Напоминание

Развитие речи детей раннего возраста в разных видах деятельности и во всех режимных моментах"


Автор: Логинова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 134"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область,
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей раннего возраста в разных видах деятельности и во всех режимных моментах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему «Развиваем речь детей раннего возраста в разных видах

деятельности и во всех режимных моментах»

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Сначала он овладевает умением

выговаривать звукосочетания, произнося которые, он пытается выражать свои желания,

ощущения и потребности. По мере того как возрастают произносительные способности

малыша, увеличивается его умение понимать речь окружающих. Именно эти два

связанных между собой умения – говорить звуки и понимать речь –способствуют тому, что

через некоторое время малыш произносит слова, затем связывает их в предложения и

фразы. Так постепенно ребенок овладевает способностью ясно и последовательно

выражать свои мысли. Прежде, чем усвоить слово, малыш проходит три ступени:

1.

Он сам научится понимать слово, но пока не использует в речи;

2.

Будет узнавать и называть предмет (действие, качество) лишь в привычных для

него условиях;

3.

Затем начнет понимать и правильно использовать слово в любых доступных его

пониманию связях и отношениях.

Раннее развитие речи происходит через знакомство с предметами и вещами домашнего

обихода. Предметы, которые взрослый постоянно показывает и называет малышу, играя с

ним или ухаживая за ним ( процесс умывания, одевания-раздевания, укладывания спать и

так далее), «запоминаются» в мозгу ребенка в определенной взаимосвязи: слово-предмет.

Дети 2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не

остаются незамеченными. Играя с малышами или что-то рассматривая, или создавая,

рисуя, воспитатель должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он

делает, и что надеется получит в результате. Нельзя нарушать эмоциональный контакт с

детьми. Нужно научиться услышать их первые самостоятельные суждения и порадоваться

за них.

Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня: и когда

общается с отдельным ребенком (играет с ним, умывает, одевает его, рассматривает

книжку и т.п.), и когда проводит игры и занятия со всей группой или с небольшой

подгруппой (вместе с детьми рассматривает игрушку, наблюдает за погодой, рисует,

лепит, сооружает постройки из кубиков, слушает музыку, поет).

Детям нужно часто и эмоционально рассказывать об интересных событиях: о шалостях

котенка, об умной собаке, о забавном попугае и т.п.

В раннем возрасте словарь детей обогащается, уточняется, активизируется во всех видах

деятельности: игровой, бытовой (формирование навыков самообслуживания),

изобразительной, конструктивной, двигательной. Эффективнее это будет происходить,

если воспитатель будет использовать в своей работе специальные приемы обогащения и

уточнения словаря, которые предлагает Гербова В.В. Это следующие: показ с

называнием; многократное повторение нового слова или фразы; поручения, которые

предполагают ответ действием; объяснение происхождения слова. К приемам

активизации словаря можно использовать следующие приемы: вопросы – кто? что? кому?

чем? и т.п.; договаривание детьми слов; поручения, требующие от ребенка ответа

словами; специальные дидактические игры и упражнения, которые требуют

использования в речи разные части речи.

Для воспитания звуковой культуры речи необходимо целенаправленно развивать слуховое

восприятие малышей. Это когда ребенок умеет слышать и различать звуки и

звукоподражания (слоги), различать громкость (тихо-громко), скорость их произнесения

(медленно, умеренно, быстро). Начинать нужно с гласных звуков, потом с простых

согласных в отношении артикуляции (М, П, В и т.д.). Ежедневно воспитатель утром и

вечером индивидуально, парами должен проводить артикуляционные упражнения такие

как: «окошко», «чистим зубки», «дудочка», «заборчик», «месим тесто», «грибочек»,

«лошадка», «пароход гудит», « индюки болтают», «качели», «часики», «блинчик»,

«вкусное варение», «шарик», «барабанщик» и т.п.

Знакомя детей со звуком, воспитатель связывает его с образом: тук-тук – стучит молоточек.

Звуки закрепляются в словах. Но это возможно только при хорошо поставленном речевом

дыхании. Здесь можно использовать задания на протяжное и длительное произнесение

звуков, а также проговаривание потешек, отрывков из хорошо знакомых сказок.

И уже в раннем возрасте воспитатель побуждает детей вступать в диалог. Особое место в

системе занятий занимают игры-инсценировки, в которых дети обучая зверушек,

проговаривают много раз одни и те же фразы («Добрый вечер, мамочка», «Как машина

зверят катала» и бругие). Ежедневно с детьми воспитатель должен рассматривать

сюжетные картинки, специальные для речевого развития, предложенные Гербовой В.В.

(«Дети играю в кубики», «Дети кормят курицу и цыплят», и т.п.). Также ежедневно,

особенно в индивидуальной работе, воспитатель может рассматривать иллюстрации к

сказкам «Теремок», «Путаница», «Цыпленок», «Три медведя» и т.п. Еще есть такая форма,

как наблюдения в природе. Теплюк в своем пособии «Игры-занятия на прогулке с детьми с

2 до 4 лет» предлагает много тематических наблюдений в разные времена года.

И конечно же ежедневное чтение разных коротких художественных произведений:

потешки, пословицы, сказки, были, рассказы, стихи.

Всегда во время режимных моментов, таких как прием пищи, умывание, подготовка к

прогулке, подготовка ко сну, необходимо использовать как художественное слово, так и

вопросы по происходящему, положительную словесную оценку действий детей.

Во время игровой деятельности (сюжетно - отобразительная игра, подвижная игра,

дидактическая игра, строительные игры) воспитатель постоянно комментирует, называя

игрушки, их качества (цвет, форму, величину), действия, количество (много, мало, один),

рассказывает их характер (добрый, злой, хороший, умный и т.п.).

Можно сделать такой вывод: нужно уметь руководить развитием речи детей раннего

возраста в повседневной жизни и закреплять речевые умения и навыки на специальных

занятиях. Только целенаправленная, ежедневная, эмоциональная, разнообразная работа с

малышами принесет положительный эффект в речевом развитии.



В раздел образования