Автор: Чуфистова Анастасия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №29"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: доклад
Тема: "Формирование основ смыслового чтения на уроке в рамках реализации ФГОС: методы и приемы"
Раздел: среднее образование
«Формирование основ смыслового чтения на уроке в рамках реализации ФГОС:
методы и приемы»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Чуфистова Анастасия Николаевна
Одно из требований ФГОС – обучение на основе принципов метапредметности.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, понимание его
смыслового содержания. В связи с этим появилось новое понятие – смысловое чтение.
Смысловое чтение – это вид чтения, когда нужно не только прочитать текст, но и дать
оценку информации, откликнуться на содержание.
Навык смыслового чтения включает в себя:
умение осмысливать цели чтения (для чего?);
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели(как? каким образом?);
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение воспринимать тексты различных стилей;
умение адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации:
фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Виды
информации в
тексте
Что содержит информация
Роль данной информации
Фактуальная
События, факты, герои, время
и место действия, движение
сюжета и т.п.
Позволяет увидеть внешнюю
сторону текста.
(о чем в тексте сообщается
открыто)
Концептуальная
Замысел автора,
его позицию,
систему взглядов,
подход к фактам.
Служит объединяющим
началом текста
(основная идея текста,
его главный смысл)
Подтекстовая
Скрытая, дополнительная
информация, смысл которой
становится понятным лишь в
процессе переработки и
анализа фактуальной и
контекстуальной информации.
Позволяет по-новому увидеть
и понять его концептуальную
информацию
(о чем читается
«между строк»).
Дан текст.
Небольшая разница
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы.
В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно
и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь
одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел
бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав
сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживёшь долгую
жизнь и переживёшь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил
предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой
предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» — спрашивали
они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то, что сказано».
Для примера к нему подобраны три вопроса:
О чем этот текст? (фактуальная информация)
Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так назвал свой
рассказ? (концептуальная информация)
Что можете сказать о властелине, о толкователях, о придворных?
(подтекстовая информация)
Задача учителя – развивать умение читать тексты с разным уровнем понимания
содержащейся в них информации:
с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
с полным пониманием содержания (изучающее, аналитическое чтение);
Нужно учить владеть всеми видами чтения, умению переходить от одного его вида к
другому в зависимости цели получения информации.
Основные совершаемые действия при просмотровом чтении:
знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами
текста,
выделение ключевых слов и понятий, смысловых опорных пунктов,
оценка с точки зрения достоверности информации, выделение важных
абзацев, основной и второстепенной информации.
Полнота понимания текста определяется:
возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес
для читающего,
какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее
информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и
осмысления с привлечением других видов чтения.
Выделяют 4 подвида просмотрового чтения:
Ориентировочное. Основная задача читающего – установить, относится ли данный
материал к интересующей его теме.
Обзорное. Направлено на выделение главной мысли текста. Понимание главной
мысли в данном случае практически невозможно.
Конспективное – для выделения основных мыслей.
Реферативное – для выделения основных мыслей. Все подробности опускаются как
несущественные для понимания главного.
Особенности ориентировочного чтения
отсутствие установки на последующее использование полученной
информации;
быстрый темп чтения;
выбор (выделение, подчеркивание и т.п.) информации, относящейся к
кругу интересующих вопросов;
фиксация только тех языковых фактов, которые дают возможность судить
о теме текста.
Алгоритм обучения ориентировочному чтению
1. Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл,
определить главную мысль текста.
2. Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком.
3. Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о
главной мысли текста.
4. Просмотрите все остальные абзацы, сопоставляя их содержание с представлением
главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений
абзацев.
5. Сформулируйте вопрос: «О чём повествуется в тексте?»
Алгоритм обучения обзорному чтению
1. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная
часть, основная часть).
2. Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
3. Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте.
4. Определите вопросы, которые рассматриваются в тексте (текстах).
5. Читайте абзац за абзацем, отмечая в каждом предложения, несущие главную
информацию и предложения, в которых содержится дополнительная информация.
6. Отмечайте смысловые блоки, давая им краткие названия, отражающие суть.
7. Определите степень важности абзацев, отметьте абзацы, которые содержат
ключевую информацию, и абзацы, которые содержат второстепенную по значению
информацию.
8. Обобщите информацию, выраженную в тексте, в смысловое (единое) целое.
Аналитическое (изучающее) чтение включает все действия по выявлению,
интерпретации и созданию новых смыслов:
1. отбор важных и второстепенных фактов;
2. ответы на вопросы и постановку вопросов;
3. все виды свёртывания информации;
4. выделение основных и дополнительных мыслей;
5. комментарии и объяснения;
6. рефлексию – оценку прочитанного и создание собственных смыслов;
7. выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе,
рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).
Предположим, вам поручено подготовить доклад. Вы находите нужную литературу,
затем приступаете к чтению.
Сначала вы используете приёмы ориентировочного чтения: просматриваете
выбранные издания и файлы.
Далее идёт работа с уже отобранными источниками – поиск конкретных фактов, имен;
здесь используются приёмы поискового чтения.
Теперь должны быть использованы приёмы аналитического чтения (выделение
ключевых слов, составление плана, конспекта, тезисов, схем, таблиц, списка
использованной литературы; подбор цитат).
При аналитическом чтении необходим навык постановки вопросов по ходу чтения.
Это вопросы такого типа:
О чем это говорит?
Какие вопросы здесь возникают?
Как эта мысль раскрывается дальше?
Подтвердилась ли ваша догадка?
В процессе работы над учебно-научными текстами можно отрабатывать это умение,
начав с чтения параграфа учебника с карандашом в руках:
•
сформулировать тему параграфа в форме вопроса,
•
при чтении делить текст на смысловые фрагменты и на листе бумаги
(параллельно, по ходу чтения) записывать вопросы к каждому фрагменту,
•
письменная переработка (составление плана, тезисов),
•
применять различные графические приемы визуализации.
Крайне важно направлять действия учащихся (через различные задания, шаблоны)
так, чтобы вопросы плана, формулировки тех или иных положений, название узлов
параграфов давались «своими словами» – это важнейший показатель понимания
текста.
Показатель сформированности умений аналитического чтения - это уровень
критического восприятия освоенной информации:
Согласен я или не согласен с автором? Почему?
Если в статье изложено несколько позиций, то какая из них представляется мне
более убедительной?
Составление (синтез) своего ответа на вопрос после оценки информации.
Стратегии аналитического чтения зависят от типа текста
Сплошные
Несплошные
описание (отрывок из рассказа,
стихотворение, описание человека,
места, предмета и т.д.);
повествование (рассказ,
графики;
диаграммы;
схемы (кластеры);
таблицы;
стихотворение, повесть, басня,
письмо, статья в газете или журнале,
статья в учебнике, инструкция,
реклама, краткое содержание фильма,
спектакля, пост блога, материалы
различных сайтов);
рассуждение (сочинение-
размышление, комментарий,
аргументация своего мнения).
географические карты и карты
местности;
план помещения, местности,
сооружения;
входные билеты;
расписание движения транспорта;
карты сайтов.
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ)
Приёмы, удобные для работы со сплошным текстом:
Чтение с остановками
Стратегии: «Вопросительные слова», «Ромашка вопросов», ИНСЕРТ
«Таблица-синтез»
Приёмы «Мозаика проблем», стратегия обучения решению проблем
«ИДЕАЛ»
«Уголки» и другие.
Остановимся на некоторых приемах более подробно.
ИНСЕРТ (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и
размышления)
Маркировка текста значками по мере его чтения
«v» – уже знал
«+» – новое
«-» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы
Чтение с использованием данного приёма учит анализировать, сопоставлять новые
знания с имеющимися, интерпретировать, применять информацию.
Стратегия «Таблица-синтез»
используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает
ученика к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.
При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья — при
просмотре содержания первых двух.
Ключевые моменты
текста
На чем
остановилось
внимание?
Почему именно на этом
остановилось внимание?
(анализ)
Вывод
«Тонкие» и «толстые» вопросы
«Тонкие»
«Толстые»
вопросы, требующие простого,
односложного ответа
вопросы, требующие
подробного, развёрнутого
ответа
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех
стадий урока.
1. На стадии вызова это будут вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить
ответы при изучении темы.
2. На стадии осмысления содержания приём служит для активной фиксации вопросов
по ходу чтения.
3. На стадии рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Прием «Концептуальная таблица»полезен, когда предполагается сравнение
объектов.
по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению,
по вертикали – критерии, по которым сравнение происходит.
Например, этот приём может быть использован при изучении и сравнении басен
Эзопа «Ворон и лисица» и И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Прием «Чтение с остановками» используется при изучении неизвестного ранее
произведения.
Количество остановок при чтении должно быть определённым.
Задания и различные виды вопросов (простые, уточняющие, интерпретационные,
творческие, оценочные, практические) формулируются в соответствии с уровнями
познавательной деятельности по Б. Блуму (знание, понимание, применение, анализ,
синтез, оценка).
На стадии вызова - обращение к личному опыту детей, обсуждение заглавия,
прогноз содержания рассказа.
На стадии осмысления содержания текст читается отрывками, анализируется
и осуществляется прогноз дальнейшего развития сюжета, проверяются
предположения.
На стадии рефлексии - осмысление текста как единого целого, с
использованием различных форм работы: творческого письма, эссе по
впечатлениям от рассказа, сочинения-рассуждения, дискуссии, совместного
поиска.
Формы письменной рпефлексии:
эссе
различные виды дневников (дневник -художественный альбом, дневник с
цитатами из произведений и комментариями, письменное интервью с целью
взаимообмена мнениями)
различные варианты портфолио
синквейн - это стихотворение из пяти строк, где:
первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),
четвертая – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское
обобщение, повторяющее суть темы.
Пример:
Книга.
Красивая, интересная.
Помогает, рассказывает, поучает.
Книга помогает в учении.
Бумага.
Для активизации чтения нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в
каждом смысловом отрезке текста.
С помощью дифференциального алгоритма чтения можно разбивать каждый
самостоятельный фрагмент текста на отдельные логические элементы (потому
алгоритм и назван дифференциальным).
Три блока:
Выделение ключевых слов в
каждом смысловом абзаце
текста (КС).
Составление смысловых рядов
(СР).
Выявление доминанты
(Д).
несут основную смысловую
нагрузку. Они обозначают
предмет, признак предмета,
состояние или действие.
словосочетания или
предложения, которые состоят
из ключевых и некоторых
дополняющих их
вспомогательных слов.
Они представляют собой сжатое
содержание абзаца и являются
основой для выявления
доминанты текста. На этом
этапе текст сжимается.
основное значение чтения
и его главная задача. Один
из лучших способов
понимания утверждений
автора – передача
прочитанного
утверждения своими
словами, повторение
авторской мысли в другой
формулировке, которая
будет являться рефлексией
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения основной
образовательной программы общего образования, а также является универсальным
учебным действием