Напоминание

"Стандартизированная работа по литературе в 6 классе ФГОС ООО"


Автор: Лукьяненко Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Сорочинская ООШ
Населённый пункт: с.Сорочиха, Карасукского района, Новосибирской области.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Стандартизированная работа по литературе в 6 классе ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование





Назад




СПЕЦИФИКАЦИЯ

Стандартизированной работы по литературе

для обучающихся 6-х классов

1.Цель

работы: Работа для обучающихся 6 классов проводится в апреле

учебного

года

и

предназначена

для

диагностики

индивидуальных

достижений

учениками

6-х

классов

планируемых

результатов

обучения,

определения уровня подготовки и качества освоения материала по предмету

«Литература» в рамках мониторинга введения ФГОС ООО.

Данная

работа

позволяет

определить

уровень

сформированности

у

обучающихся 6 класса следующих предметных и метапредметных умений:

- владение литературоведческой терминологией;

- определение познавательной цели (умение определять главную мысль и

цель создания текста);

- извлечение необходимой информации из текста;

- установление причинно-следственных связей;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля;

- понимание и адекватная оценка языка художественных произведений;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2. Время выполнения работы

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

1

3. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и

проверяемым умениям

В

таблице

1

приведено

распределение

заданий

по

темам

курса

литературы в 6 классе.

Распределение заданий диагностической работы по содержанию и

проверяемым умениям

В

таблице

приведено

распределение

заданий

по

темам

курса

литературы в 6 классе.

Темы курса литературы

Число

заданий

Малые жанры фольклора / Пословица как воплощение житейской

мудрости, отражение народного опыта / Поговорка как образное

выражение.

1

Темы природы, Родины, войны в русской литературе. Образы

детства.

1

Литература

как

искусство

словесного

образа.

Литература

и

мифология. Литература и фольклор.

1

Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Главные

и второстепенные персонажи. Лирический герой.

3

Сюжет и композиция.

2

Тематика

и

проблематика.

Идейно-эмоциональное

содержание

произведения.

Возвышенное

и

низменное,

трагическое

и

комическое в литературе. Юмор. Сатира.

2

Художественная

речь.

Поэзия

и

проза.

Изобразительно-

выразительные

средства

(эпитет,

метафора,

олицетворение,

сравнение,

гипербола,

антитеза,

аллегория).

Художественная

деталь. Стихотворные размеры. Ритм, рифма. Строфа.

2

Литературные роды и жанры.

4

Древнерусская литература, её жанры и формы, главные герои.

1

Русская

литература

XIX

века.

Изображение

исторических

2

2

событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни.

Нравственные искания героев русской литературы.

Итого:

18

В

следующей

таблице

приведено

распределение

заданий

по

планируемым результатам обучения.

Планируемые результаты обучения

Число

заданий

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

различать фольклорные и литературные произведения

1

понимать

тематику,

проблематику,

идею

изуч е нных

произведений

1

различать стих и прозу как формы художественной речи, знать

авторов лирических произведений (в пределах изученного)

2

находить

в

анализируемом

тексте

средства

художественной

выразительности (эпитет, метафора, олицетворение и пр.)

3

различать образ автора и лирического героя в произведении

1

определять

пафос

произведения

пределах

изученного:

героический, комический, трагический)

1

выделять элементы композиции и сюжета

1

различать

произведения

древнерусской

и

новой

русской

литературы

1

различать

жанры

древнерусской

литературы

пределах

изученного)

1

правильно

определять

родовую

природу

художественных

произведений (в пределах изученного)

2

правильно

определять

жанровую

природу

художественных

произведений (в пределах изученных жанров)

3

уметь анализировать литературное произведение

2

Итого:

18

Приложение

План стандартизированной работы по литературе

для учащихся 6-х классов

3

Кодификатор контролируемых элементов содержания (КЭС) и планируемых

результатов обучения (ПРО) по литературе

№ Обозначение

задания в

работе

Код

ПРО

Код

КЭС

Тип

задания

Примерное

время на

задание, мин.

Макс.

балл за

задание

Часть 1

1

1

2.6.2

Сведения по теории и

истории фольклора и

литературы: 1.1, 1.2,

1.3, 2.0.1, 2.0.2, 11.1,

11.2, 11.3, 11.4, 11.5,

11.6.1, 11.8.1, 11.10.1,

11.12.1, 11.13.1

ВО

1

1

2

2

2.6.3

ВО

1

1

3

3

1.1.1

ВО

1

1

4

4

2.6.3,

2.9.3

ВО

1

1

5

5

2.9.3

ВО

1

1

6

6

2.6.1

ВО

1

1

7

7

2.1.8

ВО

2

1

Часть 2

8

8

2.9.3

эпические

произведения: 4.1.1,

4.2.2, 4.2.3, 4.4.2.1,

4.5.3.1

КО

2

1

9

9

2.6.3

КО

2

1

10

10

2.9.3

КО

2

1

11

11

2.1.7,

2.9.3

КО

3

1

12

12

2.1.2,

2.4.1

КО

3

2

13

13

2.1.1,

2.1.2

лирические

произведения: 3.01,

4.4.1, 4.5.1, 5.11, 5.2.1,

5.4.1, 6.1.1.1,6.7.1,

11.7.1

ВО

2

1

14

14

2.9.3

КО

3

1

15

15

2.9.3

КО

3

2

16

16

2.1.5

КО

4

2

17

17

2.9.3

КО

4

2

18

18

2.1.5

КО

4

1

Часть 3

19

2.3.1,

2.7.1

мини-сочинение

РО

20

4

ИТОГО:

ВО-8

КО-10

РО-1

60

26

балла

4

Cтандартизированная работа по литературе для учащихся 6 классов

Часть 1

Для заданий 1 – 8 обведите номер правильного ответа.

1. Что из перечисленного ниже не является родом литературы?

1)

эпос

2)

фантастика

3)

лирика

4)

драма

2. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

5

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

1)

ода

2)

элегия

3)

баллада

4)

поэма

3.

«Несмотря

на

то,

что

большая

часть

народных

<…>

посвящена

простейшим

и

привычным

предметам

домашнего

обихода,

а

также

домашним животным и природным явлениям, они раскрывают поэтическую

сторону

в

этих

предметах

и

явлениях,

открывая

полный

простор

для

творческой фантазии народа. Для многих <…> характерна иносказательная

или метафорическая природа построения».

О каком жанре фольклора идёт речь в приведённом отрывке?

1)

прибаутка

2)

поговорка

3)

считалка

4)

загадка

4. Назовите жанр произведения А.И.Куприна «Чудесный доктор»:

1)

рассказ

2)

очерк

3)

повесть

6

4)

предание

5. Назовите жанры древнерусской литературы:

1) Патерик, житие, летопись

2) Ода, поэма, баллада

3) Повесть, роман, рассказ

4) Трагедия, дама, комедия

6. Назовите имя русского баснописца:

1.

М.В.Ломоносов

2.

В.А.Жуковский

3.

И.И.Дмитриев

4.

А.П.Платонов

7.

Что

из

перечисленного

ниже не

является

элементом

сюжета

художественного произведения?

1)

завязка

2)

кульминация

3)

абзац

4)

эпилог

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 9 – 13

<…>Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось

во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его

посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы,

узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал

7

ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего

мундира...

Я,

ваше

превосходительство...

Очень

приятно-с!

Друг,

можно

сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

— Ну, полно! — поморщился толстый.— Для чего этот тон? Мы с

тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!

— Помилуйте... Что вы-с...— захихикал тонкий, еще более съёживаясь.

Милостивое

внимание

вашего

превосходительства...

вроде

как

бы

живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил...

жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было

написано

столько

благоговения,

сладости

и

почтительной

кислоты,

что

тайного советника стошнило. Он отвернулся от Тонкого и подал ему на

прощанье руку.

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал,

как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил

фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

9. Напишите фамилию автора произведения, из которого взят этот отрывок.

Ответ__________________________________________________

10. Назовите жанр произведения, из которого взят этот отрывок.

Ответ___________________________________________________

11. Как называется обмен репликами между персонажами?

Ответ___________________________________________________

12*.

Определите

одним

словом,

как

называется

использованный

автором

прием комического представления социальных явлений.

Ответ___________________________________________________

13. Выпишите существительное, обозначающее причину поведения Тонкого в

этом отрывке.

Ответ_____________________________________________________

8

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания 8, В6 – В10.

УТЁС

1) Ночевала тучка золотая

2) На груди утёса-великана;

3) Утром в путь она умчалась рано,

4) По лазури весело играя;

5) Но остался влажный след в морщине

6) Старого утёса. Одиноко

7) Он стоит, задумался глубоко,

8) И тихонько плачет он в пустыне.

1841

8. О чём это стихотворение? Обведите номер варианта ответа, который

не может быть верным для данного вопроса.

1)

о любви

2)

о смерти

3)

о счастье

4)

об одиночестве

14. Напишите фамилию автора этого стихотворения.

Ответ_________________________________________

15*. Определите размер этого стихотворения. Ответ запишите одним словом,

без указания количества стоп.

Ответ_________________________________________

16*. Выпишите из текста олицетворения в порядке их следования в тексте,

через запятую без пробела.

Ответ__________________________________________

17*.

Отметьте

строки,

в

которых

видны

несовпадения

ритмических

и

стихотворных пауз.

9

Запишите их номера через запятую без пробела.

Ответ__________________________________________

18.

Как

называется

образное

определение,

служащее

средством

художественной выразительности («тучка золотая», «влажный след»)? Ответ

запишите в форме множественного числа.

Ответ__________________________________________

С1*. Какие произведения, в которых центральной является тема детства, вам

известны?

Назовите

их.

Какие

из

них

вы

читали?

Какие

из

них

вам

понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по

одному прочитанному произведению.

Напишите об этом небольшое сочинение (10–15 предложений) на отдельном

подписанном листе.

10

Система оценивания результатов выполнения

диагностической работы. 6 класс

Задание

с

кратким

ответом

или

с

выбором

ответа

считается

выполненным,

если

записанный

ответ

совпадает

с

эталоном.

Оно

оценивается в 1 балл. Задание с развернутым ответом оценивается экспертом

(учителем) в соответствии с критериями оценивания.

Ответы на задания 1-8

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

2

4

4

1

1

4

3

2

Ответы на задания 9-18

№ задания

Образец ответа

9

Чехов

10

рассказ

11

диалог

12

сатира

13

чинопочитание

14

Лермонтов

15

хорей

16

задумался, плачет

17

5,6

18

эпитеты

Критерии оценивания для задания С1

Баллы

Дан развернутый ответ в объёме не менее 10 предложений, речевых

и фактических ошибок нет

4

Ответ дан, но неполно / текст содержит 1–2 речевые и/или

фактические ошибки

3

Ответ дан, но неполно, фрагментарно / текст содержит 3 – 4

речевые и/или фактические ошибки / смысл высказывания

затемнен / менее 10 предложений

2

Ответ дан в нескольких словах, не составляющих законченного

предложения; имеется 5 или более речевых ошибок, затрудняющих

1

11

понимание написанного

Ответа нет / не соотносится с вопросом

0

Таблица пересчета первичных баллов в школьные отметки

Образовательная организация может скорректировать представленную шкалу

перевода баллов в школьные отметки с учетом контингента обучающихся.

Школьная отметка

5

4

3

2

Первичный балл

26-21

20-16

15-11

10 и менее

12



В раздел образования