Автор: Михиенко Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №241 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе
Тема: " В гостях у Матрешки"
Раздел: дошкольное образование
ООД по формированию нравственно-патриотических чувств «В гостях у русской
Матрёшки» для средней группы.
Цель
:формирование представлений детей о русской матрёшке, как символе России и русской
культуры.
Задачи:
1. расширять представления детей о русской красавице – Матрёшке;
2. познакомить детей с процессом изготовления Матрёшки;
3. воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров;
4. развивать познавательный интерес к истории культуры России;
5. активизировать и обогащать словарь, формировать грамматическую и синтаксическую
сторону языка;
6.способствовать развитию творческих способностей детей через приобщение к
народному искусству;
7. развивать умение изготавливать плоскостную игрушку – матрёшку;
8. закреплять технические навыки в работе с кистью и красками.
Содержание организованной деятельности педагога и детей:
(дети заходят в группу, здороваются с гостями, дарят им свои улыбки и хорошее
настроение)
Воспитатель:
- Ребята, у меня для вас есть сюрприз - волшебная шкатулка. Вот она, но чтобы ее открыть
и узнать, что находится внутри, нужно отгадать мою загадку:
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….(Матрёшка).
- Правильно, Матрёшка.
Воспитатель достаёт из шкатулки Матрёшку, не расписанную красками.
- Ребята, что-то наша Матрёшка не совсем похожа на ту, которая есть у нас в группе,
которая с нами играет. Чего же ей не хватает? (предположения детей)
- Ребята, наверное, нашей Матрёшке нужна помощь? Как же мы ей сможем
помочь? (предположения детей)
-Как вы думаете, где можно найти одежду и украшения для нашей
Матрёшки? (предположения детей)
-Хотите все вместе отправимся в мастерскую, где она появилась? Путь наш будет
сложным, ехать нам придётся далеко.
- Не боитесь трудностей, будем помогать Матрёшке? А на каком же транспорте мы
поедем? (предположения детей)
- Хотите отправиться все вместе
на паровозе – Букашка! (картинка паровоза Букашка)
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы поедем,
За вагончиком вагон.
Ребёнок:
Едет, едет паровоз.
Слышен, слышен стук колес,
А в вагончиках сидят
Много маленьких ребят!
(Дети встают за воспитателем, имитируя вагоны у паровоза и под музыкальное
сопровождение «Паровоз Букашка», вместе с Матрёшкой отправляются в путь)
- Вот мы с вами и приехали в «волшебное место», в мастерскую, где живут и рождаются
Матрёшки.
- А может быть кто–нибудь из вас знает, кто «делает» Матрёшек, как они
появляются? (предположения детей)
- Какая это игрушка твёрдая или мягкая? (дать детям возможность сравнить мягкую
игрушку и не раскрашенную Матрёшку, сделать вывод)
- Из какого материала они изготавливаются? (предположения детей):
- Родилась Матрёшка в одной деревне,
очень - очень давно.
И сделал её первый русский мастер Василий Звёздочкин для своей любимой дочки. Её
звали Матрёнушка, и игрушку для дочки он назвал Матрёшкой. Похожи ли эти два
слова? (предположения детей)
- Для изготовления Матрёшек требуется много усилий и стараний. Сначала мастеру
необходимо выбрать дерево. Оно должно быть прочным, долговечным, обычно
используют липу или осину.
- Дерево срубают и долго сушат около
2-3 лет
- Затем с него срезают кору.
- Потом эти заготовки попадают в мастерскую к мастеру токарю, который на станке
вытачивает сначала самую маленькую, затем побольше и так до самой большой.
- Вот такие заготовки получаются
у мастера.
- Далее эту заготовку шлифуют вручную или на специальном станке, чтобы она была
ровной и гладкой.
- Затем покрывают специальным лаком, чтобы дерево не портилось.
- Потом эти заготовки матрёшек попадают к другому мастеру, который называется
художник, именно он начинает Матрёшек расписывать и наряжать их в наряды
- Сначала он прорисовывает лицо.
- Затем косынку, потом украшает сарафан и фартук различными цветами,
- А потом, снова покрывают Матрёшку бесцветным лаком, чтобы краска с неё не смылась.
- Вот такие получаются расписные Матрёшки!
- А вам бы хотелось с ними поиграть?
(Воспитатель предлагает детям найти в мастерской Матрёшку и поиграть с ней. Дети
находят Матрёшку, спрятанную под вуалью)
Ах, Матрёшечка - Матрёшка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
- Ребята, вам нравится Матрёшка?
- Давайте вместе опишем её? Какая она? Во что она одета?
(дети описывают Матрёшку).
- Как вы думаете, а это мальчик или девочка? Как вы догадались? (предположения детей)
- Про неё все говорят: «Матрёшечка, круглёшечка!» Она улыбается всегда и с ребятами
играть любит.
- А у кого-нибудь из вас есть дома Матрёшка? А где вы её покупали? (предположения
детей)
- Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без
куклы-сувенира, покупают её на базарах, рынках, в сувенирных магазинах, туристы
хранят её у себя в домах или дарят друг другу, ведь она является символом нашей страны.
- Ребята, Матрёшка тут не одна, а со своими сестрицами-подружками. Только, где же они?
(предположения детей)
- Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри. Матрёшка на столике в ярком сарафане, и
вся семья в матрёшке как в доме деревянном.
(воспитатель раскрывает Матрёшку, и все вместе находят в ней её подружек)
- Нравятся вам наши матрёшки? Похожи они друг на дружку? Чем они отличаются?
- Поставьте Матрёшек по росту, начиная с самой большой. Посчитайте, сколько Матрёшек
на столе? (дети выполняют задание)
Воспитатель обращается к детям
- А наша Матрёшка такая же красивая? Можно ли ей как-то помочь и сделать из неё
красавицу?
- Как это можно сделать? (предположения детей)
Продуктивная деятельность:
- Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор
.
Пальчиковая игра:
Чудная Матрёшка,
(показывают силуэт Матрёшки)
Попляши немножко! (хлопают в ладоши)
Танцевать с тобой мы рады! (фонарики)
Покажи свои наряды!(разводят руки в стороны)
Сарафанчик - раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек –
(загибают пальчики)
Всё красиво очень!
(разводят руки в стороны)
(Дети приступают к работе. Во время росписи обращать внимание на колорит и
композиционное построение узора).
- Молодцы, красивыми и яркими получились матрешки, так и кажется, что взмахнут они
платочками, пустятся в пляс и запоют свои частушки.
- Художник теперь рассмотрит ваши эскизы и обязательно раскрасит нашу Матрёшку, а на
её лице появится самая широкая улыбка от ваших стараний!
-
Ну а нам пора возвращаться в группу, Паровоз Букашка ждёт нас:
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы поедем,
За вагончиком вагон.
(дети встают за воспитателем, имитируя вагоны у паровоза и под музыкальное
сопровождение «Паровоз Букашка» отправляются в группу)