Автор: Зайцева Ольга Геннадьевна
Должность: доцент кафедры "дошкольное и начальное образования"
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет", Гуманитарно-педагогический институт
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Cовременность народной образной игрушки
Тема: Критерии оценки качества современной игрушки и соответствие им народной игрушки
Раздел: дошкольное образование
Современность народной образной игрушки.
Зайцева Ольга Геннадьевна
к.п.н., доцент
ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
Гуманитарно - педагогический институт
Аннотация. Народная игрушка соответствует
требованиям времени
и
требует особого внимания к ее использованию в процессе воспитания детей
дошкольного возраста.
Ключевые слова: народная игрушка, игра, дети дошкольного возраста.
Постановка проблемы. Критерии оценки качества современной игрушки и
соответствие им народной игрушки.
Цель
статьи. Изучение педагогического потенциала народной игрушки и
возможности ее использования в практике ДОУ.
В
соответствии
с
ФГОС
ДО
материальная
среда
детского
сада
должна
создавать условия для полноценной реализации всех видов деятельности,
способствующих развитию детей на данном возрастном этапе.
К таким развивающим видам деятельности дошкольника относятся: игровая,
познавательно- исследовательская, продуктивная, двигательная.
Игра
дошкольников требует опоры на игрушки и предметы, которые их
замещают. Доктор психологических наук Е. Смирнова определила критерии
оценки
качества игрушек, которые
были разработаны и апробированы в
Московском
центре
психолого-педагогической
экспертизы
игр
и
игрушек
МГППУ.
Рассматривая
игрушки
для
разных
видов
деятельности,
она
опиралась
на
следующие
позиции:
оценка
привлекательности
игрушек,
оценка
развивающего
потенциала
игрового
действия,
оценка
операциональных
качеств
игрушки,
обеспечивающих
ее
использование,
традиционность и принадлежность народной культуре.
Одна и та же игрушка, по-разному оснащенная, может стать причиной игры
на низком и высоком уровне. Данный подход распространяется на игрушки с
разной
степенью
обобщения
от
реальных
к
предметам-заменителям,
которые
используются
в
единстве,
и
служат
развитию
воображения
и
творчества дошкольников.
Большая часть игрушек входит в категорию образных игрушек. Образная
игрушка
- один из самых древних
и распространенных видов игрушек.
Название данного вида игрушек подразумевает наличие некоторого образа
живого существа. К образным игрушкам относятся куклы, фигурки животных,
птиц и др. Это не точные уменьшенные копии, а
условные обобщенные
яркие образы людей, животных, предметов.
Образная игрушка является главным персонажем сюжетных игр ребенка, к
которым
относятся
режиссерская,
сюжетно-ролевая
игра
и
различные
их
вариации.
Образные игрушки не только побуждают детей к играм разного содержания,
но и помогают ребенку
войти в определенную роль, создать любимый
образ,
осуществить
те
действия,
которое
родились
в
их
воображении
и
фантазии.
Педагогические исследования показали, как происходит развитие игрового
замысла
в
играх
с
образными
игрушками
и
способы
развития
игрового
замысла.
В
основе
руководства
творческой
игрой
дошкольников
с
образными
игрушками лежит формирование у них сознательного отношения к игрушке
как к обобщенному образу реальных предметов, установление взаимосвязи
между знаниями, опытом и интересами детей, углубление положительного
эмоционального
опыта
общения
с
игрушкой,
организация
активной
деятельности детей.
Игрушка
(в
особенности
образная)
практически
всегда
имеет
художественный, эстетический аспект. Роль народных образных игрушек в
эстетическом
воспитании
старших
дошкольников
педагоги
рассматривают
как
источник
художественного
познания
действительности.
Многие
народные
и
авторские
игрушки
являются
произведениями
искусства.
Художественные
качества
игрушки
многократно
становились
предметом
искусствоведческих исследований. Ученые указывают, что художественные
особенности
народной
игрушки
необходимо
учитывать
и
с
психолого-
педагогической точки зрения, поскольку они с одной стороны, делают ее
привлекательной для ребенка, а с другой – формируют его эстетический вкус,
знакомят
с
национальными
особенностями
народной
культуры.
Экологический материал (дерево, керамика, береста, соломка, ткань и др.) с
которым соприкасается ребенок, закладывает его взгляд на мир, в том числе
и эстетический. Поэтому красоту игрушки, художественность ее исполнения,
ее эстетическое воздействие на ребенка необходимо учитывать.
Несомненно,
важным
достоинством
игрушки
является
ее
связь
с
культурными
традициями
своего
народа.
Почти
каждый
народ
создает
своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей.
Особенно
богата
в
этом
отношении
отечественная
тр ади ци я
(сергиевопосадская деревянная игрушка, дымковская, абашевская
и др.).
Российская
культура
накопила
огромные
богатства,
связанные
с
изобретением
и
изготовлением
игрушек,
которые
сегодня
во
многом
утрачены.
Этот
дар
народа
своим
детям
необходимо
восстанавливать,
сохранять и передавать. Он имеет не только этнографическое или историко-
культурное наследие, но и является незаменимым средством
воспитания
патриотизма
и
присвоения
«духа
своего
народа».
Народные
игрушки
(матрешки, деревянные медведи, лошадки и др.) отражают
упрощенный,
юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего
народа.[1]
Как
и
любое
произведение
народного
искусства,
игрушка
служила
своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками, представления
о
красоте
и
эстетическом
совершенстве.
Это
хорошо
понимали
русские
педагоги.
Уже в 60-х годах
19 столетия К.Д. Ушинский, А.Я. Симанович и
другие
педагоги
в
своих
методиках
опирались
на
национальный
опыт,
используя национальный фольклор, традиционные игрушки и игры. Самой
ценной
в
этом
плане
признавалась
самоделка,
создаваемая
ребенком
в
процессе самостоятельного труда и противостоявшая, по выражению русских
педагогов», грубым, пошлым и безнравственным фабричным игрушкам».[2]
По
мнению
Е.А.
Флериной
в
народной
игрушке
заключается
неисчерпаемый
источник
мудрой
и
творческой
педагогики.
«Народ
в
игрушке дает ребенку простое, но настоящее искусство»- считала она. Это
искусство
близко
и
понятно
детям
т.к.
оно
правдиво
и
жизнерадостно.
Народная игрушка радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его
жизнь. Народная игрушка забавляет ребенка, в ней много юмора и в то же
время
она
помогает
развивать
эстетические
чувства
и
любовь
к
национальному искусству. Народная игрушка побуждает к размышлениям,
ставит
перед
ребенком
разнообразные
игровые
задания,
способствует
развитию
познавательных
процессов.
Эстетическое,
в
игрушке,
без
специального намерения приспосабливаться к вкусам детей, несет в себе
большую художественную культуру народного творчества.
Народная игрушка, как произведение народного творчества, должна быть
использована как большое художественно-педагогическое наследие народа.
Список литературы
1.
Смирнова
Е.О.,
Абдулаева
Е.А.,
Рябкова
И.А.
и
др.
Развивающая
предметно-пространственная среда в детском саду.- М.: ООО «Русское
слово-учебник», -2016.- 112с.
2.
Абраменкова
В.
Осторожно:
антиигрушка!
Родителям
об
играх
и
игрушках // Дошкольное воспитание. -2005.- №4.- С.98-108.