Автор: Библая Наталья Фёдоровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №67 "Умка"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, Тюменская обл.
Наименование материала: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Тема: Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения -
одна из самых актуальных задач нашего времени. Те изменения, которые
произошли в нашей стране за последние годы, привели к искажениям в
представлении
о
патриотизме,
доброте,
великодушии
у
детей.
Сегодня
материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности
переходного
периода
не
должны
стать
причиной
приостановки
патриотического
воспитания.
Возрождение
духовно-нравственного
воспитания это шаг к возрождению России.
Осознание
актуальности
данной
проблемы
на
современном
этапе,
ведёт к тому, что формирование личности дошкольника невозможно без
воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям.
Цель
патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
состоит в том, чтобы взрастить в детской душе любовь родному дому, к
своей
семье,
к
истории
и
культуре
страны,
к
родному
краю
и
людям,
живущим на нашей прекрасной планете.
Воспитание
патриотизма
у
детей
осуществляется
ежеминутно,
на
занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким
образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского
сада. В.В. Сухомлинский утверждал, что «Детство – каждодневное открытие
мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека
и отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего
человека, величие и, ни с чем несравнимая красота Отечества».
Работу по патриотическому воспитанию следует начинать с изучения
методической
литературы,
которая
сегодня
позволяет
с
разных
сторон
подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы
работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем
ДОУ.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка
инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которое включает
в
себя
решение
задач
не
только
нравственного,
но
и
трудового,
интеллектуального, эстетического и физического воспитания.
Эмоционально
воспринимать
окружающее
детям
помогают
яркое,
живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о
Родине,
о
подвигах,
о
труде,
о
природе
родной
страны,
ребята
могут
радоваться
или
печалится,
ощущать
свою
причастность
к
героическому
прошлому своей страны. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя
непосредственно
наблюдать
в
окружающей
жизни,
а
также
по-новому
представлять то, что хорошо знакомо.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом
воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое
любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку
1
помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование
таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение
к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети
учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая
этого.
Знакомство
дошкольников
с
родным
городом
и
родной
страной
–
процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к
случаю. Положительного результата можно достичь только систематической
работой.
Работа
с
детьми
по
патриотическому
воспитанию
в
процессе
музыкальной деятельности ведётся последовательно, согласно комплексно-
тематическому
планированию
на
учебный
год.
Традиционно
проводятся
такие
тематические
праздники,
как
«Осенняя
Ярмарка»,
«День
Матери»,
«День
Защитника
Отечества!»,
«8
Марта!»,
«День
города»
«Праздник
Дружбы народов», «День Победы!».
Комплексно-тематическое планирование составляется так, чтобы оно
способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы
повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание,
объем познавательного материала и длительность изучения.
Приобщая
детей
к
русской
культуре,
предлагаю
послушать
русские
народные
песни,
знакомлю
детей
с
предметами
народно-прикладного
искусства
-
дымковской
игрушкой,
матрешкой,
хохломскими
изделиями.
Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.
Сила
воздействия
на
ребенка
произведений
народного
творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной
деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо
добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,
но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр
и
т.п.,
активно
включались
в
работу
и
по
подготовке
к
праздникам
и
развлечениям.
Таким
образом,
приобщая
детей
к
музыкальному
наследию
своего
народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от
воспитания чувства национальной гордости.
Отдельным
направлением
нравственно-патриотического
воспитания
подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое
воспитание.
Работу
по
данному
направлению
можно
представить
как
интеграцию различных видов деятельности. Это лекции, экскурсии, изучение
традиций воинской доблести и славы России, исполнение песен на военную
тематику, слушание музыкальных произведений по данному направлению.
Также дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией
гимна.
Кульминацией
являются
праздники,
посвящённые
Дню
воинской
славы. Такие, как «День Защитника Отечества!» и «День Победы!»
2
Воспитывая
ребёнка
на
традициях
исторических
событий
и
достопримечательностях
своего
края,
помогаем
ему
установить
положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими
собой. Такие проекты, как «Музыка родного края», «Где живут звуки?»,
научат чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на
этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает
ребёнка с детства - одна из главных задач. Культура родного края должна
войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Наш город Нижневартовск многонационален (404 национальности), и
все
они
имеют
свой
язык,
обычаи,
фольклор.
В
процессе
музыкальной
деятельности дошкольники в песнях, музыкальных играх и танцах, слушании
музыки знакомятся с культурой разных народов, учатся любить и понимать
её. Привлекая к совместной деятельности родителей воспитанников, создаём
атмосферу дружбы, любви и взаимопонимания. Итогом работы ежегодно во
всех
группах
ДОУ,
начиная
с
4-х
летнего
возраста,
проходят
праздники
Дружбы народов. Дети и взрослые наряжаются в национальные костюмы и
погружаются
в
атмосферу
радости
и
счастья.
В
конце
праздника
все
угощаются кулинарными изысками национальных блюд.
Таким
образом,
формируется
модель
выпускника
ДОУ:
здоровая,
физически развитая личность, с активной жизненной гражданской позицией,
обладающая
социально
ценностными
нравственными
качествами,
с
потребностями
в
здоровом
образе
жизни,
с
развитым
творческим
потенциалом и способностью к саморазвитию.
3