План-конспект урока "Действия с десятичными дробями"
Автор: Ерлыченкова Алла Ивановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная Котовская школа" Населённый пункт: с. Котово Старооскольский район Белгородская область Наименование материала: методическая разработка Тема: План-конспект урока "Действия с десятичными дробями" Раздел: среднее образование
А. И. Ерлыченкова
учитель математики
( Российская Федерация г. Старый Оскол
МБОУ «Основная общеобразовательная Котовская
школа») allamatem@yandex
План -конспект интегрированного урока по математике и литературе
« Действия с десятичными дробями»
математика 5 класс
(продолжительность урока 45 минут)
Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в
пониании целостности окружающего мира.
Задачи урока:
Предметные : обобщить и расширить знания учащихся о жизни А.С.Пушкина с
помощью работы с различными источниками информации, произвести обзор
произведений А.С. Пушкина,
обобщение и систематизация знаний по теме «десятичные дроби»
Личностные: развитие творческого мышления, любознательности и
познавательной активности, воспитание чувства национальной гордости и
патриотического отношения учащихся к истории нашей Родины, к жизни и
творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина..
Метапредметные: формирование умения отыскивать и обрабатывать информацию,
выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Тип урока: урок контроля знаний и умений
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, листы
самооценивания, справочная литература.
Подготовка к уроку:
Включить в домашнее задание к уроку чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о
рыбаке и рыбке»
Структура урока:
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.
IV. Информация о домашнем задании.
V.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель математики
Сегодня мы проводим необычный урок. Урок совмещает в себе 2 предмета:
литературу и математику. На одном уроке с вами будут одновременно работать
два учителя: учитель литературы и учитель математики. Вы убедитесь в том,
что эти две совершенно различные школьные дисциплины на самом деле
едины.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель литературы.
Сегодняна уроке -мы вспомним некоторые моменты биографии А.С. Пушкина,
перелистаем страницы его сказок, постараемся найти в
них
математические
м
о
м
е
н
т
ы
.
Александр
Сергеевич
Пушкин-гениальный
поэт, прозаик,
драматург, критик.
Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи,
поэмы,
романы, исторические повести,
рассказы, сказки.
Жизнь и творчество
А.С.Пушкина можно изучать всю жизнь.
Учитель математики
Сегодня на уроке мы повторим правила действия с десятичными дробями,
применим дроби к решению уравнений и задач.
III. Проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений
Учитель математки
Давйте узнаем, когда родился А. С. Пушкин.
Задание №1 Реши примеры и определи дату рождения А. С. Пушкина
Число 1,2:0,2
Месяц 120:5 *0,25
Год 8995*0,2
Учитель литературы:
Правильно. А С Пушкин родился родился 6 июня 1799 года в самом центре
России -городе Москве. Сначала воспитанием А.С Пушкина занималась няня
Арина Родионовна, которя знала бесчисленное количество пословиц, поговорок,
песен и сказок. Эта простая русская женщина своими рассказами и сказками
учила будущего поэта русскому языку. Вводила его в мир старины, народного
быта, народной поэзии. Мальчику было 12 лет, когда родители решили
определить сына в только, что основанный Царскосельский лицей. В Лицее
создавалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных
и иных способностей лицеистов. Среди изучаемых предметов была и
математика.
Хорошо известно, что А. С. Пушкину математика не давалась с детства,
поэтому он её и не любил. По словам его сестры О.С Павлищевой
«арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя
правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».
Учитель математики
Давайте вспомним 4 правила действия с десятичными дробями:
1) Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
2) Сформулируйте правило вычитания десятичных дробей.
3) Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь.
4) Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
Учитель литературы
Лицейский друг А С Пушкина И И Пушин вспоминал , что «...все профессора
смотрели с благоговением на на растущий талант Пушкина. В математическом
классе вызвал его раз учитель к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин
долго переминаля с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Учитель
спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь,
ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем.
Садитесь на свое место и пишите стихи».
Учитель математики
Давайте решим уравнения и докажем, что не всегда в уравнениях икс равен
нулю.
Задание №3
Решите уравнения:
а)Х-11,3=1,56 в) 12,6:Х=6,3 д)2,8Х+8,3=13,9
б)Х+14,3=15,65 г)1-Х=0,89 е) 18,2 (Х+4)=182
Трое учащихся решают уравнения у доски.
Учитель математики
А сейчас нам предстоит поработать в группах, необходимо расшифровать
слова и сказать, как эти слова связаны с именем А. С. Пушкина
Задание для 1 группы.
1)2,87+11,35=14,22
2)14,75-8,12=6,63
3)14,2*0,25=3,55
4)7,56:0,6=12,6
5)(130,2-30,8):2,8-21,84=13,66
№
ы
б
а
к
р
1
14,2
142,2
1,42
142
14,22
2
6,63
6,6
7,63
76,3
66,3
3
35,5
3,55
3,56
4,56
4,57
4
12,7
1,26
126
12,6
13,6
5
1,366
136,6
13,66
14,6
13,76
Задания для 2 группы
1)2,92+12,47=15,39
2)13,42-8,17=5,25
3)15,3*0,25=3,825
4)0,161:0,7=0,23
5)0,2*10=2
6)8,16:(1,32+3,48)-0,345=1,355
№
р
а
т
к
и
с
1
1,539
14,36
15,49
14,49
16,39
15,39
2
52,5
5,35
5,25
5,15
6,25
525
3
38,25
3,825
382,5
38,35
39,45
3825
4
0,23
2,3
23
0,24
230
0,32
5
20
0,2
22
0,02
2
0,002
6
13,55
1,345
135,5
1,355
1,455
136,5
Задания для 3 группы
1)3,44+5,27=8,71
2)12,84-11,5=1,34
3)13,8*0,25=3,45
4)1,598:4,7=0,34
5)0,88*10=8,8
6)3,1*(7-3,8)+1,3=11,22
№
о
р
0
ы
к
т
1
8.72
9.71
87,1
871
8,71
0,871
2
1,34
1,36
134
0,134 13,6
0,134
3
345
3,45
0,345 34,55 3,55
3,65
4
0,44
3,4
340
0,34
1,34
0,034
5
88
0,88
0,008 0,98
9,8
8,8
6
1122
1,122 11,22 0,112 11,32 113,2
Из какой сказки эти слова?
Ребята отгадывают зашифрованные слова и название сказки
Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Учитель литературы
Зачитывает отрывок из сказки
Жил старик со своею старухой
у самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Сколько лет жила семья у моря.
Учитель математики
В первый день старик поймал 5, 5 кг рыбы, что больше массы рыбы,
пойманной во второй день на 3 кг. Сколько кг рыбы поймал старик за 2 дня.
Ответ : за 2 дня старик поймал 7 кг рыбы.
Учитель литературы
В названии какой сказки А С Пушкина есть число 7
Правильно это «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», написанной А С Пушкиным
в Болдине, среди действующих лиц есть и люди, и другие персонажи. Сколько
действующих лиц в сказке? Перечислите всех героев сказки.
Учитель математики
Ответить на этот вопрос поможет математичесая задача
Число людей в сказке больше числа остальных действующих лиц на 9,
число остальных действующих лиц на единицу больше числа всех сказок
Пушкина . Совет, если окажется расхождение в результатах при чтении и при
решении, то еще раз внимательно перечитайте сказку от начала до конца
Правильный ответ:
Действующие лица-люди:1)царь-отец, 2)царица-мать,3) царица-мачеха,
4)царевна,5)царевич Елисей, 6-12) богатыри; 13)Чернавка; 14) сам А.С. Пушкин
Действующие лица -другие персонажи: 1)Солнце; 2) Месяц; 3)Ветер; 4) Зеркало;
5) Пес Соколко.
Учитель литературы
А С Пушкин -автор 7 сказок. Расцвет жанра сказки у А С Пушкина падает на
первую половину 30-х годов 19 века. М. Горький вспоминал: «Великолепные
сказки А. С. Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько
раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не
усну». Ребята, вспомните, какие сказки А С Пушкина вы знаете.
Учитель литературы
Вспомним слоава еще одной сказки А.С. Пушкина.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,-на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой...
Из какой сказки этот отрывок?
Учитель математики
Задача
Спица на куполе может выдержать вес 4,7 кг. Царю подарили Золотого
петушка массой 3 кг 750 грамм. Выдержит ли спица, если петушок поправится
на 1кг 800грамм.
Учитель литературы
Мы начали урок с того, что А.С. Пушкин не любил математику, но на самом деле,
став взрослым, он проявлял интерес к математике. Александр Сергеевич издавал
журнал "Современник" и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на
математическую тему. Александр Сергеевич Пушкин стремился, по его
утверждению, "Стать с веком наравне!» Даже по отношению к математике. Ведь
образованный человек должен быть образован во всём.
Учитель математики
Ребята, мы сегодня увидели, что соединение сказок и математики возможно.
Надеюсь, что встреча со знакомыми героями сказок не оставила нас равнодушными.
IV. Информация о домашнем задании
Ребята, перчитайте ваши любимые сказки А. С. Пушкина, зашифруйте с
помощью примеров на все действия с десятичными дробями, название этих
сказок.
V.Рефлексия (подведение итогов занятия)
У вас на столах лежат листочки, где есть шкала успеха по трехбалльной системе,
поставьте, пожалуйста галочку, соответствующую вашему настроению на шкале
успеха:
у меня прекрасное настроение - 3
у меня обычное настроение - 2
мое настроение плохое - 1
Учитель литературы.
Ребята, пишите свои стихи! Помните, что гениальный человек гениален во всем.