Напоминание

обобщение опытом


Автор: Журавлева Елена Сергеевна
Должность: воспитаьель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ № 54 "Белоснежка"
Населённый пункт: Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: обобщение опытом по экологическому воспитанию
Тема: обобщение опытом
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности,

духовности и интеллекта»

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали

дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в

наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над

человечеством

и

проблема

экологизации

материальной

и

духовной

деятельности

человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для

всех нас дома – Земли.

Экологическое

воспитание

детей

дошкольного

возраста,

с

моей

точки

зрения,

предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

формирование

системы

экологических

знаний

и

представлений

(интеллектуальное

развитие)

-

развитие

эстетических

чувств

(умение

видеть

и

прочувствовать

красоту

природы,

восхититься ею, желания сохранить ее)

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,

по охране и защите природы.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к

природе являются следующие:

- понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное

на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической

деятельности и в быту;

- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения

оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего:

главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о

природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит

вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для

всех нас Дом, безнравственны.

Необходимо

помнить

о

том,

что

зачастую

небрежное,

а

порой

и

жестокое

отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот

почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с

формированием

системы

доступных

дошкольникам

экологических

знаний,

которая

включает:

-

представления

о

растениях

и

животных

как

уникальных

и

неповторимых

живых

существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

-

понимание

взаимосвязи

между

живыми

существами

и

средой

их

обитания,

приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной

системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого

звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них

имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при

формировании

у

детей

осознания

эстетической

ценности

объектов

природы,

их

непреходящей

и

неувядающей

красоты,

вот

почему

воспитание

эстетических

чувств

является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя

любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить

эстетическое

к

ней

отношение.

Необходимо

обращать

внимание

детей

на

красоту

природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от

этого

удовольствие

и

замечая

красоту

жизни,

осознавать,

что

красота

никак

не

определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво).

Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть

прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо

чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и

субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы

вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и

приумножать ее красоту.

Формы и методы экологического воспитания

О, как бы ни любили мы природу,

Нам век не оплатить её добра.

Благословляю тихий звон дубрав

И красоту, что вновь неповторима.

Мне в сердце проливается незримо

Покой деревьев и доверье трав.

Мы все в гостях у этой красоты.

Приходим в мир –

Её любить и помнить.

Потом однажды –

Утром или в полночь –

Уйдем,

Оставив легкие следы».

Удивительно

проникновенные

строки,

сколько

в

них

любви,

добра,

красоты.

Действительно, нам никогда не оплатить добра природы, действительно, мы уйдем, но

что оставим после себя идущим за нами?

Конец

20

и

начало

21

века

стали

переломными

для

жителей

планеты

Земля:

катастрофы природные и техногенные, появление новых болезней, исчезновение лесов,

засыхание рек и морей. Все это привело к тому, что проблема не только экологической

безопасности, но и экологической грамотности встало на первое место.

Наши предки, особенно славяне, находились в постоянном контакте с природой,

экологические законы усваивались людьми

в их обыденной жизни, связь с природой

была гармоничной, так как человек ощущал себя её частью. Наступление цивилизации,

стремление к обогащению оборвала связь человека с природой. Изменилось поведение

людей: они стали брать от природы всё, ничего не давая ей взамен.

Чтобы

восстановить

эту

связь,

не

одно

поколение

человечества

надо

научить

чувствовать природу, жить с ней в неразрывной связи, и начинать эту работу надо с

самого

рождения

человека.

Вот

почему

усилилось

внимание

к

экологическому

воспитанию в дошкольных учреждениях. Природа должна стать для каждого ребенка

родной, знакомой и понятной. Дети сельской местности находятся в более выигрышном

положении по отношению к детям городов, особенно мегаполисов. Ребенок

живет в

непосредственной близости с природой, трудится в ней вместе со взрослыми. Поэтому

перед

педагогами

городских

дошкольных

образовательных

учреждений

стоит

задача:

создать соответствующую развивающую среду, в которой человек находился бы с самого

раннего возраста. В этой среде он должен непросто жить, но наблюдать за явлениями и

событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

Поэтому

основной

упор

в

экологическом

воспитание

должен

быть

сделан

на

наблюдение, эксперименты, продуктивную деятельность в природе.

Мы

все

знаем,

что

детям

дошкольного

возраста

характерно

наглядно

действенное и наглядно – образное мышление, значит основным методом экологического

воспитания и обучения будут наглядный.

Это позволяет ребёнку самостоятельно знакомится с законами природы.

Во

время

экспериментов

и

наблюдений

в

природе

обогащается

память

ребенка,

активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

В детском саду не должно быть чёткой границы между обычной жизнью ребенка

ознакомлением с природой: наблюдением, опытами, экспериментами.

Это должно быть гармоничным и естественным.

Именно так будут решаться основные задачи экологического воспитания:

- воспитание любви к природе через прямое общение с ней,

восприятие её красоты и многообразия;

- формирование знаний о природе, развитие осознанного отношения

к себе, как активному субъекту окружающего мира;

- формирование навыков экологически грамотного, нравственного

поведения в природе.

Успех реализации этих задач обеспечивается блоком взаимодействий:

Экологические знания педагогов;

Экологическая развивающая среда;

Собственно экологическое воспитание дошкольников;

Экологическое просвещение родителей;

Работа в этом направлении я начала вести с 2011 года. Сказать, что экологическое

воспитание является приоритетным в ДОУ – не могу, скорее – это часть большой работы в

духовно – нравственном развитии детей.

Каково же состояние экологического воспитания у нас сейчас и какие новые формы

и методы работы мы используем?

Как было уже сказано, основной метод в экологическом воспитании – наблюдение,

но чтобы увиденное в природе не потерялось в память ребенка, необходимо полученное

знание

закрепить

в

различных

видах

деятельности:

изобразительной,

музыкальной,

театральной, художественном слове, опытно – экспериментальной. Все затронет эмоции,

чувства, а значит отложится у ребенка надолго.

Именно поэтому я стараюсь чаще использовать интегрированные занятия, а также

стараемся выстроить цепочку различных видов деятельности, привлекая специалистов.

Например:

тема

«Золотая

осень»

-

создаются

условия

для

обобщения

представленной об осени как времени года, для ознакомления с таким явлением, как

листопад.

После экскурсии, рассматривания опавших листьев, чтения стихов, дети рисуют

«Осеннюю мелодию», «Осенний день». «Листочки» (с натуры) и слушают «Осеннюю

песнь» Чайковского, показывают эмоционально – хореографический этюд «Я - осенний

листочек».

Такие занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности (он

наблюдает, сочиняет, фантазирует, думает, познает законы окружающего мира.)

На этих занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс

обучения

становится

более

экономным,

у

детей

создается

единая,

целостная

картина мира, не раздробленная на отдельные фрагменты. В последнее время всё

чаще используется модульная система, когда все занятия объединяют различные

виды деятельности завязаны одним сюжетом. Этот сюжет делает педагогический

процесс интересным для детей и позволяет реализовать принципы обучения в

игре.

По

модульному

принципу

создан

блок

занятий

в

уголке

«Экологическое

дерево» - «Муравьишка», «Торопышка». Именно этот герой, а с ним вместе и дети

узнают, как появляются и растут деревья; знакомятся с понятием – «этажи леса»;

закрепляют знания о сезонных изменениях и обитателях леса.

Уголок «Экологическое дерево», «Уголок краеведения и экологическая комната», в

которой проходят эксперементы и опыты, находятся в непосредственной близости друг от

друга, что позволяет сделать процесс экологического развития непрерывным.

Часто используется проектный метод. Например, проект «Береза». Воспитатель с

детьми рассматривают дерево, наблюдают за сезонными изменениями; образ березки,

как

символ

России,

закрепляется

на

занятиях

по

изобразительной

и

музыкальной

деятельности;

а

перед

детьми

и

родителями

ставится

задача,

найти

и

выучить

стихотворение о березе, найти русские пословицы и поговорки о березе, выяснить, как

используется это дерево в народной медицине, и декоративно – прикладном творчестве.

Это не только помогает ребенку лучше усвоить материал, рассмотреть его со всех сторон,

но и привлекает родителей к проблеме экологического воспитания, а также сплачивает

семью.

Экологическое воспитание тесно связано с валеологией, так как я сказала, что

человек

является

частью

природы

и

он

должен

осознанно

относиться

к

себе,

как

активному субъекту окружающего мира. В связи с этим в нашем дошкольном учреждении

было создано методическое пособие по ознакомлению с организмом человека и его

функционированием, которое мы назвали «Мир человека».

Экологическое воспитание детей никогда не будет успешным, если родители не

станут союзниками педагогов. Кто – то из родителей понимает значимость экологического

развития детей и помогает воспитателям в работе. Кто – то не считает эту проблему

важной в воспитании детей, и педагогам приходится строить свою работу так, чтобы

убедить родителей, привлечь

их к решению этой проблемы: консультации, открытые

занятия по экологии, проектные методы, совместные экскурсии, собрания и конференции,

КВН и экологические праздники.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им

уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в

деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической

точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему

так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с

раннего возраста.

Процесс

формирования

личности

дошкольника

в

целом

и

экологическое

воспитание

в

частности

должны

опираться

на

систему

знаний,

которая

включает

элементарные

сведения

о

биосфере

(живая

природа:

растения,

животные,

человек;

неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как

части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени

зависит будущее биосферы.

Экологическое

воспитание

это

воспитание

нравственности,

духовности,

интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов

отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так

остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы

нависли

над

человечеством

и

проблема

экологизации

материальной

и

духовной

деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения

общего для всех.

Природа

своеобразно

реагирует

на

насильственное

вторжение

человека

в

её

территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а

освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе

болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-

психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её

дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от

её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное

к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте

усвоение

основ

экологических

знаний

наиболее

продуктивно,

так

как

малыш

воспринимает

природу

очень

эмоционально,

как

нечто

живое.

Влияние

природы

на

ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками,

заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает

чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к

Отечеству.

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку

нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил

русский писатель Михаил Пришвин.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное

развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы,

восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,

по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию

в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так,

гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий

нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе

практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого

уголка и т. д.

Диагностика.

Для

определения

уровня

экологической

воспитанности

я

подобрала

диагностический материал и оборудование и провела диагностику.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

-

во-первых,

формирование

осознанно-правильного

отношения

к

природным

явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать

экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к

миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда

следует,

что

диагностику

экологической

воспитанности

дошкольников

необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

формирование

экологических

знаний и

экологически

правильного

отношения

к

природным явлениям и объектам .

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Низкий

уровень

сформированности

экологических

знаний

по

разделу

«мир

животных» имеют 29,4% детей.

Низкий

уровень

сформированности

экологических

знаний

по

разделу

«растительный мир» имеют 41,2% детей.

Низкий уровень сформированности экологических знаний по разделу «неживая

природа» имеют 29,4% детей.

Низкий уровень сформированности экологических знаний по разделу «времена

года» имеют 23,5% детей.

Задачи обучения.

Исходя

из

результатов

диагностики

были

поставлены

следующие

задачи

по

воспитанию экологической культуры детей:

разработать комплекс мероприятий , на занятиях в ДОУ и в повседневной

жизни, по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников.

апробировать разработанный комплекс на дошкольниках старшей группы.

Описание проделанной работы.

В

работе

с

дошкольниками

по

их

экологическому

воспитанию

и

обучению

я

и с п о л ь з о в а л а и н т е г р и р о в а н н ы й

п о д х о д , предполагающий

взаимосвязь

исследовательской

деятельности,

музыки,

изобразительной

деятельности,

физической

культуры,

игры,

театральной

деятельности,

литературы,

моделирования,

просмотра

телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е.

экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Моя

работа

с

детьми

предполагала

сотрудничество,

сотворчество

педагога

и

ребенка

и

исключала

авторитарную

модель

обучения.

Обучающий

процесс

был

организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои

гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Занятия строились

с

учетом

наглядно-действенного

и

наглядно-образного

восприятия

ребенком

окружающего

мира.

Нами

были

проведены

циклы

занятий,

направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания

о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически

правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Большое

значение

мы

придавали исследовательской

деятельности

детей -

проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения мы обращали внимание на то,

чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого

детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и

даже

попробовать

их

на

вкус,

если

это

безопасно.

Был

проведен, в частности, цикл

наблюдений

за

обитателем

уголка

природы

-

хомячком

(конспекты

наблюдений

представлены

в

прил.

3):

1.

Здравствуйте,

я

хомячок.

2.

Устроим

хороший

дом

для

хомячка. 3. Хорошо ли хомячку в новых условиях? 4. Что и как ест хомячок. 5. Как хомячок

делает запасы. 6. Хомячок - чистоплотный зверек. 7. Как хомяк отдыхает? 8. Чем хомячок

отличается

от

мышонка?

9.

Как

передвигается

хомячок?

10.

Когда

хомячка

трудно

заметить?

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами,

насекомыми.

Нельзя

привить

эмоциональное

отношение

к

природе

по

книгам

и

рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью,

услышать пение птиц. Поэтому мы постоянно выводили своих воспитанников на прогулки,

экскурсии. Например, была проведена прогулка "Рябина и рябинка"

Содержанием

проводимых

с

дошкольниками экскурсий являлось обследование

близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных

условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и

растений.

Во

время

экскурсии

дети

собирали

природный

материал

для

коллекций,

исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

Большое

значение

придавалось

ведущей

форме

деятельности

дошкольников

-

и г р е (сюжетно-ролевые,

подвижные,

самостоятельные

игры

экологического

и

природоведческого

содержания).

Развить

положительные

эмоции

по

отношению

к

природе

помогали

игры-превращения,

направленные

на

возникновение

у

ребенка

эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На

занятиях

по

физической

культуре

обучении

детей

разнообразным

видам

движений и игровым упражнениям проводилось в виде имитационно-подражательных

движений и игр, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы

зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у

дошкольников

творческую

двигательную

деятельность,

творческое

мышление,

ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д. (прил. 7).

Практическая

деятельность детей

проявлялась

в

их

участии

при

уборке

территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Дети ухаживали за

слабыми

и

больными

деревьями

на

участке,

подкармливали

птиц. Три раза в месяц

проводились трудовые десанты: "Посадим дерево", "Покормим птиц зимой"; "Умелые

руки

не

знают

скуки"

(сбор

природного

материала);

"Листья

желтые

над

городом

кружатся", "Санитарный день" (участие в уборке площадок, лесополосы от мусора) и др.

Был проведен праздник "Наш дом - Земля".

Большое значение мы придавали работе с родителями.

Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", я учу каждого ребенка

любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без

помощи и поддержки семьи.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы

провели анкетирование.

Ответы

родителей

помогли

выявить

увлечения

взрослых

и

детей,

обозначили

проблемы, требующие педагогической помощи.

Поэтому в работе с родителями сложилась определенная система:

1.

В

экологическом

уголке

помещаются

советы

для

родителей:

как

привлечь

внимание детей, используя материал по темам "Помогите синицам", "Птицы и люди",

"Они остались зимовать, мы им будем помогать".

2. Ежегодно нужно проводится экологический праздник "День птиц". В программе

праздника - конкурс "Лучший домик для птиц"; выставки "Корм для разных птиц", "Лесная

столовая", "Чей корм вкуснее". Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе

с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а

взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

3.

В

помощь

родителям

оформляется

"Экологический

стенд",

где

помещаются

статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с

детьми дома.

4.

Мы

готовим

консультации

для

родителей,

например

о

лечебных

свойствах

лесных ягод: "Как правильно приготовить варенье, соки, не потеряв витамины", "Ежевика

- источник здоровья", "Малина - в каждом доме" и т.д. Мы завели папку-копилку, в

которую

вместе

с

родителями

собираем

рецепты

лечебных

напитков,

"бабушкины

советы".

5. Мы привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В

группе заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия.

Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе

с

детьми

поделки

из

природного

и

бросового

материала.

Участие

каждой

семьи

не

остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными

письмами. Мы провели выставки: "Лучший осенний букет", "Дары осени", "К нам сказка

пришла", "Это поможет природе" и т.д.

Повторная диагностика.

Для определения эффективности проделанной работы на конец 2013 года была

проведена повторная диагностика по той же методике.

По

результатам

диагностики

я

определила

величину

изменения

уровней

сформированости экологических знаний и экологически правильного отношения к миру

природы.

Таблица

Анализ результатов диагностики экологической воспитанности детей показывает:

1.

Уровень

сформированности

экологических

знаний

и

экологически

правильного отношения к миру природы повысился

2.

Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически

правильного отношения к миру природы у дошкольников, показавших в начале года

низкие результаты.

3.

Кроме того, заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В

процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось

ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе

все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают

друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в

строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что

человек,

как

часть

природы,

наделенная

сознанием,

своим

трудом

активно

воздействует на природу.

4.

Особую заботу дети стали проявлять за обитателями Уголка природы. Все

дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в

работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в Уголке

природы, но и помогают другим детям в другие дни. Особую заботу дети проявляют по

уходу за волнистыми попугайчиками. Детям очень нравится мыть кормушку, поилку,

насыпать свежий корм, а потом наблюдать за действиями, поведением попугайчиков.

После

наблюдения

дети

с

интересом

и

восторгом

рассказывают

воспитателю

и

остальным

детям

об

увиденном.

Так

же

большой

интерес

у

детей

вызывают

аквариумные рыбки.

5.

На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают

рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их

вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания полученные на

занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на

основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-

опытами,

в

которых,

как

в

дидактической

игре,

есть

два

начала:

учебное

-

познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную

значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-

опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более

осознанными и прочными.

6.

Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к

жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и

другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек

и

природы

неразрывно

связаны.

И

от

того,

как

человек

будет

любить,

беречь

и

заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Приложение 1

Контрольные

задания

для

определения

уровня

сформированности

экологических знаний дошкольников .

Задание

1.

Определение

характерных

особенностей

представителей

мира

животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира

животных.

Оборудование . Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный

двор,

лес,

пейзаж

жарких

стран);

на

второй

карте

изображены

голубое

небо,

ветви

деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади,

коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона,

жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря,

совы.

Фигурки

насекомых:

бабочки,

пчелы,

божьей

коровки,

стрекозы,

муравья,

кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция

к

проведению. Педагог

предлагает

взять

первую

карту,

из

всех

фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и

разместить их на карте по своему усмотрению.

Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых

и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз

подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он

разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, ему предлагается выбрать два

изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем

ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

- Как называется животное (птица, насекомое)?

- Что ты можешь рассказать о нем?

- Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по

видам; аргументирует свой выбор.

• Соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки.

• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным,

птицам и насекомым.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

Ребенок

иногда

допускает

незначительные

ошибки

при

распределении

представителей животного мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.

• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают

слишком краткими.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным,

птицам и насекомым.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного

мира по видам.

• Не всегда аргументирует свой выбор.

• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.

• Затрудняется назвать характерные признаки.

На

поставленные

вопросы

отвечать

затрудняется,

а

если

и

отвечает,

то

в

основном неверно.

• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и

насекомым.

Задание

2.

Определение

характерных

особенностей

растительного

мира

(проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония,

аспидистра

(дружная

семейка)

и

бальзамин

султанский

(огонек);

лейка

для

полива

комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция

к

проведению. Педагог

называет

пять

комнатных

растений,

предлагает показать их.

- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

- Для чего людям нужны комнатные растения?

- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и

цветы.

• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и

развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным

растениям.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений:

деревьев, кустарников и цветов.

В

основном

правильно

выделяет

группы

предлагаемых

растений,

иногда

затрудняется аргументировать свой выбор.

• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и

развития комнатных растений.

• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.

• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы

недостаточно.

• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным

растениям.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.

Не

всегда

может

выделить

группы

предлагаемых

растений,

не

может

аргументировать свой выбор.

Затрудняется

рассказывать,

как

правильно

ухаживать

за

комнатными

растениями.

Практические

умения

и

навыки

ухода

за

комнатными

растениями

не

сформированы.

• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к

взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание

3.

Определение

характерных

особенностей

неживой

природы

(проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки.

После

того

как

ребенок

назовет

объекты

неживой

природы,

предлагает

ответить

на

следующие вопросы.

- Какие свойства песка ты знаешь?

- Где и для чего человек использует песок?

- Какие свойства камней ты знаешь?

- Где и для чего человек использует камни?

- Какие свойства воды ты знаешь?

- Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.

• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.

• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой

природы.

• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.

• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.

• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди

используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

Ребенок

допускает

значительные

ошибки

при

определении

содержимого

баночек.

• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой

природы.

• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание

4.

Знание

времен

года (проводится

индивидуально

или

маленькими

подгруппами).

Цель . Определить уровень знания времен года.

Оборудование . Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего

и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года,

которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":

- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

Ребенок

правильно

называет

времена

года.

Перечисляет

их

в

нужной

последовательности.

• Знает характерные признаки каждого времени года.

• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе

нравится больше и почему?"

• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.

• Комментирует свой рисунок.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в

нужной последовательности.

В

основном

знает

характерные

признаки

каждого

времени

года,

но

иногда

допускает незначительные ошибки.

На

вопрос

"Какое

время

года

тебе

нравится

больше

и

почему?"

отвечает

односложно.

• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.

• Выражает эстетическое отношение к природе.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в

нужной последовательности.

• Не знает характерных признаков разных времен года.

Отвечая

на

вопрос

"Какое

время

года

тебе

нравится

больше

и

почему?",

называет только время года.

• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени

года.

• Не выражает эстетического отношения к природе.

Контрольное задание для определения экологически правильного отношения

дошкольников к природным явлениям и объектам

Задание

5.

Экологическое

отношение

к

миру

пр ир о ды (проводится

индивидуально с каждым ребенком).

Цель . Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они

есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была

кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском

саду?

- Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда

росли растения?

- Как мы можем помочь зимующим птицам?

Оценка результатов деятельности

Высокий уровень (13 - 15 баллов)

• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.

• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка

природы.

• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц

и растений.

• Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень (8 - 12 баллов)

• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.

В

основном

знает,

как

нужно

ухаживать

за

домашними

животными

и

обитателями Уголка природы.

• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью

животных, птиц и растений.

• Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень (5 - 7 баллов)

• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.

• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными

и обитателями Уголка природы.

• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных,

птиц и растений.

• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Анкета для родителей

"Экологическое воспитание детей"

• Что такое экология?

• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

• Посадили ли Вы дерево?

• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц

• Читаете ли Вы ребенку книги о природе

• Смотрит ли Ваш ребенок журналы, фотографии, телепередачи о природе?

• Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу

• Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

• Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

• Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод,

насекомых, птиц

• Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

• Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям

• Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное.

Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть

готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к

словам

педагога,

хорошо

отличают

положительное

и

отрицательное

в

действиях

взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только

определённое

душевное

состояние,

восприятие

её

красоты,

но

и

её

понимание

и

познание.

Таким

образом,

важнейшим

условием

успешной

реализации

комплексного

подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют

детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с

детьми участвуют в природоохранной деятельности.

« Экологическое

воспитание – это

воспитание

нравственности,

духовности и интеллекта»

Разработала воспитатель первой

квалификационной категории

Журавлева Елена Сергеевна

МБДОУ № 54 «Белоснежка» г.Южно-Сахалинск

№ 9



В раздел образования