Авторы: Тетюхина Ольга Алексеевна, Денисова Диана Владимировна
Должность: учитель-логопед,учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №33
Населённый пункт: город Балаково, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы по раннему выявлению детей с возможными трудностями в развитии.
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Организация работы по раннему выявлению детей с возможными
трудностями в развитии.
Современный
этап
развития
теории
и
практики
специальной
психологии
коррекционной
педагогики,
в
частности
логопедии,
характеризуется
усилением
внимания
к
изучению
детей
с
речевыми
нарушениями.
Несмотря
на
многочисленные
исследования,
проблема
преодоления недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста
изучена недостаточно.
Отсутствуют
конкретные
сведения
об
организации
индивидуально-
личностного
подхода
к
обучению
детей
с
ОНР.
Многие
исследователи
указывают на то, что, несмотря на различную природу нарушений у детей с
ОНР имеются типичные проявления.
Одним из ведущих признаков является наиболее позднее начало речи (к
трем
годам
и
позже).
Речь
аграмматична
и
недостаточно
фонетически
оформлена.
Наиболее
выразительным
показателем
является
отставание
экспрессивной
речи
при
относительно
благополучном
понимании
обращенной речи. Речь этих детей мало понятна.
Наблюдаются недостаточная речевая активность, которая с возрастом
без
специального
обучения
резко
падает.
Неполноценная
речевая
деятельность
накладывает
отпечаток
на
формирование
у
детей
интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Отмечается недостаточность внимания, ограниченные возможности его
распределения,
страдает
продуктивность
запоминания,
дети
отстают
в
развитии
словесно-логического
мышления.
Отмечается
понижение
активности,
недостаточная
ритмичность,
нарушение
динамического
и
статистического равновесия.
Одни
дети
расторможены,
импульсивны,
хаотичны
в
деятельности
другие наоборот вялые, инертные. У многих нарушена мелкая моторика,
также развиваются патологические качества личности, невротические черты
характера. У детей отмечается замкнутость и обидчивость. Для таких детей
характерны быстрая утомляемость, нарушение внимания и коммуникации.
У
нас
в
детском
саду
логопедами,
психологом
обследуются
дети
средних
групп
(4-года).
На
момент
обследования
ребенка
логопедом
раскрывается
речевое
развитие:
связная
речь,
степень
сформированности
лексико-грамматиче ских
средств
языка,
со стояния
ф о н е т и ко -
фонематического
развития.
Данные
обследования
заносятся
в
тетрадь.
Обследования
проводим
по
альбому
В.С.Володиной.
Психолог
обследует
детей по своим критериям. Также просматриваем карточки в медкабинете,
выясняется
причина
отставания
ребенка
в
развитии.
Затем
собирается
консилиум
специалистов
детского
сада:
логопеды,
психолог,
врач,
музыкальный руководитель, воспитатель по физической
культуре, педагог, заведующая детским садом, на котором обсуждаются дети
для
зачисления
в
логопедическую
группу,
списки
заносятся
в
журнал
консилиума. Но не все
дети попадают в логопедическую группу. Данные
обследования
доводятся
до
родителей,
им
даются
рекомендации
по
дальнейшему
развитию
ребенка.
Также
даются
рекомендации
для
воспитателей общеобразовательных групп, где находятся дети.