Автор: Иноземцева Татьяна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1905"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивация обучающихся к учебной деятельности в начальной школе".
Раздел: начальное образование
Мотивация учения и её формирование у обучающихся начальной школы
«Все искусство воспитания и образования не более и не менее, как искусство
возбуждения» (А. Дистервег).
Мотив –
побуждение к деятельности.
Мотивация –
система мотивов.
Успех любой деятельности во многом зависит от мотивации, т.е. системы внутренних и
внешних факторов побуждающих учиться.
Мотивы учения младших школьников
1) Учебно – познавательные
(интерес к знаниям, любознательность).
2) Перспективно – побуждающие
(ответственность, желание хорошо окончить школу,
успешно устроиться на работу).
3) Непосредственно – побуждающие
(яркость, новизна, занимательность, желание
получить хорошую отметку, заслужить похвалу родителей или учителя, страх перед
наказанием).
20 -24 балла
- хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели были характерны для большинства учащихся, успешно
справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляли
меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации
является средней нормой.
15 - 19 баллов
- положительное отношение к школе, но школа привлекает больше
внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе,
однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться
ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные
мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало
привлекает.
10 - 14 баллов
- низкий уровень учебной мотивации.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На
уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные
затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в
школе.
Ниже 10 баллов
- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети
испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью,
испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них
невыносимо. Некоторые дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики
могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания,
следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются
нарушения нервно-психического здоровья.