Автор: Хлиманкова Оксана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Северяночка"
Населённый пункт: город Снежногорск, мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации."
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников
в дошкольной образовательной организации.
ВЫПОЛНИЛА:
Хлиманкова Оксана Васильевна,
воспитатель МБДОУ № 2 г. Снежногорска
Содержание
Введение ………………………………………………………………… 3
Организация
познавательно-исследовательской
деятельности
воспитанников в дошкольной образовательной организации. ……… 5
1.
Содержание
познавательно-исследовательской
деятельности
в
дошкольной образовательной организации………………………………… 5
2 . Формы
работы
по ознакомлению
с познавательно-исследовательской
деятельностью
воспитанников
в
дошкольной
о б р а зо ват е л ь н о й
организации……………………………………………………………………. 7
Заключение ……………………………………………………………. 10
Литература …………………………………………………………… 11
Приложение………………………………………………………….... 12
2
Введение
Познавательно-исследовательская
деятельность
зарождается
в
раннем
детстве
и
представляет
собой
простое,
как
будто
бе сцельно е
экспериментирование
с
вещами,
в
ходе
которого
дифференцируется
восприятие, возникает простейшее распределение предметов по цвету, форме,
назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Дети
дошкольного
возраста
–
прирожденные
исследователи.
И
тому
подтверждение
–
их
любознательность,
постоянное
стремление
к
эксперименту,
желание
самостоятельно
находить
решение
в
проблемной
ситуации.
3адача
педагога
–
не
пресекать
эту
деятельность,
а
наоборот,
активно помогать.
В
дошкольном
возрасте
у
детей
познавательно-исследовательская
деятельность развивается в основном через различные игры, продуктивную
деятельность,
вплетаясь
в
них
в
виде
ориентировочных
действий,
опробования возможностей любого нового материала.
Развитие
познавательных
интересов
дошкольников
является
одной
из
актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную
к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование
является
ведущим
видом
деятельности
у
маленьких
детей:
Развитие
познавательной
активности
у
детей
дошкольного
возраста
особенно
актуально
на
современном
этапе,
так
как
она
развивает
детскую
любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые
познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Известно,
что
к
старшему
дошкольному
возрасту
заметно
нарастают
возможности
инициативной
преобразующей
активности
ребенка.
Этот
возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка,
которая
находит
выражение
в
форме
поисковой,
исследовательской
активно сти,
направленной
на
обнаружение
нового.
П о э том у
преобладающими
становятся
вопросы:
«Почему?»,
«Зачем?»,
«Как?».
3
Нередко
дети
не
только
спрашивают,
но
пытаются
сами
найти
ответ,
использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и
провести
«эксперимент».
Характерная
особенность
этого
возраста
-
познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании,
самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у
взрослого, где, что и как растет, живет.
Познавательно
–
исследовательская
деятельность
создает
условия
для
обогащения
развития
ребенка.
Она
позволяет
спроектировать
условия
возникновения
таких
психических
способностей
и
свойств,
которыми
ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне
– через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога
и ребенка.
Всё выше сказанное помогает сформулировать цель проектной работы:
изучение
особенности
организации познавательно-исследовательской
деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с этим можно сформулировать задачи проектной работы:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
-
формирование
предпосылок
поисковой
деятельности,
интеллектуальной
инициативы;
-
развитие
умения
определять
возможные
методы
решения
проблемы
с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-
формирование
умения
применять
данные
методы,
способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-
развитие
желания
пользоваться
специальной
терминологией,
ведение
конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной
исследовательской деятельности.
-
способность
выдвигать
гипотезы
и
самостоятельно
сформулировать
выводы.
4
Организация познавательно-исследовательской деятельности
воспитанников в дошкольной образовательной организации
1.Содержание познавательно-исследовательской деятельности
воспитанников в дошкольной образовательной организации
Любой ребенок, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно.
Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что
получилось;
понаблюдать
за
рыбками
в
аквариуме;
изучать
поведение
синички
за
окном;
проводить
опыты
с
разными
предметами;
разбирать
игрушки, изучая их устройство.
Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи,
ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения,
используя
ранее
усвоенные
знания
и
умения.
Проблемное
обучение
активизирует
мысль
детей,
придает
ей
критичность,
приучает
к
самостоятельности в процессе познания.
Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить,
что
оно
так
же,
как
и
исследование,
проводимое
взрослым
ученым,
неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:
•
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
•
Выдвижение гипотезы;
•
Поиск и предложение возможных вариантов решения;
•
Сбор материала;
•
Обобщение полученных данных.
Воспитателю необходимо в группе создавать условия для самостоятельного
экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Для этого создаются детские исследовательские лаборатории.
В
детской
исследовательской
лаборатории
дети
могут
самостоятельно
проводить
простые
и
более
сложные
опыты.
Лаборатория
постоянно
пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые
находятся в доступном для детей месте.
5
В исследовательском уголке могут быть:
• Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы,
лупы;
•
Разнообразные
сосуды
из
различных
материалов:
стекла,
металла,
пластмассы;
• Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
• Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата,
бинт;
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
• Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
• Детские халаты, фартуки;
• Схемы для проведения опытов;
• Журнал для фиксирования результатов.
Необходимо создать картотеку исследований- экспериментов (Приложение 2)
Так,
в
возрасте
2-3
лет
преобладающими
должны
быть
объекты
для
исследования
в
реальном
действии
с
небольшим
включением
образно-
символического материала.
В
3-4
года
объекты
для
исследования
усложняются
и
становятся
более
разнообразными,
а
образно-символический
материал
начинает
занимать
большее место.
В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-
символическому
материалу
могут
вводиться
простейшие
элементы
нормативно-знакового материала.
В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным
содержанием.
6
2.
Формы работы по ознакомлению с познавательно-
исследовательской деятельностью воспитанников в дошкольной
образовательной организации
В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности
используется следующая логика методов:
-вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например,
эксперименты со льдом, снегом, с водой) (Приложение 1);
-схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
-вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента;
-метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-
либо, что он думает по этому поводу?»;
-метод
«первой
пробы»
применения
результатов
с о б с т ве н н о й
исследовательской деятельности.
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия
нужен
привлекательный
отправной
момент
-
какое-либо
событие,
вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для
исследования, это могут быть:
-реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления
(например: листопад) и общественные;
-специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов
с
необычным
эффектом
или
назначением,
ранее
неизвестных
детям,
вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что
это такое? Что с этим делать? Как это действует?») такими предметами могут
быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную
тему и т. п.;
-воображаемые
события,
происходящие
в
художественном
произведении,
которое
воспитатель
читает
или
напоминает
детям
(например,
полет
на
воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его
7
друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара
и т. п.
-организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной
жизни, наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
-отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта,
рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.
Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или
индивидуально.
Чтобы
развивать
у
детей
способность
сомневаться,
критически
мыслить,
предпочтение
следует
отдавать
групповым
и
подгрупповым
формам
работы.
Ребенку
легче
проявить
критичность
по
отношению
к
сверстникам,
чем
по
отношению
к
взрослому.
Сомнение,
догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки
зрения с мнением другого человека.
Общение
и
совместная
деятельность
с
взрослыми
развивают
у
ребенка
умение
ставить
цель,
действовать,
подражая
ему.
А
в
совместной
деятельности
со
сверстниками
ребенок
начинает
использовать
формы
поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.
Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями
партнеров,
принимать
их
точку
зрения.
Поэтому
познавательная
исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с
взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в
группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность
отношений.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли
сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов
особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между
сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.
Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно
воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о
8
шутке:
она
активизирует
мысль,
озадачивает
детей.
Неожиданные
занимательные приемы пробуждают их к размышлению.
Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников
Привлечение их к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Родители
помогают
в
оборудовании
уголка
экспериментирования,
пополнении
необходимыми
материалами,
способствуют
удовлетворению
познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Так же важно привлекать родителей к реализации различных проектов по
познавательно-исследовательской работе. (Приложение 3)
9
Заключение
Неоднократно было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что
дошкольник
способен
пройти
через
все
этапы
исследовательской
деятельности, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но
эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная
исследовательская
работа
с
детьми.
Опыт
показывает,
что
научно-
исследовательская
деятельность
дошкольников
хорошо
вписывается
в
систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все
виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Главное
условие,
чтобы
все
обучение
с
использованием,
казалось
бы,
традиционных
форм,
содержало
элементы
ис с лед оват е льс кого
самостоятельного творческого поиска, то есть было «проблемным». А суть
проблемного
обучения
заключается
в
создании
познавательной
задачи,
ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения,
используя ранее усвоенные знания и умения.
В
процессе
нашей
работы,
мы
пришли
к
выводу,
что познавательно -
исследовательская деятельность:
во-первых,
способствует
развитию,
как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых,
учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих,
о бл е г ч а е т
о в л а д е н и е
м е т од ом
н ау ч н о го познания в
п р о ц е с с е
поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию
личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть
исследователем.
Чем
разнообразнее
и
интенсивнее
исследовательская
деятельность,
тем
больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он
развивается.
10
Литература
1.
Организация
эксперимент а льной
д е я т е л ь н о с т и
дошкольников. / Под. ред. Л.Н. Прохоровой М., 2004
2.
Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в
детском саду пространственная развивающая среда в детском саду.
Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. -
СПб., «Детство-пресс», 2006
3.
Савенков
А.И.
Маленький
исследователь.
Как
научить
дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. С. 46.
4.
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований
в детском саду – Самара, 2004
5.
Соловьева
Е.
Как
организовать
поисковую
деятельность
детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
6.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова
А.Е.
Экспериментальная
деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП
Детство-пресс, 2009.
7.
Чехонина
О.
Экспериментирование
как
основной
вид
поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. -
С.13-16
11
«Приложение 1»
Конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности в
старшей группе
1.
«Свойства бумаги»
Цель:
Продолжать
формировать
представление
детей
о свойствах
бумаги опытно-экспериментальным путем.
Задачи:
•
Формировать
представление
детей
о свойствах
бумаги:
гладкая,
непрозрачная,
мнется,
пластичная,
непрочная.
Учить
самостоятельно
проводить опыты и эксперименты.
•
Продолжать
учить
детей
складывать бумагу в
разных
направлениях.
Развивать
творческие
способности
детей.
Закреплять
умение
следовать
устным инструкциям педагога.
• Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов,
Развивать любознательность, бережное отношение к окружающему.
• логическое мышление, речь, память, внимание, наблюдательность, мелкую
моторику, умение делать умозаключения.
Демонстрационный материал:
Плоскостное дерево с бумажными листьями, игрушки, ширма, колокольчик,
бубен, ванна с водой, бумага.
Раздаточные материалы:
Листы бумаги, бумажные цветы
Ход занятия:
12
Воспитатель: Сегодня у нас с вами, ребята, необычное занятие. А что бы
узнать,
о
чем
мы
будем
сегодня
говорить,
отгадайте
загадку
–
доскажите словечко:
Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов цветной (бумаги)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А поможет нам узнать о свойствах бумаги это
дерево. Подсказки мы найдем на листьях – там написаны цифры. Давайте
найдем лист с цифрой 1 (Снимаем лист с дерева)
- Послушайте, что написано на обратной стороне: «Гладкая».
-
Как
же
мы
можем
подтвердить,
что бумага
гладкая? (погладить
листы бумаги)
- Погладьте ладошкой листы бумаги и скажите, какие они (гладкие, плотные,
ровные).
Верно.
А
как
еще
можно
узнать,
что бумага
гладкая?
Давайте
попробуем положить на лист бумаги бумажные цветочки. Как вы думаете,
они
приклеятся
к
листу
без
клея?
Поднимите
листы.
Что
стало
с
цветочками? (Они упали, скатились) Почему? (Листы бумаги гладкие)
- Листочек – наш помощник. Мы повесим его на доске. (1)
Воспитатель:
Найдите
листочек
с
цифрой
2.
На
обратной
стороне
написано «Непрозрачная».
- Чтобы доказать это, давайте поиграем в игру «Кто спрятался?» Ребята, вы
знаете такую игру? (Нет)
-
А
я
знаю.
У
меня
есть
игрушки.
Мы
их
видим.
Как
можно
использовать бумагу, чтобы никто не увидел игрушек? (Завернуть в бумагу,
спрятать за бумагу). Запомните, какие игрушки стоят на столе. Алиса и Настя
помогут мне спрятать игрушки, а остальные ребята пока закроют глаза. Не
13
подсматривайте! (двое детей закрывают по одной игрушке) Открывайте глаза
– вспомните, какие игрушки «спрятались»?
- Почему мы не увидели игрушки? (Бумага не прозрачная). Верно.
Вешаем листочек на доске (2)
Воспитатель: Найдите листочек с цифрой 3.
-
Здесь
написано «Бумага
мнется».
Давайте
проверим.
Миша
и
Антон
помогут нам (дети мнут бумагу). А можно ли услышать, как мнется бумага?
Давайте поиграем в игру «Что звучит?» (За ширмой спрятаны: колокольчик,
бубен, лист бумаги. Воспитатель чередует звуки – дети должны угадать, что
звучит).
- Бумага мнется и шуршит при сминании.
Вешаем листочек на доске (3).
Воспитатель: Найдите листочек с цифрой 4. Читаю: «Бумага пластичная».
Что это такое? (можно сгибать, складывать) Это можно легко проверить – я
предлагаю
сделать
из бумаги
лодочку.
Но
сначала
мы
вспомним
стихотворение с движениями про лодочку.
-
Дети,
встаньте,
пожалуйста,
поудобнее
и
повторяйте
движения
за
мной (Проводится физминутка):
Ветер по морю гуляет, (поднимаем руки вверх и качаем ими)
Ветер
лодочку
качает.
(кисти
рук
сложить
в «лодочку» -волнообразные
движения)
Весла в руки мы берем, (сжать кулачки)
Быстро к берегу гребем. (движения руками вперед и к себе)
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко. (подпрыгнуть на месте)
Дети садятся за рабочие столы и под руководством воспитателя делают
из бумаги лодочки (оригами).
-
Ч т о
м ы
д е л а л и
с бумагой? (сгибали,
складывали) Бумага
какая? (пластичная)
14
- Воспитатель: Найдите листочек с цифрой 5. Читаю: «Непрочная». Как же
нам это проверить? Давайте пустим лодочку в плавание. Бумага намокла,
п о р в а л а с ь .
М о ж н о
н а
т а к о й
л о д к е
о т п р а в и т ь с я
путешествие? (нет) Почему? (Она непрочная, намокла, порвалась)
- Вешаем листочек на доску (5).
Воспитатель:
Сейчас
мы
повторим,
что
узнали
о бумаге (Обращаюсь
к
листочкам-помощникам,
что
можно
с
ней
делать,
какая
она
(гладкая,
непрозрачная, пластичная, ее можно мять, сгибать, она непрочная)
Воспитатель: Мы сегодня так много говорили о бумаге, но у нее есть еще
секреты, о которых поговорим в следующий раз.
Спасибо, дерево, за помощь. Спасибо, ребята, за старательность, за желание
узнать больше!
2. «Свойства воды»
Задачи:
1. Образовательная
Учить правильно отвечать на вопросы воспитателя, обогатить словарь детей
словами прозрачная, жидкая. Учить рассуждать и делать выводы. Закрепить с
детьми
некоторые свойства
воды:
вода
жидкая,
без
запаха,
вкуса,
цвета,
бывает холодная и горячая. Познакомить с новым понятием прозрачность.
2. Развивающая
Развивать
фантазию,
интерес,
умение
правильно
говорить,
логическое
мышление, наблюдательность.
3. Воспитательная
Воспитывать
бережное
отношение
к
воде.
Обратить
внимание
детей
на
значение воды
в
нашей
жизни.
Воспитывать
умение
работать
сообща,
слушать друг друга.
Предварительная работа:
15
Посадка
лука
в
прозрачные
стаканчики,
наблюдение
за
растениями
и
животными
в
живом
уголке,
выявление
их
потребности
в
воде.
Чтение
потешек, загадок о воде. Опыты с замораживанием и размораживанием воды.
Материалы и оборудование:
7 стаканчиков с кипячёной водой, 7 блюдец, стаканчик с молоком, тазик с
водой, 7 кусочков льда с замороженными в нем геометрическими фигурами.
Дидактическая игра: «Для чего нужна вода?».
Словарная работа:
Обогатить словарь детей словами: прозрачная, жидкая, твёрдая, бесцветная.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, отгадайте пожалуйста загадку»,
На свете нет ее сильней,
На свете нет её светлей,
В руках её не удержать,
И на коне не обогнать.
Дети: Это вода.
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, мне свои ручки. Потрогайте их. Какие
они?
Дети: Они сухие.
Воспитатель: Давайте сполоснём свои руки. Руки стали какие?
Дети: Мокрые, влажные.
Воспитатель: В загадке сказано, что воду в руках не удержать. Попробуйте
удержать её в руках. Получается?
Дети: Нет. Вода вытекает.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что вода жидкая.
Воспитатель: Если мы перельём воду из одного стакана в другой, то вода
польётся. Если бы вода не была жидкая, она не смогла бы течь в реках и
ручейках, не текла бы из крана»
16
Воспитатель: Стук в дверь. Посмотрите, к нам Маша пришла и что то нам
принесла. (Перед детьми разнос с двумя стаканчиками, один с водой, другой
с молоком.)
Маша: Принесла я два стакана,
А сама не знаю прямо,
Два стакана здесь стоят,
Где вода не говорят.
Воспитатель:
Мы
тебе
поможем
воду
отличить.
Давайте
в
стаканчики
опустим игрушки.
Воспитатель: Сначала опустим игрушку в один, затем в другой. В каком из
стаканчиков игрушки видны, а в каком нет?
Дети: В стаканчике с водой мы видим игрушку, в стаканчике с молоком
нет Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что вода прозрачная, а молоко нет, Оно белое.
Воспитатель: Значит вода какая?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Ребята, а где ещё мы можем увидеть, что вода прозрачная. Дети:
В аквариуме. Нам очень хорошо видно рыбок, потому что вода прозрачная.
Маша: У меня же есть сомненья,
Что здесь вода, а не варенье.
Воспитатель: Ребята, садитесь и давайте докажем Маше, что это вода, а не
варенье.
Воспитатель: Давайте попробуем воду. Какая вода на вкус?
Дети: Вода без вкуса
Воспитатель: Маша, попробуй водичку. Какая вода на вкус?
Маша: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель:
А
теперь
давайте
попробуем
варенье.
Варенье
на
вкус
какое? Дети: Сладкое.
Воспитатель: Маша, попробуй варенье.
17
Маша: Варенье вкусное, сладкое.
Воспитатель:Ребята, давайте понюхаем воду. Чем она пахнет?
Дети: Вода без замаха.
Воспитатель: Маша, понюхай водичку, чем она пахнет?
Маша: Вода ни чем не пахнет.
Воспитатель: А теперь давайте понюхаем варенье. Чем пахнет варенье у
каждого из вас?
Дети: У нас варенье пахнет клубникой, вишней, абрикосом.
Воспитатель: Маша, чем пахнет твоё варенье?
Маша: Варенье пахнет ягодами.
Воспитатель: Значит варенье, какое?
Маша: Ароматное, запашистое, пахучее.
Воспитатель: Какой ещё бывает вода?
Дети: Вода бывает холодной и горячей. Мы моем руки тёплой водичкой и
купаемся в тёплой воде, чтобы не заболеть, для этого её подогреваем.
Маша: Спасибо, молодцы теперь я знаю, что это вода.
Воспитатель: А теперь, Машенька послушай стихотворение о воде, которое
расскажет Олег.
Дети: Вода без запаха, вкуса ш цвета
Всеми учёными признано это.
С любого грязнули всю грязь без следа
Смоет обычная наша вода.
Маша: Молодец, ты правильно сказал про воду. Ребята, а вы знаете, к нам
н оч ь ю
м о р о з ко
п р и ход и л , говорил: « С е й ч а с
п оду ю ,
з а ко л д у ю ,
заколдую!» Воду в тарелке охладил, в лёд её он превратил.
Воспитатель: Лёд мы в воду обратим и фигурки освободим. В комнате у нас
тепло и мы посмотрим, что случится со льдом через некоторое время, А пока
давайте поиграем. Вы будете капельки, а я тучкой. Шапочки одевайте, в круг
скорей вставайте, (включаем музыку дождя)
18
Мы ходим друг за другом Ходим кругом.
Как только я «кап» скажу.
Так больше вас не нахожу.
(дети разбегаются и прячутся за стульчики).
Маша: Вы скажите без труда, для чего нужна вода (ходит и заглядывает за
стульчики)
Дети: Выходят, берут капельки с картинками и рассматривая говорят:
Я капелька, я мою, умываю, купаться помогаю.
Я капелька, я стираю, мою посуду, убираюсь.
Я капелька, я нужна для приготовленш1 еды и питья,
Я капелька, я нужна рыбкам.
Я капелька, я нужна животным.
Я капелька, я нужна птицам;
Я капелька, я поливаю растения.
У растений есть специальные корешки которые пьют воду. Воспитатель: Вот
ребята,
Вырос лучок, у нас посмотрите Утром поднял он свои ростки
Всем лепесткам красоту и питание Дружно дают под землёй корешки.
(предложить рассмотреть их в баночке)
Воспитатель:
Мы
с
вами
посадили
лучок,
сначала
появились
корешки,
которые пили воду из баночки. Затем появились первые перышки, которые
мы используем в пищу. Ребята, а чем полезен нам лучок?
Дети:
Это
витамины.
Если
мы
будем,
есть
лук
мы
не
будем
болеть. Воспитатель: Да, ребята вода нужна всем и рыбам и растениям и
животным, живущим на земле.
Маша: А я тоже слыхала о воде.
Говорят она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
19
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
На плите она кипит.
Без неё нам, не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды мне не прожить
Воспитатель:
Правильно
Маша,
Вода
нужна
всем.
Мы
каждый
день
пользуемся водой. Ребята, как надо относиться к воде?
Дети: Бережно. Плотно закрывать кран. Следить, чтобы из крана не текла
вода.
Маша: Бережливым будь с водой Шевельни-ка ты рукой
И как только воду взял Хорошенько кран закрой.
Воспитатель:
Посмотрите.
Я
нарисовала
плакат
памятку.
Он
будет
нам
напоминать,
что
воду
надо
беречь
и
экономить.
Мы
повесим
его
в
умывальной комнате. А теперь давайте посмотрим, что произошло с нашими
льдинками. Дети: Льдинки растаяли.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в группе тепло.
Воспитатель: Лёд растаял,
На
тарелочках
фигурки
оставил
Вы
с
ними
поиграйте
И
про
воду,
не
забывайте.
Воспитатель: Какие фигурки заколдовал Морозко?
Дети: Квадрат, треугольник, круг.
Маша: Какие вы молодцы, спасибо вам за помощь. Я много узнала о воде. И
воду я теперь ни с чем не перепутаю.
20
«Приложение 2»
Картотека по экспериментальной деятельности
Самые
интересные
эксперименты
-
это,
конечно,
реальные
опыты
с
реальными
предметами
и
их
свойствами.
Приведем
несколько
простых
ситуаций, описывающих экспериментирование, доступное дошкольникам.
Интересно проводить экспериментов в области изобразительной деятель-
ности, т.
к .
о н а
я в л я е т с я
д е й с т в е н н ы м
с р е д ством
развития
исследовательского поведения ребенка.
• Эксперимент
с
кляксой или
кляксография.
На
лист
белой
плотной
бумаги (для
рисования
или
черчения) капается
немного
туши.
Это
можно
сделать кистью или пипеткой. Затем, осторожно наклоняя лист в разные сто-
роны, дается возможность туши растечься. Можно не наклонять лист, а
осторожно раздувать тушь. Интересно, как она потечет, при этом точно
известно, что двух абсолютно одинаковых клякс не будет. Теперь остается
подсушить кляксу и после этого, повертев лист, определить, на что она
больше похожа. Полученное изображение можно дорисовать.
• Эксперимент с набрызгом красок. Самое простое приспособление для
набрызга
красок
-
зубная
щетка.
В
этих
целях
можно
использовать
и
различные
приспособления
для
разбрызгивания
воды
и
косметических
средств.
Теперь
каждый
участник
занятия
получает
лист
белой
плотной
бумаги и, по возможности аккуратно, набрызгивает на него любую из красок.
После
чего
на
лист
накладываем
листья
деревьев
или
других
растений (можно
использовать
вырезанные
специально
геометрические
фигуры или силуэты человечков, животных и др.) и снова, теперь уже другой
21
краской, делаем набрызг, затем третьей и так далее. После чего силуэты
можно убрать. Получится интересное изображение.
•
Продолжим
эксперимент.
Можно
менять
количество
силуэтов
и
последовательность их разбрызгивания. Можно разбрызгивать краску под
разными углами, давать и не давать ей смешиваться и др.
• Эксперимент
с
акварелью. На
влажный
лист
плотной
бумаги (для
акварели
или
просто
для
рисования) размером
примерно
в
половину
обычного альбомного листа (формат А4) наносится кистью акварель разных
цветов. Мазки должны быть крупными. Они будут сливаться, и это совсем не
страшно.
Сам
процесс
смешивания
красок
-
это
тоже
интересное
экспериментирование. Ведь краски меняют цвета. Надо только следить за
тем, чтобы они все не слились в единую грязно-серую массу.
Как только процесс нанесения красок завершен, на лист накладывается точно
такой же по размеру лист и прижимается его рукой, стараясь согреть теплом
ладони.
Примерно
через
минуту
листки
нужно
разделить.
Перед
взором
предстают - две очень похожих, но не одинаковых композиции. В некоторых
местах акварель смешалась, в некоторых цвет остался чистым, а кое-где, в
результате
кристаллизации
красок,
под
действием
тепла
ладони,
образовались сказочные узоры.
Самый простой способ завершить полученные шедевры - наклеить на листки
несколько
небольших
кружочков
белой
бумаги,
и
получатся
необычные
космические пейзажи, которые можно поместить их в рамки.
Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»
Детям предлагается собрать по десять самых обычных предметов. Это могут
быть самые разные предметы, например: деревянный брусок, чайная ложка,
маленькая металлическая тарелочка из набора игрушечной посуды, яблоко,
камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый
мячик, шарик из пластилина, картонная коробочка, металлический болт и др.
22
Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того,
какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо
последовательно проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать
поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того,
металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не
наливая воды внутрь; если вода попадет, то она конечно же утонет. ,
После того как первый опыт закончен, эксперимент продолжается. Изучаются
сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо
держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета?
Будет ли плавать пластилиновый шарик? А что будет, если мы придадим
пластилину, например, форму тарелки или лодки? А что произойдет, если
соединить плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба
утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?
•
Эксперимент
«Как
вода
исчезает» Проводится
экспериментальное
исследование
процесса
«исчезновения»
воды.
Вода,
как
известно
детям,
может
впитываться,
а
может
испаряться.
Пробуется
и зу ч и т ь
экспериментально эти ее свойства.
Нужно
запастись
разными
предметами,
например:
губка,
газета,
кусочек
ткани (полотенце), полиэтилен, металлическая пластинка, кусочек дерева,
фарфоровое блюдце. Затем, аккуратно, чайной ложкой понемногу поливается
на них водой. Какие предметы не впитывают воду? - перечисляются. Затем из
тех, что впитывают, что лучше впитывает: губка, газета, ткань или дерево?
Если воду плеснуть на часть каждого из этих предметов, весь ли предмет
намокнет или только то место, куда попала вода?
Продолжение эксперимента по «исчезновению воды». В фарфоровое блюдце
наливается вода. То что оно не впитывает воду, узнали по предыдущему
опыту. Граница, до которой налита вода, чем-нибудь отмечается, например,
фломастером. Вода оставляется на один день, затем проверятся - что же
произошло?
Какая-то
часть
воды
исчезла,
испарилась.
Отмечается
новая
23
граница и вновь, через день проверяется уровень воды. Вода неуклонно
испаряется. Она не могла вытечь, она не могла впитаться. Она испарилась и
улетела в воздух в виде маленьких частиц.
•
Эксперименты
с
лучом
света. Для
этого
эксперимента
понадобится
настольная лампа или фонарик. Пробуется определить, как разные предметы
пропускают свет. Важно запастись листами бумаги (чертежная, обычный
тетрадный
лист,
калька,
цветная
бумага
из
набора
для
труда
и
др.),
полиэтиленом разной плотности, кусочками различной ткани.
Перед проведением опыта гипотетически предполагается, пропускает ли тот
или иной предмет свет. Затем начинается сам эксперимент и опытным путем
ищутся
те
предметы,
которые
свет
пропускают,
и
те,
которые
его
не
пропускают.
• Эксперименты с магнитом и металлами. Многие дети знают, что магнит,
как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает
магнит? Этот эксперимент необходим, чтобы узнать это.
Для
этого
понадобится
много
самых
разных
металлических
предметов.
К н о п к и ,
с к р е п к и ,
ш у ру п ы ,
г во зд и ,
м о н е т ы ,
м е т а л л и ч е с к а я
линейка (подойдет и алюминиевая, и стальная), металлическая консервная
банка, металлические части шариковой ручки и др.
В
ходе
проведения
опыта
выяснится,
что
магнит
хорошо
притягивает
стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др. И совсем не
притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монеты и др. Очень
важно по итогам эксперимента сделать выводы и умозаключения.
•
Эксперименты
с
собственным
отражением. Многие
блестящие
предметы, и это хорошо известно детям, позволяют увидеть собственное
отражение. Попробуем провести эксперименты с отражением.
Сначала
давайте
подумаем
и
поищем,
где
можно
увидеть
собственное
отражение. После коллективной беседы на эту тему и нахождения нескольких
вариантов
можно
попробовать
поискать
в
комнате
предметы,
в
которых
24
можно увидеть отражение. Это не только зеркала, но и полированная мебель,
фольга,
некоторые
детали
игрушек.
Свое
отражение
можно
увидеть
и,
например, в воде.
Разглядывая
собственные
отражения,
попробуем
определить,
всегда
ли
отражение ясное и четкое. От чего зависит его ясность и четкость. Дети в
ходе экспериментов придут к выводам о том, что предметы, имеющие очень
гладкие,
блестящие
поверхности,
дают
хорошее
отражение,
предметы
шероховатые
-
значительно
хуже.
А
есть
множество
предметов,
которые
вообще не позволяют увидеть собственное отражение.
Проведем
специальное
исследование
причин
искажения
отражения.
Например, собственное отражение можно увидеть в не очень ровном зеркале
или
оконном
стекле,
в
блестящей
ложке,
смятой
фольге
или
другом
не
плоском предмете. Почему в этом случае отражение такое смешное?
25