Напоминание

Безконфликтная педагогика как основа здоровьесбережения участников образовательного процесса.


Авторы: Щуркина Любовь Владимировна, Ганженко Ольга Петровна
Должность: учитель математики, учитель математики
Учебное заведение: гимназия №18
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Безконфликтная педагогика как основа здоровьесбережения участников образовательного процесса.
Раздел: полное образование





Назад




Безконфликтная педагогика как основа здоровьесбережения участников

образовательного процесса.

Ум возрастает, пока имеется здоровье, забота о котором — прекрасное дело

для людей здравомыслящих.

(Демокрит )

Общение – процесс развития и становление контактов между людьми и группами людей,

порождаемый потребностями совместной деятельности.

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими

участниками школьной жизни.

Сферы общения педагога: учитель-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель. При этом

конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во

многом зависит от учителя.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов,

взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В

данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в

споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

• борьба за авторитет

• соперничество

• обман, сплетни

• оскорбления

• обиды

• враждебность к любимым ученикам учителя

• личная неприязнь к человеку

• симпатия без взаимности

• борьба за девочку (мальчика)

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и

родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

• разные представления сторон о средствах воспитания

• недовольство родителя методами обучения педагога

• личная неприязнь

• мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени

вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

• отсутствие единства в требованиях учителей

• чрезмерное количество требований к ученику

• непостоянство требований учителя

• невыполнение требований самим учителем

• ученик считает себя недооцененным

• учитель не может примириться с недостатками ученика

• личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Актуальность педагогических проблем, связанных с преодолением конфликтности

учебно-воспитательного взаимодействия, обусловлена потребностями школы, процессами

ее демократизации и гуманизации и сохранением здоровья участников образовательного

процесса (ученик-учитель-родитель).

Собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе "учитель

- учащиеся", преодоление которых предполагает использование специфической техно-

логии.

Конфликтная ситуация является всегда экстраординарной, и перевод ее в русло

продуктивного взаимодействия требует от педагога творческого подхода, высокой

коммуникативной компетентности, преодоления стереотипов авторитарной педагогики.

Культура разрешения межличностных конфликтов имеет не только воспитательное, но

и дидактическое значение.

К основным конфликтологическим понятиям можно отнести: межличностное

противоречие, конфликт, конфликтную ситуацию, объект, субъекты, предмет конфликта,

инцидент

Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением

индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм

возникновения конфликтов не исключает возможности последующей многовариантности

в развитии конфликтной ситуации. Межличностные конфликты имеют свои

отличительные особенности, которые сводятся к следующему.

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно на

основе столкновения их личных мотивов.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и

частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются

проверкой характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и

других индивидуально-психологических особенностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом

практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех,

с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными

отношениями.

Встречаются и другие способы разрешения межличностных конфликтов:

- координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной

цели или решения общей задачи;

- интегративное решение проблемы. Разрешение конфликта основывается на

предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое

устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон;

- конфронтация как путь решения конфликта — вынесение проблемы на всеобщее

обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального

количества участников конфликта.

Межличностные противоречия бывают глубокими и поверхностными, длительными и

кратковременными

Учитель, идущий на конфликт, руководствуется своими мотивами. Таким образом, он

отстаивает свое право на уважение, защищает личностно значимые ценностные

представления, стремится оказать дисциплинирующее влияние на учащихся,

предупредить повторение ошибок, накопление негативного опыта и т.д.

Учитель должен применять методы и приемы, стимулирующие желание работать,

учиться без страха, спокойно, испытывая удовольствие от того, что проверяются твои

силы и знания при выполнении задания.

Если конфликт произошел:

Прекратите взаимодействие.

Разговаривайте о конкретных вещах.

Уточните у человека, каким образом он видит решение проблемы.

Аргументируйте свою позицию.

Предложите вместе найти решение спорного вопроса.

Предоставьте возможность оппоненту сохранить свое лицо.

Профессиональная реакция учителя на инцидент позволяет предотвратить эскалацию

эмоционального напряжения, нормализовать дальнейшее взаимодействие. Если же

решение педагога не отличается конструктивностью, начинается борьба амбиций,

самолюбии, итогом которой выступает взаимное отчуждение.

Далеко не каждый межличностный конфликт учителя с учащимися является

разрушительным с психологической точки зрения. Как и противоречие, конфликт

объединяет позитивные и негативные стороны.

В.А. Сухомлинский называет межличностные школьные конфликты "большой бедой". В

деятельности педагогов-мастеров — это всегда чрезвычайное происшествие. Частые

столкновении с учащимися — серьезный показатель невысокой педагогической культуры .

Гармонизация ученических взаимоотношений требует постоянной заботы учителя.

Заразительны его собственные манеры поведения в конфликтной ситуации. Многое

зависит от умелой организации, равнопартнерского взаимно-доверительного диалога при

обсуждении актуальных нравственно-психологических проблем, тактичной корректировки

нежелательных поступков.

В сложных проблемных случаях от учителя требуется психологическая зрелость,

собранность, взвешенность, адекватность решений, принятие осознанной ответственности

за последующее развитие межличностных отношений. От выбора педагогической

технологии управления конфликтами в конечном итоге зависит мироощущение детей,

отношение к себе и людям, общий жизненный тонус. Необдуманные решения или

подавление противостояния вызывают тревогу, ощущение беспомощности, смятение,

разлад, отрицание, поляриэацию одиночества, низкую производительность, вялость,

затаенный гнев, стресс, усталость, болезнь.

Учебно-воспитательный процесс отличается интеллектуальной напряженностью и

эмоциональной насыщенностью. Выявлено многообразие психических состояний,

переживаемых учащимися (бодрости, апатии, печали, веселья, страха, злости, интереса,

скуки, горя, счастья и др.) и учителем (азарта, обиды, волнения, раздражения, досады,

замешательства и др.).

Универсальные приемы успешного общения:

Исключать из разговора фразы предполагающие извинение или пренебрежение к

собеседнику.

Например, «Извините, если я вам помешал» или «Давайте быстро с вами все

рассмотрим»;

Избегать фраз «нападения»

Например. «Что за безобразие здесь творится?».

Избегать фраз обобщения.

Например, всегда, везде, постоянно, никогда, все время, все,

Избегать фраз оценки возможности, необходимости какого-либо действия.

Например, это невозможно сделать, вы не можете так поступить, вы обязаны.

Избегать исключения информации или выкидывания глаголов

Например – меня это беспокоит

Номинализация

Словарный запас вашего собеседника может отличаться от того какой словарный

запас имеете вы. Поэтому необходимо пояснять значение слов, использовать

синонимы.

Деперсонализация

Исключение из текста конкретного человека, какого-либо фактора.

Например - меня это раздражает, все меня не понимают.

Суждения

Оценка поступков и действий

Например, это опасно для вашего здоровья, такое отношение к учебе приводит к

беде

Сравнения

Безличные сравнения создают недопонимание между собеседниками

Искажения

Несоответствие причины следствия

Например – такая оценка приведет к тому что ты не получишь аттестат.

Итак, решающим фактором в предупреждении конфликтов с ребенком выступает

профессионализм личности педагога, оптимизм, способность преодолеть

психологическую несовместимость, ориентация на положительные начала,

сотрудничество, альтруистическая доминанта поведенческих реакций.



В раздел образования