Автор: Коваль Наталия Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41 "Белоснежка"
Населённый пункт: Республика Коми, г. Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: "ИКТ как ресурс повышения качества образования детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
ИКТ как ресурс повышения качества образования детей в ДОУ
В соответствии с Концепцией информатизации сферы образования в
Республике Коми на 2014-2020 годы основной целью информатизации сфе-
ры образования является создание условий, необходимых для достижения
заданного уровня качества образования, соответствующего требованиям ин-
формационного общества, инновационного развития экономики и потребно-
стям граждан, на основе использования информационно-коммуникативных
технологий .
Процесс информатизации, несомненно, затронул и дошкольные образовательные
учреждения, так как новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь де-
тей не только школьного, но и дошкольного возраста. Еще в 80-х годах по результатам
исследований НИИ дошкольного воспитания АПН и других исследовательских групп
был сделан вывод, что применение компьютера в дошкольном возрасте необходимо, так
как оно способствует повышению интереса к обучению и эффективно развивает ребён-
ка всесторонне.
Выводы исследований, определившие значение компьютеризации для обогаще-
ния развивающей дидактики детского сада, оказались верны не только в работе с
успешными детьми, но и с отстающими в развитии. В 1989 году Новосёлова С., Петку
Г. и Пашелите И. в своей статье, раскрывающей вопросы возможности использования
компьютера в дошкольном детстве, отметили следующее, что, по мнению Е.И.Машби -
ца, одним из преимуществ компьютера является реализация индивидуального обуче -
ния, что особенно важно для детей с замедленным темпом обучаемости.
В
свою
очередь,
учёные
Ж.
Хебенштайт
и
Алис
Уойт
также
считают,
что
компьютер создан для всех, а раз так, то он сможет стать помощником слабоуспеваю -
щим. Более того, Е.Брек, Д. Нелингтон отмечают, что неуспевающие дети в устном диа -
логе часто боятся неверного ответа. У компьютера такие дети чувствуют себя свободно,
так как никто не делает им замечание за неправильное решение. В этом случае дети
практически не испытывают чувства неловкости и с большей готовностью отвечают на
вопросы педагога.
На современном этапе педагоги-психологи все чаще используют в коррекци-
онно-развивающей работе мультимедийный способ подачи информации (при созданных
технических условиях), который дает возможность оптимизировать педагогический
процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного раз-
вития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности в более ко -
роткие сроки.
Таким образом, актуальность использования мультимедийных средств
в работе педагога-психолога с детьми становится очевидной.
В практике работы педагога-психолога нашего дошкольного учрежде -
ния используются как готовый интерактивный развивающий комплекс с про-
граммным обеспечением, так и мультимедийные игры, созданные самостоя-
тельно с помощью программы – Power Point.
Мультимедийные развивающие задания и игры включаю в часть заня-
тия, проводимые индивидуально или с подгруппой детей. Для этого требует-
ся компьютер, проектор и любая плоскость, на которую проецируется изоб-
ражение (экран, доска, стена).
Итак, рассмотрим универсальность применения в практике педагога-
психолога дошкольного учреждения мультимедийных развивающих игр, раз-
работанных самостоятельно.
В упражнении «Размышляй-ка» (рис.1), направленном на развитие
элементов логического мышления, на экране появляются пять картинок до-
машних животных и одна - дикого животного. Дети называют всех живот-
ных и определяют, какое животное лишнее и почему. После ответов детей
лишнее животное исчезает с экрана, таким образом, под аплодисменты детей
определяется правильность ответов.
Рис. 1.
Упражнение «Размышляй-ка». Авт.
Коваль Н.В.
На развитие зрительной памяти и концентрации внимания детям предлагается
упражнение «Запоминай-ка», представленном на рисунке 2. Дети рассматривают слайд,
на котором расположены семь анимационных картинок. Дается задание запомнить всех
персонажей. Спустя 20 секунд на экране появляется чистый слайд, и озвучивается во-
прос: Кто первый был изображён на картинке? Кто второй и т.д. После высказывания
детей проверяется правильность ответов - на экран выводятся все картинки по порядку.
Рис. 2. Упражнение «Запоминай-ка». Авт. Коваль Н.В.
Упражнение «Сосчитай-ка» направлено на развитие устойчивости внимания,
расширения навыков математического счёта (рис.3).
Дети на экране рассматривают картинку с большим деревом, по стволу которого
заползают гусеницы. Они должны внимательно по порядку сосчитать гусениц, ползу-
щих друг за другом, а затем после вопроса – сколько гусениц оказалось на дереве? Дать
ответ. После небольшой дискуссии детей на экране появляется цифра правильного отве-
та, что вызывает огромный восторг у дошколят.
Рис. 3. Упражнение «Сосчитай-ка». Авт. Коваль Н.В.
Благодаря красочной анимации, динамичности сюжета, интересным
заданиям игра позволяет включить в мыслительную деятельность всю под-
группу детей, активизировать познавательную деятельность и поддерживать
интерес в течение всего занятия.
В практике работы по коррекции познавательных процессов у детей
дошкольного возраста совместно с мультимедийными презентациями эффек-
тивно используется интерактивная обучающая система «Играй и развивай-
ся», разработанная компанией ООО «СтендАп Инновации», с применением
бесконтактного сенсорного игрового контроллера Kinect, что в результате
дает положительную динамику развития воспитанников.
Инновационная обучающая система открывает новые возможности
для организации совместной деятельности детей и педагога. Она представ-
ляет собой готовый комплекс игр, разработанных практикующими детскими
психологами и профессиональными педагогами. Всеми процессами ребенок
управляет сам с помощью движений рук, тела, находясь на расстоянии около
двух метров от изображения.
Преимуществом такой системы работы с детьми является не только
интерактивность и красочность игрового материала, но и то, что ребёнок мо-
жет развиваться не только умственно, но и физически.
При работе с использованием интерактивного комплекса рассматри-
вается возможность максимального использования ресурсов интерактивной
системы в области дидактики.
Огромный интерес у детей вызывают активные игры, например, «Ло-
вилки». В ходе проведения игры на экране появляются разных размеров
снежки. Каждому ребёнку даётся задание набрать в интерактивную корзинку
снежки нужного размера, не перепутав, исходя из инструкции. Суть игры за-
ключается в использовании двигательной активности, необходимой как воз-
дух для детей дошкольного возраста, направленной на развитие внимания,
логики мышления, памяти, и позитива от полученного результата. Данная
игра позволяет также закрепить знания о размерах и форме.
При проведении игр познавательного характера с помощью иннова-
ционной обучающей системы дети учатся самостоятельно составлять из кар-
тинок описательный рассказ, предварительно расставив картинки в правиль-
ном порядке. При участии в игре «Мир профессий» дети имеют возмож-
ность не только видеть себя на экране интерактивной доски, но и примерять
на себя одежду футболиста, полицейского, врача и т.д., что помогает им изу -
чить разнообразный мир профессий и повысить уровень самооценки.
Игры с коллективным участием способствуют развитию коммуника-
тивных и социальных навыков, помогают детям преодолеть свой эгоцен-
тризм, учат действовать по правилам, принимать точку зрения других, при-
нимать собственные самостоятельные решения, делать осознанный выбор.
Интерактивный развивающий комплекс предоставляет возможность
оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, индивидуализировать
обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно
повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Практика показала, что при условии систематического использования
педагогом-психологом мультимедийного способа подачи информации в соче-
тании с традиционными методами обучения значительно повышается моти -
вация к познавательным процессам, концентрация внимания, развивается ло-
гика мышления, зрительная память. Игры комплекса способствуют успеш-
ной коррекции нежелательных отклонений в развитии ребенка и развитию
положительных эмоциональных реакций.
Следует заметить, что с помощью мультимедийного способа подачи информа-
ции у детей можно корректировать весь спектр познавательных процессов. Но есть
одно "но". Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать
ядом, если принято в не разумных дозах. Нужно понимать, что компьютер - это не вол-
шебная палочка, которая за один час игры сделает детей сразу умными и развитыми.
Как и любые занятия, мультимедийные игры требуют времени, правильного примене-
ния, терпения и заботы со стороны взрослых.
Тематика мультимедийного способа подачи информации для коррек-
ции познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста мо-
жет быть разнообразна, поэтому в детском саду его могут использовать и
психологи, и воспитатели, и учитель-дефектолог.
Литература
1.
Распоряжение Правительства РК от 30.12.2014 N 460-р. «Об утверждении Кон-
цепции информатизации сферы образования в Республике Коми на 2014 — 2020
годы».
2.
Новосёлова С., Петку Г., Пашелите И. Новая информационная культура в работе
с дошкольниками. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. 1989. № 9. –
С. 73-76.
3.
Новосёлова С.Л. Компьютерно-игровой комплекс: новое содержание детской де-
ятельности. Метод. Система условий. // Тезисы докладов и совещания «Компью-
терно-игровой комплекс в народном образовании» (Материалы II Всесоюзного
итогового семинара). – М.- Сочи, 1990. – С. 4-8.
4.
Новосёлова С.Л., Парамонова Л.А. Информатизация дошкольного уровня об-
разования в России: начало положено в Москве. // Дошкольное воспитание,
1998, № 9. – С. 65-71. Новосёлова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир до-
школьника. — М.: Новая школа, 1997. - 128 с.
5.
Петку Г.П. Компьютерные игры – особенности их использования в дошкольном
возрасте. // Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психо -
лого-педагогическом аспекте. Сб. научн, тр. - М.: Изд. АПН, 1990. – С. 113-119.