Напоминание

Музыка разных народов


Автор: Машкина Елена Геннадьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ СОШ 59
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыка разных народов
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Музыка разных народов – урок закрепление

Цель: Создать условия для закрепления знаний учащихся о музыке разных

народов.

Задачи:

1.

Закрепление темы «Между разных народов мира нет переходимых

границ»

2.

Узнать произведение, какого народа прозвучала и название его.

3.

Развивать музыкальный слух, голос, чувство ритма, пульса, творчество

воображения мыслей.

4.

Воспитывать культурного слушателя и исполнителя.

5.

Подчеркнуть близость народностей музыкального языка.

В ходе урока формируются универсальные учебные действия:

Личностные УУД - умение достигать поставленной цели, чувствовать

уверенным при решении проблемных ситуаций;

Познавательные

УУД

-

уметь

сравнивать,

анализировать

и

делать

выводы, выделять существенные признаки в музыке разных народов;

Регулятивные УУД - уметь доказывать своё мнение, оценивать свою

работу,

уважительное

отношения

к

мнению

товарища

и

культуре

других народов;

Коммуникативные УУД - уметь сотрудничать с одноклассниками и

учителем,

а

также

воспитать

эмоционально-нравственной

отзывчивости учащихся.

Формы организации учебной деятельности:

коллективная

групповая

Методы обучения

проблемные

наглядные

эмоциональные

творческие

Здоровьесберегающие.

Оборудование

к

уроку:

компьютер,

-

«Молдовеняска»,

«Лезгинка»,

фортепиано,

картинки национальных народных костюмов разных стран,

портрет П.И. Чайковского.

Ход урока

Вход под музыку учащихся, садятся на свои места.

1.Орг. момент

Приветствие - распевка детей.

Упражнение на дыхание

2.Актуализация знаний

- Ребята, помогите мне найти ответ на вопрос: «Что может объединять всех

людей на земле?»

- Ведь музыку любят все. Она нужна людям как воздух, солнечный свет,

любовь близких, улыбки друзей.

- А почему именно музыка объединяет людей?

-Музыка

сближает,

веселит,

выражает

мысли

и

убеждения,

призывает

к

действию, открывает путь к Богу.

-Что же такое музыка?

Музыка

это

сочетание

звуков,

объединенных

в

ритмическую

последовательность.

Эти

звуки

может

издавать

человеческий

голос,

музыкальный инструмент и даже сама природа.

3. Работа по теме

_ О чем будем говорить? А вот о какой вы мне скажите в конце урока.

-Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами немножко помечтаем. Давайте

представим себе на мгновенье, что закончился учебный год, и наступило

долгожданное лето. И вас родители отправили отдыхать на Черное море, на

юг в лагерь Артек. В этот лагерь съезжаются все дети земли разных стран.

Наша с вами задача, узнать с каких стран приехали дети в лагерь. А

поможет нам узнать в этом, как вы думаете – что? –музыка.

Мы с вами знаем, что разговорный язык непонятен, а музыкальный

понятен всем людям. Итак, приступим.

Учитель: Какого народа звучит музыка? Название, темп?

Дети: Молдавский танец, веселая, танцевальная, быстрая.

- Прощелкаем мелодию

Учитель:

Молодцы,

правильно.

Продолжаем.

Я

играю

музыку,

а

вы

мне

называете это произведение.

Дети:

Это

танец-Полька

Чешского

народа,

оживленная,

танцевальная

мелодия, хотелось танцевать.

-Сделаем притопы

Учитель: Молодцы

-Ребята, кто-то стучится , слышите?

Звучит танец грузинского народа.

Учитель: Ребята, с какой страны приехали эти дети?

Дети:

Лезгинка

-

грузинского

народа,

очень

решительного

,

смелого,

быстрого.

-Прохлопаем мелодию

Учитель: послушайте загадку!

И зелен, и густ

На грядке вырос куст

Подкопай немножко

Под кустом…….(картошка)

а как можно назвать на белорусском языке?

Дети: «Бульба» – так белорусы называют картошку.

-Молодцы ребята!

Учитель: Переходим к следующему заданию. Отгадаем кроссворд (висит на

стене)

Дети: «Во поле береза стояла»

- Спели хороводом

Учитель: Правильно. (показ портрета композитора) Вы сейчас прослушаете

произведение Петра Ильича Чайковского в четвертой симфонии, большом

произведении, написанном для симфонического оркестра.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля – по новому стилю 7 мая – 1840

года в семье горного инженера, начальника Воткинского завода. Воткинск,

где провел свое детство будущий композитор, был поселок при заводе, мало

чем отличался от деревни. Именно здесь, в деревне, широко и привольно

лилась

народная

песня

и

звучала

выразительная,

напевная,

яркая

крестьянская речь. В простой песне музыка открылась чуткому уху будущего

композитора в своей безыскусственной, чистой первозданной красоте.

Воспитание,

начальное

образование,

основы

культуры

Чайковский

получил в семье. Семья была большая. Его любили и ласкали и учили, как и

всех остальных детей. Отец- Илья Петрович, Симпатичный, жизнерадостный

и прямодушный человек. Мать – Александра Андреевна, наоборот была

скупа на ласку, очень добра, но доброта её была строгой. В семье была

глубокая взаимная. Любовь и уважение связывали родителей Чайковского, и

это

определяло

отношения

всех

остальных

членов

семьи,

дружной,

сплоченной и счастливой.

Чайковский

создал

высочайшие

образцы

опер,

балетов,

симфоний,

камерных

произведений.

Среди

его

произведений

10

опер

-

"Воевода",

"Евгений

Онегин"

(1878),

"Чародейка"

(1887),

"Пиковая

дама"

(1890)

и

другие,

3

балета

-

"Лебединое

озеро"

(1877),

"Щелкунчик"

и

"Спящая

красавица" (1889).Одно из самых известных произведений П.И. Чайковского

для детей является «Детский альбом» и цикл «Времена года».

- П.И. Чайковский написал Четвертую симфонию, которая составила целую

эпоху в его творчестве.

Эта симфония явилась в то же время художественным обобщением мыслей и

чувств многих современников композитора.

Мы

услышим

финал

последнюю

часть

симфонии,

в

которой

композитор как бы рисует картину праздничного народного веселья. Песня

«Во поле береза … звучит несколько раз, но каждый раз немного по-другому.

Когда будет звучать эта мелодия, поднимайте руки. Русская береза – символ

нашей родной природы – стройная, белоствольная красавица.

-Хорошо, вы все молодцы, что слышали эту мелодию!

- Из каких же стран приехали ребята в лагерь Артек?

В лагерь приехали не только белорусы, грузины, чехи, но и ребята из России.

- Итак, о какой же музыке мы говорили?

Дети : о музыке разных народов.

Учитель: Значит, какая тема урока?

- Я предлагаю вам разучить песню «Большой хоровод»

Учитель: Старайтесь петь дружно и весело!

-Молодцы, с заданиями хорошо справились, по музыке узнали всех детей,

которые приехали в лагерь «Артек» отдыхать.

4.Рефлексия

- Ребята, после нашего урока, какой совет вы дадите своим друзьям.

Биография П.И. Чайковского

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля – по новому стилю 7 мая – 1840

года в семье горного инженера, начальника Воткинского завода. Воткинск,

где провел свое детство будущий композитор, был поселок при заводе, мало

чем отличался от деревни. Именно здесь, в деревне, широко и привольно

лилась

народная

песня

и

звучала

выразительная,

напевная,

яркая

крестьянская речь. В простой песне музыка открылась чуткому уху будущего

композитора в своей безыскусственной, чистой первозданной красоте.

Воспитание,

начальное

образование,

основы

культуры

Чайковский

получил в семье. Семья была большая. Его любили и ласкали и учили, как и

всех остальных детей. Отец- Илья Петрович, Симпатичный, жизнерадостный

и прямодушный человек. Мать – Александра Андреевна, наоборот была

скупа на ласку, очень добра, но доброта её была строгой. В семье была

глубокая взаимная. Любовь и уважение связывали родителей Чайковского, и

это

определяло

отношения

всех

остальных

членов

семьи,

дружной,

сплоченной и счастливой.

Чайковский

создал

высочайшие

образцы

опер,

балетов,

симфоний,

камерных

произведений.

Среди

его

произведений

10

опер

-

"Воевода",

"Евгений

Онегин"

(1878),

"Чародейка"

(1887),

"Пиковая

дама"

(1890)

и

другие,

3

балета

-

"Лебединое

озеро"

(1877),

"Щелкунчик"

и

"Спящая

красавица" (1889).Одно из самых известных произведений П.И. Чайковского

для детей является «Детский альбом» и цикл «Времена года».

МОЛДАВАНЕ

ЧЕХИ

ГРУЗИНЫ

БЕЛОРУССЫ

РУССКИЕ



В раздел образования