Напоминание

кодирование учебной информации


Автор: Шилкина Галина Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Приморская СОШ
Населённый пункт: п. Приморск Балахтинского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: кодирование учебной информации
Раздел: среднее образование





Назад




Как добиться того, чтобы знания были основательными, действенными и прочными? Эта проблема волнует не только меня, но и многих моих коллег. Я считаю, что необходимо переконструировать учебный материал («сжать», «упаковать», «уплотнить») путем дополнительной систематизации и обобщения и зафиксировать в закодированном виде. Код – это система условных обозначений или сигналов . Кодирование позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность, выделить главное и вспомогательное, повысить эффект обучения.
В своей работе я использую следующие виды кодирования учебной

информации: фрейм, блок – схема, опорные сигналы .



Фрейм
от английского слова - каркас, рама. Представляет собой способ организации учебного материала, при котором выстраивается наглядная основа ( каркас ) конкретного содержания. Фрейм позволяет сформировать умение работать самостоятельно, выделяя главное. Фреймовый подход лучше использовать при изучении материала Форма «каркаса», данная учителем, может быть изменена учащимися в ходе работы. Конкретное содержание каждой части схемы изображается при помощи особых приемов, предлагаемых учителем или детьми. Это могут быть рисунки, схемы, текст, цифры. Основное требование к изображаемой информации – понятность, емкость, образность, компактность
Блок – схема
Для этого вида кодирования характерен алгоритмический подход, применяемый в информатике. Существенным отличием блок – схемы от фрейма является жесткая структура изображенного материала, то есть при отсутствии хотя бы одного элемента блок – схема теряет свою красоту и стройность из-за разрыва причинно - следственных связей. Блок – схемное представление учебного материала можно использовать в преподавании практически всех школьных дисциплин.
Опорный сигнал
- это понятие ввёл в педагогику Шаталов. Опорный сигнал – это графический символ, замещающий смысл какой-то информации, одной или нескольких фраз в тексте учебника. Сигнал может быть в форме цифры, рисунка, схемы, стрелки или других знаков. Например, математические формулы – это тоже опорные сигналы . В жизни каждый человек очень часто пользуется опорными сигналами (сокращенные, зашифрованные записи в блокноте, топографические и дорожные знаки).


В раздел образования