Автор: Лукьяненко Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Сорочинская ООШ
Населённый пункт: с.Сорочиха, Карасукского района, Новосибирской области.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Стандартизированная работа по литературе в 6 классе ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Стандартизированной работы по литературе
для обучающихся 6-х классов
1.Цель
работы: Работа для обучающихся 6 классов проводится в апреле
учебного
года
и
предназначена
для
диагностики
индивидуальных
достижений
учениками
6-х
классов
планируемых
результатов
обучения,
определения уровня подготовки и качества освоения материала по предмету
«Литература» в рамках мониторинга введения ФГОС ООО.
Данная
работа
позволяет
определить
уровень
сформированности
у
обучающихся 6 класса следующих предметных и метапредметных умений:
- владение литературоведческой терминологией;
- определение познавательной цели (умение определять главную мысль и
цель создания текста);
- извлечение необходимой информации из текста;
- установление причинно-следственных связей;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;
- понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
2. Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
1
3. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и
проверяемым умениям
В
таблице
1
приведено
распределение
заданий
по
темам
курса
литературы в 6 классе.
Распределение заданий диагностической работы по содержанию и
проверяемым умениям
В
таблице
приведено
распределение
заданий
по
темам
курса
литературы в 6 классе.
Темы курса литературы
Число
заданий
Малые жанры фольклора / Пословица как воплощение житейской
мудрости, отражение народного опыта / Поговорка как образное
выражение.
1
Темы природы, Родины, войны в русской литературе. Образы
детства.
1
Литература
как
искусство
словесного
образа.
Литература
и
мифология. Литература и фольклор.
1
Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные
и второстепенные персонажи. Лирический герой.
3
Сюжет и композиция.
2
Тематика
и
проблематика.
Идейно-эмоциональное
содержание
произведения.
Возвышенное
и
низменное,
трагическое
и
комическое в литературе. Юмор. Сатира.
2
Художественная
речь.
Поэзия
и
проза.
Изобразительно-
выразительные
средства
(эпитет,
метафора,
олицетворение,
сравнение,
гипербола,
антитеза,
аллегория).
Художественная
деталь. Стихотворные размеры. Ритм, рифма. Строфа.
2
Литературные роды и жанры.
4
Древнерусская литература, её жанры и формы, главные герои.
1
Русская
литература
XIX
века.
Изображение
исторических
2
2
событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни.
Нравственные искания героев русской литературы.
Итого:
18
В
следующей
таблице
приведено
распределение
заданий
по
планируемым результатам обучения.
Планируемые результаты обучения
Число
заданий
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
различать фольклорные и литературные произведения
1
понимать
тематику,
проблематику,
идею
изуч е нных
произведений
1
различать стих и прозу как формы художественной речи, знать
авторов лирических произведений (в пределах изученного)
2
находить
в
анализируемом
тексте
средства
художественной
выразительности (эпитет, метафора, олицетворение и пр.)
3
различать образ автора и лирического героя в произведении
1
определять
пафос
произведения
(в
пределах
изученного:
героический, комический, трагический)
1
выделять элементы композиции и сюжета
1
различать
произведения
древнерусской
и
новой
русской
литературы
1
различать
жанры
древнерусской
литературы
(в
пределах
изученного)
1
правильно
определять
родовую
природу
художественных
произведений (в пределах изученного)
2
правильно
определять
жанровую
природу
художественных
произведений (в пределах изученных жанров)
3
уметь анализировать литературное произведение
2
Итого:
18
Приложение
План стандартизированной работы по литературе
для учащихся 6-х классов
3
Кодификатор контролируемых элементов содержания (КЭС) и планируемых
результатов обучения (ПРО) по литературе
№ Обозначение
задания в
работе
Код
ПРО
Код
КЭС
Тип
задания
Примерное
время на
задание, мин.
Макс.
балл за
задание
Часть 1
1
1
2.6.2
Сведения по теории и
истории фольклора и
литературы: 1.1, 1.2,
1.3, 2.0.1, 2.0.2, 11.1,
11.2, 11.3, 11.4, 11.5,
11.6.1, 11.8.1, 11.10.1,
11.12.1, 11.13.1
ВО
1
1
2
2
2.6.3
ВО
1
1
3
3
1.1.1
ВО
1
1
4
4
2.6.3,
2.9.3
ВО
1
1
5
5
2.9.3
ВО
1
1
6
6
2.6.1
ВО
1
1
7
7
2.1.8
ВО
2
1
Часть 2
8
8
2.9.3
эпические
произведения: 4.1.1,
4.2.2, 4.2.3, 4.4.2.1,
4.5.3.1
КО
2
1
9
9
2.6.3
КО
2
1
10
10
2.9.3
КО
2
1
11
11
2.1.7,
2.9.3
КО
3
1
12
12
2.1.2,
2.4.1
КО
3
2
13
13
2.1.1,
2.1.2
лирические
произведения: 3.01,
4.4.1, 4.5.1, 5.11, 5.2.1,
5.4.1, 6.1.1.1,6.7.1,
11.7.1
ВО
2
1
14
14
2.9.3
КО
3
1
15
15
2.9.3
КО
3
2
16
16
2.1.5
КО
4
2
17
17
2.9.3
КО
4
2
18
18
2.1.5
КО
4
1
Часть 3
19
2.3.1,
2.7.1
мини-сочинение
РО
20
4
ИТОГО:
ВО-8
КО-10
РО-1
60
26
балла
4
Cтандартизированная работа по литературе для учащихся 6 классов
Часть 1
Для заданий 1 – 8 обведите номер правильного ответа.
1. Что из перечисленного ниже не является родом литературы?
1)
эпос
2)
фантастика
3)
лирика
4)
драма
2. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
5
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
1)
ода
2)
элегия
3)
баллада
4)
поэма
3.
«Несмотря
на
то,
что
большая
часть
народных
<…>
посвящена
простейшим
и
привычным
предметам
домашнего
обихода,
а
также
домашним животным и природным явлениям, они раскрывают поэтическую
сторону
в
этих
предметах
и
явлениях,
открывая
полный
простор
для
творческой фантазии народа. Для многих <…> характерна иносказательная
или метафорическая природа построения».
О каком жанре фольклора идёт речь в приведённом отрывке?
1)
прибаутка
2)
поговорка
3)
считалка
4)
загадка
4. Назовите жанр произведения А.И.Куприна «Чудесный доктор»:
1)
рассказ
2)
очерк
3)
повесть
6
4)
предание
5. Назовите жанры древнерусской литературы:
1) Патерик, житие, летопись
2) Ода, поэма, баллада
3) Повесть, роман, рассказ
4) Трагедия, дама, комедия
6. Назовите имя русского баснописца:
1.
М.В.Ломоносов
2.
В.А.Жуковский
3.
И.И.Дмитриев
4.
А.П.Платонов
7.
Что
из
перечисленного
ниже не
является
элементом
сюжета
художественного произведения?
1)
завязка
2)
кульминация
3)
абзац
4)
эпилог
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 9 – 13
<…>Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось
во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его
посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы,
узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал
7
ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего
мундира...
—
Я,
ваше
превосходительство...
Очень
приятно-с!
Друг,
можно
сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с
тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съёживаясь.
—
Милостивое
внимание
вашего
превосходительства...
вроде
как
бы
живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил...
жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было
написано
столько
благоговения,
сладости
и
почтительной
кислоты,
что
тайного советника стошнило. Он отвернулся от Тонкого и подал ему на
прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал,
как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил
фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
9. Напишите фамилию автора произведения, из которого взят этот отрывок.
Ответ__________________________________________________
10. Назовите жанр произведения, из которого взят этот отрывок.
Ответ___________________________________________________
11. Как называется обмен репликами между персонажами?
Ответ___________________________________________________
12*.
Определите
одним
словом,
как
называется
использованный
автором
прием комического представления социальных явлений.
Ответ___________________________________________________
13. Выпишите существительное, обозначающее причину поведения Тонкого в
этом отрывке.
Ответ_____________________________________________________
8
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания 8, В6 – В10.
УТЁС
1) Ночевала тучка золотая
2) На груди утёса-великана;
3) Утром в путь она умчалась рано,
4) По лазури весело играя;
5) Но остался влажный след в морщине
6) Старого утёса. Одиноко
7) Он стоит, задумался глубоко,
8) И тихонько плачет он в пустыне.
1841
8. О чём это стихотворение? Обведите номер варианта ответа, который
не может быть верным для данного вопроса.
1)
о любви
2)
о смерти
3)
о счастье
4)
об одиночестве
14. Напишите фамилию автора этого стихотворения.
Ответ_________________________________________
15*. Определите размер этого стихотворения. Ответ запишите одним словом,
без указания количества стоп.
Ответ_________________________________________
16*. Выпишите из текста олицетворения в порядке их следования в тексте,
через запятую без пробела.
Ответ__________________________________________
17*.
Отметьте
строки,
в
которых
видны
несовпадения
ритмических
и
стихотворных пауз.
9
Запишите их номера через запятую без пробела.
Ответ__________________________________________
18.
Как
называется
образное
определение,
служащее
средством
художественной выразительности («тучка золотая», «влажный след»)? Ответ
запишите в форме множественного числа.
Ответ__________________________________________
С1*. Какие произведения, в которых центральной является тема детства, вам
известны?
Назовите
их.
Какие
из
них
вы
читали?
Какие
из
них
вам
понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по
одному прочитанному произведению.
Напишите об этом небольшое сочинение (10–15 предложений) на отдельном
подписанном листе.
10
Система оценивания результатов выполнения
диагностической работы. 6 класс
Задание
с
кратким
ответом
или
с
выбором
ответа
считается
выполненным,
если
записанный
ответ
совпадает
с
эталоном.
Оно
оценивается в 1 балл. Задание с развернутым ответом оценивается экспертом
(учителем) в соответствии с критериями оценивания.
Ответы на задания 1-8
№ задания
1
2
3
4
5
6
7
8
Ответ
2
4
4
1
1
4
3
2
Ответы на задания 9-18
№ задания
Образец ответа
9
Чехов
10
рассказ
11
диалог
12
сатира
13
чинопочитание
14
Лермонтов
15
хорей
16
задумался, плачет
17
5,6
18
эпитеты
Критерии оценивания для задания С1
Баллы
Дан развернутый ответ в объёме не менее 10 предложений, речевых
и фактических ошибок нет
4
Ответ дан, но неполно / текст содержит 1–2 речевые и/или
фактические ошибки
3
Ответ дан, но неполно, фрагментарно / текст содержит 3 – 4
речевые и/или фактические ошибки / смысл высказывания
затемнен / менее 10 предложений
2
Ответ дан в нескольких словах, не составляющих законченного
предложения; имеется 5 или более речевых ошибок, затрудняющих
1
11
понимание написанного
Ответа нет / не соотносится с вопросом
0
Таблица пересчета первичных баллов в школьные отметки
Образовательная организация может скорректировать представленную шкалу
перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся.
Школьная отметка
5
4
3
2
Первичный балл
26-21
20-16
15-11
10 и менее
12