Напоминание

Народная игрушка как средство формирования духовной культуры у дошкольников


Автор: Зайцева Ольга Геннадьевна
Должность: доцент кафедры "дошкольное и начальное образования"
Учебное заведение: Севастопольский государственный университет", Гуманитарно-педагогический институт
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Статья
Тема: Народная игрушка как средство формирования духовной культуры у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Зайцева Ольга Геннадьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры «Дошкольное и начальное образование»;

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

Гуманитарно-педагогический институт

г. Севастополь.

Народная игрушка как средство формирования элементов духовной

культуры у дошкольников.

Аннотация.

Народная

игрушка

несет

в

себе

большой

педагогический

потенциал,

благодаря

своему

разнообразию,

сказочной

необычности

и

многофункциональности является

способом обогащения внутреннего мира

ребенка.

Использование

ее

в

работе

с

детьми

дошкольного

возраста

способствует освоению ими

культурных традиций

заложенных

в ней,

формирует интерес к народному творчеству и любовь к своей Родине.

Ключевые

слова: народная

игрушка,

игра,

дети

дошкольного

возраста,

народная педагогика, художественные и педагогические традиции народной

игрушки.

Народная игрушка - это целостный культурный феномен, с помощью

которого передается и сохраняется социально-культурный опыт, в том числе

воспитательный и художественный, а также устанавливается связь времен и

поколений. «Игрушка

- культурное орудие, с помощью которого ребенок

постигает огромный и сложный мир, приобщается к последним достижениям

человечества и традициям собственного народа» [1]

Игрушка

духовный

образ

идеальной

жизни,

идеального

мира,

это

архетип представлений о добре и зле, с помощью игрушки ребенку передается

сама суть человеческих отношений. Подлинная народная игрушка учит добру

и

красоте,

мудрости,

является

одним

из

средств

духовно-нравственного

воспитания.

Анализ

научной

литературы

по

проблеме

исследования

показал

на

необходимость

и

целесообразность

разработки

системы

формирования

у

дошкольников элементов духовной культуры с помощью народной игрушки.

Разработанная система обеспечивается систематическим использованием

народной игрушки в практике дошкольных учреждений, подбором комплекса

педагогических методов и приемов ее использования в разных видах детской

деятельности, установлением интегрированных связей между разными сферами

познания,

обеспечением

права

выбора

детьми,

организацией

поисковой

деятельности

по

определению

средств

художественной

выразительности

народной игрушки.

Ориентацией

на

индивидуальный

подход

к

каждому

ребенку,

целенаправленное

формирование

индивидуального

опыта

по

овладению

изобразительными умениями и навыками при создании

работ по мотивам

народной игрушки.

Участием семьи в совместной деятельности с дошкольным учреждением.

Родители привлекаются к созданию уголков народного творчества, организации

экскурсий, развлечений, игр и др.

Созданием соответствующей развивающей предметно-пространственной

средой,

разработкой

искусствоведческих

рассказов

об

истоках

народной

игрушки,

подбором

сказок,

загадок,

пословиц

о

традиционных

народных

образах, о труде человека.

Система

работы

по

формированию

элементов

духовной

культуры

дошкольников

средствами

народной

игрушки

представлена

такими

тематическими блоками:

-народная игрушка как культурно-историческое явление;

-национальное своеобразие народной игрушки;

- наследники народных традиций.

Каждый тематический блок включал в себя определенное содержание,

которое последовательно раскрывалось детям

в процессе непосредственной

образовательной

деятельности

(на

занятиях,

познавательных

минутках,

предметно-исследовательской и игровой деятельности, развлечениях).

Необходимые представления об игрушке, формировали у детей с помощью

бесед и рассказов, дополняя их рассматриванием изделий народных мастеров,

иллюстраций,

художественных

альбомов

по

декоративному

прикладному

искусству.

В

дидактических,

сюжетно-ролевых

и

подвижных

играх,

развлечениях закрепляли усвоенный материал.

Обогащению знаний о народной игрушке способствовали познавательно-

технические

минутки,

на

которых

отрабатывались

технические

умения

и

навыки в рисовании элементов росписи игрушек того или иного промысла и

отдельные способы лепки, декоративно-пластического украшения игрушки.

«Путешествия»

в

художественный

салон,

в

музей

народного

творчества;

организация

самостоятельной

художественной

деятельности,

подготовка

праздников,

развлечений,

выставок,

конкурсов

на

лучшую

игрушку

способствовало эмоциональному и эстетическому развитию дошкольников.

Детское

изобразительное

творчество

при

необходимости

объединяли

с

занятиями по развитию речи, театрализованной и музыкальной деятельностью.

Такая

интегрированная

связь

помогала

комплексно

решать

задачи

по

формированию

элементов

национальной

культуры

и

способствовала

эмоциональному и эстетическому развитию дошкольников.

Знания

о

культурной

ценности

игрушки

и

ее

истоков

преподносились

таким образом, чтобы обучение шло в русле

ознакомления с окружающим

миром, и было тесно связано с современной жизнью. Раскрывая содержание

куклы, обращали внимание на то, что она символизировала определенный род

занятий

человека,

олицетворяя

собой

невесту,

воина,

ребенка

и

др.

Рассказывали о символическом содержании тех или иных животных (коня,

оленя, птицы т.д.). В беседах с дошкольниками о народной игрушке, поясняли,

как она описывается в народных сказках, песнях, пословицах, поговорках.

Учитывали, что интерес к народной игрушке формируется не только в игре,

но и связан с расширением и обогащением знаний детей о предназначении

народной игрушки в жизни, знанием традиций и национального своеобразия

ее народных промыслов.

Ознакомление

старших

дошкольников

с

народными

обычаями

и

традициями, связанными с игрушками, способствовало формированию у них

соответствующего отношения к ней как к культурному явлению, которое имеет

древние

истоки.

С

целью

формирования

у

дошкольников

бережного

отношения к ней поясняли и раскрывали разнообразных функций народной

игрушки

(предмет

игры,

произведения

народного

искусства,

сувениры,

предназначенные

для

декоративного

украшения,

изделия,

сохраняющие

историческую память). Это позволило понять детям необходимость сохранения

народной игрушки для будущих поколений, вызывало интерес к процессу ее

изготовления, а также к более широкому использованию в своей деятельности и

их оформлению разными способами художественной выразительности.

Знакомство

с

творчеством

известных

мастеров

народной

игрушки

способствовало

установлению

связи между историческим прошлым

и

современностью, пониманию коллективного характера ее исполнения.

Народная игрушка как культурно- историческое явление.

Непосредственно

образовательная

деятельность

детей

включала

такие

основные темы:

народные традиции и обычаи, связанные с игрушкой;

символическое значение традиционных игрушечных образов;

значение игрушки в жизни людей.

Основная тематика конкретизировалась следующим содержанием:

фигурки-обереги;

символическое

содержание

традиционных

народных

образов

(куклы,

барышни, петушки, курочки, лошадки, олени и др.);

археологические находки древних игрушек;

игрушка

как

предмет

игры,

произведение

народного

декоративно-

прикладного искусства, сувенир, украшение в современном интерьере.

Предварительная

работа

в

игровом

направлении

была

представлена

вступительной беседой о жизни, культуре и обычаях наших предков. Беседой о

символической наполненности традиционных народных образов и их тесной

связи с образами, представленными в устном народном творчестве. Включала

рассматривание

иллюстраций

древних

игрушек.

Рисование

и

создание

альбомов

археологических

находок.

Разучивание

произведений

устного

народного

творчества

(народных

потешек,

песен,

загадок

и

др.)

тесно

связанных

с

традиционными

игрушечными

образами.

Закреплялось

использование в речи детей ярких образных выражений и эпитетов («Если конь

бежит,

то

земля

дрожит»,

«скачет

конь

выше

леса

стоящего,

ниже

облака

ходячего»).

В

процессе

самостоятельной

художественной

деятельности

украшались плоскостные силуэты

игрушек древними символам (кругами,

точками, волнистыми линиями), рассматривались альбомы

по декоративно

прикладному искусству с целью нахождения традиционных народных образов

игрушки

в

других

видах

народного

творчества

вышивках,

росписях

по

дереву, ткани).

Игры и развлечения.

Вниманию детей предлагались разные виды игр.

Дидактические («Продолжи рассказ», «Угадай по описанию), сюжетно-ролевые

игры (« В музее», «Археологи на раскопках»), развлечения, конкурс знатоков

обычаев и традиций, связанных с народной игрушкой («Что? Где? Когда?»).

Национальное своеобразие русской народной игрушки

Непосредственно-образовательная

деятельность

включала основные

темы:

многообразие и праздничность народных игрушек;

Из чего же сделаны наши игрушки?

украшение народных игрушек;

художественные традиции и секреты народных мастеров.

Основная тематика конкретизировалась таким следующим содержанием:

игрушки

народных

промыслов

России

(дымковская,

филимоновская,

каргапольская, богородская, семеновская и др.);

виды

народных

игрушек

по

материалу

изготовления

(глиняные,

деревянные, из ткани, лозы);

пластические особенности глиняной игрушки;

декоративная роспись глиняной игрушки;

способы создания деревянной игрушки и особенности ее украшения;

игрушки из ткани и природного материала;

известные мастера народной игрушки.

В

ходе

интегрированных

занятий,

связанных

с

развитием

речи

и

изобразительной деятельностью, а также занятиях имеющих экологическую

направленность

детей

знакомили

со

способами

и

последовательностью

создания игрушек из глины, дерева, ткани, учили устанавливать зависимость

выбора

материала

для

создания

игрушек

определенного

промысла

от

природных

особенностей

местности,

где

ее

изготавливают.

Выявляли

особенности формы и росписи дымковской, филимоновской, каргапольской

игрушек. Знакомили с художественными традициями известных народных

промыслов

России

и

творческими

секретами

народных

мастеров.

Рассматривали

альбомы, презентации, иллюстрации, игрушки народных

умельцев. Накапливали материал для оформления уголка народной игрушки.

Изучали

пословицы

и

поговороки,

которые

характеризовали

отношение

человека к труду («Птица красна опереньем, а человек - уменьем», «Хорошая

работа,

два

столетия

живет»).

Лепили

традиционные

игрушечные

образы,

рисовали

основные

элементы

росписи

дымковской,

филимоновской,

каргопольской, семеновской игрушек и др., а также учились композиционно

правильно размещать эти элементов росписи

на плоскостных

силуэтах и

объемных формах. Детям читали художественные произведения, содержание

которых

отражало народные традиции и обычаи, связанные с народными

игрушками. Отгадывали загадки о игрушках («Кто дважды родился, в школе не

учился,

а

время

знает?»,

«Каким

гребешком

нельзя

расчесаться?»).

Изготавливали игрушки в подарок детям младших групп.

Участвовали в

оформлении альбома «Народные игрушки». Сравнивали русские игрушки с

игрушками

других

народов.

Совместно

с

воспитателями

и

родителями

готовили пособия для настольно-печатных игр ( «Определи по росписи» и др.)

Игры

и

развлечения.

Художественно-дидактические

игры:

«Угадай

по

описанию»,

«Узнай

по

росписи»,

«Угадай

по

форме»,

«Художественный

салон», «Магазин игрушки», «На выставке», «К какой игрушке роспись», «Кто

лучше назовет игрушку?», «Составь узор», «Сочини сказку». «Слепи, а мы

отгадаем». Подвижные игры: «Кто быстрее найдет игрушку?». Развлечения:

«Праздничная ярмарка», « Русские народные игрушки».

Наследники народных традиций.

Непосредственно-образовательная

деятельность

по

представленному

направлению включала основные темы:

творческая мастерская;

создаем сказку;

веселая ярмарка.

Основная

тематика

конкретизировалась

следующим содержанием:

Изготовление изделий по мотивам русской народной игрушки: «Сказочный

олень», «Чудо-конь», «Дамы с кавалерами», «Веселые матрешки». Проведение

конкурса на лучшую игрушку.

Изготовление подарков, сувениров. Лепка по мотивам народных сказок

(«Гуси-лебеди»).

Создание

игрушек

из

природного

материала

и

ткани.

Составление творческих рассказов по игрушке.

Игры и развлечения. «В музее», «Археологи», «На выставке», « В магазине

художественных изделий». Разыгрывание сказок с использованием народной

игрушки. Конкурс знатоков народной игрушки.

Народная игрушка

благодаря своему

своеобразию является

способом

обогащения

внутреннего

мира

ребенка.

Предложенная

система

работы

направлена на ознакомление с игрушкой, как видом народного творчества и

искусства, с которыми связаны обычаи и художественные традиции. Народная

игрушка пробуждает у дошкольников способность видеть и ценить красоту в

народном наследии, способствует развитию фантазии и творчества.

Список литературы

1.

В.

Абраменкова

Осторожно:

антиигрушка!

Родителям

об

играх

и

игрушках. // Дошкольное воспитание.2005-№4

2. Е.О. Смирнова, Е.А.Абдулаева, И. А. Рябкова и др. Развивающая предметно-

пространственная среда в детском саду.- М.: ООО» Русское слово-учебник»,

2016.- 112с.



В раздел образования