Напоминание

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности


Автор: Библая Наталья Фёдоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №67 "Умка"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, Тюменская обл.
Наименование материала: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Тема: Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения -

одна из самых актуальных задач нашего времени. Те изменения, которые

произошли в нашей стране за последние годы, привели к искажениям в

представлении

о

патриотизме,

доброте,

великодушии

у

детей.

Сегодня

материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности

переходного

периода

не

должны

стать

причиной

приостановки

патриотического

воспитания.

Возрождение

духовно-нравственного

воспитания это шаг к возрождению России.

Осознание

актуальности

данной

проблемы

на

современном

этапе,

ведёт к тому, что формирование личности дошкольника невозможно без

воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям.

Цель

патриотического

воспитания

детей

дошкольного

возраста

состоит в том, чтобы взрастить в детской душе любовь родному дому, к

своей

семье,

к

истории

и

культуре

страны,

к

родному

краю

и

людям,

живущим на нашей прекрасной планете.

Воспитание

патриотизма

у

детей

осуществляется

ежеминутно,

на

занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким

образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского

сада. В.В. Сухомлинский утверждал, что «Детство – каждодневное открытие

мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека

и отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего

человека, величие и, ни с чем несравнимая красота Отечества».

Работу по патриотическому воспитанию следует начинать с изучения

методической

литературы,

которая

сегодня

позволяет

с

разных

сторон

подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы

работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем

ДОУ.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка

инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которое включает

в

себя

решение

задач

не

только

нравственного,

но

и

трудового,

интеллектуального, эстетического и физического воспитания.

Эмоционально

воспринимать

окружающее

детям

помогают

яркое,

живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о

Родине,

о

подвигах,

о

труде,

о

природе

родной

страны,

ребята

могут

радоваться

или

печалится,

ощущать

свою

причастность

к

героическому

прошлому своей страны. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя

непосредственно

наблюдать

в

окружающей

жизни,

а

также

по-новому

представлять то, что хорошо знакомо.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое

любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку

1

помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование

таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение

к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети

учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая

этого.

Знакомство

дошкольников

с

родным

городом

и

родной

страной

процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к

случаю. Положительного результата можно достичь только систематической

работой.

Работа

с

детьми

по

патриотическому

воспитанию

в

процессе

музыкальной деятельности ведётся последовательно, согласно комплексно-

тематическому

планированию

на

учебный

год.

Традиционно

проводятся

такие

тематические

праздники,

как

«Осенняя

Ярмарка»,

«День

Матери»,

«День

Защитника

Отечества!»,

«8

Марта!»,

«День

города»

«Праздник

Дружбы народов», «День Победы!».

Комплексно-тематическое планирование составляется так, чтобы оно

способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы

повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание,

объем познавательного материала и длительность изучения.

Приобщая

детей

к

русской

культуре,

предлагаю

послушать

русские

народные

песни,

знакомлю

детей

с

предметами

народно-прикладного

искусства

-

дымковской

игрушкой,

матрешкой,

хохломскими

изделиями.

Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.

Сила

воздействия

на

ребенка

произведений

народного

творчества

возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной

деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо

добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,

но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр

и

т.п.,

активно

включались

в

работу

и

по

подготовке

к

праздникам

и

развлечениям.

Таким

образом,

приобщая

детей

к

музыкальному

наследию

своего

народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от

воспитания чувства национальной гордости.

Отдельным

направлением

нравственно-патриотического

воспитания

подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое

воспитание.

Работу

по

данному

направлению

можно

представить

как

интеграцию различных видов деятельности. Это лекции, экскурсии, изучение

традиций воинской доблести и славы России, исполнение песен на военную

тематику, слушание музыкальных произведений по данному направлению.

Также дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией

гимна.

Кульминацией

являются

праздники,

посвящённые

Дню

воинской

славы. Такие, как «День Защитника Отечества!» и «День Победы!»

2

Воспитывая

ребёнка

на

традициях

исторических

событий

и

достопримечательностях

своего

края,

помогаем

ему

установить

положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими

собой. Такие проекты, как «Музыка родного края», «Где живут звуки?»,

научат чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на

этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает

ребёнка с детства - одна из главных задач. Культура родного края должна

войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Наш город Нижневартовск многонационален (404 национальности), и

все

они

имеют

свой

язык,

обычаи,

фольклор.

В

процессе

музыкальной

деятельности дошкольники в песнях, музыкальных играх и танцах, слушании

музыки знакомятся с культурой разных народов, учатся любить и понимать

её. Привлекая к совместной деятельности родителей воспитанников, создаём

атмосферу дружбы, любви и взаимопонимания. Итогом работы ежегодно во

всех

группах

ДОУ,

начиная

с

4-х

летнего

возраста,

проходят

праздники

Дружбы народов. Дети и взрослые наряжаются в национальные костюмы и

погружаются

в

атмосферу

радости

и

счастья.

В

конце

праздника

все

угощаются кулинарными изысками национальных блюд.

Таким

образом,

формируется

модель

выпускника

ДОУ:

здоровая,

физически развитая личность, с активной жизненной гражданской позицией,

обладающая

социально

ценностными

нравственными

качествами,

с

потребностями

в

здоровом

образе

жизни,

с

развитым

творческим

потенциалом и способностью к саморазвитию.

3



В раздел образования