Автор: Есакова Елена Алексеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 84 г.Челябинск"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Ионная связь"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет_Химия Класс 8
Учитель:Есакова Елена Алексеевна МАОУ «СОШ № 84 г.Челябинск»
Базовый уровень УМК_Габриелян О.С. Базовый уровень
Тема урока: « Ионная связь»
Цель урока Изучить механизм образования ионной связи
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить, скорректировать и закрепить знания по теме «Строение атомов»;
- ввести понятия «ионы», «ионная связь»;
- изучить новый тип химической связи – ионную связь, ее природу и условия
образования;
-обучить навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.
Развивающие:
- закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
- закрепить понятия о металлах и неметаллах;
- формировать умения определять вид ионной химической связи.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и
взаимопомощь.
Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ
Необходимое оборудование Периодическая система химических элементов
Д.И.Менделеева, таблица «Типы химических связей», образцы соединений с
ионной связью (NaCl), компьютер, проектор.
Структура и ход урока
№ Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование
УУД
1
Организационный
момент
Приветствие,
проверка готовности
класса к уроку
Приветствие
учителя и
готовность к
(К) Умение
работать в
классе
уроку
(Р) волевая
саморегуляция
как способность
к мобилизации
сил и энергии;
способность к
волевому
усилию – к
выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта и к
преодолению
препятствий.
2
Проверка домашнего
задания
Актуализация
Фронтальная беседа
учителя с учащимися
по ранее изученному
материалу
Вопросы для
фронтальной
беседы:
- Что происходит
между атомами при
отдаче и принятии
электронов?
-Сколько электронов
на внешнем
энергетическом
уровне у аргона?
-Как атом может
получить стабильное
постоянство
электронов?
-Какие химические
элементы способны
отдавать электроны?
- Принимать
электроны?
Учащиеся
отвечают устно на
вопросы по темам
предыдущих
уроков,
выстраивают
логическую
цепочку между
ранее изученным
материалом и
новой темой,
дискутируют
(П) Умение
мыслить
логически,
устанавливать
взаимосвязь
между ранее
изученным
материалом и
новым,
умение
адекватно,
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной и
письменной
речи, передавая
содержание
текста в
соответствии с
целью
(подробно,
сжато,
выборочно) и
соблюдая нормы
построения
текста
(соответствие
теме, жанру,
стилю речи и
др.)
3
Целеполагание
Учитель ставит
проблемные вопросы:
Когда металлы
отдают электроны, а
неметаллы
присоединяют
электроны, они уже
не будут атомами –
электронейтральным
и частичками,
которые содержат
одинаковое число
протонов и
электронов, а станут
заряженными
частицами – ионами
- Что произойдет при
встрече атомов
металла и
неметалла?
- Как составлять
формульные
единицы?
Учитель подводит к
теме урока
«Ионная связь»
Что произойдет
при встрече атомов
металла и
неметалла?
- Как составлять
формульные
единицы?
В процессе
дискуссии
отвечают на
вопросы и
формулируют тему
урока
(Р)
целеполагание
как постановка
учебной задачи
на основе
соотнесения
того, что уже
известно и
усвоено
учащимся, и
того, что еще
неизвестно;
(П)
самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной
цели;
4
Основной
1.Объяснение
материала учителем
с коллективным
обсуждением.
1.ученики изучают
новую
информацию,
сопоставляют с
ранее изученным
материалом,
выясняют
правильность
информации через
собственное
решение.
(Л) учащиеся
осознают
значимость
нового
материала в
свете
зависимости от
электронного
строения атомов
химических и
физических
свойств веществ
(П) получают
знания об
ионной связи,
ионах
2.Дает задание
учащимся по теме
«Ионная связь» в
рабочих тетрадях:
- Составьте схему
строение атома
натрия и хлора
Выполняют
задание в парах по
теме «Ионная
связь» в рабочих
тетрадях и
составляют свой
алгоритм, а затем
(П) учатся
составлять
электронные
формулы
веществ с
ионной связью,
определять тип
- Составьте алгоритм
построения
формульной
единицы ионного
соединения.
- Проверьте с
эталонным
алгоритмом
сверяют с
эталоном и
проводят
взаимопроверку.
связи,
(Р) получают
опыт
составления
уравнений
химических
реакций, схем
строения
атомов,
(Р) умение
мыслить
логически,
устанавливать
взаимосвязь
между ранее
изученным
материалом и
новым,
(К) умение
работать в парах,
(П)
умение
адекватно,
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной и
письменной
речи, передавая
содержание
текста в
соответствии с
целью
(подробно,
сжато,
выборочно) и
соблюдая нормы
построения
текста
(соответствие
теме, жанру,
стилю речи и
др.);
5
Закрепление
Тестовое задание по
теме нового урока с
взаимопроверкой.
Учащиеся
выполняют тест по
теме «Ионная
связь», затем
происходит
взаимопроверка по
правильным
ответам на доске.
(Р)
формирование
навыков
взаимоконтроля,
(К)
контроль,
коррекция,
оценка действий
партнера;
(Р) выделение и
осознание
учащимся того,
что уже усвоено
и что еще
подлежит
усвоению,
осознание
качества и
уровня
усвоения.
(П)
умение
адекватно,
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной и
письменной
речи, передавая
содержание
текста в
соответствии с
целью
(подробно,
сжато,
выборочно) и
соблюдая нормы
построения
текста, (Л)
действие
нравственно-
этического
оценивания
усваиваемого
содержания,
исходя из
социальных и
личностных
ценностей,
обеспечивающее
личностный
моральный
выбор
6
Оценки за урок
2-3 отметки за
проверку д.з;
всем отметка за тест;
3-5 отметок за
работу на уроке
7
Домашнее задание
П. 10, упр. 1-2
письменно, 3 устно.
Обучающиеся
записывают
домашнее задание
в дневник
8
Рефлексия
Учитель проводит
опрос по следующим
вопросам:
- Что понравилось?
- Что не
понравилось?
- Что узнали нового?
- Смогли бы
разъяснить вопросы
по теме?
- Ощущения на
уроке?
- Доволен ли ты
своей работой на
уроке?
Учащиеся
оценивают свою
деятельность и
деятельность
одноклассников;
осмысленно
выражают то, чему
научились;
определяют своё
комфортно-
психологическое
состояние на
уроке.
(Л)
эмоциональная
оценка урока и
своей работы на
уроке,
(П)
рефлексию
способов и
условий
действия,
контроль и
оценку процесса
и результатов
деятельности;
Приложение 1
Алгоритм записи схемы образования ионной связи.
1.Составить схему строения и электронные формулы атомов химических элементов,
образующих соединение.
2. Определить принадлежность элементов к металлам и неметаллам.
3.Составить схему перехода электронов и образования ионов.
4.Составить ионное соединение – формульную единицу.
Приложение 2
Самостоятельная работа
1 вариант
1.Расположите символы химических элементов в порядке усиления металлических
свойств: Rd, Li, Na, K, Cs. Обоснуйте ответ.
2.Расположите символы химических элементов в порядке ослабления неметаллических
свойств: S, Cl, Al, P, Si. Обоснуйте ответ.
3.По электронным схемам атомов определите химические элементы – металлы.
а) 2,8,5;
б) 2,8,1;
в) 2,2;
г) 2,8,7;
д) 2,8,8,2.
2 вариант
1.Расположите символы химических элементов в порядке усиления неметаллических
свойств: Br, F, I, Cl, At. Обоснуйте ответ.
2.Расположите символы химических элементов в порядке ослабления металлических
свойств: C, Be, B, Li, N. Обоснуйте ответ.
3.По электронным схемам атомов определите химические элементы – неметаллы.
а) 2,8,5;
б) 2,8,1;
в) 2,2;
г) 2,8,7;
д) 2,8,8,2.