Автор: Кеменова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №17 " Машенька"
Населённый пункт: г. Ступино, Московской области
Наименование материала: проект по экологии
Тема: "Волшебница - вода"
Раздел: дошкольное образование
Проект по экологии во второй младшей группе
«Волшебница - вода»
Актуальность проекта: Сегодня все больше людей
становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них
много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и
красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья
– это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое
вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это
вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает
различные рецепторы и предоставляет практически
неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с
водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок
получает от них массу полезных впечатлений. Вода для детей –
это полезное лекарство.
Тип проекта: педагогический
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети 2 младшей группы
Воспитатель младшей группы: Кеменова Т.А.
Срок реализации проекта : долгосрочный ( с сентября
2016г – по май 2017года)
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, речевое, художественно-
эстетическое, физическое развитие, социально-
коммуникативное развитие
Цели проекта:
1.Развивать у детей представление о природном объекте-
воде, формировать наблюдательность через игры с водой.
2.Закладывать основы экологической культуры личности,
воспитывать бережное отношение к воде.
3.Поощрять проявление инициативы и
любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с
водой, ее значением и свойствами.
2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
3) Научить детей выполнять простейшие опыты,
последовательно выполняя указания воспитателя
Ожидаемые результаты:
1.Формирование представлений о природном объекте
воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде,
агрегатных состояниях.
2. Формирование познавательного интереса, обогащение
словарного запаса .
3. Воспитание бережного , осознано правильного
отношения к воде, как источнику жизни на земле.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Формирование проблемы
Обсуждение цели , задачи проекта с детьми и
родителями.
Подобрать методическую, познавательную и
художественную литературу по теме проекта.
Обогатить эколого- развивающую среду в группе ,
центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для
проведения игр с водой.
Составить
картотеку
игр
-
экспериментов
по
ознакомлению со свойствами воды.
Подобрать дидактический материал , наглядные
пособия ( альбомы для рассматривания , картины ,
иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе
есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на
болоте) , оформить альбом «Стихи и потешки о воде».
Составить примерный годовой план наблюдений,
игровых заданий, экспериментов и итоговых занятий, связанных
с темой проекта.
Осуществить психолого-педагогическую диагностику
по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.
2 этап – основной ( практический )
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс
эффективных методов и форм по формированию
представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах
существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
Содержание работы в процессе реализации проекта
Познавательно – речевое развитие:
Беседы : «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;
«Круговорот воды в природе»;
«Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;
«Что мы знаем о воде»;
«В гостях у капельки».
Поисковая деятельность:
«У воды нет запаха и вкуса», «Вода умеет впитываться»,
«Вода бывает холодная, теплая, горячая», «Что растворяется в
воде?», «Лёд – это вода», «Снег – это вода», «Иней – это вода»
Эксперименты и опыты:
«Превращение снега в воду», «Цветные льдинки», «Тонет
– не тонет», «Как растения пьют воду», «Воду можно
окрасить в другой цвет или сделать грязной»
Практическая деятельность и трудовые поручения:
Наблюдения на прогулке за облаками, осенним небом,
дождем, первым снегом, льдом, инеем, снегопадом.
Работа в уголке природы: полив комнатных растений,
помощь воспитателю ( мытье поддонов для цветов, мытье
игрушек)
Социально –коммуникативное развитие:
Дид.игры : «Купание куклы», «Стирка кукольного белья»,
«Снежинка в гостях у ребят», «Где спряталась рыбка?»
Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы
капитаны», «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!»
Игры в центре песка и воды: «Пирожки для куклы Кати»,
«Строим башню»
Заучивание потешки «Водичка, водичка…» , чтение сказки
«Заюшкина избушка», А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский
«Мойдодыр», «Федорино горе», чтение стихов о воде.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование водой ( водные раскраски);
Рисование «На полянку , на лужок тихо падает снежок»;
Лепка «Мы скатали снежный ком»;
Аппликация «Снеговик».
Физическое развитие:
Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля
и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка,
тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые
игры - упражнения с водой.
Работа с родителями:
Рекомендации по наблюдению за водой в природе.
Показать детям в домашних условиях, где можно
использовать воду. Что растворяется в воде?
Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в
природе ( лед, снег, иней)
Уход за комнатными растениями и животными дома.
Изготовить дневники наблюдений за водой.
Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»
Заучивание стихотворений и потешек о воде.
Чтение художественной литературы: «Заюшкина
избушка»,стихи А.Барто «Кораблик». «Девочка
чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».
Участие в подготовке к новогоднему празднику
(изготовление снежинок)
Консультации для родителей: «Осторожно, гололед!»
3 этап – заключительный
Подведение итогов.
Анализ и обобщение результатов , полученных в процессе
работы над проектом. Диагностика.
4 этап - презентационный
Оформление стенгазеты по итогам проекта : «Теперь мы
знаем, что такое вода!»
Досуг «Праздник мыльных пузырей»
План работы по реализации проекта
Ожидаемые результаты : От своего проекта я ожидаю того,
что дети больше узнают о воде, её свойствах, значении и
назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что всё
происходит во время игры с водой. Ребёнок будет воспринимать
информацию с удовольствием.
№
п/п
Планирование
работы
Содержание
Сентябрь
1
Прогулка целевая по
территории детского сада.
- Знакомство с водой.
- Заучивание потешки «Водичка… »
Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в
огороде овощи; познакомить детей со свойствами
воды.
2
«Купание куклы Кати»
- Наблюдение за тем, что вода имеет свойство
впитываться.
- Наблюдение за дождем, лужами.
- Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр»
- Эксперимент с водой (впитывание воды в губку)
С помощью занятия дать представление о том, что
необходимо купаться, умываться, и для этого
необходима вода.
Октябрь
3
Беседы о том, что вода
необходима для животных,
птиц, рыб, растений и людей,
без нее нельзя выжить.
- Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода
впитывается в грунт. Дома как пьют домашние
животные.
Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и
все живое на земле пьет воду.
Ноябрь
4
Эксперимент (вода – лед – вода)
- Беседы
- Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Дать представление о том, что вода может быть не
только жидкой, но и твердой. И что под воздействием
тепла, вода превращается из твердого состояния в
жидкое, и наоборот.
Декабрь
5
Наблюдение за испарением
воды
- Эксперимент «В воде не тонет»
- Игра «Пускаем кораблики»
Познакомить детей со свойством воды – испарение. А
так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.
Январь
6
Эксперимент превращения
снега в воду
- Беседы «что пьют животные и птицы зимой»
Продолжать развивать знания детей о свойствах воды
и об окружающем их мире.
Февраль
7
Наблюдение за рябью на воде
- Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за
комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко
выгляни в окошечко»
- Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на
улице.
Познакомить детей с явлением «рябь», что она
возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить
знания детей о том, для чего необходима вода. А так
же о том, что вода имеет свойство впитываться.
Март
8
Беседы об обитателях воды, о
том, что человек под водой
- Эксперимент «Воздух под водой»
Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать
дышать не может.
за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает
воздух (эксперимент с трубочками)
Апрель
9
Эксперимент «Окрашивание
воды»
- Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее
назначении и значении в жизни всего живого
Май
1
0
Занятие «Экологическая сказка
«Про маленькую капельку»
Познакомить еще с таким свойством воды как
способность окрашиваться. Закрепить и обобщить
знания детей о воде.
Список литературы:
1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском
саду и дома».
2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому
воспитанию детей».
3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».
4.
В.
Сотникова.
Самые
маленькие
в
детском
саду
(Из
опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС.
2005.- 136с.
5.
В.
Сотникова.
Занятия
с
малышами
в
детском
саду
(Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА-
ПРЕСС, 2002.-216 с.
6. О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском
саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с
детьми 2-7 лет. 2009г.
7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010
год.
8. Материалы , собранные родителями (стихи, сказки,
потешки о воде)