Авторы: Королёва Татьяна Викторовна, Рябова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №18 "Кораблик"
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградской области
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
«Приобщение детей к экологической культуре через опыты и
эксперименты».
Есть такое правило: Встал, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же
приведи в порядок свою планету».
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Еще 20 лет назад об экологическом образовании дошкольников речь даже
не
заводили,
а
в
настоящее
время
оно
является
одним
из
важнейших
направлений.
Экология
наука
о
доме.
Продуманное
системное
знакомство
ребенка с природой позволяет развить у него важнейшие операции мышления:
Анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают
строение живых объектов); сравнение (дети находят сходство и отличие разных
природных
объектов),
умение
устанавливать
взаимосвязи
(способность
приспособления растений и животных к сезонам, к среде обитания); обобщение
(дети
учатся
объединять
растения
и
животных
в
группы
на
основе
существенных признаков).
Почему мы уделяем внимание экологическому образованию? Потому, что
в наше время наблюдается отчуждение ребёнка от природы. Быстро растут
города, и многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют
возможности общения с природными объектами. Дети видят окружающие нас
здания,
асфальт
под
ногами,
дышат
загрязненным
воздухом.
Нельзя
ограничивать места для прогулок с детьми двором, если недалеко от дома есть
сквер, парк или даже лесопарк это великолепное условие для общения ребёнка с
природой, для его познавательного развития.
Дети много времени проводят за компьютерными играми, телевизором. В
этом нет ничего плохого, но этого должно быть в меру. Никакой, даже самый
красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. В лесу, на лугу
ребёнок воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи.
Именно это восприятие наиболее эффективно. При просмотре фильма ребенок
пассивно
смотрит,
а
ему
необходимо
вдохнуть
запах
цветов,
потрогать
листочки, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, ведь природа имеет
не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.
Проведение
опытов,
организация
экспериментирования
–
один
из
эффективных
путей
воспитания
экологической
культуры
дошкольников.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты
помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать
связи между живыми и неживыми объектами в природе. Знания, полученные во
время проведения опытов и знания, полученные в непринуждѐнной игровой
форме, имеют свойство закрепляться в памяти на всю жизнь.
Необходимо чтобы ребёнок проводил собственные опыты. Должен он
делать это сам, а не быть в роли наблюдателя.
Детское
экспериментирование
способствует
формированию
такой
фундаментальной
способности,
как
способность
к
построению
всё
более
сложных
иерархических
структур
собственной
деятельности.
Ведь
перед
проведением опыта ребёнок должен выстроить некую логическую цепочку, с
помощью которой он потом будет действовать.
Основной особенностью экспериментирования является то, что этот вид
деятельности даёт четкие представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой.
В
процессе
эксперимента,
идёт
обогащение
памяти
ребёнка,
активизируется
его
мыслительные
процессы,
так
как
постоянно
возникает
необходимость
совершать
операции:
анализа,
синтеза,
сравнения,
и
др.
Экспериментирование положительно влияет не только на эмоциональную сферу
ребенка, но и на развитие творческих способностей, а также формирование
трудовых навыков.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными
исследовательскими
методами,
с
различными
способами
измерений,
с
правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с
помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и
умений, полученных в специально организованных видах деятельности.
Особое
интеллектуально
активное
эмоциональное
отношение
к
окружающему, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе
эксперимента
своѐ
личное
переживание
и
представление
о
предметах
и
явлениях мира. В процессе экспериментирования у детей формируются не
только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в
коллективе
и
самостоятельно
отстаивать
свою
собственную
точку
зрения,
доказывать еѐ правоту, делать элементарные выводы.
Поэтому,
в
общении
с
ребенком,
необходимо
поддерживать
его
стремление к экспериментированию и создавать условия для исследовательской
деятельности.
Список литературы:
1.«Неизведанное рядом» О.В. Дыбина, Рахманова Н.П., Щетинина В.В
2. «Наш дом-природа» Н.А Рыжова