Автор: Новоселова Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 общеразвивающего вида пгт Даровской
Населённый пункт: пгт Даровской Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие педагогов с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие педагогов с родителями по подготовке детей
к школе в аспекте ФГОС ДО.
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию
развития, проделанную ребенком».
Л.С. Выготский
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети,
родители, воспитатели детского сада с этим словом.
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить
ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша с трех
лет, другие – за год до поступления в школу. Но вообще вся дошкольная
жизнь ребенка – это и есть подготовка к школе. Из ответов родителей на
вопрос анкеты: для чего, по Вашему мнению, ребенку необходимо ходить в
дошкольное учреждение?
- ребенка не с кем оставить дома – 14 %
- для подготовки к поступлению в школу - 64%
- для общения со сверстниками – 100%
- для развития способностей - 100%
можно сделать вывод, что родители заинтересованы в том, чтобы их
ребенок посещал детский сад и функцию по развитию способностей детей,
по подготовке их к школе они возлагают на детский сад.
От того, насколько сформированы у ребенка социально- личностные
качества, во многом зависят его будущие школьные успехи.
Последний нормативный документ – федеральный государственный
образовательный стандарт ДО определяет, что дошкольное образование
является первой ступенью общего образования. Приоритетным направлением
ФГОС ДО является развитие потенциала личности ребенка. Таким образом
проблема эффективной всесторонней подготовки детей к школе на
современном этапе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией
образования. Современная семья является источником самых разнообразных
психолого – педагогических проблем. Далеко не каждая семья может
предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему личностного
воспитания готовности к школе. Поэтому нужно и родителям и педагогам
изменить свои взгляды и свое отношение к предшкольной подготовке,
переоценить существовавшие десятилетиями представления о функциях
образования и воспитания, взаимодействия
детского сада и семьи.
Чтобы решить эту проблему я определила цель сотрудничества:
- Создание единого пространства развития ребенка в семье и в ДОУ,
сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Для достижения поставленной цели реализую следующие задачи:
1.
Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с
родителями.
2.
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных
умений родителей.
3.
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в
семье и детском саду на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов.
Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и
детского сада. Нужно понимать, что участие родителей в жизни детского сада
идет на пользу всем – детям, воспитателям, родителям, престижу профессии
и детского сада. Строить взаимоотношения с семьями нужно на основе
индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени
своего участия в совместной с педагогами деятельности.
Направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:
1.
Познавательное направление
2.
Информационно – аналитическое направление.
3.
Наглядно – информационное направление.
4.
Досуговое направление.
Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с
возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного
возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания
детей.
В работе с семьями использую такие формы работы, которые
направлены на повышение компетентности родителей в вопросах подготовки
детей к школе: родительские собрания, консультации, знакомство родителей
со специалистами.
Для родителей детей подготовительной группы провожу собрания,
посвященные подготовке детей к школе, в которых участвуют учителя
начальных классов, заведующий, педагог – психолог. Перед собранием
проводится большая подготовительная работа: организую анкетирование
родителей, детям предлагаю отразить свои знания и представления о школе в
рисунках, беседую о предстоящей школьной жизни. Родителям будущих
первоклассников предлагаю подготовиться к обмену мнениями и опытом,
если это не первый ребенок, о роли семьи в подготовке детей к обучению в
школе. Темы родительских собраний и консультаций:
- «ФГОС - шпаргалка для родителей»
- «Особенности развития детей 6-7 лет»
- «Что такое психологическая готовность к школе?»
- «Особенности адаптации к школе «живчиков» и «копуш»
- «Напутствие в дорогу «первоклассным» родителям
- «Шпаргалка для родителей. Развиваем фонематический слух»
- «Ступеньки подготовки детей к школе»
- «Начинаем учиться вместе»
В группе провожу небольшое обследование для выяснения
мотивационной готовности к школе, т.е. выясняла, есть ли у ребенка интерес
к обучению в школе.
Беседовала с детьми: «Хочешь ли ты в школу? Почему? Кто был уже в
школе? Что больше всего понравилось в школе? Для чего в школе нужен
звонок?»
Рисунок на тему: «Как я представляю себя в школе?»
Результаты показали, что у большинства детей преобладают мотивы
учебно – познавательные (интерес к новым знаниям, желание учиться чему –
то новому); оценочные (я хочу в школу, потому что буду получать одни
пятерки); позиционные (я хочу в школу, потому что там большие дети, а в
детском саду маленькие; мне купят тетради, пенал, портфель и т.д.);
достаточное развитие которых положительно влияет на школьную
успеваемость.
В беседах с родителями я заметила, что, прежде всего, их интересуют
вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а
воспитание нравственных качеств, таких как самостоятельность,
настойчивость, ответственность, организованность родители большого
значения не придают.
Разнообразие форм взаимодействия ДОУ и семьи позволило
заинтересовать родителей и активно включить их в воспитательно –
образовательный процесс.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов
невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой
системой. «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в
образовательный процесс детского сада. Наши родители приходят в удобное
для них время в группу, наблюдают, чем занят ребенок, играют с детьми на
свежем воздухе или в группе, показывают сказки, читают: традиционной
стала «игротека по четвергам». Наблюдая жизнь детского сада изнутри,
родители начинают понимать объективность многих трудностей (как
правильно организовать деятельность детей, каких дидактических игр или
игрушек для сюжетно- ролевых игр не хватает, тесная групповая комната и
др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь,
принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые
ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим
процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы
педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным
результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения
является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них
обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся
сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок
от других, почему в детском саду он ведет себя иначе, чем дома?
«Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у
меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.
Считаю, что родителей нужно заинтересовать проблемами обучения, и
стимулировать их на активную помощь в воспитательно – образовательном
процессе. В зависимости от тематического плана работы в уголок для
родителей выставляю рекомендации по закреплению пройденного
материала, которые помогают родителям в освоении темы недели детьми.
Собрана картотека рекомендаций по все тематическим неделям. Родители с
удовольствием берут их домой и вечером в спокойной обстановке могут
ознакомиться с ними и поработать с ребенком.
Переходя от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды
педагогических знаний к равноправному общению, совместному
приобретению опыта мы используем также и новые формы взаимодействия
педагогов и родителей.
Ежегодно на базе нашего детского сада проходят районные семинары
по сотрудничеству детского сада и семьи, где родители нашей группы
принимают активное участие.
На семинаре «Новые формы работы с родителями в ДОУ» День
открытых дверей - открытый просмотр занятия семейного клуба «Разбуди в
себе волшебника» (Полянка имен)
по приобретению у взрослых и детей
коммуникативных навыков равноправного общения.
- «Семья – детский сад – школа – общество» - Овчинникова О.В.
представила проект «Мы растим помощницу» (сказку о Еве – помощнице,
которую сочинила мама я использую в работе), Поздина С.Н. проект
«Семейные увлечения» (о том как вместе с дочкой занимается разными
видами конструирования из бумаги: оригами, модульным оригами,
квиллингом).
На
семинаре
«Сотрудничество
детского
сада
и
семьи
в
развитии
творческих способностей детей» - открытый просмотр НОД совместно с
родителями КВН «Зимняя сказка» (с использованием презентации «угадай
сказку» «назови художника» «четвертый лишний» (какая картина лишняя и
почему), выкладывание общей картины по стихотворению из предметных
картинок)
На районном методсовете - игровое педагогическое мероприятие
совместно с родителями «День искусства» на котором не только дети, но и
участвующие родители расширили представления о видах изобразительного
искусства (живописи, графике, дизайне)
- Овчинникова О.В. представила проект «Моя коллекция» (коллекция
камней с журналами, коллекция мячиков)
- презентация проекта «Мини – музей в ДОУ» Новоселова Г.Г.
Я строю образовательный процесс на адекватных возрасту формах работы
с детьми. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только
тогда, когда все слышат, видят и делают все сами. Создать такие условия, в
которых ребенок смог бы максимально самореализоваться – одна из
основных задач воспитательного процесса. На помощь мне пришла музейная
технология. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный
процесс с реальной жизнью и обеспечивается дошкольниками через
непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.
Проект «Мини – музей в детском саду» был рассчитан на 2 года с 09. 2013
года по 05.2015 года.
Важная особенность мини - музеев – участие в их создании детей и
родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею: они
участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, с
гордостью их показывают и рассказывают о них.
На каждую экспозицию музея составлен паспорт.
Например: Тема - «Школьные принадлежности и атрибуты»
РАЗДЕЛЫ МУЗЕЯ:
1.
Подбор школьных принадлежностей и атрибутов разных поколений
(ранцы, форма, учебники, тетради и т.д.)
2.
История появления школьных принадлежностей.
3.
Альбом «Школа в прошлом и теперь» (подбор иллюстраций,
изображающих разные периоды становления школы)
4.
Выставка работ в уголке творчества (Что мне понравилось в школе?
Мой класс)
5.
Папка раскладушка «Школьные годы пап и мам» (фотографии
родителей школьных лет с рассказами о школе)
6.
В книжном уголке подбор литературы о школе, школьных
принадлежностях.
7.
Подбор и слушание песен о школе.
8.
Игротека (Скоро в школу и другие)
Создание музея в группе позволило сделать слово «музей» привычным и
привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для развития
речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Осмысливая
вместе с педагогом на каждом этапе те или иные проблемы, ребенок как бы
поднимается по «лестнице» ценностного освоения мира. Так постепенно в
сознании ребенка формируется связь между понятиями: время – культура –
вещь – Я.
Таким образом, мини-музеи, созданные нами, воспитанниками и их
родителями, становятся интерактивными (т.е диалоговыми, позволяющими
взаимодействовать), а значит близкими и понятными каждому ребенку.
Метод проектов я рассматриваю как основной механизм взаимодействия
семьи и ДОУ. На сегодняшний день он получает все более широкое
распространение. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к
изменившейся ситуации школьного обучения
.
В практику были внедрены
следующие проекты: по физическому развитию «Растишка», по
познавательному «Животный мир Кировской области», по речевому «Мы не
писатели, мы только учимся», по социально – коммуникативному «Кем
хотите стать вы дети?»
по художественно – эстетическому «Развитие
художественно – эстетического воспитания у старших дошкольников через
ознакомление с искусством живописи».
Данные проекты вовлекли в образовательное пространство детского сада
родителей воспитанников, сделав их активными участниками
образовательного процесса.
Через организацию клубной и кружковой деятельности мною была
реализована программа дополнительного образования: работа семейного
клуба «Разбуди в себе волшебника» по развитию творческих способностей
детей и кружок «Играя – учимся, играя – познаем». Девиз кружка: «Мы
любознательные дети, хотим узнать про всё на свете».
Родители участвуют в пополнении предметно – пространственной
развивающей среды: пополняют экспозиции музеев, сделали математические
планшеты, квадраты Воскобовича, макет леса, стол с подсветкой для
рисования песком, собрали коллекцию фигур для игры в педагогической
песочнице, красили песок, пополняют физкультурный уголок нестандартным
оборудованием, помогают с оформлением и пополнением зон групповой
комнаты и раздевалки, в ремонте и эстетическом оформлении участка
детского сада и многое другое.
Утреннее приветствие в группе начинается с домика настроения: ребенок
размещает свою фотографию к солнышку или тучке, что дает повод для
индивидуальной работы с ребенком.
2. Информационно – аналитическое направление направлено на
выявление интересов потребностей запросов родителей уровня их
педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между
педагогами и родителями. Анкетирование, тестирование и личные беседы
помогают лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой
семьи и учесть индивидуальные особенности. Сведения из социального
паспорта семьи и анкет использую при планировании организационно –
педагогической работы с родителями, для привлечения родителей к оказанию
помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
3. Наглядно – информационное направление.
Взаимодействие ДОУ и семьи невозможно без информационного
сотрудничества. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим
просвещением родителей. Наглядная информация, в виде стендов и уголков,
универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического
процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта
педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее
значение, чем ее содержание. В уголке для родителей материалы для
ознакомления эстетически оформлены, информация регулярно обновляется с
учетом календарных праздников и памятных дат, времен года, по привитию
ЗОЖ, тем родительских собраний, выявленных проблем в индивидуальных
беседах. Содержание предполагаемого материала подбираю с учетом
интересов большинства родителей.
Для родителей, которые не смогли присутствовать на собрании по каким –
либо причинам, собираем материал в папку для самостоятельного изучения
темы собрания дома.
К каждому собранию делается презентация соответственно теме. Большой
интерес для родителей всегда представляют фотовыставки из жизни группы.
В детском саду работает телефон доверия: мой номер телефона есть у всех
родителей, в раздевалке размещены номера телефонов служб по защите и
охране детства.
Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные
отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между
родителями и детьми. Это направление самое привлекательное,
востребованное и полезное.
Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое
разделяют и взрослые, и дети. Наши родители на празднике не пассивные
зрители, а активные участники: разыгрывают сценки, участвуют в конкурсах,
танцуют вместе с детьми, исполняют роли.
Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в
своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Участие семей в совместных творческих конкурсах не только обогащает
семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, вызывает
чувство гордости за своих родителей. Родители совместно с детьми активно
участвуют в районных и областных конкурсах. В конкурсе Золотой ключик»
диплом участника Овчинникова Ева, «Полицейский дядя Степа» участвовали
семьи Овчинниковой Евы, Осетрова Дани, Холманских Кати, Шишкина
Димы, в конкурсе «Юный книголюб» награждены семьи Вики Ткачук,
Овчинниковой Евы, Холманских Кати. В районных спортивных конкурсах
«Папа, мама, я – спортивная семья» 1 место заняла семья Поздиной Насти и
Бересневой Насти, семья Мочаловой Саши активно участвовала во
Всероссийском дне бега «Кросс Наций 2013» - диплом за 1 место, во
Всероссийской лыжной гонке «Лыжня России - 2015» грамота - 3 место, в
легкоатлетическом пробеге «Всей семьей на старт» - диплом.
В областном конкурсе рисунка «Любимый учитель» диплом за победу.
В «Утренней звезде» Береснева Настя заняла 1 место, дипломом 1 степени
награжден танцевальный ансамбль «Капельки». В изготовлении панно к 85-
летию Даровского района «Дом, в котором я живу» награждены семья Насти
Яновой и Вики Ткачук. Родители участвуют в благотворительных акциях
организованных центром социальной защиты населения и Свято – Троицким
храмом пгт Даровской.
Для активизации творческого потенциала родителей и детей, для
привлечения малоактивных родителей в продуктивную деятельность в
детском саду ежеквартально проводятся конкурсы совместного творчества:
«Куколка – крестьяночка, а внутри – то баночка», «Превращения бумажного
листа», «Пряничный домик», «Карнавальный костюм для куклы» и другие.
По итогам участия в конкурсах совместного творчества, проводимых в
детском саду наша группа почти всегда занимала 1 место.
В апреле проходит неделя «День рождения детского сада», в которой
родители активно участвуют. (неделя добра)
Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке
своего труда. В этом нуждаются и наши родители. В течение учебного года
подводим итоги участия родителей в жизни группы через «Панораму добрых
дел». На итоговом собрании выражаем благодарность родителям, которые
уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.
Бывает очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают
грамоты и благодарности.
Уже сейчас можно сделать следующие выводы:
- систематическая комплексная работа с использованием новых
методик обучения и общения с ребенком является первым и
непрерывным условием развития детей;
- залогом успешного развития является создание условий для
свободной самостоятельной деятельности и развития представлений
о многообразии окружающего мира.
Постепенно к ребенку придет опыт, сформируются навыки, и он с
легкостью выполнит большую, сложную работу самостоятельно, без
помощи взрослого, но всегда будет помнить, и ценить те первые шаги,
которые ребенок и взрослый сделали вместе.
Опыт работы дал положительные результаты:
- Родители научились определять сильные и слабые стороны своего
ребенка и учитывать их, проявлять искреннюю заинтересованность и
готовность к эмоциональной поддержке, понимать, что путем
одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь
подавить или запугать ребенка.
- Наблюдается положительная динамика по заболеваемости: с 9,6
детодней до 6,7 детодней, что ниже среднеобластного показателя.
-
Освоение
детьми
основной
общеобразовательной
программы
составляет –
2012 – 2013 уч.г - 84,7 %
2013 – 2014уч.г. -85 %
2014 – 2015 - 97,6%
Очевиден
положительный
результат
проделанной
работы:
низкий
уровень усвоения программы сведен к минимуму. Знания детей прочные, они
способны применять их в повседневной деятельности.
- С целью выявления творческого и интеллектуального потенциала
старших дошкольников и создание условий для активизации деятельности
педагогов по работе с одаренными детьми проходит Всероссийский конкурс
«Знаток – дошколенок», в котором дети нашей группы принимали активное
участие:
2012-2013 уч.г. – 4 участника -3 победителя (75%) комплексная работа в
средней группе.
2013 – 2014 уч.г. – 8 участников /6 победителей – 75 %
Окружающему миру – 2 победителя – 25%
Математика – 1 победитель - 12,5 %
Развитие речи - 3 победителя – 37,5 %
2014-2015 уч.г. – 13 участников / 8 победителей - 61,5 %
Окружающий мир - 4 победителя – 31%
Математика – 1 призер – 8%
Развитие речи – 3 победителя – 23%
Количество детей участников увеличилось на 30,8% (с 4 в 2013г до 13 в
2015)
- Выпускников нашего детского сада знают и ждут в школе, у них
сформированы предпосылки учебной деятельности. Дети успешно проходят
адаптацию в школе. Результаты адаптации детей выпуска 2013- 2014уч.г. –
85%. Выпуск 2014-2015 уч.г. – 100%. Анализ успеваемости в начальной
школе за 2015 – 2016 уч.году показал, что у наших воспитанников 100%
успеваемость. Дети чувствуют себя уверенно, имеют высокую
работоспособность, к школе относятся положительно.
- Идет формирование предметно – пространственной среды в
соответствии с ФГОС.
- Степень участия родителей – 95,5%.
- Для оценки эффективности нашей работы было проведено
анкетирование родителей по степени удовлетворенности качеством
образования, которая составила 98,7 %.
Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в
жизни семьи, поэтому наша задача использовать все многообразие форм
работы
с
родителями
для
оказания
помощи
и
получения
максимально
положительного результата.
В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание - не сумма мероприятий и
приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка». Только с
таким подходом можно обеспечить ребенку полноценное развитие и дорогу в
успешную школьную жизнь.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 3 пгт Даровской
Взаимодействие педагогов
с родителями
по подготовке детей к школе
в аспекте ФГОС ДО
Новоселова Галина
Геннадьевна
воспитатель
педагогический стаж 28 лет
высшая категория
пгт Даровской
2016 г.