Напоминание

Развитие речи детей раннего возраста.


Автор: Гоцуляк Наталия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №31 Петродворцового района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи детей раннего возраста.

Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1

года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая

деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста

становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым

становиться формой и средством организации этой предметной деятельности,

в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с

предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и

помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и

образцом для подражания.

Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится

развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения

с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого

развития детей раннего возраста.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю

- в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых,

от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому

общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления.

Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С

годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ

общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если

она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не

слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

В работе по развитию речи детей раннего возраста используют

следующие формы деятельности:

- наблюдение и элементарный труд в природе;

- сценарии активизирующего общения;

- разговор с самим с собой;

- параллельный разговор;

- провокация или искусственная непонимание ребенка;

- игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

- слушание художественной литературы с использованием ярких красочных

картинок;

- инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

- игры на развитие мелкой моторики рук;

- дидактические игры и упражнения;

- бытовые и игровые ситуации;

- элементарное экспериментирование.

Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые

потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у

воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются,

приговаривают кто что может, пританцовывают - ждут своей очереди.

Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст

игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все

малыши одновременно. Это и игры с пальчиками ("Сорока-сорока"), и

прибаутки ("Ладушки-ладушки"). В игре "Ладушки" я использую имена всех

детей: "...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два". При

этом касаюсь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не

только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического

"поглаживания", когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Для

развития словаря также используют приём поручений. После того, как

ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашивают: "Что ты принёс? Где

взял? Куда положил?" С помощью таких вопросов ребёнок начинает

устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их

обозначающих.

Слушание и последующее воспроизведение коротких рассказов, стихов,

народных потешек, песен детьми третьего года жизни, где особенно важно

систематически организованное рассказывание, приучающее внимательно

слушать, понимать и самостоятельно рассказывать.

Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз - как на

одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы в 2-3 дня. В

последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять.

Усложнение может идти в разных направлениях: увеличивается количество

действий, выполняемых персонажами, описывается место действия,

разыгрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами.

Для того, чтобы научить ребенка понимать рассказ и вырабатывать умение

пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала

следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы - затем

задавать вопросы и учить отвечать на них позднее - просить его рассказывать

самостоятельно. В этом случае воспитателю нужно самому вести рассказ

вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно, добавляя

пропущенное.

Методика проведения занятий по развитию речи детей второго года

жизни. Для всестороннего развития детей следует проводить

организованные занятия, которые являются экономной (объединено

несколько детей) и эффективной формой обучения.

С целью развития понимания малышами речи широко используется показ

предметов с называнием и моментами сюрпризности — внезапного

появления игрушек. Многолетний опыт практиков позволил создать

разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: «Кто в домике

живет», «Карусель», «Катание игрушек с горки» и т. п. Сначала детей

знакомят с одним, потом с несколькими предметами, учат выбирать

названный предмет из группы, к контрастным добавляют похожие, учат

различать их, объединяют несложным сюжетом. Когда дети научатся

различать реальные предметы, игрушки, их заменяют изображениями на

картинке. Показ их от занятия к занятию усложняется по тому же принципу,

что и демонстрация игрушек.

Речь детей активизируется приемами речевого подражания («Как кричит

петушок, лает собачка?»). Они включаются во все виды занятий. Часто дети,

захваченные зрелищем, не слушают воспитателя, отвлекаются, не реагируют

на его просьбу произнести то или иное слово, в этом возрасте им трудно

одновременно слушать и говорить. Хороший результат дает разговор об

игрушке в ее отсутствии. Надо ставить ребенка перед необходимостью

говорить. Например, детям показали красивую куклу, они рассмотрели ее

наряд, поиграли с нею, после чего куклу прячут.

Детям хочется снова ее увидеть. Воспитатель предлагает: «Позовите лялю,

скажите: «Иди, иди, ляля».

Во втором полугодии наряду с расширением запаса понимаемых слов

следует большое внимание уделять активизации словаря детей. С этой целью

им задают вопросы. Вначале они отвечают односложно. Воспитателю следует

формулировать вопросы так, чтобы дети, отвечая на них, пользовались

знакомым словом в разных ситуациях: «Кто сидит? Чья кровать? Кто спит?

Где платья?» и т. д. В других случаях, наоборот, ребенку задают один и тот же

вопрос по поводу разных предметов, действующих лиц: «Кто спит?» (ляля,

собачка, кошка). Такие вопросы подводят детей к обобщениям объектов и их

действий. Этому способствует подбор соответствующих картинок.

После полутора лет, используя лексические образцы и вопросы, надо

стимулировать развитие у детей фразовой речи. Занятия по развитию речи

планируются на неделю. В течение месяца каждое занятие с усложнениями

повторяется 4—6 раз. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо

освоенного. Задачи по развитию речи детей в этом возрасте решаются не

только на специальных речевых занятиях, но и во всех других их видах.

Литература:

-Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» Программа и методические

рекомендации М.; Мозайка – синтез 2005г.

-Затулина Г.Я. «Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа.»

Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2015г.

-Сохин Ф.А. « Развитие речи детей дошкольного возраста» М. – Просвещение

1984 г.

-Хрестоматия по теории и методике развития детей дошкольного возраста

под редакцией М.Н. Алексеева, В.И. Яшина.



В раздел образования