Автор: Вафина Асия Асхатовна
Должность: магистр психологических и педагогических наук
Учебное заведение: Воронежский Государственный Университет
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Творчество педагога как фактор дистанционного обучения
Раздел: высшее образование
Творчество педагога как фактор
дистанционного обучения
А.А. ВАФИНА
магистрант ФГБОУ ВО «Воронежский государственный
университет»,
направление: психолого-педагогическое образование
программа: « Психология и педагогика творческой
деятельности»
e-mail: asiya-
vafina@mail.
ru
В данной статье представлено влияние творчества
педагога на образование в целом и в частности на дистанционное образование.
Цель освоения педагогом технологии проведения занятий с использованием своего
творческого потенциала для повышения информационной культуры и формирование
компетенции эффективного взаимодействия со студентами в быстро меняющемся
окружении электронных средств обучения. А также в статье представлены факторы,
которые способствуют стать более конкурентоспособным педагогом в сфере высшего
образования.
Ключевые слова: дистанционное образование, творчество,
конкурентоспособность, саморазвитие, самосовершенствование, профессиональная
подготовка, креативное мышление, мотивация.
Современный
этап
развития
и
подготовки
будущих
специалистов
предполагает
необходимость
быстро
реагировать
на
изменяющуюся
ситуацию
и
постоянно
самосовершенствоваться.
Уже
недостаточно
совместных
усилий
педагога
и
студента
для
достижения
превосходного
результата, на первый план выходит процесс творческого саморазвития как
самих
студентов
так
и
преподавателя,
особенно
дистанционной
формы
обучения.
Вместе
с
тем
создаются
новые
технологии,
интеграция
и
применение которых является основной задачей грамотного специалиста.
Творчество
как
молодого,
так
и
опытного
педагога
предполагает
комплексное и вариативное использование всей совокупности полученных
знаний
и
практических
умений,
заключается
в
видении,
осмыслении
и
решении
возникающих
проблем,
готовности
к
субъект-субъектному
1
взаимодействию,
способности
к
рефлексии,
признании
своих
будущих
студентов субъектами образовательного процесса. [4]
Усиление внимания к проблеме саморазвития сопряжено с пониманием
ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких
требований к таким профессионально-важным
качествам специалиста как
самостоятельность,
инициативность,
активность,
способность
к
саморазвитию.
Изменение
социально-политических,
социально-
экономических условий жизни, демократизация и гуманизация образования
вызывают необходимость творческого саморазвития человека. В связи с этим
проблема
саморазвития
и
использования
творческого
потенциала
приобретает в настоящее время качественно новый уровень.
В массовой практике подготовка будущих специалистов в основном
ориентирована на педагога, способного передавать учебную информацию и
контролировать
ее
результаты,
а
не
на
педагога
способного
создавать
образовательную
развивающую
среду
для
своих
студентов.
Проблему
развития
индивидуальности,
творческих
способностей,
активности,
самостоятельности,
ответственности
у
студентов
может
решить
педагог,
обладающий
этими
качествами,
осознающий
собственную
субъектно-
творческую позицию. Таким образом, социально-образовательная ситуация
требует от молодого педагога умений жить и работать в условиях постоянно
меняющегося
мира,
быть
готовым
к
решению
психолого-педагогических
задач в обучении и воспитании студентов как субъектов учебного процесса.
Как нигде подобный подход характерен для системы дистанционного
обучения.
В связи с тем, что развитие студента определяется его включением в
различные виды деятельности и в систему межличностных отношений. Нам
необходимо выявить и активно использовать те виды учебно-познавательной
деятельности, которые способствуют процессу творческого саморазвития.
Так,
в
исследованиях,
обращенных
к
проблеме
творческого
саморазвития (В.И. Андреев, Н.Р. Битянова, А.И. Буренина, Е.А. Варнавских,
2
Г.И.
Иванов,
Н.Е.
Коробкина,
А.С.
Косогова,
Ю.Н.
Кулюткин,
Ю.А.
Лобейко,Г.А. Медяник, Е.Е. Чудина, Г.А. Федотова.. и др.) доказано, что
требованиям
сегодняшнего
дня
отвечает
саморазвивающая
личность,
способная осознать и принять ценностно-целевые установки на овладение
механизмом
творческого
саморазвития
в
рамках
субъектной
позиции
к
собственной
жизнедеятельности.
Процесс
творческого
саморазвития
взрослого человека, по мнению ученых, следует рассматривать в рамках
системологического подхода, который дает возможность изучить не только
механизмы, внутреннюю структуру и основные компоненты феномена, но и
условия и факторы, оказывающие влияние на динамику и направленность
творческого саморазвития. Актуальность статьи обусловлена потребностью
педагогической науки в разработке эффективных педагогических условий
творческого саморазвития педагогов дистанционной формы обучения. [2]
Мне хотелось бы отметить также тот факт, что важной характеристикой
молодых
преподавателей,
начинающих
свою
трудовую
деятельность,
является
конкурентоспособность,
которая
становится
предметом
целенаправленного формирования и развития в вузе, результатом же этого
процесса
является
конкурентоспособный
специалист.
Можно
выделить
следующие признаки конкурентоспособности будущего специалиста:
- профессиональная компетентность;
- высокий уровень теоретической и практической подготовки;
-целеустремленность,,настойчивость
в
достижении
целей
и
преодолении препятствий;
-стремление
к
саморазвитию,
само совершенствованию
и
профессиональному росту;
- стремление к успеху;
- способность к творчеству и инновационной деятельности;
-умение
выбирать
перспективу,
прогнозировать
свое
развитие
и
системно видеть проблему;
3
-способность
адаптироваться
к
современным
технологиям
производства, легко переходить от одного вида труда к другому, а также
обладание
знаниями,
умениями
и
способностями,
необходимыми
для
широкого круга профессий;
- гибкость мышления;
- способность к самооценке и тд.
Исходя из того, что благодаря творчеству личность обретает смысл
жизни
и
это
способно
сделать
из
него
успешного
и
востребованного
преподавателя высшей школы. Утверждение и реализация смысла жизни
также может быть фактором, мотивирующим личность к творчеству. Вместе с
тем
творческая
деятельность
может
мотивироваться
и
негативными
факторами (несправедливости со стороны общества, ощущения личностного
несовершенства и дисгармонии и т.п.). Это во многом связано с процессами,
которые происходят в действительности и порождают в обществе подобные
настроения.
Современная
социальная
стратификация
с
относительно
открытыми структурными элементами создаёт условия достаточно высокой
степени социальной мобильности, что также может выступать в качестве
стимулирующего развитие и реализацию творческого потенциала личности
педагога.
Поэтому творчество можно рассматривать в качестве атрибута труда и
средства
развертывания
общественного
прогресса,
формирования
человеческого мира и саморазвития человека. В творчестве имеет значение
множество как социальных, так и личностных факторов, в том числе и
психологического свойства: характер, сила воли, находчивость, страсть, опыт,
а также умение формулировать проблемы, самостоятельность, критичность,
толерантность
и
др.
Творчество
относится
не
только
к
врожденным
способностям,
но
и
к
повседневному
способу
действия,
потребность
в
мотивационной
среде
личности,
в
основе
которой
заложен
приоритет
ценностных ориентаций, способность к саморазвитию, конструктивности,
4
оригинального креативного подхода к решению профессиональных проблем
будущих специалистов.
Итак, одной из главных задач высшей школы на сегодняшнем этапе
является
стремление
повысить
уровень
мотивации,
профессиональной
подготовки
и
кре ативно сти
студентов,
чтобы
их
в о з р о с ш а я
конкурентоспособность
способствовала
успешной
адаптации
личности
в
современной
социально-экономической
ситуации,
а
это
возможно
если
педагог будет молодой не только по возрасту, и в душе, а также открытый к
инновациям.
Список использованной литературы
1.
Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-
прогностический курс: учебное пособие [Текст] / В.И. Андреев. -
Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 500 с;
2.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. «Прогресс», 1974;
3.
Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных
образовательных технологий в системе высшего профессионального
образования // Педагогическое образование в России. 2015. №1. С. 11–
15;
4.
Приказ Министерства образования РФ от 18.04.2007 № 117 «О Совете
по дистанционным образовательным технологиям при федеральном
государственном учреждении «Федеральный институт развития
образования».
5