Автор: Баркова Кристина Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Профессиональная готовность педагога к инклюзивному образованию
Раздел: дополнительное образование
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА
К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Баркова К.И.,
методист МБУ ДО «ЦВР»
Образование для всех и для каждого является одним из актуальных вызовов
современности. Оно требует создания максимально доступного и эффективного об-
разовательного
пространства,
которое
будет
организовано
с
учётом
всех
индивидуальных особенностей учащихся и включения в него не только учеников,
но и педагогов, родителей и специалистов помогающего профиля.
Один из ключевых субъектов этих изменений - педагог, способный создавать
и поддерживать инклюзивный процесс, в связи с чем, изменяются и требования к
его профессионализму.
Основной документ, определяющий критерии профессионализма педагога -
Профессиональный стандарт педагога.
Стандарт
предъявляет
требования
к
профессиональным
компетенциям
и
личностным
качествам
к,
необходимым
педагогу
для
успешного
ведения
развивающей деятельности.
Основа, на которой в связи с этим держится инклюзивное образование:
1
Готовность педагога принимать и вступать во взаимодействие с любым
учащимся.
2
Возможность адаптации образовательной программы.
3
Признание ценности каждого учащегося.
Исходя
из
этого,
внедрение
инклюзивного
подхода
требует
от
педагога
формирования
новых
личностных
качеств
и
профессиональных
компетенций.
Безусловно, педагог - значимая фигура реформирования современного образования.
Современная
нормативно-правовая
документация,
диктует
необходимость
организации системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию
детей с ОВЗ.
Данное
условие
соответственно
предполагает,
что
педагоги
должны
получить
дополнительную
подготовку
в
области
специальной
(коррекционной)
педагогики, и быть готовыми квалифицированно решать проблемы детей с ОВЗ.
Важную
роль
в
системе
подготовки
практикующих
педагогов
отводится
повышению их квалификации. Для достижения успешности профессиональной
подготовки необходимы новые педагогические модели, отражающие современные
требования к уровню готовности педагога, реализующего инклюзивную практику.
Основные задачи профессиональной подготовки педагогических работников:
формирование
у
педагогов
ценностно-мотивационного
отношения
к
педагогической
деятельности
в
условиях
совместного
обучения
детей
с
нормативным и нарушенным развитием;
формирование у педагогических работников системы общих и специальных
знаний для реализации инклюзивного подхода в обучении;
овладение педагогами необходимым комплексом педагогических умений и
навыков
для
качественного
обучения
всех
детей
с
учетом
особенностей
психофизического
развития
и
индивидуальных
образовательных
потребностей
обучающихся;
формирование
у
педагогов
психологической
готовности
к
процессу
совместного обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в среде нормативно
развивающихся сверстников.
Системность
в
решении
этих
задач
обеспечивает
формирование
психологической
и
профессиональной
готовности
педагога
и
определяет
реализацию функций педагогической подготовки.
Основными функциями подготовки педагогов к инклюзивному образованию
детей являются: образовательная, воспитательная, развивающая, интегрирующая.
Образовательная
функция
профессиональной
подготовки
выражает
ее
направленность на овладение педагогами знанием основ общей и специальной
педагогики
и
психологии,
формирование
системы
аналитико-прогностических,
проективных и коммуникативных умений и навыков.
Воспитательная
функция
профессиональной
подготовки
отражает
ее
позитивное
влияние
на
формирование
профессионально-значимых
качеств
личности педагога, повышение мотивированности к педагогической деятельности в
условиях внедрения инклюзивной практики.
Развивающая
функция
заключается
в
том,
что
овладение
специальными
знаниями и умениями в области инклюзивного образования позволяет развивать
профессиональное
мышление
и
педагогические
способности,
необходимые
для
осуществления инклюзивного подхода к обучению детей с ОВЗ.
Интегрирующая
функция
заключается
в
овладении
п ед а го г а м и
специальными
и
психолого-педагогическими
аспектами
профессиональной
деятельности, что обеспечивает междисциплинарный подход к решению проблем
при организации инклюзивного учебно-воспитательного процесса.
Все перечисленные функции должны находятся в единстве и взаимосвязи.
Только в этом случае они будут способствовать эффективности развития системы
подготовки педагогов к инклюзивному образованию детей.
Учитывая,
что
ребенок
с
ОВЗ
имеет
возможность
свободного
выбора
образовательного
учреждения,
каждому
педагогу
необходимо
обладать
определенным
уровнем
сформированности
инклюзивной
компетентности
как
составляющей его профессиональной компетентности.
Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных
профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование,
обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции
в
процессе
инклюзивного
образования,
учитывая
разные
образовательные
потребности
учащихся
и
обеспечивая
включение
ребенка
с
ограниченными
возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий
для его развития и саморазвития.
В
процессе
профессиональной
подготовки
педагога
к
реализации
инклюзивного
образования
необходимо
учитывать
его профессионально-
личностную готовность к работе с детьми с ОВЗ.
Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ
включает профессионально-гуманистическую
направленность
личности,
в
том
числе ее профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные
качества и умения.
Педагог, планирующий работать с детьми с ОВЗ, должен быть готов принять
следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:
признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его
нарушения;
направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в
целом, а не только на получение образовательного результата;
осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора
для людей с нарушениями в развитии;
понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с
ОВЗ, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога,
работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья - готовность к
оказанию помощи.
Готовность
к
оказанию
помощи
—
интегральное
личностное
качество,
включающее
милосердие,
эмпатию,
толерантность,
педагогический
оптимизм,
высокий
уровень
самоконтроля
и
саморегуляции,
доброжелательность,
умение
наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся
объем информации о ребенке (взрослом) для оптимизации педагогической работы;
перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач
педагогической работы и др.
Педагог
должен
осознавать
значимость
этих
качеств
и
стремиться
их
развивать.
Таким образом, новый тип профессионализма педагога инклюзивной школы
заключается как в умении воспринимать, слышать и слушать самих детей, так и в
умении взаимодействовать с коллегами, работать в команде, умении находиться в
ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы, в
способности
проявлять
исследовательский
интерес
к
той
предметной
области
сферы знания, в которой он работает.