Автор: Добрынина Наталья Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "Пришла весна – прилетели птицы"
Раздел: дошкольное образование
КОУ «Сургутская школа- детский сад»
Конспект непосредственно образовательной
деятельности
по ознакомлению с миром природы в средней группе
«Радуга»
«Пришла весна – прилетели птицы»
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Н.Л Добрынина
Сургут 2017
1
Тема: «Пришла весна – прилетели птицы»
Цель: уточнять знания детей о весне и прилетающих птицах.
Интеграция образовательных областей: познавательное (ознакомление с миром
природы), социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- продолжать знакомить детей с характерными признаками весны;
- закреплять знания детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период,
строении их тела;
- употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие);
- уточнять и расширять словарь по теме «Перелетные птицы»;
-закреплять умение составлять описательный рассказ о перелетной птице.
Коррекционно – развивающие:
-развивать
связную-диалогическую речь
детей, формировать
любознательность,
мыслительную и речевую активность;
- развивать навыки конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок;
-развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, сообразительность,
мышление.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;
- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать рассказы своих товарищей.
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать внимание, память, мышление (игра «Вопрос-ответ», «Чего не хватает?»,
«Четвертый лишний», «Где гнездо?», «Собери картинку»).
Познавательное развитие:
- закреплять знания детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период,
строении их тела.
Речевое развитие:
-пополнять словарный запас у детей по теме «Перелетные птицы»;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- продолжать обучение составлению описательного рассказа;
- употреблять простые предлоги на, под, в.
Физическое развитие:
- повышать эмоциональный фон и предупреждать ранее умственное утомление;
- развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка).
Словарь: Грач, скворец, ласточка, ворона, воробей, голубь, дятел, гнездо, насекомые,
перелётные, строить, выводить (птенцов), прилетают.
Форма проведения:
Групповая форма организации обучения.
Предварительная
работа: беседы
на
темы:
«Перелетные
птицы»,
«Приметы
весны»,
рассматривание
иллюстраций;
чтение
стихов
о
птицах;
наблюдение
за
птицами во время прогулок; загадывание загадок о птицах, прослушивание записей
«Голоса природы», игры: «Перелет птиц», «Зимующие и перелётные», «Ласточка».
Оборудование: Интерактивная
доска-проекционный
экран,
компьютерная
презентация к НОД, разрезные картинки перелетных птиц; звуковая запись: «Звуки
леса», «волшебная палочка», поощрительные медали.
2
Этапы НОД
Ход НОД
Предполагаем
ые ответы
детей
I.
Вводная часть
Организационный
момент
1.Сообщение темы
Игра «Вопрос –
ответ».
II. Основная часть
2.Прогулка в
весенний парк
Посмотрите, к нам сегодня пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся.
У меня для вас приготовлена загадка, отгадав ее,
узнаете кто я. Приготовьте ушки, слушайте
внимательно.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла (Весна)
Слайд 1. Весенний лес
Я весна-красна, в гости к вам пришла,
здравствуйте. Для вас я приготовила интересные
игры и задания, вы готовы их выполнять?
Давайте вспомним и назовем признаки весны,
через игру «Мой вопрос, ваш ответ».
- Сейчас у нас какое время года?
- Что весной темнеет, тает, водой убегает?
- Что весной бежит, журчит, поёт?
- Что с крыши свисает, капает, тает?
- Что весной голубое, высокое, чистое?
- Что весной греет, светит, припекает?
- Что появляется на деревьях?
-
Кто
прилетает
весной
и
начинает
строить
гнезда?
Молодцы, ребята, вижу, что вы хорошо знаете
признаки весны,
Ребята предлагаю вам отправиться на прогулку в
весенний парк, вы согласны? Давайте все вместе
произнесем волшебные слова:
Мы идем все друг за другом
В парк весенний погулять
1-2-3-4-5 - будем в парке мы играть.
Слайд 2. Фонограмма «Пение птиц»
Ребята, вы слышите… Как вы думаете, что это за
звуки?
Почему им так весело?
Чему они радуются?
Весна
Весна.
Снег
Ручьи.
Сосулька.
Небо.
Солнце.
Зеленые
листики.
Птицы.
Да.
Поют птицы.
Наступила
весна.
Светит
3
3.Презентация о
перелетных
птицах
Загадки. Рассказы
детей.
4.Игра «Чего не
хватает?»
А как называются птицы, которые прилетают к
нам весной?
Правильно, ребята, одним из главных признаков
весны является возвращение птиц с теплых краев.
Скажите почему птицы весной возвращаются?
Птицы это мои друзья, давайте узнаем, какие
птицы возвращаются первыми, попробуйте
отгадать загадки.
Презентация о перелетных птицах
1.Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач).
Слайд 3.
Ребята, опишите грача, какой он?
Гр ач –
перелетная,
крупная
птица.
Его
тело
покрыто
черными
перьями.
У
него
крупный
клюв, короткий хвост. У грача сильные крылья.
Клюв и лапы светлые.
2.На шесте – дворец,
Во дворце – певец, а зовут его…(скворец)
Слайд 4.
Ребята, опишите скворца, какой он?
Скворец – перелетная маленькая птица, перья
черного
цвета
с
белыми
крапинками.
Клюв
и
хвост небольшого размера.
3.Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный он,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Слайд 5.
Опишите, ребята, какая она?
Ласточка-перелетная
птица,
н е б ол ь ш о го
размера, спинка черная а грудка белая, хвостик
длинный похож на вилочку, крылышки острые
Молодцы, ребятишки за интересные рассказы.
Скажите, что общее есть у всех птиц?
Сейчас будьте предельно внимательны,
посмотрите на экран и постарайтесь правильно
назвать птицу и определить, чего не хватает у
птицы.
Слайд 6. Грач – без клюва
Чего не хватает у птицы?
Слайд 7. Скворец без лапок
Чего не хватает у птицы?
солнышко.
На улице
тепло.
Перелетные
птицы.
Весной тает
снег,
становится
тепло,
просыпаются
насекомые.
Туловище,
голова, клюв,
крылья,
лапы, хвост
и тело
покрыто
перьями.
Это грач – не
хватает
клюва.
Это
скворец
4
5.Физкультминутк
а «Перелетные
птицы»
6.Дидактическая
игра
«Четвертый
лишний?
7. Игра «Где
гнездо?»
Слайд 8. Ласточка без хвоста.
Чего не хватает у птицы?
Вы отлично справились с этим заданием, пора и
отдохнуть.
Физкультминутка в кругу
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся).
А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами
в прятки.
Игра «Четвертый лишний?
Будьте внимательны, необходимо выбрать из
четырех картинок кто лишний и объяснить
почему.
Назовите птиц, каких вы видите на экране?
Слайд 9.
- Ласточка, воробей, грач, скворец.
Кто лишний и почему?
Слайд 10.
- Ворона, скворец, грач, ласточка;
Слайд 11.
- Грач, скворец, ласточка, голубь;
Слайд 12.
- Дятел, ласточка, скворец, грач.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень
внимательными.
Ребята, скажите, что делают птицы, когда
прилетают к нам весной?
Верно, а для чего птицы вьют и строят гнёзда?
Давайте вспомним и назовем где какая птица вьет
свое гнездо.
Слайд 13. Грач вьет свое гнездо на дереве.
Где грач вьет гнездо?
Слайд 14. Скворец вьёт своё гнездо в
скворечнике.
Где скворец вьет гнездо?
Слайд 15. Ласточка строит гнездо под крышей
дома.
Где ласточка вьет гнездо?
Молодцы, вы отлично показали свои знания.
– у него нет
лапок.
Это ласточка
– у нее нет
хвоста.
Лишний
воробей –
зимующая
птица,
остальные
птицы-
перелетные.
Птицы вьют
гнёзда.
Чтобы
выводить
птенцов.
Грач вьет
гнездо на
дереве.
Скворец вьет
гнездо в
скворечнике.
Ласточка
вьет гнездо
под крышей
5
8. Игра «Собери
разрезную
картинку»
III.Заключительна
я часть.
Подведение итогов
занятия.
Игра «Собери разрезную картинку»
И последнее ваше задание, вы должны собрать
изображение птицы из разрезных деталей и
правильно назвать.
(Самостоятельная деятельность воспитанников)
Как называется птица?
Молодцы, ребята, вы правильно собрали и
назвали птиц.
А теперь пора настала
Снова в детский сад попасть
В круг быстрее становитесь
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
1-2-3-4-5- снова в группе окажитесь.
Понравилась ли вам наша прогулка?
Каких перелетных птиц вы запомнили?
О каком времени года мы говорили?
Мне понравилось, как вы работали, справились
со всеми заданиями, внимательно слушали,
думали, отвечали. Молодцы! Я с радостью хочу
наградить вас заслуженными медалями.
Похлопайте себе.
дома.
Ответы
детей
Да.
Ласточка,
грач,
скворец.
О весне.
6