Напоминание

Творчество педагога как фактор дистанционного обучения


Автор: Вафина Асия Асхатовна
Должность: магистр психологических и педагогических наук
Учебное заведение: Воронежский Государственный Университет
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: Творчество педагога как фактор дистанционного обучения
Раздел: высшее образование





Назад




Творчество педагога как фактор

дистанционного обучения

А.А. ВАФИНА

магистрант ФГБОУ ВО «Воронежский государственный

университет»,

направление: психолого-педагогическое образование

программа: « Психология и педагогика творческой

деятельности»

e-mail: asiya-

vafina@mail.

ru

В данной статье представлено влияние творчества

педагога на образование в целом и в частности на дистанционное образование.

Цель освоения педагогом технологии проведения занятий с использованием своего

творческого потенциала для повышения информационной культуры и формирование

компетенции эффективного взаимодействия со студентами в быстро меняющемся

окружении электронных средств обучения. А также в статье представлены факторы,

которые способствуют стать более конкурентоспособным педагогом в сфере высшего

образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, творчество,

конкурентоспособность, саморазвитие, самосовершенствование, профессиональная

подготовка, креативное мышление, мотивация.

Современный

этап

развития

и

подготовки

будущих

специалистов

предполагает

необходимость

быстро

реагировать

на

изменяющуюся

ситуацию

и

постоянно

самосовершенствоваться.

Уже

недостаточно

совместных

усилий

педагога

и

студента

для

достижения

превосходного

результата, на первый план выходит процесс творческого саморазвития как

самих

студентов

так

и

преподавателя,

особенно

дистанционной

формы

обучения.

Вместе

с

тем

создаются

новые

технологии,

интеграция

и

применение которых является основной задачей грамотного специалиста.

Творчество

как

молодого,

так

и

опытного

педагога

предполагает

комплексное и вариативное использование всей совокупности полученных

знаний

и

практических

умений,

заключается

в

видении,

осмыслении

и

решении

возникающих

проблем,

готовности

к

субъект-субъектному

1

взаимодействию,

способности

к

рефлексии,

признании

своих

будущих

студентов субъектами образовательного процесса. [4]

Усиление внимания к проблеме саморазвития сопряжено с пониманием

ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких

требований к таким профессионально-важным

качествам специалиста как

самостоятельность,

инициативность,

активность,

способность

к

саморазвитию.

Изменение

социально-политических,

социально-

экономических условий жизни, демократизация и гуманизация образования

вызывают необходимость творческого саморазвития человека. В связи с этим

проблема

саморазвития

и

использования

творческого

потенциала

приобретает в настоящее время качественно новый уровень.

В массовой практике подготовка будущих специалистов в основном

ориентирована на педагога, способного передавать учебную информацию и

контролировать

ее

результаты,

а

не

на

педагога

способного

создавать

образовательную

развивающую

среду

для

своих

студентов.

Проблему

развития

индивидуальности,

творческих

способностей,

активности,

самостоятельности,

ответственности

у

студентов

может

решить

педагог,

обладающий

этими

качествами,

осознающий

собственную

субъектно-

творческую позицию. Таким образом, социально-образовательная ситуация

требует от молодого педагога умений жить и работать в условиях постоянно

меняющегося

мира,

быть

готовым

к

решению

психолого-педагогических

задач в обучении и воспитании студентов как субъектов учебного процесса.

Как нигде подобный подход характерен для системы дистанционного

обучения.

В связи с тем, что развитие студента определяется его включением в

различные виды деятельности и в систему межличностных отношений. Нам

необходимо выявить и активно использовать те виды учебно-познавательной

деятельности, которые способствуют процессу творческого саморазвития.

Так,

в

исследованиях,

обращенных

к

проблеме

творческого

саморазвития (В.И. Андреев, Н.Р. Битянова, А.И. Буренина, Е.А. Варнавских,

2

Г.И.

Иванов,

Н.Е.

Коробкина,

А.С.

Косогова,

Ю.Н.

Кулюткин,

Ю.А.

Лобейко,Г.А. Медяник, Е.Е. Чудина, Г.А. Федотова.. и др.) доказано, что

требованиям

сегодняшнего

дня

отвечает

саморазвивающая

личность,

способная осознать и принять ценностно-целевые установки на овладение

механизмом

творческого

саморазвития

в

рамках

субъектной

позиции

к

собственной

жизнедеятельности.

Процесс

творческого

саморазвития

взрослого человека, по мнению ученых, следует рассматривать в рамках

системологического подхода, который дает возможность изучить не только

механизмы, внутреннюю структуру и основные компоненты феномена, но и

условия и факторы, оказывающие влияние на динамику и направленность

творческого саморазвития. Актуальность статьи обусловлена потребностью

педагогической науки в разработке эффективных педагогических условий

творческого саморазвития педагогов дистанционной формы обучения. [2]

Мне хотелось бы отметить также тот факт, что важной характеристикой

молодых

преподавателей,

начинающих

свою

трудовую

деятельность,

является

конкурентоспособность,

которая

становится

предметом

целенаправленного формирования и развития в вузе, результатом же этого

процесса

является

конкурентоспособный

специалист.

Можно

выделить

следующие признаки конкурентоспособности будущего специалиста:

- профессиональная компетентность;

- высокий уровень теоретической и практической подготовки;

-целеустремленность,,настойчивость

в

достижении

целей

и

преодолении препятствий;

-стремление

к

саморазвитию,

само совершенствованию

и

профессиональному росту;

- стремление к успеху;

- способность к творчеству и инновационной деятельности;

-умение

выбирать

перспективу,

прогнозировать

свое

развитие

и

системно видеть проблему;

3

-способность

адаптироваться

к

современным

технологиям

производства, легко переходить от одного вида труда к другому, а также

обладание

знаниями,

умениями

и

способностями,

необходимыми

для

широкого круга профессий;

- гибкость мышления;

- способность к самооценке и тд.

Исходя из того, что благодаря творчеству личность обретает смысл

жизни

и

это

способно

сделать

из

него

успешного

и

востребованного

преподавателя высшей школы. Утверждение и реализация смысла жизни

также может быть фактором, мотивирующим личность к творчеству. Вместе с

тем

творческая

деятельность

может

мотивироваться

и

негативными

факторами (несправедливости со стороны общества, ощущения личностного

несовершенства и дисгармонии и т.п.). Это во многом связано с процессами,

которые происходят в действительности и порождают в обществе подобные

настроения.

Современная

социальная

стратификация

с

относительно

открытыми структурными элементами создаёт условия достаточно высокой

степени социальной мобильности, что также может выступать в качестве

стимулирующего развитие и реализацию творческого потенциала личности

педагога.

Поэтому творчество можно рассматривать в качестве атрибута труда и

средства

развертывания

общественного

прогресса,

формирования

человеческого мира и саморазвития человека. В творчестве имеет значение

множество как социальных, так и личностных факторов, в том числе и

психологического свойства: характер, сила воли, находчивость, страсть, опыт,

а также умение формулировать проблемы, самостоятельность, критичность,

толерантность

и

др.

Творчество

относится

не

только

к

врожденным

способностям,

но

и

к

повседневному

способу

действия,

потребность

в

мотивационной

среде

личности,

в

основе

которой

заложен

приоритет

ценностных ориентаций, способность к саморазвитию, конструктивности,

4

оригинального креативного подхода к решению профессиональных проблем

будущих специалистов.

Итак, одной из главных задач высшей школы на сегодняшнем этапе

является

стремление

повысить

уровень

мотивации,

профессиональной

подготовки

и

кре ативно сти

студентов,

чтобы

их

в о з р о с ш а я

конкурентоспособность

способствовала

успешной

адаптации

личности

в

современной

социально-экономической

ситуации,

а

это

возможно

если

педагог будет молодой не только по возрасту, и в душе, а также открытый к

инновациям.

Список использованной литературы

1.

Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-

прогностический курс: учебное пособие [Текст] / В.И. Андреев. -

Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 500 с;

2.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М. «Прогресс», 1974;

3.

Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных

образовательных технологий в системе высшего профессионального

образования // Педагогическое образование в России. 2015. №1. С. 11–

15;

4.

Приказ Министерства образования РФ от 18.04.2007 № 117 «О Совете

по дистанционным образовательным технологиям при федеральном

государственном учреждении «Федеральный институт развития

образования».

5



В раздел образования