Автор: Машкина Елена Геннадьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ СОШ 59
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыка разных народов
Раздел: среднее образование
Тема: Музыка разных народов – урок закрепление
Цель: Создать условия для закрепления знаний учащихся о музыке разных
народов.
Задачи:
1.
Закрепление темы «Между разных народов мира нет переходимых
границ»
2.
Узнать произведение, какого народа прозвучала и название его.
3.
Развивать музыкальный слух, голос, чувство ритма, пульса, творчество
воображения мыслей.
4.
Воспитывать культурного слушателя и исполнителя.
5.
Подчеркнуть близость народностей музыкального языка.
В ходе урока формируются универсальные учебные действия:
Личностные УУД - умение достигать поставленной цели, чувствовать
уверенным при решении проблемных ситуаций;
Познавательные
УУД
-
уметь
сравнивать,
анализировать
и
делать
выводы, выделять существенные признаки в музыке разных народов;
Регулятивные УУД - уметь доказывать своё мнение, оценивать свою
работу,
уважительное
отношения
к
мнению
товарища
и
культуре
других народов;
Коммуникативные УУД - уметь сотрудничать с одноклассниками и
учителем,
а
также
воспитать
эмоционально-нравственной
отзывчивости учащихся.
Формы организации учебной деятельности:
коллективная
групповая
Методы обучения
проблемные
наглядные
эмоциональные
творческие
Здоровьесберегающие.
Оборудование
к
уроку:
компьютер,
-
«Молдовеняска»,
«Лезгинка»,
фортепиано,
картинки национальных народных костюмов разных стран,
портрет П.И. Чайковского.
Ход урока
Вход под музыку учащихся, садятся на свои места.
1.Орг. момент
Приветствие - распевка детей.
Упражнение на дыхание
2.Актуализация знаний
- Ребята, помогите мне найти ответ на вопрос: «Что может объединять всех
людей на земле?»
- Ведь музыку любят все. Она нужна людям как воздух, солнечный свет,
любовь близких, улыбки друзей.
- А почему именно музыка объединяет людей?
-Музыка
сближает,
веселит,
выражает
мысли
и
убеждения,
призывает
к
действию, открывает путь к Богу.
-Что же такое музыка?
Музыка
–
это
сочетание
звуков,
объединенных
в
ритмическую
последовательность.
Эти
звуки
может
издавать
человеческий
голос,
музыкальный инструмент и даже сама природа.
3. Работа по теме
_ О чем будем говорить? А вот о какой вы мне скажите в конце урока.
-Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами немножко помечтаем. Давайте
представим себе на мгновенье, что закончился учебный год, и наступило
долгожданное лето. И вас родители отправили отдыхать на Черное море, на
юг в лагерь Артек. В этот лагерь съезжаются все дети земли разных стран.
Наша с вами задача, узнать с каких стран приехали дети в лагерь. А
поможет нам узнать в этом, как вы думаете – что? –музыка.
Мы с вами знаем, что разговорный язык непонятен, а музыкальный
понятен всем людям. Итак, приступим.
Учитель: Какого народа звучит музыка? Название, темп?
Дети: Молдавский танец, веселая, танцевальная, быстрая.
- Прощелкаем мелодию
Учитель:
Молодцы,
правильно.
Продолжаем.
Я
играю
музыку,
а
вы
мне
называете это произведение.
Дети:
Это
танец-Полька
Чешского
народа,
оживленная,
танцевальная
мелодия, хотелось танцевать.
-Сделаем притопы
Учитель: Молодцы
-Ребята, кто-то стучится , слышите?
Звучит танец грузинского народа.
Учитель: Ребята, с какой страны приехали эти дети?
Дети:
Лезгинка
-
грузинского
народа,
очень
решительного
,
смелого,
быстрого.
-Прохлопаем мелодию
Учитель: послушайте загадку!
И зелен, и густ
На грядке вырос куст
Подкопай немножко
Под кустом…….(картошка)
а как можно назвать на белорусском языке?
Дети: «Бульба» – так белорусы называют картошку.
-Молодцы ребята!
Учитель: Переходим к следующему заданию. Отгадаем кроссворд (висит на
стене)
Дети: «Во поле береза стояла»
- Спели хороводом
Учитель: Правильно. (показ портрета композитора) Вы сейчас прослушаете
произведение Петра Ильича Чайковского в четвертой симфонии, большом
произведении, написанном для симфонического оркестра.
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля – по новому стилю 7 мая – 1840
года в семье горного инженера, начальника Воткинского завода. Воткинск,
где провел свое детство будущий композитор, был поселок при заводе, мало
чем отличался от деревни. Именно здесь, в деревне, широко и привольно
лилась
народная
песня
и
звучала
выразительная,
напевная,
яркая
крестьянская речь. В простой песне музыка открылась чуткому уху будущего
композитора в своей безыскусственной, чистой первозданной красоте.
Воспитание,
начальное
образование,
основы
культуры
Чайковский
получил в семье. Семья была большая. Его любили и ласкали и учили, как и
всех остальных детей. Отец- Илья Петрович, Симпатичный, жизнерадостный
и прямодушный человек. Мать – Александра Андреевна, наоборот была
скупа на ласку, очень добра, но доброта её была строгой. В семье была
глубокая взаимная. Любовь и уважение связывали родителей Чайковского, и
это
определяло
отношения
всех
остальных
членов
семьи,
дружной,
сплоченной и счастливой.
Чайковский
создал
высочайшие
образцы
опер,
балетов,
симфоний,
камерных
произведений.
Среди
его
произведений
10
опер
-
"Воевода",
"Евгений
Онегин"
(1878),
"Чародейка"
(1887),
"Пиковая
дама"
(1890)
и
другие,
3
балета
-
"Лебединое
озеро"
(1877),
"Щелкунчик"
и
"Спящая
красавица" (1889).Одно из самых известных произведений П.И. Чайковского
для детей является «Детский альбом» и цикл «Времена года».
- П.И. Чайковский написал Четвертую симфонию, которая составила целую
эпоху в его творчестве.
Эта симфония явилась в то же время художественным обобщением мыслей и
чувств многих современников композитора.
Мы
услышим
финал
–
последнюю
часть
симфонии,
в
которой
композитор как бы рисует картину праздничного народного веселья. Песня
«Во поле береза … звучит несколько раз, но каждый раз немного по-другому.
Когда будет звучать эта мелодия, поднимайте руки. Русская береза – символ
нашей родной природы – стройная, белоствольная красавица.
-Хорошо, вы все молодцы, что слышали эту мелодию!
- Из каких же стран приехали ребята в лагерь Артек?
В лагерь приехали не только белорусы, грузины, чехи, но и ребята из России.
- Итак, о какой же музыке мы говорили?
Дети : о музыке разных народов.
Учитель: Значит, какая тема урока?
- Я предлагаю вам разучить песню «Большой хоровод»
Учитель: Старайтесь петь дружно и весело!
-Молодцы, с заданиями хорошо справились, по музыке узнали всех детей,
которые приехали в лагерь «Артек» отдыхать.
4.Рефлексия
- Ребята, после нашего урока, какой совет вы дадите своим друзьям.
Биография П.И. Чайковского
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля – по новому стилю 7 мая – 1840
года в семье горного инженера, начальника Воткинского завода. Воткинск,
где провел свое детство будущий композитор, был поселок при заводе, мало
чем отличался от деревни. Именно здесь, в деревне, широко и привольно
лилась
народная
песня
и
звучала
выразительная,
напевная,
яркая
крестьянская речь. В простой песне музыка открылась чуткому уху будущего
композитора в своей безыскусственной, чистой первозданной красоте.
Воспитание,
начальное
образование,
основы
культуры
Чайковский
получил в семье. Семья была большая. Его любили и ласкали и учили, как и
всех остальных детей. Отец- Илья Петрович, Симпатичный, жизнерадостный
и прямодушный человек. Мать – Александра Андреевна, наоборот была
скупа на ласку, очень добра, но доброта её была строгой. В семье была
глубокая взаимная. Любовь и уважение связывали родителей Чайковского, и
это
определяло
отношения
всех
остальных
членов
семьи,
дружной,
сплоченной и счастливой.
Чайковский
создал
высочайшие
образцы
опер,
балетов,
симфоний,
камерных
произведений.
Среди
его
произведений
10
опер
-
"Воевода",
"Евгений
Онегин"
(1878),
"Чародейка"
(1887),
"Пиковая
дама"
(1890)
и
другие,
3
балета
-
"Лебединое
озеро"
(1877),
"Щелкунчик"
и
"Спящая
красавица" (1889).Одно из самых известных произведений П.И. Чайковского
для детей является «Детский альбом» и цикл «Времена года».
МОЛДАВАНЕ
ЧЕХИ
ГРУЗИНЫ
БЕЛОРУССЫ
РУССКИЕ