Автор: Файзуллина Раиса Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №49 "Родничок"
Населённый пункт: город Нижневартовск Ханты-Мансийский Автономный округ-Югра
Наименование материала: Примерный конспект интегрированного занятия
Тема: "Симфония всепобеждающего мужества"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска ДС №49 «Родничок»
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
(музыкальная деятельность)
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ТЕМА: « СИМФОНИЯ ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕГО МУЖЕСТВА»
Составила: музыкальный руководитель
Файзуллина Раиса Васильевна
г.Нижневартовск, 2016г.
Данную разработку предлагаю воспитателям, музыкальным руководителям, педагога
дошкольного образования, по нравственно-патриотическому развитию детей
подготовительной к школе группе.
(Интегрированное занятие для воспитанников подготовительной к школе группы)
ТЕМА: « СИМФОНИЯ ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕГО МУЖЕСТВА»
Предварительная работа: слушание (отрывки) произведения Д.Д.Шостаковича
«Седьмая симфония»; слушание «Вальс-шутка» Д.Шостаковича; чтение стихов о Великой
Отечественной войне; просмотр фильма для дошкольников о ВОВ с использованием
детской энциклопедии Чевостика и дяди Кузи.
Оборудование: музыкальный инструмент (баян); мультимедийное устройство; ноутбук;
фонограмма Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича; портрет Д.Д.Шостаковича; повторить
песню «Вечный огонь» А.Филиппенко; стульчики по количеству детей;
Цель: Формирование патриотических чувств, гражданской позиции, отражающих связь с
предыдущими поколениями. Ознакомление дошкольников с историей своей страны.
Воспитательные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым нашей страны (Великой
Отечественной войной).
2. Продолжать формировать у детей чувство патриотизма через изобразительное
искусство, музыку поэзию;
3. Приобщать к слушанию дошкольников классической музыки периода Великой
Отечественной войны;
Образовательные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с творчеством Д. Д. Шостаковича.
2. Формировать представления детей о влиянии музыки на настроение человека, «Седьмая
симфония» и «Вальс-шутка» Д. Д. Шостаковича
3. Учить детей передавать настроение музыки в пении.
Развивающие задачи:
1. Развивать творческие способности детей в рисовании.
2. Развивать речь детей, обогащая словарный запас (герой, ветераны и другие).
3. Продолжать развивать звуковысотный слух, чувство ритма, эмоциональную
отзывчивость на музыку разного характера.
Образовательные области по ФГОС ДО:
«Социально-коммуникативное развитие»: учить коллективному взаимодействию при
совместной игре на детских музыкальных инструментах;
«Познавательное развитие»: формирование умения детей различать музыку
танцевальную от маршевой.
«Речевое развитие»: развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих
впечатлений, характеристики музыкальных произведений;
«Художественно-эстетическое развитие»: способствовать стремлению петь мелодию
чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, продолжать
формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;
формировать умения подыгрывать простейшие мелодии на звенящих музыкальных
инструментах; выражать свои восприятия через рисование.
«Физическое развитие»: развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической
деятельности.
ХОД НОД (непосредственной образовательной деятельности).
I Вводная часть.
Дети входят в зал под музыку Д.Шостаковича «Вальс-шутка»
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, это звучала музыка танца или
марша?
(Ответ детей)
Музыкальный руководитель: Это танец. Теперь определите характер музыки.
(Ответы детей)
- Легкая, светлая.
-Быстрая, звонкая.
-Игривая, отрывистая,
-Кружащаяся, летящая.
-Звонкая.
II Основная часть.
Музыкальный руководитель: Верно, характер этого танца легкий, игривый.
Эту музыку написал композитор Дмитрий Шостакович и назвал его «Вальс-шутка».
«Вальс-шутка» звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно. Звонкие
звуки создают впечатление танцующей куколки. Вальс звучит сказочно и волшебно.
Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Петербурге, в интеллигентной,
гостеприимной и музыкальной семье. (портрет Д. Шостаковича, годы жизни).
У Шостаковича есть цикл пьес для фортепиано «Танцы кукол» и один из этих танцев
«Вальс-шутка».
Звучит «Вальс-шутка» Д.Шостаковича в исполнении оркестра.
Музыкальный руководитель: какие инструменты мы можем использовать в этом
произведении для создания сказочности и волшебства?
(Ответы детей)
-колокольчики;
- треугольник;
-металлофоны.
Музыкальный руководитель: Предлагаю на названных вами инструментах сыграть
«Вальс-шутка».
Исполнение «Вальс-шутка» Д.Шостаковича дошкольниками на инструментах под
фонограмму фортепиано из цикла «Танцы кукол».
Музыкальный руководитель: Но, сегодня, в канун празднования Дня Победы, я
предлагаю послушать произведение «Седьмая симфония» Д.Д.Шостаковича. Композитор
написал Седьмую симфонию во время войны, она стала великим произведением, которое
вдохновляло и воодушевляло людей, поднимало у них боевой дух.
Когда в 1941 году фашисты окружили город Ленинград, Дмитрий Дмитриевич
Шостакович находился в Ленинграде. Люди этого города голодали, болели, не было тепла,
воды, света. Д.Д. Шостакович в это время поступил добровольцем в ряды народного
ополчения. Он рыл окопы, работал в пожарной команде, нёс дежурства на крыше
Консерватории, а также давал концерты в филармонии. Но самым высоким его подвигом
была симфония, посвященная городу Ленинграду. В ней любовь к Родине и вера в свой
народ, в ней та, всепобеждающая, нравственная стойкость, без которой любая военная
техника оказывается несостоятельной. Музыка ее врезается в память с одного раза, раз и
навсегда. Седьмую симфонию композитор начал писать в 1941 году, но через год состоялся
концерт по радио, в голодающем городе, артиллеристы вели непрерывный огонь по
врагам, чтобы все жители могли услышать музыку неизбежной победы народа над
фашизмом. Симфония - это большое произведение. Предлагаю послушать отрывок из
этой симфонии, в котором очень ярко прозвучит тема нападения, нашествия фашистских
захватчиков. По жанру это марш. Неизменный «стержень» образно-музыкальной
характеристики фашистов, который постепенно, с каждой новой вариацией обнаруживает
свою бездушную и страшную сущность. Седьмая симфония состоит из 4 частей, но первая
– самая значительная. Сам Д.Д.Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том,
как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”. Звучит тема
«нашествия» из «Седьмой симфонии» Д.Д. Шостаковича.
9 августа 1942 г. на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты, Оркестранты
едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке. Под
потолком, невзирая на сотрясающиеся от снарядов стены, висели хрустальные люстры.
Исполняли “Ленинградскую” симфонию Д. Д. Шостаковича. Когда оркестр заиграл финал
в концертном зале, зал встал.
Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской
симфонии, просто опешили — они были абсолютно уверены, что город мертв.
Поэт Л.Болеславский в своей поэме «Седьмая» об эпизоде нашествия сказал так:
Поэма «Седьмая»
Звук.
Легкий далекий звук,
Вдруг переходящий в звук,
Мягкий игривый стук,
Вдруг
Переходящий в шаг,
Мерный тяжелый шаг,
Вдруг шумом сплошным в ушах
За каблуком каблук
Тысячи чужих сапог
Тысячью страшных мук
Через родной порог,
Жизнь, обращая в прах - ВРАГ!
Седьмая симфония была необходима ленинградцам. Она поднимала дух измученных
людей, веру в то, что Ленинград выстоит в этой страшной борьбе со смертью за жизнь.
"Симфония всепобеждающего мужества", так называли Седьмую симфонию
Д.Шостаковича. «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку,
подобную этой», — писал летом 1942 года американский музыкальный критик о Седьмой
симфонии, сыгранной Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио под управлением
Артуро Тосканини…
Музыкальный руководитель: Предлагаю исполнить песню в память о наших героях,
прадедах и дедах, защищавших нашу Родину от врагов. Исполняем песню тихо, характер
торжественный, маршевый. Ритм песни, маршевый. Окончания фраз не выкрикивать,
петь, чисто интонируя мелодию песни. Дети исполняют песню «Вечный огонь» слова
М.Зощенко, музыка А.Филиппенко.
Музыкальный руководитель: Замечательно исполнили песню, ребята. Предлагаю
нарисовать салюты на этих двух мольбертах, «Салют Победы!» и подарить ветерану,
которого мы каждый год поздравляем в канун Праздника Победы.
Заключительная часть. Ребята, ответьте на вопросы:
1.
В какой период написал Седьмую симфонию Д.Шостакович?
(Ответы детей)
Музыкальный руководитель: В годы Великой Отечественной войны.
2.
Может ли музыка выражать чувства, влиять на настроение людей?
(Ответы детей)
Конечно, может, разные характеры в музыке передаются. На примере
произведений Д.Шостаковича «Вальс-шутка» и «Седьмая симфония».
«Вальс-шутка» - лёгкая, светлая, танцевальная.
«Седьмая симфония» - мужественная, сметающая на своём пути все живое,
всепобеждающая.
Ребята, будьте достойны памяти Героев Великой Отечественной войны. Будьте
добрыми, любящими, с уважением относитесь ко всем людям на земле.
Под фонограмму «Вальса-шутки» дети покидают зал.