Автор: Шилкина Галина Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ Приморская СОШ Населённый пункт: п. Приморск Балахтинского района Наименование материала: методическая разработка Тема: кодирование учебной информации Раздел: среднее образование
Как добиться того, чтобы знания были основательными, действенными и
прочными? Эта проблема волнует не только меня, но и многих моих коллег. Я
считаю, что необходимо переконструировать учебный материал («сжать»,
«упаковать», «уплотнить») путем дополнительной систематизации и
обобщения и зафиксировать в закодированном виде. Код – это система
условных обозначений или сигналов . Кодирование позволяет раскрыть
учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и
внутреннюю стройность, выделить главное и вспомогательное, повысить
эффект обучения.
В своей работе я использую следующие виды кодирования учебной
информации: фрейм, блок – схема, опорные сигналы .
Фрейм от английского слова - каркас, рама. Представляет собой способ
организации учебного материала, при котором выстраивается наглядная
основа ( каркас ) конкретного содержания. Фрейм позволяет сформировать
умение работать самостоятельно, выделяя главное. Фреймовый подход лучше
использовать при изучении материала Форма «каркаса», данная учителем,
может быть изменена учащимися в ходе работы. Конкретное содержание
каждой части схемы изображается при помощи особых приемов,
предлагаемых учителем или детьми. Это могут быть рисунки, схемы, текст,
цифры. Основное требование к изображаемой информации – понятность,
емкость, образность, компактность
Блок – схема Для этого вида кодирования характерен алгоритмический
подход, применяемый в информатике. Существенным отличием блок – схемы
от фрейма является жесткая структура изображенного материала, то есть при
отсутствии хотя бы одного элемента блок – схема теряет свою красоту и
стройность из-за разрыва причинно - следственных связей. Блок – схемное
представление учебного материала можно использовать в преподавании
практически всех школьных дисциплин.
Опорный сигнал - это понятие ввёл в педагогику Шаталов. Опорный
сигнал – это графический символ, замещающий смысл какой-то
информации, одной или нескольких фраз в тексте учебника. Сигнал может
быть в форме цифры, рисунка, схемы, стрелки или других знаков. Например,
математические формулы – это тоже опорные сигналы
.
В жизни каждый
человек очень часто пользуется опорными сигналами (сокращенные,
зашифрованные записи в блокноте, топографические и дорожные знаки).