Напоминание

"Ионная связь"


Автор: Есакова Елена Алексеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 84 г.Челябинск"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Ионная связь"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет_Химия Класс 8

Учитель:Есакова Елена Алексеевна МАОУ «СОШ № 84 г.Челябинск»

Базовый уровень УМК_Габриелян О.С. Базовый уровень

Тема урока: « Ионная связь»

Цель урока Изучить механизм образования ионной связи

Задачи урока:

Образовательные:

- повторить, скорректировать и закрепить знания по теме «Строение атомов»;

- ввести понятия «ионы», «ионная связь»;

- изучить новый тип химической связи – ионную связь, ее природу и условия

образования;

-обучить навыкам сравнения схем строения нейтральных атомов и ионов.

Развивающие:

- закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;

- закрепить понятия о металлах и неметаллах;

- формировать умения определять вид ионной химической связи.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и

взаимопомощь.

Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ

Необходимое оборудование Периодическая система химических элементов

Д.И.Менделеева, таблица «Типы химических связей», образцы соединений с

ионной связью (NaCl), компьютер, проектор.

Структура и ход урока

№ Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование

УУД

1

Организационный

момент

Приветствие,

проверка готовности

класса к уроку

Приветствие

учителя и

готовность к

(К) Умение

работать в

классе

уроку

(Р) волевая

саморегуляция

как способность

к мобилизации

сил и энергии;

способность к

волевому

усилию – к

выбору в

ситуации

мотивационного

конфликта и к

преодолению

препятствий.

2

Проверка домашнего

задания

Актуализация

Фронтальная беседа

учителя с учащимися

по ранее изученному

материалу

Вопросы для

фронтальной

беседы:

- Что происходит

между атомами при

отдаче и принятии

электронов?

-Сколько электронов

на внешнем

энергетическом

уровне у аргона?

-Как атом может

получить стабильное

постоянство

электронов?

-Какие химические

элементы способны

отдавать электроны?

- Принимать

электроны?

Учащиеся

отвечают устно на

вопросы по темам

предыдущих

уроков,

выстраивают

логическую

цепочку между

ранее изученным

материалом и

новой темой,

дискутируют

(П) Умение

мыслить

логически,

устанавливать

взаимосвязь

между ранее

изученным

материалом и

новым,

умение

адекватно,

осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной и

письменной

речи, передавая

содержание

текста в

соответствии с

целью

(подробно,

сжато,

выборочно) и

соблюдая нормы

построения

текста

(соответствие

теме, жанру,

стилю речи и

др.)

3

Целеполагание

Учитель ставит

проблемные вопросы:

Когда металлы

отдают электроны, а

неметаллы

присоединяют

электроны, они уже

не будут атомами

электронейтральным

и частичками,

которые содержат

одинаковое число

протонов и

электронов, а станут

заряженными

частицами – ионами

- Что произойдет при

встрече атомов

металла и

неметалла?

- Как составлять

формульные

единицы?

Учитель подводит к

теме урока

«Ионная связь»

Что произойдет

при встрече атомов

металла и

неметалла?

- Как составлять

формульные

единицы?

В процессе

дискуссии

отвечают на

вопросы и

формулируют тему

урока

(Р)

целеполагание

как постановка

учебной задачи

на основе

соотнесения

того, что уже

известно и

усвоено

учащимся, и

того, что еще

неизвестно;

(П)

самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной

цели;

4

Основной

1.Объяснение

материала учителем

с коллективным

обсуждением.

1.ученики изучают

новую

информацию,

сопоставляют с

ранее изученным

материалом,

выясняют

правильность

информации через

собственное

решение.

(Л) учащиеся

осознают

значимость

нового

материала в

свете

зависимости от

электронного

строения атомов

химических и

физических

свойств веществ

(П) получают

знания об

ионной связи,

ионах

2.Дает задание

учащимся по теме

«Ионная связь» в

рабочих тетрадях:

- Составьте схему

строение атома

натрия и хлора

Выполняют

задание в парах по

теме «Ионная

связь» в рабочих

тетрадях и

составляют свой

алгоритм, а затем

(П) учатся

составлять

электронные

формулы

веществ с

ионной связью,

определять тип

- Составьте алгоритм

построения

формульной

единицы ионного

соединения.

- Проверьте с

эталонным

алгоритмом

сверяют с

эталоном и

проводят

взаимопроверку.

связи,

(Р) получают

опыт

составления

уравнений

химических

реакций, схем

строения

атомов,

(Р) умение

мыслить

логически,

устанавливать

взаимосвязь

между ранее

изученным

материалом и

новым,

(К) умение

работать в парах,

(П)

умение

адекватно,

осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной и

письменной

речи, передавая

содержание

текста в

соответствии с

целью

(подробно,

сжато,

выборочно) и

соблюдая нормы

построения

текста

(соответствие

теме, жанру,

стилю речи и

др.);

5

Закрепление

Тестовое задание по

теме нового урока с

взаимопроверкой.

Учащиеся

выполняют тест по

теме «Ионная

связь», затем

происходит

взаимопроверка по

правильным

ответам на доске.

(Р)

формирование

навыков

взаимоконтроля,

(К)

контроль,

коррекция,

оценка действий

партнера;

(Р) выделение и

осознание

учащимся того,

что уже усвоено

и что еще

подлежит

усвоению,

осознание

качества и

уровня

усвоения.

(П)

умение

адекватно,

осознанно и

произвольно

строить речевое

высказывание в

устной и

письменной

речи, передавая

содержание

текста в

соответствии с

целью

(подробно,

сжато,

выборочно) и

соблюдая нормы

построения

текста, (Л)

действие

нравственно-

этического

оценивания

усваиваемого

содержания,

исходя из

социальных и

личностных

ценностей,

обеспечивающее

личностный

моральный

выбор

6

Оценки за урок

2-3 отметки за

проверку д.з;

всем отметка за тест;

3-5 отметок за

работу на уроке

7

Домашнее задание

П. 10, упр. 1-2

письменно, 3 устно.

Обучающиеся

записывают

домашнее задание

в дневник

8

Рефлексия

Учитель проводит

опрос по следующим

вопросам:

- Что понравилось?

- Что не

понравилось?

- Что узнали нового?

- Смогли бы

разъяснить вопросы

по теме?

- Ощущения на

уроке?

- Доволен ли ты

своей работой на

уроке?

Учащиеся

оценивают свою

деятельность и

деятельность

одноклассников;

осмысленно

выражают то, чему

научились;

определяют своё

комфортно-

психологическое

состояние на

уроке.

(Л)

эмоциональная

оценка урока и

своей работы на

уроке,

(П)

рефлексию

способов и

условий

действия,

контроль и

оценку процесса

и результатов

деятельности;

Приложение 1

Алгоритм записи схемы образования ионной связи.

1.Составить схему строения и электронные формулы атомов химических элементов,

образующих соединение.

2. Определить принадлежность элементов к металлам и неметаллам.

3.Составить схему перехода электронов и образования ионов.

4.Составить ионное соединение – формульную единицу.

Приложение 2

Самостоятельная работа

1 вариант

1.Расположите символы химических элементов в порядке усиления металлических

свойств: Rd, Li, Na, K, Cs. Обоснуйте ответ.

2.Расположите символы химических элементов в порядке ослабления неметаллических

свойств: S, Cl, Al, P, Si. Обоснуйте ответ.

3.По электронным схемам атомов определите химические элементы – металлы.

а) 2,8,5;

б) 2,8,1;

в) 2,2;

г) 2,8,7;

д) 2,8,8,2.

2 вариант

1.Расположите символы химических элементов в порядке усиления неметаллических

свойств: Br, F, I, Cl, At. Обоснуйте ответ.

2.Расположите символы химических элементов в порядке ослабления металлических

свойств: C, Be, B, Li, N. Обоснуйте ответ.

3.По электронным схемам атомов определите химические элементы – неметаллы.

а) 2,8,5;

б) 2,8,1;

в) 2,2;

г) 2,8,7;

д) 2,8,8,2.



В раздел образования