Напоминание

"ИКТ как ресурс повышения качества образования детей в ДОУ"


Автор: Коваль Наталия Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41 "Белоснежка"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: "ИКТ как ресурс повышения качества образования детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИКТ как ресурс повышения качества образования детей в ДОУ

В соответствии с Концепцией информатизации сферы образования в

Республике Коми на 2014-2020 годы основной целью информатизации сфе-

ры образования является создание условий, необходимых для достижения

заданного уровня качества образования, соответствующего требованиям ин-

формационного общества, инновационного развития экономики и потребно-

стям граждан, на основе использования информационно-коммуникативных

технологий .

Процесс информатизации, несомненно, затронул и дошкольные образовательные

учреждения, так как новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь де-

тей не только школьного, но и дошкольного возраста. Еще в 80-х годах по результатам

исследований НИИ дошкольного воспитания АПН и других исследовательских групп

был сделан вывод, что применение компьютера в дошкольном возрасте необходимо, так

как оно способствует повышению интереса к обучению и эффективно развивает ребён-

ка всесторонне.

Выводы исследований, определившие значение компьютеризации для обогаще-

ния развивающей дидактики детского сада, оказались верны не только в работе с

успешными детьми, но и с отстающими в развитии. В 1989 году Новосёлова С., Петку

Г. и Пашелите И. в своей статье, раскрывающей вопросы возможности использования

компьютера в дошкольном детстве, отметили следующее, что, по мнению Е.И.Машби -

ца, одним из преимуществ компьютера является реализация индивидуального обуче -

ния, что особенно важно для детей с замедленным темпом обучаемости.

В

свою

очередь,

учёные

Ж.

Хебенштайт

и

Алис

Уойт

также

считают,

что

компьютер создан для всех, а раз так, то он сможет стать помощником слабоуспеваю -

щим. Более того, Е.Брек, Д. Нелингтон отмечают, что неуспевающие дети в устном диа -

логе часто боятся неверного ответа. У компьютера такие дети чувствуют себя свободно,

так как никто не делает им замечание за неправильное решение. В этом случае дети

практически не испытывают чувства неловкости и с большей готовностью отвечают на

вопросы педагога.

На современном этапе педагоги-психологи все чаще используют в коррекци-

онно-развивающей работе мультимедийный способ подачи информации (при созданных

технических условиях), который дает возможность оптимизировать педагогический

процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного раз-

вития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности в более ко -

роткие сроки.

Таким образом, актуальность использования мультимедийных средств

в работе педагога-психолога с детьми становится очевидной.

В практике работы педагога-психолога нашего дошкольного учрежде -

ния используются как готовый интерактивный развивающий комплекс с про-

граммным обеспечением, так и мультимедийные игры, созданные самостоя-

тельно с помощью программы – Power Point.

Мультимедийные развивающие задания и игры включаю в часть заня-

тия, проводимые индивидуально или с подгруппой детей. Для этого требует-

ся компьютер, проектор и любая плоскость, на которую проецируется изоб-

ражение (экран, доска, стена).

Итак, рассмотрим универсальность применения в практике педагога-

психолога дошкольного учреждения мультимедийных развивающих игр, раз-

работанных самостоятельно.

В упражнении «Размышляй-ка» (рис.1), направленном на развитие

элементов логического мышления, на экране появляются пять картинок до-

машних животных и одна - дикого животного. Дети называют всех живот-

ных и определяют, какое животное лишнее и почему. После ответов детей

лишнее животное исчезает с экрана, таким образом, под аплодисменты детей

определяется правильность ответов.

Рис. 1.

Упражнение «Размышляй-ка». Авт.

Коваль Н.В.

На развитие зрительной памяти и концентрации внимания детям предлагается

упражнение «Запоминай-ка», представленном на рисунке 2. Дети рассматривают слайд,

на котором расположены семь анимационных картинок. Дается задание запомнить всех

персонажей. Спустя 20 секунд на экране появляется чистый слайд, и озвучивается во-

прос: Кто первый был изображён на картинке? Кто второй и т.д. После высказывания

детей проверяется правильность ответов - на экран выводятся все картинки по порядку.

Рис. 2. Упражнение «Запоминай-ка». Авт. Коваль Н.В.

Упражнение «Сосчитай-ка» направлено на развитие устойчивости внимания,

расширения навыков математического счёта (рис.3).

Дети на экране рассматривают картинку с большим деревом, по стволу которого

заползают гусеницы. Они должны внимательно по порядку сосчитать гусениц, ползу-

щих друг за другом, а затем после вопроса – сколько гусениц оказалось на дереве? Дать

ответ. После небольшой дискуссии детей на экране появляется цифра правильного отве-

та, что вызывает огромный восторг у дошколят.

Рис. 3. Упражнение «Сосчитай-ка». Авт. Коваль Н.В.

Благодаря красочной анимации, динамичности сюжета, интересным

заданиям игра позволяет включить в мыслительную деятельность всю под-

группу детей, активизировать познавательную деятельность и поддерживать

интерес в течение всего занятия.

В практике работы по коррекции познавательных процессов у детей

дошкольного возраста совместно с мультимедийными презентациями эффек-

тивно используется интерактивная обучающая система «Играй и развивай-

ся», разработанная компанией ООО «СтендАп Инновации», с применением

бесконтактного сенсорного игрового контроллера Kinect, что в результате

дает положительную динамику развития воспитанников.

Инновационная обучающая система открывает новые возможности

для организации совместной деятельности детей и педагога. Она представ-

ляет собой готовый комплекс игр, разработанных практикующими детскими

психологами и профессиональными педагогами. Всеми процессами ребенок

управляет сам с помощью движений рук, тела, находясь на расстоянии около

двух метров от изображения.

Преимуществом такой системы работы с детьми является не только

интерактивность и красочность игрового материала, но и то, что ребёнок мо-

жет развиваться не только умственно, но и физически.

При работе с использованием интерактивного комплекса рассматри-

вается возможность максимального использования ресурсов интерактивной

системы в области дидактики.

Огромный интерес у детей вызывают активные игры, например, «Ло-

вилки». В ходе проведения игры на экране появляются разных размеров

снежки. Каждому ребёнку даётся задание набрать в интерактивную корзинку

снежки нужного размера, не перепутав, исходя из инструкции. Суть игры за-

ключается в использовании двигательной активности, необходимой как воз-

дух для детей дошкольного возраста, направленной на развитие внимания,

логики мышления, памяти, и позитива от полученного результата. Данная

игра позволяет также закрепить знания о размерах и форме.

При проведении игр познавательного характера с помощью иннова-

ционной обучающей системы дети учатся самостоятельно составлять из кар-

тинок описательный рассказ, предварительно расставив картинки в правиль-

ном порядке. При участии в игре «Мир профессий» дети имеют возмож-

ность не только видеть себя на экране интерактивной доски, но и примерять

на себя одежду футболиста, полицейского, врача и т.д., что помогает им изу -

чить разнообразный мир профессий и повысить уровень самооценки.

Игры с коллективным участием способствуют развитию коммуника-

тивных и социальных навыков, помогают детям преодолеть свой эгоцен-

тризм, учат действовать по правилам, принимать точку зрения других, при-

нимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор.

Интерактивный развивающий комплекс предоставляет возможность

оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, индивидуализировать

обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно

повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Практика показала, что при условии систематического использования

педагогом-психологом мультимедийного способа подачи информации в соче-

тании с традиционными методами обучения значительно повышается моти -

вация к познавательным процессам, концентрация внимания, развивается ло-

гика мышления, зрительная память. Игры комплекса способствуют успеш-

ной коррекции нежелательных отклонений в развитии ребенка и развитию

положительных эмоциональных реакций.

Следует заметить, что с помощью мультимедийного способа подачи информа-

ции у детей можно корректировать весь спектр познавательных процессов. Но есть

одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать

ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понимать, что компьютер - это не вол-

шебная палочка, которая за один час игры сделает детей сразу умными и развитыми.

Как и любые занятия, мультимедийные игры требуют времени, правильного примене-

ния, терпения и заботы со стороны взрослых.

Тематика мультимедийного способа подачи информации для коррек-

ции познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста мо-

жет быть разнообразна, поэтому в детском саду его могут использовать и

психологи, и воспитатели, и учитель-дефектолог.

Литература

1.

Распоряжение Правительства РК от 30.12.2014 N 460-р. «Об утверждении Кон-

цепции информатизации сферы образования в Республике Коми на 2014 — 2020

годы».

2.

Новосёлова С., Петку Г., Пашелите И. Новая информационная культура в работе

с дошкольниками. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. –

С. 73-76.

3.

Новосёлова С.Л. Компьютерно-игровой комплекс: новое содержание детской де-

ятельности. Метод. Система условий. // Тезисы докладов и совещания «Компью-

терно-игровой комплекс в народном образовании» (Материалы II Всесоюзного

итогового семинара). – М.- Сочи, 1990. – С. 4-8.

4.

Новосёлова С.Л., Парамонова Л.А. Информатизация дошкольного уровня об-

разования в России: начало положено в Москве. // Дошкольное воспитание,

1998, № 9. – С. 65-71. Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир до-

школьника. — М.: Новая школа, 1997. - 128 с.

5.

Петку Г.П. Компьютерные игры – особенности их использования в дошкольном

возрасте. // Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психо -

лого-педагогическом аспекте. Сб. научн, тр. - М.: Изд. АПН, 1990. – С. 113-119.



В раздел образования