Напоминание

Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты


Авторы: Королёва Татьяна Викторовна, Рябова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №18 "Кораблик"
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградской области
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Приобщение детей к экологической культуре через опыты и эксперименты
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей.

«Приобщение детей к экологической культуре через опыты и

эксперименты».

Есть такое правило: Встал, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же

приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Еще 20 лет назад об экологическом образовании дошкольников речь даже

не

заводили,

а

в

настоящее

время

оно

является

одним

из

важнейших

направлений.

Экология

наука

о

доме.

Продуманное

системное

знакомство

ребенка с природой позволяет развить у него важнейшие операции мышления:

Анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают

строение живых объектов); сравнение (дети находят сходство и отличие разных

природных

объектов),

умение

устанавливать

взаимосвязи

(способность

приспособления растений и животных к сезонам, к среде обитания); обобщение

(дети

учатся

объединять

растения

и

животных

в

группы

на

основе

существенных признаков).

Почему мы уделяем внимание экологическому образованию? Потому, что

в наше время наблюдается отчуждение ребёнка от природы. Быстро растут

города, и многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют

возможности общения с природными объектами. Дети видят окружающие нас

здания,

асфальт

под

ногами,

дышат

загрязненным

воздухом.

Нельзя

ограничивать места для прогулок с детьми двором, если недалеко от дома есть

сквер, парк или даже лесопарк это великолепное условие для общения ребёнка с

природой, для его познавательного развития.

Дети много времени проводят за компьютерными играми, телевизором. В

этом нет ничего плохого, но этого должно быть в меру. Никакой, даже самый

красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. В лесу, на лугу

ребёнок воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи.

Именно это восприятие наиболее эффективно. При просмотре фильма ребенок

пассивно

смотрит,

а

ему

необходимо

вдохнуть

запах

цветов,

потрогать

листочки, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, ведь природа имеет

не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.

Проведение

опытов,

организация

экспериментирования

один

из

эффективных

путей

воспитания

экологической

культуры

дошкольников.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты

помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать

связи между живыми и неживыми объектами в природе. Знания, полученные во

время проведения опытов и знания, полученные в непринуждѐнной игровой

форме, имеют свойство закрепляться в памяти на всю жизнь.

Необходимо чтобы ребёнок проводил собственные опыты. Должен он

делать это сам, а не быть в роли наблюдателя.

Детское

экспериментирование

способствует

формированию

такой

фундаментальной

способности,

как

способность

к

построению

всё

более

сложных

иерархических

структур

собственной

деятельности.

Ведь

перед

проведением опыта ребёнок должен выстроить некую логическую цепочку, с

помощью которой он потом будет действовать.

Основной особенностью экспериментирования является то, что этот вид

деятельности даёт четкие представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой.

В

процессе

эксперимента,

идёт

обогащение

памяти

ребёнка,

активизируется

его

мыслительные

процессы,

так

как

постоянно

возникает

необходимость

совершать

операции:

анализа,

синтеза,

сравнения,

и

др.

Экспериментирование положительно влияет не только на эмоциональную сферу

ребенка, но и на развитие творческих способностей, а также формирование

трудовых навыков.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными

исследовательскими

методами,

с

различными

способами

измерений,

с

правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с

помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и

умений, полученных в специально организованных видах деятельности.

Особое

интеллектуально

активное

эмоциональное

отношение

к

окружающему, проявляется в стремлении индивидуально выразить в процессе

эксперимента

своѐ

личное

переживание

и

представление

о

предметах

и

явлениях мира. В процессе экспериментирования у детей формируются не

только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в

коллективе

и

самостоятельно

отстаивать

свою

собственную

точку

зрения,

доказывать еѐ правоту, делать элементарные выводы.

Поэтому,

в

общении

с

ребенком,

необходимо

поддерживать

его

стремление к экспериментированию и создавать условия для исследовательской

деятельности.

Список литературы:

1.«Неизведанное рядом» О.В. Дыбина, Рахманова Н.П., Щетинина В.В

2. «Наш дом-природа» Н.А Рыжова



В раздел образования