Автор: Аникин Дмитрий Вячеславович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Гагинский филиал ГБПОУ "Лукояновский Губернский колледж"
Населённый пункт: с.Гагино, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Техническое обслуживание №2 трактора МТЗ-80"
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Специальность:35.02.07 Механизация сельского хозяйства
ПМ.01
Подготовка
машин,
механизмов,
установок,
приспособлений
к
работе,
комплектование сборочных единиц
МДК 01.02 Подготовка тракторов и сельскохозяйственных машин и механизмов к работе
Курс: 2
Тема программы: Подготовка к работе и ТО тракторов и автомобилей
Тема занятия: Техническое обслуживание №2 трактора МТЗ-80
Тип урока: урок освоения трудовых приемов и операций
Вид урока: урок инструктирования
Формы проведения урока:
- при проведении вводного инструктажа: фронтальная, индивидуальная;
-
при
проведении
текущего
и
заключительного
инструктажа:
самостоятельная,
коллективная (бригадная);
Методы обучения: словесные, наглядно-демонстрационные, практические, проблемные.
Принципы обучения: доступность, наглядность, творческая активность и самостоятельность,
последовательность и систематичность.
Цели занятия:
Обучающие:
- формирование умений и навыков обучающихся по правильному и последовательному
проведению технического обслуживания №2 трактора МТЗ-80;
-
формирование
профессиональных
компетенций,
соответствующих
основному
виду
профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов
электрооборудования.
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за
посевами.
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.
Развивающие:
-
развитие
профессионально
важных
качеств
у
обучающихся:
аккуратность,
самостоятельность, чувство ответственности за качество выполняемой работы, умение
работать
в
коллективе,
соблюдения
трудовой
и
производственной
дисциплины,
ответственное отношение к правилам техники безопасности;
-
развитие
умения
анализировать
свою
деятельность
при
проведении
технического
обслуживания №2 трактора МТЗ-80;
- развитие умений по использованию в процессе работы инструментов;
- формирование общих компетенций:
ОК2.
Организованность
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать
их
эффективность
и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
Воспитательные:
- формирование ответственного отношения к профессиональным обязанностям,
уверенности в себе, бережного отношения к инструменту, агрегату.
умение работать в команде;
- формирование общих компетенций:
ОК
1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК
6.
Работать
в
коллективе
и
в
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, потребителями.
Квалификационные требования:
Практический опыт:
- выполнения регулировочных работ при настройке трактора на режим работы;
- выявления неисправностей и устранение их.
Умения:
- определять техническое состояние трактора;
-выявлять неисправности в основных механизмах трактора.
Знания:
-классификацию, устройство и принцип работы двигателя трактора;
- назначение, общее устройство основных сборочных единиц трактора, принцип работы,
место установки, последовательность сборки и разборки, неисправности;
- регулировку узлов и агрегатов трактора;
-
назначение,
устройство
и
принцип
работы
оборудования
и
агрегатов,
методы
устранения неисправностей.
Материальное обеспечение: трактор МТЗ-80; набор ключей, инструменты и оборудование:
молотки слесарные массой 500 гр., плоскозубцы – 300мм, набор сменных головок (8-22мм).
Набор гаечных ключей от 8 до 60мм, сумка инструментов тракториста, набор шурупов,
домкрат Q-4т, противооткатные приставки, подставки, обтирочный материал, медицинская
аптечка.
Дидактический материал: инструкционные карты с последовательными технологическими
операциями, карточки – задания, лист оценки качества выполненного задания.
Информационное обеспечение:
1.
Богатырев А.В. Тракторы и автомобили.- М.; КолосС – 2014.- 400 с.
2.
Глазов Г.И. Тракторы. Устройство и техническое обслуживание. – М.; Академия – 2012.
- 256 с.
3.
Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили. Теория и технологические свойства. – М.; КолосС
– 2009. – 504 с.
4.
Бугара В.А. Справочник по тракторам.- М.: Колос,2010.
План урока учебной практики
I.Организационная часть: 5 мин.
- проверка присутствующих по списку;
- проверка формы обучающихся;
- проверка готовности обучающихся к уроку;
- проверка готовности рабочего места и оборудования к работе.
II.Вводный инструктаж: 40 мин.
1.
Формирование понимания сущности и социальной значимости профессии
Одна из самых нужных и полезных машин в сельском хозяйстве - это трактор. А человек,
который
им
управляет
и
ремонтирует,
называется
тракторист.
Это
не
просто
водитель
трактора,
он
ещё
и
управляет
его
рабочими
механизмами,
чтобы
выполнять
огромный
перечень операций, сменяя только инструмент.
Профессия
тракторист
одна
из
наиболее
известных
рабочих
специальностей.
Трактор
непростая машина, для работы с которой работник, кроме выполнения огромного перечня
определенных задач, должен уметь ремонтировать трактор, настраивать его различные узлы,
а также проводить сборку и ремонт электроприборов.
Профессия трактористаберет свое начало от середине 19 века, когда квалифицированные
мастера
придумали
и
разработали
первый
трактор.
Изначально
все
специалисты,
работающие с такой тяжелой техникой, назывались простыми машинистами. Причиной
создания такой огромной техники было облегчение тяжелой работы крестьянам. Таким
образом, первый трактор являлся основным сельскохозяйственным орудием труда.
Все операции, выполняемые трактором, могут быть произведены и людьми, но на это они
потратили бы больше времени и сил. Поэтому благодаря деятельности тракториста на любом
объекте можно сэкономить энергию людей и время. Для успешной работы на тракторе
рабочий должен обладать следующими качествами: хорошим глазомером и зрением в целом,
хорошим слухом, выносливостью, хорошей физической силой и координацией движений,
сообразительностью, максимальной внимательностью и быстрой реакцией.
Тракторист
больше
всего
рискует,
когда
ремонтирует
свою
технику.
Как
утверждает
статистика,
больше
всего
травматизма
связано
именно
с
ремонтом
машин,
а
не
их
использованием.
Тракторист машинист должен знать: устройство тракторов, их отдельных узлов и элементов;
правила эксплуатации; основы техники безопасности при работе на тракторах; правила
дорожного движения.
Должен уметь: проводить сборку и разборку тракторов и основных их узлов; проводить
регулировку механизмов; проводить ремонтные работы.
Наша страна всегда славилась своими богатыми землями, природными ресурсами и ещё
наши
предки
занимались
земледелием.
Сегодня
стране
как
никогда
нужны
квалифицированные рабочие кадры, которые смогут трудиться на благо родины.
2.
Сообщение темы, целей урока; место урока в программе учебной практики
Урок «Техническое обслуживание №2 трактора МТЗ-80» входит в тему программы МДК
01.02
Подготовка
тракторов
и
сельскохозяйственных
машин
и
механизмов
к
работе
«Подготовка к работе и ТО тракторов и автомобилей».
Урок
относится
к
типу
освоения
трудовых
приемов
и
операций.
В
ходе
урока
будут
использоваться словесные, наглядно-демонстрационные, практические, проблемные методы
обучения.
В ходе урока необходимо выполнить следующие цели:
Обучающие:
- формирование умений и навыков обучающихся по правильному и последовательному
проведению технического обслуживания №2 трактора МТЗ-80;
-
формирование
профессиональных
компетенций,
соответствующих
основному
виду
профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов
электрооборудования.
ПК 1.2. Подготавливать почвообрабатывающие машины.
ПК 1.3. Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за
посевами.
ПК 1.4. Подготавливать уборочные машины.
Развивающие:
-
развитие
профессионально
важных
качеств
у
обучающихся:
аккуратность,
самостоятельность, чувство ответственности за качество выполняемой работы, умение
работать
в
коллективе,
соблюдения
трудовой
и
производственной
дисциплины,
ответственное отношение к правилам техники безопасности;
-
развитие
умения
анализировать
свою
деятельность
при
проведении
технического
обслуживания №2 трактора МТЗ-80;
- развитие умений по использованию в процессе работы инструментов;
- формирование общих компетенций:
ОК 2. Организованность собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать
их
эффективность
и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
Воспитательные:
- формирование ответственного отношения к профессиональным обязанностям,
уверенности в себе, бережного отношения к инструменту, агрегату.
умение работать в команде;
- формирование общих компетенций:
ОК
1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК
6.
Работать
в
коллективе
и
в
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, потребителями.
3.
Актуализация знаний. Фронтальный опрос по пройденному материалу
- Какие существуют виды технического обслуживания тракторов?
(ЕТО, ТО№1, ТО№2)
- Назовите марку масла, применяемого для заливки в картер двигателей Д-240, СМД-62?
(летнее - моторное масло М10Г
2
ГОСТ 8581-78; зимнее – моторное масло М8Г
2
ГОСТ
8581-78)
- Через сколько мотто-часов проводится ТО №1 у тракторов?
(ТО№1 проводится через 125 мото-часов)
- Назовите порядок работы 4-х цилиндрового 4-х тактного двигателя?
(порядок работы: 4-х цилиндрового двигателя 1-3-4-2; 6-ти цилиндрового двигателя 1-5-
3-6-2-4).
- Через сколько часов проводится ТО№2?
(500 мото-часов)
- Какая жидкость применяется в системе охлаждения двигателя?
(тосол, антифриз, вода)
- Какое рабочее давление масла в системе смазки двигателя?
(ОТ 1-4,5 кг/см
2
)
4.
Формирование
ориентировочных
условий.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Напоминаю технику безопасности при выполнении заданий при проведении технического
обслуживания №2 тракторов и автомобилей.
1.
Одежда не должна иметь развевающихся концов, застегнуть или обхватить широкой
резинкой обшлага рукавов, длинные волосы убрать под плотно облегающий головной
убор. Обувь должна быть на нескользкой подошве.
2.
Все инструменты, имеющие заостренные концы для рукояток должны быть снабжены
деревянными
ручками
с
бандажными
кольцами,
предохраняющими
их
от
раскалывания.
3.
Слесарные
молотки
должны
иметь
ровную,
слегка
выпуклую
поверхность,
быть
надежно насажены на ручки и закреплены стальными зачерненными клиньями.
4.
При
выполнении
заданий
нельзя
загромождать
проходы;
на
рабочем
месте
надо
сохранять
чистоту
и
порядок,
пролитые
нефтепродукты
немедленно
убирать,
площадку у рабочего места всегда содержать сухой.
5.
На рабочем месте категорически запрещается пользоваться открытым огнем, курить.
Запрещается
мыть
руки
или
чистить
одежду
бензином.
По
окончании
работы
обтирочный
материал
и
другие
смоченные
в
нефтепродуктах
материалы
следует
убирать в безопасное место.
6.
Монтажно-демонтажные работы выполнять исправным инструментом и применять
его строго по назначению. Запрещается помещать прокладки между зевом ключа и
гранью
гайки,
использовать
удлинители,
применять
для
отворачивания
или
заворачивания гаек зубило и молоток.
7.
Во время осмотра аккумуляторов не пользоваться для освещения открытым огнем,
использовать
переносную
лампу
напряжением
не
более
36В,
защищенную
проволочной сеткой.
8.
Использовать безопасные приемы при работах гаечным ключом (рабочее движение – к
себе, а не от себя), съемником (обеспечивать сносность винта и снимаемой детали, а
так же надетый на нее захват).
9.
Не
затягивать
соединения
маслопроводов
и
гидроагрегатов,
если
гидросистема
находится под давлением.
Обучающиеся расписываются в журнале по ТБ.
5.
Изучение нового материала
1.
Ознакомление обучающихся с содержанием темы.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО)проводят в перерыве между сменами (через
каждые 10 ч. Работы). Оно предусматривает выполнение следующих операций:
1). проверяют, нет ли подтеканий топлива, масла, электролита и воды через соединения
деталей;
2). доливают отстоеное или профильтрованное топливо в баки дизеля и пускового двигателя;
3). измеряют уровень масла в картере дизеля и при необходимости
доливают масло. Уровень измеряют не раньше, чем через 20 мин после остановки дизеля;
4). проверяют уровень воды в радиаторе;
5). сливают конденсат из ресивера пневматической системы;
6). проверяют степень засоренности воздухоочистителя дизеля по индикатору на щитке
приборов, работу контрольных приборов, звукового сигнала и освещения;
7).
если
трактор
эксплуатировался
в
условиях
повышенной
запыленности
воздуха,
то
осматривают и при необходимости очищают защитную сетку радиатора.
Во время рабочей смены надо прислушиваться к работе дизеля, следить за показаниями
контрольных приборов, обращать внимание на цвет выхлопных газов. Кроме того, следует
периодически
проверять
состояние
шин,
степень
нагрева
корпусных
узлов
дизеля,
трансмиссии,
ходовой и гидравлической систем.
Техническое обслуживание № 1 (ТО-1)проводят через каждые 125 ч работы.
Сначала выполняют все операции ЕТО. После этого проводят следующие операции: моют
трактор;
проверяют
уровень
масла
в
корпусе
топливного
насоса,
натяжение
ремня
вентилятора дизеля, давление воздуха в шинах и их состояние, работу рулевого управления и
тормозов;
смазывают
подшипники
водяного
насоса
системы
охлаждения
и
отводки
сцепления; сливают отстой из топливного фильтра грубой очистки.
Через одно техническое обслуживание № 1 (после 125 ч работы) проверяют уровень и
состояние
масла
в
поддоне
воздухоочистителя
дизеля,
очищают
ротор
центробежного
масляного фильтра дизеля, смазывают подшипники шарниров карданных валов переднего
ведущего моста.
Техническое
обслуживание
№
2
(ТО-2)
проводят
через
каждые
500
ч
работы.
Сначала
выполняют все операции технического обслуживания № 1, затем делают следующее:
1). заменяют масло в картере дизеля, поддоне воздухоочистителя корпусе топливного насоса
(при использовании масел М8Ґ
2
и МІОГ, по ГОСТ 8581-78 с содержанием серы не более 0,5%
маслов картере дизеля заменяют через 500 ч работы);
2). сливают отстой из фильтра тонкой очистки топлива и топливных баков;
3). промывают фильтрующие элементы воздухоочистителя пускового дизеля, регулятора
давления пневматической системы;
4). проверяют уровень масла в корпусах трансмиссии (сцепления, коробки передач, заднего
моста,
переднего
ведущего
моста,
верхних
и
нижних
пар
колесных
редукторов,
промежуточной
опоры
карданной
передачи),
баке
раздельно-агрегатной
гидравлической
системы,
редукторе
пускового
двигателя,
корпусе
гидроусилителя
рулевого
управления;
смазывают втулки поворотных цапф переднего моста, ступицу педали сцепления;
5). проверяют свободный ход педали сцепления и тормозов, падение давления воздуха в
пневмосистеме при свободном положении педалей тормозов, свободный ход рулевого колеса,
герметичность воздухоочистителя и впускного трубопровода двигателя, состояние клемм и
вентиляционных отверстий аккумуляторных батарей, уровень и плотность электролита;
6). проводят обслуживание блока отопления и охлаждения воздуха в кабине;
7). проверяют крепление ступиц задних колес, лонжеронов к переднему брусу и корпусу
сцепления,
корпуса
коробки
передач,
кронштейна
промежуточной
опоры
карданной
передачи, двигателя.
Через одно техническое обслуживание № 2 (после 500 ч работы) проверяют зазор между
клапанами
и
коромыслами
дизеля,
очищают
центральную
трубу
воздухоочистителя
и
промывают его корпус с фильтрующими элементами.
2.
Ознакомление
обучающихся
с
содержанием
задания.Объяснение
порядка
и
последовательности выполнения задания
Работа обучающихся на уроке предполагает выполнение трех заданий:
ЕТО трактора МТЗ-80; ТО №1 трактора МТЗ-80; ТО №2 трактора МТЗ-80.
3.
Ознакомление
обучающихся
с
учебно-технической
документацией
и
инструкционно -технологическими картами (см.приложение 1).
4.
Ознакомление обучающихся с рабочим местами и их материальным оснащением.
Распределение по звеньям и рабочим местам, выдача инструмента, учебно-технической
документации, знакомство с графиком чередования звеньев по рабочим местам (см.табл.1).
Таблица 1- График чередования звеньев по рабочим местам
№
рабочего
места
Наименование работ
Число обучающихся
в звеньях
Чередование звеньев
1
ЕТО трактора МТЗ-80
3
1-2-3
2
ТО №1 трактора МТЗ-80
3
2-3-1
3
ТО №2 трактора МТЗ-80
3
3-1-2
После распределения по рабочим местам происходит выдача инструкционных карт,
которые
должны
обеспечить
правильную
организацию
самостоятельной
работы
обучающихся при выполнении практических заданий.
6.
Знакомство
обучающихся
с
критериями
оценок при
проведении
технического
обслуживания тракторов.
Оценка должна отражать фактическую успеваемость. Справедливая оценка оказывает
большое воспитательное воздействие и мастер производственного обучения обязан умело ее
использовать,
побуждая
обучающих
к
сознательному
и
прочному
овладению
знаниями,
навыками и умениями. Воспитательный характер проверки и оценки знаний проявляется в
том, что обучающиеся приучаются сознательно и ответственно относиться к обучению,
понимают роль проверок, самоконтроля, умеют находить ошибки и недочеты в своей работе,
анализировать их причины. Разработанные показатели для оценки при выполнении работы
по техническому обслуживанию тракторов доводятся до обучающихся (см.табл.2).
Таблица 2- Показатели для оценки работы по ТО тракторов
Показатели
для оценки
«5»
отлично
«4»
хорошо
«3»
удовлетворительно
«2»
неудовлетворительно
Качество
работы,
выполнение
технических
требований
при
выполнении
ТО№2
трактора
МТЗ-80
Отличное
качество работы
в соответствии с
установленным
и техническими
требованиями.
Твердое
усвоение и
свободное
применение
приемов труда
при выполнении
операций
припроведении
ТО№2 трактора
МТЗ-80 в
соответствии с
технологически
ми картами.
Полная
самостоятельно
сть при
планировании и
выполнении
задания.
Хорошее
качество работы
в соответствии с
техническими
требованиями.
Достаточно
прочное
усвоение
приемов
выполнения
задания при
выполнении
операций при
проведении
ТО№2 трактора
МТЗ-80 в
соответствии с
технологическм
и картами.
Самостоятельно
сть
планирования и
выполнения
задания при
несущественной
помощи мастера
Удовлетворительное
выполнение работы
в пределах
технических
условий, но после
исправлений по
указанию мастера.
Усвоение основных
приемов выполнения
операций при
проведении ТО№2
трактора МТЗ-80.
Недостаточная
самостоятельность
планирования и
выполнения задания.
Нарушение основных
технических условий.
Не усвоение
основных приемов
выполнения
производственных
операций.
Не умение
самостоятельно
планировать и
выполнять работу.
Выполнение
норм
времени
Выполнение
норм времени
Выполнение
норм времени
Выполнение норм
времени
Не выполнение норм
времени
Организация
труда и
рабочего
времени
Правильная
организация
труда и рабочего
места
Правильная
организация
труда и рабочего
места
Правильная
организация труда и
рабочего места
Нарушение в
организации труда и
рабочего места
III. Текущий этап: 180 мин.
1.
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельное выполнение обучающимися заданий по техническому обслуживанию №2
трактора МТЗ-80 в соответствии с инструкционно – технологическими картами. Во время
выполнения
обучающимися
заданий
проводятся
контрольные
обходы
рабочих
мест,
проводится контроль за действиями обучающихся.
2.
Первый обход рабочих мест
Особое
внимание
обращается
на
организацию
рабочих
мест,
правильность
выполнения
задания,
использования
инструментов
и
приспособлений,
соблюдение
обучающимися
техники безопасности.
3.
Второй обход рабочих мест
Проверка правильности выполнения трудовых приемов. На рабочем месте определяется
алгоритм
выполнения
практического
задания.
Определяются
ошибки
при
выполнении
заданий,
оказывается
консультативная
помощь
обучающимся,
даются
дополнительные
пояснения
и
указания
по
выполнению
практических
заданий.
Проверяется
соблюдение
техники безопасности, умение проводить ТО трактора МТЗ-80.
4.
Третий обход рабочих мест
Проведение проверки правильности ведения самоконтроля. Контроль за качеством
проведения ЕТО трактора МТЗ-80; ТО №1 трактора МТЗ-80; ТО №2 трактора МТЗ-80.
Самоанализ выполненных заданий.
5.
Четвертый обход рабочих мест
Проверка
правильности
соблюдения
технических
и
технологических
условий
в
работе.
Контроль за работой всех механизмов трактора.
Проверка сдачи рабочих мест, инструментов и приспособлений, которые обучающиеся
приводят в порядок.Проведение приема практической работы и оценивание. Заполнение
оценочного листа (см. приложение 2).
IV. Заключительный этап: 40 мин.
1.
Рефлексия. Решение проблемных ситуаций
- Что может произойти, если уровень масла ниже нижней метки на проверочном щупе?
(заклинивание)
-
Что
может
произойти
при
утечке
охлаждающей
жидкости
из
системы
охлаждения
двигателя? (перегрев и заклинивание поршневой группы)
- Почему двигатель работает с перебоями, укажите причины? (засорение фильтра, выход из
строя форсунки, топливного насоса).
2.
Подведение итогов урока
Анализ работы звеньев и каждого обучающегося. Соотношение целей урока и результата.
3.
Анализ ошибок
Указание положительных и отрицательных сторон работы обучающихся. Анализ ошибок
и
их
обсуждениедля
повторного
закрепления
заданий,
которые
были
получены
в
ходеурока.Разбор наиболее характерных недочетов в работе обучающихся.
4.
Выставление
оценок. Сообщение обучающимся оценок, которые выставляются в
журнал.
5.
Сообщение домашнего задания. Инструкции по выполнению домашнего задания.