Напоминание

"Взаимоотношения преподавателя и обучаемого"


Автор: Пахомова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель музыки
Учебное заведение: МБУДОД ДШИ "Камертон"
Населённый пункт: г-о Тольятти, Самарская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимоотношения преподавателя и обучаемого"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья «Взаимоотношения преподавателя и обучаемого»

Почему я выбрала профессию преподаватель музыки?

Принято считать, что человек сам выбирает себе профессию. Так то

оно так!...но у меня есть сомнения. Еще в детстве нас спрашивали,

кем мы хотим быть, кем работать, какую профессию выбрали бы. Я,

например, вспоминала людей, с кем мне пришлось встретиться или

что то, оказавшее на меня сильное впечатление. Если мне нравилась

учительница

по

русскому

языку

то

я

видела

себя

педагогом,

проверяющим

тетрадки.

Любила

конфеты

и….очень

хотела

быть

продавцом в кондитерском отделе… Сидя у стоматолога, увидела, как

она

растирает

беленький

порошок

на

стеклышке

стеклянной

палочкой…и очень захотела стать стоматологом. Мечтала работать в

детском садике – петь песенки и танцевать с маленькими детишками.

Научилась

шить

и

захотелось

работать

в

магазине

«Ткани»,

вдохновляться идеями перебирая пальцами прохладный шелк или

теплую

фланель

или

нежнейший

бархат…Любила

рассматривать

ювелирные

изделия

как

красивейшие

произведения

искусства

и

захотелось придумывать новые оригинальные изящные эскизы для

изделий из камней и золота.

Возможно, есть цельные натуры, которые выбирают себе цель и

идут к ней долго, всю жизнь. Никогда не разочаровываются, борются с

трудностями и пожинают лавры успеха за многолетние труды. Мой

выбор направлял случай. Возникали ситуации, в которых я должна

была

делать

выбор.

Каждый

шаг,

часть

пути

вели

меня

к

моей

профессии.

Мне было 9 лет когда в нашу школу пришли преподаватели из

музыкальной

школы.

Они

не

играли

нам

на

инструментах

и

не

рассказывали о них. Просто предложили нам пройти прослушивание в

музыкальной школе.

- кто хочет учиться играть на скрипке подходите за бланками к

Ирине Николаевне, а те, кто на домре – к Галине Петровне.

Галина Петровна мне понравилась больше..

А что такое домра и что означает - учиться в музыкальной школе я не

осознавала. Мне хотелось, чтобы именно эта симпатичная

учительница учила меня чему-нибудь.

Свершилось! Ученик пришел к Учителю.

Учитель занимает промежуточное место между учеником и

изучаемым предметом. Для своего ученика учитель может стать либо

магическим кристаллом, глядя через который можно увидеть

волшебный, необыкновенно красивый мир, либо увеличительным

стеклом, при помощи которого можно разглядеть предметы,

невидимые невооруженным глазом, либо мутным оконным стеклом,

глядя через которое мир может показаться таким, что ради него не

стоит покидать своего жилища. ( Петрушин С.В.)

Дорогой Учитель! Для начала подготовимся к уроку теоретически.

Процесс общения с учеником может быть трех видов.

Авторитарный – беспрекословное подчинение.

Диалогический основан на равноправии

Конформный (сообразующий свое поведение с мнением окружающих)

– кофе выпить, поболтать, не спорить.

Как вы думаете, какой процесс общения больше понравится ученику?

А какой процесс удобен учителю?

Дети разные.

Одни приходят пообщаться, рассказать о своих интересах. В учителе

они ищут заинтересованного слушателя. Форма конформная.

Другие хотят узнать новую информации, ими движет

любознательность, любопытство. Для них подходит общение в форме

диалога.

Третьи хотят научиться чему-то новому. Они согласны выполнять

задания, не рассуждая.

Выбираем вид общения, например, авторитарный. Приказ –

исполнение приказа. - Играй гамму квартолями.

Ученик пробует, не получается.

- считай, раз, два, три четыре…вот тебе метроном.

Не получается. Учитель повторяет свои требования, ученик

старается….на двадцатой минуте урока что происходит с учеником?

На помощь могут прийти исследования Эрика Берна. Он разработал

концепцию по которой в каждом человеке присутствуют

три состояния его Я – родитель, взрослый, ребенок.

Состояния родителя аналогичны тем, которые каждый ребенок в

детстве наблюдает у своих родителей. Это требования соблюдения

социальных норм и правил, принятых в данной общественной среде.

Состояние взрослого включают в себя процессы объективной

переработки информации исходя из внутренних потребностей и

необходимости требования внешнего социального окружения.

Состояния Ребенка несут в себе воспоминания и образы

действия, которые были характерны для данного человека, когда он

был маленьким ребенком.

В ситуации с квартолями, попробуем обратиться к ученику не с

позиции взрослого, а с позиции ребенка. Давай поиграем!

- как зовут твою тетю, дядю? Тетя Маша, дядя Витя. Хлопаем, стучим,

играем, вспоминаем всех родственников. Весело.

Некоторые учителя интуитивно выбирают правильные методы

воздействия. Некоторые грешат авторитарностью или излишней

демократичностью в отношениях. Поэтому очень важно иногда

перечитывать теорию. В работе возникают стандартные ситуации,

например:

1.

Ученик опаздывает.

Последний урок, время 18 часов, ученик опаздывает уже на 20

минут. Наверное не придет, думаете вы и начинаете собираться

домой.. ,и вдруг, открывается дверь в классе и на пороге

….ученик…

Ваша реакция - ..негативная…фразы типа….. «опаздывать нехорошо»

Мы ругаем вслух, а любим молча. МЫ блещем красноречием, когда

ругаем, отчитываем, возмущаемся… И как мы кратки и

немногословны, когда надо похвалить.

А теперь представьте…

Вечер. Уже не осень и еще не зима…за окнами темнеет, погода такая,

что хороший хозяин собаку на улицу не выгонит. Девочка лет 11

быстро выключает компьютер и бежит в прихожую, одевается,

«кидает» маме короткое «пока» и убегает. Она торопится, ветер

жесткий, холодный, руки замерзли, потому что забыла варежки.

Прохожие спешат в теплые дома после работы… Она заходит в

класс…..

Теперь скажите, какая будет ваша реакция?

Моя реакция в таких ситуациях всегда – это улыбка и приветствие и

радость при виде ученика.

Какой метод мы будем использовать? Родитель и ребенок.

Как мы встречаем и радуемся своим родителям после долгой разлуки

так и они счастливы видеть нас.

2. Ученик не занимался дома

Ваши фразы - ты опять не занимался, ты получишь двойку, надо

каждый день работать, сколько тебе можно говорить… и т.д. Вы

действуете как взрослый и ребенок. Отчитываете.

А я в этом случае говорю « ты наказан». Первая реакция – испуг,

вторая любопытство (каким образом будет выглядеть наказание). Я

использую метод веселый родитель. Обычно дети играют упражнения

(короткие) 50 раз. Если бы они просто считали, то после пятого раза

заскучали бы. На помощь приходят такие вещи, как счеты с

разноцветными косточками или песочные часы. Наказание

превращается в спорт на результат.

3.У ученика плохое настроение. Работоспособность на нуле.

Что вы будете делать? Можно и конфету. Но заниматься все равно не

будет.

Предлагаю поменяться ролями. Я ученик, он учитель. В процессе

занятия я как прошу показать то или иное упражнение или пьесу. Вот

уже ученик играет, выполняет задачи динамического характера,

технического. Главное, что он сейчас не ученик с плохом настроением

(возможно с тройкой в дневнике по математике и вечером его ждет

взбучка от родителей), а радостный, энергичный учитель.

Используем метод Взрослый (ученик) – ребенок (учитель).

4. Вот такой сложный случай.

7 лет, очень способный, ответственный. Если не получается, то злится

на себя.

- не получается, не буду!

«Закрывается в себе» и сидит молча.

- иди домой, в другой раз получится.

- не пойду! – и злится и почти что плачет, ложится на два стула.

- ну ничего полежи, а я тебе поиграю.

Я рассказываю, что буду играть и играю на фортепиано, на домре.

Лечу гармонией как в эпоху античности воздействовали на человека

при помощи различных ладов.

Успокаивается и садится заниматься.

Какой метод я использую?

5. Никогда дома не занимался и не будет.

Великолепная музыкальная память, чувство ритма, нюансов, оттенков.

Но при этом очень плохая память на стихи, цифры, ноты. Работаем на

уроке как друзья, Процесс общения диалогический, метод взрослый-

взрослый.

Запоминает на слух, играет «с рук». Постепенно выучивает ноты в

процессе. Я знаю несколько отличных музыкантов, композиторов.

Когда у них возникла необходимость выучить нотную грамоту для

поступления в музыкальное училище, они с легкостью с этим

справились.

6. Если надо сильно нагрузить ребенка, активно поработать на уроке.

Процесс общения авторитарный, метод Взрослый – ребенок.

Обязательно необходима награда. Я делаю перерыв на 3 минуты. Это

может быть и перерыв на конфету и разговоры ни о чем и просто

посмотреть в окно и понаблюдать. И познавательные игры – « в

картишки» - ноты на карточках. Мячик – левой рукой. Дорожка – тон-

полутон. Постучим – по «Бераку» и пр.

Конечно, когда возникают сложные ситуации, я не анализирую их и не

решаю

каким

методом

воздействия

мне

лучше

пользоваться.

Принимаю

решение

интуитивно,

но

оно

основано

на

знаниях

полученных

от

прочтения

книг

и

статей,

бесед

с

заслуженными

педагогами, мастер классов. Мне очень важно быть профессионалом в

том деле, которым я занимаюсь.

Мне нравится работать с детьми. Нести им добро, каждый урок

наполнять любовью и радостью. Пусть некоторые из них не станут

великими музыкантами, но они будут помнить «тот островок счастья и

музыки» и их жизнь засверкает новыми гранями.

Пахомова Т.Н.



В раздел образования