" Мотивы народного творчества в изобразительной деятельности детей"
Автор: Калинина Лидия Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Россияночка" Населённый пункт: город Тихвин Наименование материала: конспект интегрированного занятия Тема: " Мотивы народного творчества в изобразительной деятельности детей" Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому
воспитанию для детей подготовительной к школе группы.
Автор: Калинина Лидия Анатольевна.
МДОУ «Детский сад Россияночка»
2016 год.
Тема: «Мотивы народного творчества в изобразительной деятельности
детей»
Задачи:
1. Закрепить знание цветовой гаммы различных росписей и их различие;
2. Упражнять в рисовании элементов узоров по мотивам изделий народного
декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта;
3. Развивать художественное восприятие произведений народного декоративно-
прикладного искусства;
4. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение и желание им
подражать.
Предварительная работа:
- серия занятий по знакомству с росписями (беседы, рисование элементов)
- рассматривание альбомов и ширм, чтение книг, демонстрация иллюстраций предметов
декоративно-прикладного искусства
- сочинение стихов
- подготовка детей на роли 3-х птиц (заучивание стихов)
- заготовки для росписей
- дидактические игры «Составь узор», «Русские узоры», «Узнай роспись»и др.
- экскурсия в музей на выставку декоративно-прикладного искусства
- разучивание песни «Русские узоры» (сл. Б. Боинова, муз. В. Хвойницкого)
Ход занятия:
Дети входят в зал с мастерицей (воспитатель).
Мастерица: Заиграли разноцветьем
Травы и цветы…
Мы в волшебный мир попали-
А в какой, скажи?
Дети предполагают – музей, выставка, красота, царство…
- Что такое роспись?
- Что такое элемент?
Ребенок:
Здесь кругом цветы, бутоны,
Травы и листки.
Все живинки оживляют
Точечки, штрихи.
Здесь сияньем солнечным
Все окружены.
Узор на желтом фоне-
Цветные чудо-птицы
И яркие цветы…
Куда же мы попали?
А ну-ка, подскажи!
Мастерица:
-Какое же это царство?
-В царстве должна быть царица.
(звучит музыка, из-за ширмы вылетает птица- желтое крыло)
Птица 1:
В этом царстве я царица,
Я - волшебная жар-птица,
Птица-желтое крыло.
Что ко мне Вас привело?
Мастерица:
Расскажи нам, чудо-птица,
О своей родной столице:
Где, красавица, родилась
И кому ты пригодилась?
Птица 1:
Родилась я на Руси,
У любого ты спроси.
Мастера нас придумали чудные,
Наблюдали леса безлюдные,
Все цветы и бутоны подметили,
На посуде оставив отметины,
Расписали красками яркими
Птиц, коней и цветы в подарок вам!
Роспись ту городецкой назвали
И жилье свое ей украшали.
Дети вместе с мастерицей:
Ну, спасибо, птица! Роспись у тебя красивая, да вот что в ней особенного? Чем отличить
от других росписей?
Дети высказываются (фон, краски, на каких предметах)
Птица хвалит детей
Мастерица:
Здесь много света, цветов, травинок. Какое время года напоминают эти краски? (Лето)
Подарим чудо-птице песню про лето:
В речке за пригорком прячется туман,
Надевает зорька желтый сарафан.
Серебрятся в росах травы, как шелка…
Русские покосы, русские луга!
Мастерица:
Чудо-птица,благодарствуй,
Мы пойдем в другое царство!
Может, с нами ты пойдешь
И своих сестер найдешь?
Все подходят к ширме, оформленной «хохломой».
Мастерица:
Запылало все вокруг,
Как осенний лес.
А быть может, мы попали
В сторону чудес?
Ребенок:
Как волшебная жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души-
Кубки, чашки и ковши-
И чего здесь только нету…
Гроздья алые рябин
Всех расцветок и размеров образцы кудрин,
Распускаются цветы, золотом горя…
Мастерица:
Подскажите-ка, ребята, куда попала я?
- Почему вы так думаете?
Звучит музыка, вылетает птица- красное крыло.
Птица 2:
Я хозяйка в этом царстве,
Ты меня поблагодарствуй,
Что пустила я сюда:
Я ведь птица из огня!
Птица- красное крыло,
Ты смотри, чтоб ожгло!
Мастерица:
Расскажи нам, чудо- птица,
О своей родной столице.
Где, красавица, родилась
И кому ты пригодилась?
Птица 2:
Родилась в лесах дремучих,
Из-под кисти мастеров
Украшает хмель ползучий
Стены, окна их домов.
Родилась я из легенды
Пепелища и огня…
А звалась моя деревня
Просто- Хохлома.
Не исчез тот чудо- мастер,
Научив людей,
Чтобы жизнь была прекрасней,
Лучше и милей.
И теперь я украшаю избы и дома.
И везде меня все хвалят- чудо-хохлома!
Мастерица:
Ну, спасибо тебе, птица!
Может, дети подскажут, что особенного есть в этой росписи?
Какие элементы?
Какие предметы расписывают этой росписью?
Как одним словом можно назвать эти предметы?
Мастерица:
Довольна ли ты, птица, ответами детей?
Какое время года напоминает нам хохломская роспись?
Почему?
Подарим птице песню про осень:
Красная рябина, медленный закат…
В роще тополиной яркий листопад,
Синие озера, желтые поля,
Русские просторы, русская земля!
Мастерица:
Вот тебе, птица, сюрприз!
Мы привели к тебе твою сестру-
Птицу-желтое крыло.
Но есть у вас еще сестрица,
Есть еще одна жар-птица.
И теперь пойдем мы к ней
В царство под названьем- Гжель!
Дети подходят к ширме с росписью Гжель.
Мастерица:
Завьюжило, заснежило-
Посмотри вокруг.
А теперь куда попали,
Подскажи, мой друг?
Ребенок:
Здесь везде на белом фоне
Синие цветы…
Кружева, видать соткали,
Взяв их у зимы,
Или изморозь с окошек,
Что мороз нанес…
Мастерица:
А у нас, случайно, с вами
Не замерзнет нос?
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы, животные и птицы
Невиданной красы…
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь-
Известно всем в народе
Ее названье- …(хором)Гжель
Под музыку вылетает птица- синее крыло.
Птица 3:
Я хозяйка, я царица царства своего,
А зовут меня- жар- птица- синее крыло.
Только холодом повею я вместо огня-
И смотрите, берегитесь, заморожу я!
Мастерица:
Не сердись на нас ты, птица,
Лучше расскажи,
Ты взяла откуда краски
И цветы свои?
Птица 3:
Недалеко от Москвы
На Руси старинной,
Люди место там нашли
С белой- белой глиной,
И прославила она
Край родной, любимый.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой…
Нет посуды той милей,
А зовется она…(Гжель)
Мастерица:
Вот, спасибо, птица!
А ребята знают об этой росписи?
Какие изделия лепили мастера?
Какие элементы вы знаете?
Кроме посуды, что еще украшали?
Птица 3: Правильно все сказали.
Мастерица:
На какое время года похожа роспись?
Дети поют о зиме:
Чтоб не замерзали плечи у берез,
Голубою шалью их укрыл мороз.
Лес заиндевелый, белая тайга…
Русские метели, русские снега.
Мастерица:
Молодцы, много знаете и меня научили различать росписи.
А рисовать-то вы умеете так?
Скоро Масленица, там и ярмарка. А на ярмарке нужен товар.
Не хотите ли показать свое мастерство и вы ?
Выбор за вами. Какая роспись понравится – такую и рисуйте, а я поучусь у вас.
Дети выбирают силуэты предметов, краски, кисти.
Рисуют под рус.народ.мелодию.
По окончании работы мастерица хвалит детей, говорит, что такой товар на ярмарке
показать не стыдно и продать выгодно.