Напоминание

"Волшебница - вода"


Автор: Кеменова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №17 " Машенька"
Населённый пункт: г. Ступино, Московской области
Наименование материала: проект по экологии
Тема: "Волшебница - вода"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по экологии во второй младшей группе

«Волшебница - вода»

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей

становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них

много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и

красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья

– это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое

вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это

вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает

различные рецепторы и предоставляет практически

неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с

водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок

получает от них массу полезных впечатлений. Вода для детей –

это полезное лекарство.

Тип проекта: педагогический

Вид проекта: Познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети 2 младшей группы

Воспитатель младшей группы: Кеменова Т.А.

Срок реализации проекта : долгосрочный ( с сентября

2016г – по май 2017года)

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое, художественно-

эстетическое, физическое развитие, социально-

коммуникативное развитие

Цели проекта:

1.Развивать у детей представление о природном объекте-

воде, формировать наблюдательность через игры с водой.

2.Закладывать основы экологической культуры личности,

воспитывать бережное отношение к воде.

3.Поощрять проявление инициативы и

любознательности с целью получения новых знаний.

Задачи проекта:

1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с

водой, ее значением и свойствами.

2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.

3) Научить детей выполнять простейшие опыты,

последовательно выполняя указания воспитателя

Ожидаемые результаты:

1.Формирование представлений о природном объекте

воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде,

агрегатных состояниях.

2. Формирование познавательного интереса, обогащение

словарного запаса .

3. Воспитание бережного , осознано правильного

отношения к воде, как источнику жизни на земле.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

Формирование проблемы

Обсуждение цели , задачи проекта с детьми и

родителями.

Подобрать методическую, познавательную и

художественную литературу по теме проекта.

Обогатить эколого- развивающую среду в группе ,

центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для

проведения игр с водой.

Составить

картотеку

игр

-

экспериментов

по

ознакомлению со свойствами воды.

Подобрать дидактический материал , наглядные

пособия ( альбомы для рассматривания , картины ,

иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе

есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на

болоте) , оформить альбом «Стихи и потешки о воде».

Составить примерный годовой план наблюдений,

игровых заданий, экспериментов и итоговых занятий, связанных

с темой проекта.

Осуществить психолого-педагогическую диагностику

по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.

2 этап – основной ( практический )

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс

эффективных методов и форм по формированию

представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах

существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.

Содержание работы в процессе реализации проекта

Познавательно – речевое развитие:

Беседы : «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;

«Круговорот воды в природе»;

«Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;

«Что мы знаем о воде»;

«В гостях у капельки».

Поисковая деятельность:

«У воды нет запаха и вкуса», «Вода умеет впитываться»,

«Вода бывает холодная, теплая, горячая», «Что растворяется в

воде?», «Лёд – это вода», «Снег – это вода», «Иней – это вода»

Эксперименты и опыты:

«Превращение снега в воду», «Цветные льдинки», «Тонет

– не тонет», «Как растения пьют воду», «Воду можно

окрасить в другой цвет или сделать грязной»

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Наблюдения на прогулке за облаками, осенним небом,

дождем, первым снегом, льдом, инеем, снегопадом.

Работа в уголке природы: полив комнатных растений,

помощь воспитателю ( мытье поддонов для цветов, мытье

игрушек)

Социально –коммуникативное развитие:

Дид.игры : «Купание куклы», «Стирка кукольного белья»,

«Снежинка в гостях у ребят», «Где спряталась рыбка?»

Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы

капитаны», «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!»

Игры в центре песка и воды: «Пирожки для куклы Кати»,

«Строим башню»

Заучивание потешки «Водичка, водичка…» , чтение сказки

«Заюшкина избушка», А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский

«Мойдодыр», «Федорино горе», чтение стихов о воде.

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование водой ( водные раскраски);

Рисование «На полянку , на лужок тихо падает снежок»;

Лепка «Мы скатали снежный ком»;

Аппликация «Снеговик».

Физическое развитие:

Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля

и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка,

тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые

игры - упражнения с водой.

Работа с родителями:

Рекомендации по наблюдению за водой в природе.

Показать детям в домашних условиях, где можно

использовать воду. Что растворяется в воде?

Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в

природе ( лед, снег, иней)

Уход за комнатными растениями и животными дома.

Изготовить дневники наблюдений за водой.

Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»

Заучивание стихотворений и потешек о воде.

Чтение художественной литературы: «Заюшкина

избушка»,стихи А.Барто «Кораблик». «Девочка

чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».

Участие в подготовке к новогоднему празднику

(изготовление снежинок)

Консультации для родителей: «Осторожно, гололед!»

3 этап – заключительный

Подведение итогов.

Анализ и обобщение результатов , полученных в процессе

работы над проектом. Диагностика.

4 этап - презентационный

Оформление стенгазеты по итогам проекта : «Теперь мы

знаем, что такое вода!»

Досуг «Праздник мыльных пузырей»

План работы по реализации проекта

Ожидаемые результаты : От своего проекта я ожидаю того,

что дети больше узнают о воде, её свойствах, значении и

назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что всё

происходит во время игры с водой. Ребёнок будет воспринимать

информацию с удовольствием.

п/п

Планирование

работы

Содержание

Сентябрь

1

Прогулка целевая по

территории детского сада.

- Знакомство с водой.

- Заучивание потешки «Водичка… »

Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в

огороде овощи; познакомить детей со свойствами

воды.

2

«Купание куклы Кати»

- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство

впитываться.

- Наблюдение за дождем, лужами.

- Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»

- Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)

С помощью занятия дать представление о том, что

необходимо купаться, умываться, и для этого

необходима вода.

Октябрь

3

Беседы о том, что вода

необходима для животных,

птиц, рыб, растений и людей,

без нее нельзя выжить.

- Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода

впитывается в грунт. Дома как пьют домашние

животные.

Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и

все живое на земле пьет воду.

Ноябрь

4

Эксперимент (вода – лед – вода)

- Беседы

- Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Дать представление о том, что вода может быть не

только жидкой, но и твердой. И что под воздействием

тепла, вода превращается из твердого состояния в

жидкое, и наоборот.

Декабрь

5

Наблюдение за испарением

воды

- Эксперимент «В воде не тонет»

- Игра «Пускаем кораблики»

Познакомить детей со свойством воды – испарение. А

так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.

Январь

6

Эксперимент превращения

снега в воду

- Беседы «что пьют животные и птицы зимой»

Продолжать развивать знания детей о свойствах воды

и об окружающем их мире.

Февраль

7

Наблюдение за рябью на воде

- Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за

комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко

выгляни в окошечко»

- Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на

улице.

Познакомить детей с явлением «рябь», что она

возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить

знания детей о том, для чего необходима вода. А так

же о том, что вода имеет свойство впитываться.

Март

8

Беседы об обитателях воды, о

том, что человек под водой

- Эксперимент «Воздух под водой»

Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать

дышать не может.

за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает

воздух (эксперимент с трубочками)

Апрель

9

Эксперимент «Окрашивание

воды»

- Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее

назначении и значении в жизни всего живого

Май

1

0

Занятие «Экологическая сказка

«Про маленькую капельку»

Познакомить еще с таким свойством воды как

способность окрашиваться. Закрепить и обобщить

знания детей о воде.

Список литературы:

1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском

саду и дома».

2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому

воспитанию детей».

3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».

4.

В.

Сотникова.

Самые

маленькие

в

детском

саду

(Из

опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС.

2005.- 136с.

5.

В.

Сотникова.

Занятия

с

малышами

в

детском

саду

(Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА-

ПРЕСС, 2002.-216 с.

6. О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском

саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с

детьми 2-7 лет. 2009г.

7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010

год.

8. Материалы , собранные родителями (стихи, сказки,

потешки о воде)



В раздел образования