Напоминание

Профессиональная готовность педагога к инклюзивному образованию


Автор: Баркова Кристина Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Профессиональная готовность педагога к инклюзивному образованию
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА

К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Баркова К.И.,

методист МБУ ДО «ЦВР»

Образование для всех и для каждого является одним из актуальных вызовов

современности. Оно требует создания максимально доступного и эффективного об-

разовательного

пространства,

которое

будет

организовано

с

учётом

всех

индивидуальных особенностей учащихся и включения в него не только учеников,

но и педагогов, родителей и специалистов помогающего профиля.

Один из ключевых субъектов этих изменений - педагог, способный создавать

и поддерживать инклюзивный процесс, в связи с чем, изменяются и требования к

его профессионализму.

Основной документ, определяющий критерии профессионализма педагога -

Профессиональный стандарт педагога.

Стандарт

предъявляет

требования

к

профессиональным

компетенциям

и

личностным

качествам

к,

необходимым

педагогу

для

успешного

ведения

развивающей деятельности.

Основа, на которой в связи с этим держится инклюзивное образование:

1

Готовность педагога принимать и вступать во взаимодействие с любым

учащимся.

2

Возможность адаптации образовательной программы.

3

Признание ценности каждого учащегося.

Исходя

из

этого,

внедрение

инклюзивного

подхода

требует

от

педагога

формирования

новых

личностных

качеств

и

профессиональных

компетенций.

Безусловно, педагог - значимая фигура реформирования современного образования.

Современная

нормативно-правовая

документация,

диктует

необходимость

организации системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации

работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию

детей с ОВЗ.

Данное

условие

соответственно

предполагает,

что

педагоги

должны

получить

дополнительную

подготовку

в

области

специальной

(коррекционной)

педагогики, и быть готовыми квалифицированно решать проблемы детей с ОВЗ.

Важную

роль

в

системе

подготовки

практикующих

педагогов

отводится

повышению их квалификации. Для достижения успешности профессиональной

подготовки необходимы новые педагогические модели, отражающие современные

требования к уровню готовности педагога, реализующего инклюзивную практику.

Основные задачи профессиональной подготовки педагогических работников:

формирование

у

педагогов

ценностно-мотивационного

отношения

к

педагогической

деятельности

в

условиях

совместного

обучения

детей

с

нормативным и нарушенным развитием;

формирование у педагогических работников системы общих и специальных

знаний для реализации инклюзивного подхода в обучении;

овладение педагогами необходимым комплексом педагогических умений и

навыков

для

качественного

обучения

всех

детей

с

учетом

особенностей

психофизического

развития

и

индивидуальных

образовательных

потребностей

обучающихся;

формирование

у

педагогов

психологической

готовности

к

процессу

совместного обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в среде нормативно

развивающихся сверстников.

Системность

в

решении

этих

задач

обеспечивает

формирование

психологической

и

профессиональной

готовности

педагога

и

определяет

реализацию функций педагогической подготовки.

Основными функциями подготовки педагогов к инклюзивному образованию

детей являются: образовательная, воспитательная, развивающая, интегрирующая.

Образовательная

функция

профессиональной

подготовки

выражает

ее

направленность на овладение педагогами знанием основ общей и специальной

педагогики

и

психологии,

формирование

системы

аналитико-прогностических,

проективных и коммуникативных умений и навыков.

Воспитательная

функция

профессиональной

подготовки

отражает

ее

позитивное

влияние

на

формирование

профессионально-значимых

качеств

личности педагога, повышение мотивированности к педагогической деятельности в

условиях внедрения инклюзивной практики.

Развивающая

функция

заключается

в

том,

что

овладение

специальными

знаниями и умениями в области инклюзивного образования позволяет развивать

профессиональное

мышление

и

педагогические

способности,

необходимые

для

осуществления инклюзивного подхода к обучению детей с ОВЗ.

Интегрирующая

функция

заключается

в

овладении

п ед а го г а м и

специальными

и

психолого-педагогическими

аспектами

профессиональной

деятельности, что обеспечивает междисциплинарный подход к решению проблем

при организации инклюзивного учебно-воспитательного процесса.

Все перечисленные функции должны находятся в единстве и взаимосвязи.

Только в этом случае они будут способствовать эффективности развития системы

подготовки педагогов к инклюзивному образованию детей.

Учитывая,

что

ребенок

с

ОВЗ

имеет

возможность

свободного

выбора

образовательного

учреждения,

каждому

педагогу

необходимо

обладать

определенным

уровнем

сформированности

инклюзивной

компетентности

как

составляющей его профессиональной компетентности.

Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных

профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование,

обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции

в

процессе

инклюзивного

образования,

учитывая

разные

образовательные

потребности

учащихся

и

обеспечивая

включение

ребенка

с

ограниченными

возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий

для его развития и саморазвития.

В

процессе

профессиональной

подготовки

педагога

к

реализации

инклюзивного

образования

необходимо

учитывать

его профессионально-

личностную готовность к работе с детьми с ОВЗ.

Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ

включает профессионально-гуманистическую

направленность

личности,

в

том

числе ее профессионально-ценностные ориентации, профессионально-личностные

качества и умения.

Педагог, планирующий работать с детьми с ОВЗ, должен быть готов принять

следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:

признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его

нарушения;

направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в

целом, а не только на получение образовательного результата;

осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора

для людей с нарушениями в развитии;

понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с

ОВЗ, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога,

работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья - готовность к

оказанию помощи.

Готовность

к

оказанию

помощи

интегральное

личностное

качество,

включающее

милосердие,

эмпатию,

толерантность,

педагогический

оптимизм,

высокий

уровень

самоконтроля

и

саморегуляции,

доброжелательность,

умение

наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся

объем информации о ребенке (взрослом) для оптимизации педагогической работы;

перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач

педагогической работы и др.

Педагог

должен

осознавать

значимость

этих

качеств

и

стремиться

их

развивать.

Таким образом, новый тип профессионализма педагога инклюзивной школы

заключается как в умении воспринимать, слышать и слушать самих детей, так и в

умении взаимодействовать с коллегами, работать в команде, умении находиться в

ситуации неопределенности, когда нет готовых ответов на возникающие вопросы, в

способности

проявлять

исследовательский

интерес

к

той

предметной

области

сферы знания, в которой он работает.



В раздел образования