Напоминание

Взаимодействие педагогов с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС ДО"


Автор: Новоселова Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 общеразвивающего вида пгт Даровской
Населённый пункт: пгт Даровской Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие педагогов с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие педагогов с родителями по подготовке детей

к школе в аспекте ФГОС ДО.

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию

развития, проделанную ребенком».

Л.С. Выготский

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети,

родители, воспитатели детского сада с этим словом.

Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить

ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша с трех

лет, другие – за год до поступления в школу. Но вообще вся дошкольная

жизнь ребенка – это и есть подготовка к школе. Из ответов родителей на

вопрос анкеты: для чего, по Вашему мнению, ребенку необходимо ходить в

дошкольное учреждение?

- ребенка не с кем оставить дома – 14 %

- для подготовки к поступлению в школу - 64%

- для общения со сверстниками – 100%

- для развития способностей - 100%

можно сделать вывод, что родители заинтересованы в том, чтобы их

ребенок посещал детский сад и функцию по развитию способностей детей,

по подготовке их к школе они возлагают на детский сад.

От того, насколько сформированы у ребенка социально- личностные

качества, во многом зависят его будущие школьные успехи.

Последний нормативный документ – федеральный государственный

образовательный стандарт ДО определяет, что дошкольное образование

является первой ступенью общего образования. Приоритетным направлением

ФГОС ДО является развитие потенциала личности ребенка. Таким образом

проблема эффективной всесторонней подготовки детей к школе на

современном этапе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией

образования. Современная семья является источником самых разнообразных

психолого – педагогических проблем. Далеко не каждая семья может

предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему личностного

воспитания готовности к школе. Поэтому нужно и родителям и педагогам

изменить свои взгляды и свое отношение к предшкольной подготовке,

переоценить существовавшие десятилетиями представления о функциях

образования и воспитания, взаимодействия

детского сада и семьи.

Чтобы решить эту проблему я определила цель сотрудничества:

- Создание единого пространства развития ребенка в семье и в ДОУ,

сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Для достижения поставленной цели реализую следующие задачи:

1.

Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с

родителями.

2.

Активизация и обогащение воспитательных и образовательных

умений родителей.

3.

Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в

семье и детском саду на основе Федеральных государственных

образовательных стандартов.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и

детского сада. Нужно понимать, что участие родителей в жизни детского сада

идет на пользу всем – детям, воспитателям, родителям, престижу профессии

и детского сада. Строить взаимоотношения с семьями нужно на основе

индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени

своего участия в совместной с педагогами деятельности.

Направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО:

1.

Познавательное направление

2.

Информационно – аналитическое направление.

3.

Наглядно – информационное направление.

4.

Досуговое направление.

Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с

возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного

возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания

детей.

В работе с семьями использую такие формы работы, которые

направлены на повышение компетентности родителей в вопросах подготовки

детей к школе: родительские собрания, консультации, знакомство родителей

со специалистами.

Для родителей детей подготовительной группы провожу собрания,

посвященные подготовке детей к школе, в которых участвуют учителя

начальных классов, заведующий, педагог – психолог. Перед собранием

проводится большая подготовительная работа: организую анкетирование

родителей, детям предлагаю отразить свои знания и представления о школе в

рисунках, беседую о предстоящей школьной жизни. Родителям будущих

первоклассников предлагаю подготовиться к обмену мнениями и опытом,

если это не первый ребенок, о роли семьи в подготовке детей к обучению в

школе. Темы родительских собраний и консультаций:

- «ФГОС - шпаргалка для родителей»

- «Особенности развития детей 6-7 лет»

- «Что такое психологическая готовность к школе?»

- «Особенности адаптации к школе «живчиков» и «копуш»

- «Напутствие в дорогу «первоклассным» родителям

- «Шпаргалка для родителей. Развиваем фонематический слух»

- «Ступеньки подготовки детей к школе»

- «Начинаем учиться вместе»

В группе провожу небольшое обследование для выяснения

мотивационной готовности к школе, т.е. выясняла, есть ли у ребенка интерес

к обучению в школе.

Беседовала с детьми: «Хочешь ли ты в школу? Почему? Кто был уже в

школе? Что больше всего понравилось в школе? Для чего в школе нужен

звонок?»

Рисунок на тему: «Как я представляю себя в школе?»

Результаты показали, что у большинства детей преобладают мотивы

учебно – познавательные (интерес к новым знаниям, желание учиться чему –

то новому); оценочные (я хочу в школу, потому что буду получать одни

пятерки); позиционные (я хочу в школу, потому что там большие дети, а в

детском саду маленькие; мне купят тетради, пенал, портфель и т.д.);

достаточное развитие которых положительно влияет на школьную

успеваемость.

В беседах с родителями я заметила, что, прежде всего, их интересуют

вопросы специальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а

воспитание нравственных качеств, таких как самостоятельность,

настойчивость, ответственность, организованность родители большого

значения не придают.

Разнообразие форм взаимодействия ДОУ и семьи позволило

заинтересовать родителей и активно включить их в воспитательно –

образовательный процесс.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов

невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой

системой. «Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в

образовательный процесс детского сада. Наши родители приходят в удобное

для них время в группу, наблюдают, чем занят ребенок, играют с детьми на

свежем воздухе или в группе, показывают сказки, читают: традиционной

стала «игротека по четвергам». Наблюдая жизнь детского сада изнутри,

родители начинают понимать объективность многих трудностей (как

правильно организовать деятельность детей, каких дидактических игр или

игрушек для сюжетно- ролевых игр не хватает, тесная групповая комната и

др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь,

принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые

ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим

процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы

педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным

результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения

является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них

обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся

сверстники. Идет невольное сравнение: не отстает ли в развитии мой ребенок

от других, почему в детском саду он ведет себя иначе, чем дома?

«Запускается» рефлексивная деятельность: все ли я делаю, как надо, почему у

меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

Считаю, что родителей нужно заинтересовать проблемами обучения, и

стимулировать их на активную помощь в воспитательно – образовательном

процессе. В зависимости от тематического плана работы в уголок для

родителей выставляю рекомендации по закреплению пройденного

материала, которые помогают родителям в освоении темы недели детьми.

Собрана картотека рекомендаций по все тематическим неделям. Родители с

удовольствием берут их домой и вечером в спокойной обстановке могут

ознакомиться с ними и поработать с ребенком.

Переходя от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды

педагогических знаний к равноправному общению, совместному

приобретению опыта мы используем также и новые формы взаимодействия

педагогов и родителей.

Ежегодно на базе нашего детского сада проходят районные семинары

по сотрудничеству детского сада и семьи, где родители нашей группы

принимают активное участие.

На семинаре «Новые формы работы с родителями в ДОУ» День

открытых дверей - открытый просмотр занятия семейного клуба «Разбуди в

себе волшебника» (Полянка имен)

по приобретению у взрослых и детей

коммуникативных навыков равноправного общения.

- «Семья – детский сад – школа – общество» - Овчинникова О.В.

представила проект «Мы растим помощницу» (сказку о Еве – помощнице,

которую сочинила мама я использую в работе), Поздина С.Н. проект

«Семейные увлечения» (о том как вместе с дочкой занимается разными

видами конструирования из бумаги: оригами, модульным оригами,

квиллингом).

На

семинаре

«Сотрудничество

детского

сада

и

семьи

в

развитии

творческих способностей детей» - открытый просмотр НОД совместно с

родителями КВН «Зимняя сказка» (с использованием презентации «угадай

сказку» «назови художника» «четвертый лишний» (какая картина лишняя и

почему), выкладывание общей картины по стихотворению из предметных

картинок)

На районном методсовете - игровое педагогическое мероприятие

совместно с родителями «День искусства» на котором не только дети, но и

участвующие родители расширили представления о видах изобразительного

искусства (живописи, графике, дизайне)

- Овчинникова О.В. представила проект «Моя коллекция» (коллекция

камней с журналами, коллекция мячиков)

- презентация проекта «Мини – музей в ДОУ» Новоселова Г.Г.

Я строю образовательный процесс на адекватных возрасту формах работы

с детьми. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только

тогда, когда все слышат, видят и делают все сами. Создать такие условия, в

которых ребенок смог бы максимально самореализоваться – одна из

основных задач воспитательного процесса. На помощь мне пришла музейная

технология. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный

процесс с реальной жизнью и обеспечивается дошкольниками через

непосредственное наблюдение знакомство с предметами и явлениями.

Проект «Мини – музей в детском саду» был рассчитан на 2 года с 09. 2013

года по 05.2015 года.

Важная особенность мини - музеев – участие в их создании детей и

родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею: они

участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, с

гордостью их показывают и рассказывают о них.

На каждую экспозицию музея составлен паспорт.

Например: Тема - «Школьные принадлежности и атрибуты»

РАЗДЕЛЫ МУЗЕЯ:

1.

Подбор школьных принадлежностей и атрибутов разных поколений

(ранцы, форма, учебники, тетради и т.д.)

2.

История появления школьных принадлежностей.

3.

Альбом «Школа в прошлом и теперь» (подбор иллюстраций,

изображающих разные периоды становления школы)

4.

Выставка работ в уголке творчества (Что мне понравилось в школе?

Мой класс)

5.

Папка раскладушка «Школьные годы пап и мам» (фотографии

родителей школьных лет с рассказами о школе)

6.

В книжном уголке подбор литературы о школе, школьных

принадлежностях.

7.

Подбор и слушание песен о школе.

8.

Игротека (Скоро в школу и другие)

Создание музея в группе позволило сделать слово «музей» привычным и

привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для развития

речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Осмысливая

вместе с педагогом на каждом этапе те или иные проблемы, ребенок как бы

поднимается по «лестнице» ценностного освоения мира. Так постепенно в

сознании ребенка формируется связь между понятиями: время – культура –

вещь – Я.

Таким образом, мини-музеи, созданные нами, воспитанниками и их

родителями, становятся интерактивными (т.е диалоговыми, позволяющими

взаимодействовать), а значит близкими и понятными каждому ребенку.

Метод проектов я рассматриваю как основной механизм взаимодействия

семьи и ДОУ. На сегодняшний день он получает все более широкое

распространение. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать,

синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и

коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к

изменившейся ситуации школьного обучения

.

В практику были внедрены

следующие проекты: по физическому развитию «Растишка», по

познавательному «Животный мир Кировской области», по речевому «Мы не

писатели, мы только учимся», по социально – коммуникативному «Кем

хотите стать вы дети?»

по художественно – эстетическому «Развитие

художественно – эстетического воспитания у старших дошкольников через

ознакомление с искусством живописи».

Данные проекты вовлекли в образовательное пространство детского сада

родителей воспитанников, сделав их активными участниками

образовательного процесса.

Через организацию клубной и кружковой деятельности мною была

реализована программа дополнительного образования: работа семейного

клуба «Разбуди в себе волшебника» по развитию творческих способностей

детей и кружок «Играя – учимся, играя – познаем». Девиз кружка: «Мы

любознательные дети, хотим узнать про всё на свете».

Родители участвуют в пополнении предметно – пространственной

развивающей среды: пополняют экспозиции музеев, сделали математические

планшеты, квадраты Воскобовича, макет леса, стол с подсветкой для

рисования песком, собрали коллекцию фигур для игры в педагогической

песочнице, красили песок, пополняют физкультурный уголок нестандартным

оборудованием, помогают с оформлением и пополнением зон групповой

комнаты и раздевалки, в ремонте и эстетическом оформлении участка

детского сада и многое другое.

Утреннее приветствие в группе начинается с домика настроения: ребенок

размещает свою фотографию к солнышку или тучке, что дает повод для

индивидуальной работы с ребенком.

2. Информационно – аналитическое направление направлено на

выявление интересов потребностей запросов родителей уровня их

педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между

педагогами и родителями. Анкетирование, тестирование и личные беседы

помогают лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой

семьи и учесть индивидуальные особенности. Сведения из социального

паспорта семьи и анкет использую при планировании организационно –

педагогической работы с родителями, для привлечения родителей к оказанию

помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.

3. Наглядно – информационное направление.

Взаимодействие ДОУ и семьи невозможно без информационного

сотрудничества. Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим

просвещением родителей. Наглядная информация, в виде стендов и уголков,

универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического

процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта

педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее

значение, чем ее содержание. В уголке для родителей материалы для

ознакомления эстетически оформлены, информация регулярно обновляется с

учетом календарных праздников и памятных дат, времен года, по привитию

ЗОЖ, тем родительских собраний, выявленных проблем в индивидуальных

беседах. Содержание предполагаемого материала подбираю с учетом

интересов большинства родителей.

Для родителей, которые не смогли присутствовать на собрании по каким –

либо причинам, собираем материал в папку для самостоятельного изучения

темы собрания дома.

К каждому собранию делается презентация соответственно теме. Большой

интерес для родителей всегда представляют фотовыставки из жизни группы.

В детском саду работает телефон доверия: мой номер телефона есть у всех

родителей, в раздевалке размещены номера телефонов служб по защите и

охране детства.

Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные

отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между

родителями и детьми. Это направление самое привлекательное,

востребованное и полезное.

Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое

разделяют и взрослые, и дети. Наши родители на празднике не пассивные

зрители, а активные участники: разыгрывают сценки, участвуют в конкурсах,

танцуют вместе с детьми, исполняют роли.

Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в

своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Участие семей в совместных творческих конкурсах не только обогащает

семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, вызывает

чувство гордости за своих родителей. Родители совместно с детьми активно

участвуют в районных и областных конкурсах. В конкурсе Золотой ключик»

диплом участника Овчинникова Ева, «Полицейский дядя Степа» участвовали

семьи Овчинниковой Евы, Осетрова Дани, Холманских Кати, Шишкина

Димы, в конкурсе «Юный книголюб» награждены семьи Вики Ткачук,

Овчинниковой Евы, Холманских Кати. В районных спортивных конкурсах

«Папа, мама, я – спортивная семья» 1 место заняла семья Поздиной Насти и

Бересневой Насти, семья Мочаловой Саши активно участвовала во

Всероссийском дне бега «Кросс Наций 2013» - диплом за 1 место, во

Всероссийской лыжной гонке «Лыжня России - 2015» грамота - 3 место, в

легкоатлетическом пробеге «Всей семьей на старт» - диплом.

В областном конкурсе рисунка «Любимый учитель» диплом за победу.

В «Утренней звезде» Береснева Настя заняла 1 место, дипломом 1 степени

награжден танцевальный ансамбль «Капельки». В изготовлении панно к 85-

летию Даровского района «Дом, в котором я живу» награждены семья Насти

Яновой и Вики Ткачук. Родители участвуют в благотворительных акциях

организованных центром социальной защиты населения и Свято – Троицким

храмом пгт Даровской.

Для активизации творческого потенциала родителей и детей, для

привлечения малоактивных родителей в продуктивную деятельность в

детском саду ежеквартально проводятся конкурсы совместного творчества:

«Куколка – крестьяночка, а внутри – то баночка», «Превращения бумажного

листа», «Пряничный домик», «Карнавальный костюм для куклы» и другие.

По итогам участия в конкурсах совместного творчества, проводимых в

детском саду наша группа почти всегда занимала 1 место.

В апреле проходит неделя «День рождения детского сада», в которой

родители активно участвуют. (неделя добра)

Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке

своего труда. В этом нуждаются и наши родители. В течение учебного года

подводим итоги участия родителей в жизни группы через «Панораму добрых

дел». На итоговом собрании выражаем благодарность родителям, которые

уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.

Бывает очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают

грамоты и благодарности.

Уже сейчас можно сделать следующие выводы:

- систематическая комплексная работа с использованием новых

методик обучения и общения с ребенком является первым и

непрерывным условием развития детей;

- залогом успешного развития является создание условий для

свободной самостоятельной деятельности и развития представлений

о многообразии окружающего мира.

Постепенно к ребенку придет опыт, сформируются навыки, и он с

легкостью выполнит большую, сложную работу самостоятельно, без

помощи взрослого, но всегда будет помнить, и ценить те первые шаги,

которые ребенок и взрослый сделали вместе.

Опыт работы дал положительные результаты:

- Родители научились определять сильные и слабые стороны своего

ребенка и учитывать их, проявлять искреннюю заинтересованность и

готовность к эмоциональной поддержке, понимать, что путем

одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь

подавить или запугать ребенка.

- Наблюдается положительная динамика по заболеваемости: с 9,6

детодней до 6,7 детодней, что ниже среднеобластного показателя.

-

Освоение

детьми

основной

общеобразовательной

программы

составляет –

2012 – 2013 уч.г - 84,7 %

2013 – 2014уч.г. -85 %

2014 – 2015 - 97,6%

Очевиден

положительный

результат

проделанной

работы:

низкий

уровень усвоения программы сведен к минимуму. Знания детей прочные, они

способны применять их в повседневной деятельности.

- С целью выявления творческого и интеллектуального потенциала

старших дошкольников и создание условий для активизации деятельности

педагогов по работе с одаренными детьми проходит Всероссийский конкурс

«Знаток – дошколенок», в котором дети нашей группы принимали активное

участие:

2012-2013 уч.г. – 4 участника -3 победителя (75%) комплексная работа в

средней группе.

2013 – 2014 уч.г. – 8 участников /6 победителей – 75 %

Окружающему миру – 2 победителя – 25%

Математика – 1 победитель - 12,5 %

Развитие речи - 3 победителя – 37,5 %

2014-2015 уч.г. – 13 участников / 8 победителей - 61,5 %

Окружающий мир - 4 победителя – 31%

Математика – 1 призер – 8%

Развитие речи – 3 победителя – 23%

Количество детей участников увеличилось на 30,8% (с 4 в 2013г до 13 в

2015)

- Выпускников нашего детского сада знают и ждут в школе, у них

сформированы предпосылки учебной деятельности. Дети успешно проходят

адаптацию в школе. Результаты адаптации детей выпуска 2013- 2014уч.г. –

85%. Выпуск 2014-2015 уч.г. – 100%. Анализ успеваемости в начальной

школе за 2015 – 2016 уч.году показал, что у наших воспитанников 100%

успеваемость. Дети чувствуют себя уверенно, имеют высокую

работоспособность, к школе относятся положительно.

- Идет формирование предметно – пространственной среды в

соответствии с ФГОС.

- Степень участия родителей – 95,5%.

- Для оценки эффективности нашей работы было проведено

анкетирование родителей по степени удовлетворенности качеством

образования, которая составила 98,7 %.

Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в

жизни семьи, поэтому наша задача использовать все многообразие форм

работы

с

родителями

для

оказания

помощи

и

получения

максимально

положительного результата.

В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание - не сумма мероприятий и

приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка». Только с

таким подходом можно обеспечить ребенку полноценное развитие и дорогу в

успешную школьную жизнь.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 3 пгт Даровской

Взаимодействие педагогов

с родителями

по подготовке детей к школе

в аспекте ФГОС ДО

Новоселова Галина

Геннадьевна

воспитатель

педагогический стаж 28 лет

высшая категория

пгт Даровской

2016 г.



В раздел образования