поочередно на
каждый пальчик колечко, проговариваем названия планет.
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Девять дальше всех - ПЛУТОН,
Кто не видит - выйди вон!
Хоровод планеты водят
В вышине, на небосводе.
Заключили Солнце в круг
И летят за другом друг.
Представьте себе, что перед нами не мячи, а планеты Солнечной системы.
Разложите их по величине: от самой большой до самой маленькой, и
сосчитайте по порядку.
(Дети выполняют задание).
- Правильно. Вы знаете, как называется самая большая планета Солнечной
системы?
- Вспомните название самой маленькой планеты.
- Как называется вторая по величине планета Солнечной системы?
- А которая по счёту в этом ряду Земля?
(Дети складывают мячи в манеж).
- Вот настало время и нашего возвращения на Землю. Завели моторы,
закрыли глаза, расслабились, прижались к спинкам своих кресел и
отсчитываем от «5» до «1». Мы совершили посадку на космодроме детского
сада. Молодцы! Вы очень многое знаете о космосе и планетах. Я горжусь
вами!
8. Итог занятия - рефлексия
- Что вас удивило? Название каких планет вы запомнили? Какая игра была
интересней?
Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Спасибо вам!
Желаю вам побольше счастья,
Здоровья крепкого сполна,
Веселья, творчества, терпенья.
В душе весеннего тепла.
С наступающим Днем авиации и космонавтики!
В память о нашем космическом путешествии я вручаю вам, юные
исследователи – медали.