Автор: Логинова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 134"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область,
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей раннего возраста в разных видах деятельности и во всех режимных моментах"
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему «Развиваем речь детей раннего возраста в разных видах
деятельности и во всех режимных моментах»
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Сначала он овладевает умением
выговаривать звукосочетания, произнося которые, он пытается выражать свои желания,
ощущения и потребности. По мере того как возрастают произносительные способности
малыша, увеличивается его умение понимать речь окружающих. Именно эти два
связанных между собой умения – говорить звуки и понимать речь –способствуют тому, что
через некоторое время малыш произносит слова, затем связывает их в предложения и
фразы. Так постепенно ребенок овладевает способностью ясно и последовательно
выражать свои мысли. Прежде, чем усвоить слово, малыш проходит три ступени:
1.
Он сам научится понимать слово, но пока не использует в речи;
2.
Будет узнавать и называть предмет (действие, качество) лишь в привычных для
него условиях;
3.
Затем начнет понимать и правильно использовать слово в любых доступных его
пониманию связях и отношениях.
Раннее развитие речи происходит через знакомство с предметами и вещами домашнего
обихода. Предметы, которые взрослый постоянно показывает и называет малышу, играя с
ним или ухаживая за ним ( процесс умывания, одевания-раздевания, укладывания спать и
так далее), «запоминаются» в мозгу ребенка в определенной взаимосвязи: слово-предмет.
Дети 2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не
остаются незамеченными. Играя с малышами или что-то рассматривая, или создавая,
рисуя, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он
делает, и что надеется получит в результате. Нельзя нарушать эмоциональный контакт с
детьми. Нужно научиться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться
за них.
Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда
общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает, одевает его, рассматривает
книжку и т.п.), и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой
подгруппой (вместе с детьми рассматривает игрушку, наблюдает за погодой, рисует,
лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет).
Детям нужно часто и эмоционально рассказывать об интересных событиях: о шалостях
котенка, об умной собаке, о забавном попугае и т.п.
В раннем возрасте словарь детей обогащается, уточняется, активизируется во всех видах
деятельности: игровой, бытовой (формирование навыков самообслуживания),
изобразительной, конструктивной, двигательной. Эффективнее это будет происходить,
если воспитатель будет использовать в своей работе специальные приемы обогащения и
уточнения словаря, которые предлагает Гербова В.В. Это следующие: показ с
называнием; многократное повторение нового слова или фразы; поручения, которые
предполагают ответ действием; объяснение происхождения слова. К приемам
активизации словаря можно использовать следующие приемы: вопросы – кто? что? кому?
чем? и т.п.; договаривание детьми слов; поручения, требующие от ребенка ответа
словами; специальные дидактические игры и упражнения, которые требуют
использования в речи разные части речи.
Для воспитания звуковой культуры речи необходимо целенаправленно развивать слуховое
восприятие малышей. Это когда ребенок умеет слышать и различать звуки и
звукоподражания (слоги), различать громкость (тихо-громко), скорость их произнесения
(медленно, умеренно, быстро). Начинать нужно с гласных звуков, потом с простых
согласных в отношении артикуляции (М, П, В и т.д.). Ежедневно воспитатель утром и
вечером индивидуально, парами должен проводить артикуляционные упражнения такие
как: «окошко», «чистим зубки», «дудочка», «заборчик», «месим тесто», «грибочек»,
«лошадка», «пароход гудит», « индюки болтают», «качели», «часики», «блинчик»,
«вкусное варение», «шарик», «барабанщик» и т.п.
Знакомя детей со звуком, воспитатель связывает его с образом: тук-тук – стучит молоточек.
Звуки закрепляются в словах. Но это возможно только при хорошо поставленном речевом
дыхании. Здесь можно использовать задания на протяжное и длительное произнесение
звуков, а также проговаривание потешек, отрывков из хорошо знакомых сказок.
И уже в раннем возрасте воспитатель побуждает детей вступать в диалог. Особое место в
системе занятий занимают игры-инсценировки, в которых дети обучая зверушек,
проговаривают много раз одни и те же фразы («Добрый вечер, мамочка», «Как машина
зверят катала» и бругие). Ежедневно с детьми воспитатель должен рассматривать
сюжетные картинки, специальные для речевого развития, предложенные Гербовой В.В.
(«Дети играю в кубики», «Дети кормят курицу и цыплят», и т.п.). Также ежедневно,
особенно в индивидуальной работе, воспитатель может рассматривать иллюстрации к
сказкам «Теремок», «Путаница», «Цыпленок», «Три медведя» и т.п. Еще есть такая форма,
как наблюдения в природе. Теплюк в своем пособии «Игры-занятия на прогулке с детьми с
2 до 4 лет» предлагает много тематических наблюдений в разные времена года.
И конечно же ежедневное чтение разных коротких художественных произведений:
потешки, пословицы, сказки, были, рассказы, стихи.
Всегда во время режимных моментов, таких как прием пищи, умывание, подготовка к
прогулке, подготовка ко сну, необходимо использовать как художественное слово, так и
вопросы по происходящему, положительную словесную оценку действий детей.
Во время игровой деятельности (сюжетно - отобразительная игра, подвижная игра,
дидактическая игра, строительные игры) воспитатель постоянно комментирует, называя
игрушки, их качества (цвет, форму, величину), действия, количество (много, мало, один),
рассказывает их характер (добрый, злой, хороший, умный и т.п.).
Можно сделать такой вывод: нужно уметь руководить развитием речи детей раннего
возраста в повседневной жизни и закреплять речевые умения и навыки на специальных
занятиях. Только целенаправленная, ежедневная, эмоциональная, разнообразная работа с
малышами принесет положительный эффект в речевом развитии.