Авторы: Руднева Ольга Степановна, Хмелевских Нелли Югановна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №33
Населённый пункт: город Балаково, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация опытно – экспериментальной деятельности в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Организация опытно – экспериментальной деятельности в детском саду
(из опыта работы).
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и
разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Одним из видов
детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего
развития детей, является экспериментирование.
Все дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением
открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Поддерживать
стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для
исследовательской деятельности- задачи, которые ставит перед собой сегодня
дошкольное образование.
В ходе экспериментирования дошкольники получают самые ценные и
прочные знания, т.к. добывают их в ходе собственных творческих изысканий.
Экспериментальная деятельность способствует развитию таких
качеств, как: самостоятельность, целеустремлённость, ответственность,
инициативность, настойчивость, толерантность.
В нашей логопедической подготовительной к школе группе мы
почувствовали необходимость при ознакомлении с окружающим миром и
миром природы обучать детей нетрадиционными методами, которые
поддерживали бы познавательный интерес и привели бы детей к различным
открытиям.
Для организации экспериментальной деятельности детей в группе был
оборудован уголок экспериментирования. Он включает в себя :
Приборы- помощники,сосуды разной формы и размера, природный
материал, медицинский материал, пахучие вещества, растворимые вещества,
бросовый материал, формочки для теста, для песка, из-под конфет, для
замораживания льда; различные виды бумаги, красители: гуашь, краски
акварельные, марганец, бриллиантовая зелень;
Прочие материалы: мыльные пузыри, зеркала, воздушные шары,
ученические линейки, спичечные коробки, различные пуговицы, стеариновые
свечи.
Организация экспериментальной деятельности имеет определённую
структуру. И мы старались придерживаться её во время проведения
экспериментов.
Перед проведением эксперимента мы проводили с детьми беседу, во
время которой выясняли, какие знания у детей по данному вопросу уже
имеются, затем подводили их к пониманию того, чего они ещё не знают и
хотели бы узнать. Этот приём создаёт ситуацию успеха, когда с практическим
заданием может справиться каждый ребёнок, а также позволяет легко
мотивировать детей на участие в эксперименте.
Затем мы ставим перед детьми проблему. С помощью дополнительных
вопросов помогаем её осмыслить, акцентируя внимание на возможных
затруднениях; поощряем дошкольников на высказывание своих вариантов
решения данной проблемы. Дети выдвигают свои гипотезы, предположения.
В ходе беседы стимулируем детей на эти высказывания, оказываем помощь в
выборе способов действий. После выбора основной гипотезы и
проговаривания системы действий, которые необходимо сделать, чтобы
провести практическую проверку(опыт), организуем деятельность детей по
практической проверки выдвинутых гипотез.
По окончании опытов напоминаем детям, какие предположения были
выдвинуты, спрашиваем, какие из них подтвердились, а какие нет; оказываем
помощь в формулировке выводов и подведении итога деятельности через
оценку и самооценку. Обязательными условиями экспериментирования
являются: практическое участие каждого ребёнка в работе, а также
установление связи полученных результатов эксперимента с повседневной
жизнью.
Большинство экспериментов были проведены в соответствие с
тематическим планированием. Они расширяли и обогащали знания детей по
теме недели. По теме: «Продукты питания» проводились
эспериментирования: «Где прячется крахмал», «Секретное письмо»
(«тайное» письмо молоком), «Природные красители». По теме: «Лес»
проводились эспериментирования: «Почему листья шуршат», «Жалобная
книга природы», «С какой стороны листа проникает воздух» «Почему
исчезают опавшие листья». По теме: «Насекомые» проводились
эспериментирования: «Ловушка для насекомых», «Кто живёт в песчаном
домике?».
В течение учебного года в группе были проведены эксперименты со
статическим электричеством: «Волшебное электричество», «Цвет и свет»,
«Электрические чудеса», «Письмо из сказки».
Эксперименты, связанные с водой, её значением в жизни человека:
«Фильтрование воды», «Самое удивительное вещество на Земле – вода»,
«Путешествие Капельки», «Помощница – вода».
Эксперименты, связанные с воздухом, его свойствами, значением для
всего живого на Земле: «Воздух, его свойства и значение для живых
организмов», « Наш друг – Летунчик»
Во время проведения прогулки , один раз в неделю, проводили
следующие эксперименты: «Удивительный песок», «Сухая и влажная почва»,
«Почему на Земле есть вода и суша?», «Следы на асфальте», «Парашют»,
«Для чего нужна бумага», «Выявление плавучести предметов», «Снег
защищает растения от замерзания», «Как образуются узоры на стекле»,
«Рассматривание кожи человека через лупу», «Ёлочные игрушки»(изо льда),
«Как работает термометр», «Температура воздуха на прогулке и в группе»,
«Влияние температуры на состояние воды», «Что такое – микробы»,
«Наблюдение за снежинками», «Рассматривание следов на пруду», «Зрачок
глаза меняет размер в зависимости от освещённости», «Радуга – дуга»,
«Почки разных деревьев», «Излучение», «Песчаные рисунки» и т. д.
Наблюдения, сделанные в ходе практической педагогической
деятельности показывают: дошкольники с удовольствием участвуют в
экспериментальной деятельности, испытывают радость от собственных
открытий, задают множество вопросов, что говорит о постоянном росте
познавательной активности. О проведённых экспериментах дети не только
рассказывают родителям, но и с удовольствием проводят их повторно в
домашних условиях. Опытно – экспериментальная деятельность – одно из
современных направлений в дошкольной педагогике ,за которым большое
будущее. Экспериментирование способно развивать мышление, логику,
познавательные и творческие способности, способствует формированию у
будущего школьника основ научного мировозрения.
Опытно – экспериментальная деятельность – одно из современных
направлений в дошкольной педагогике ,за которым большое будущее.
Экспериментирование способно развивать мышление, логику,
познавательные и творческие способности, способствует формированию у
будущего школьника основ научного мировозрения.
Литература, используемая в работе с детьми:
1.
Е.В.Лосева «Развитие познавательно – исследовательской
деятельности у дошкольников». Детство-Пресс 2013г.
2.Составитель Н.В. Нищева «Опытно – экспериментальная
деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах»
Детство – Пресс 2013г.
3.Е.В.Марудова. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование.» Детство – Пресс. 2013г.
4. Е.Е.Салмина. «Рабочая тетрадь по опытно – экспериментальной
деятельности» старший возраст. №1, №2. Детство – Пресс 2013г.