Напоминание

Критерии оценки качества современной игрушки и соответствие им народной игрушки


Автор: Зайцева Ольга Геннадьевна
Должность: доцент кафедры "дошкольное и начальное образования"
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет", Гуманитарно-педагогический институт
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: Cовременность народной образной игрушки
Тема: Критерии оценки качества современной игрушки и соответствие им народной игрушки
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современность народной образной игрушки.

Зайцева Ольга Геннадьевна

к.п.н., доцент

ФГБОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

Гуманитарно - педагогический институт

Аннотация. Народная игрушка соответствует

требованиям времени

и

требует особого внимания к ее использованию в процессе воспитания детей

дошкольного возраста.

Ключевые слова: народная игрушка, игра, дети дошкольного возраста.

Постановка проблемы. Критерии оценки качества современной игрушки и

соответствие им народной игрушки.

Цель

статьи. Изучение педагогического потенциала народной игрушки и

возможности ее использования в практике ДОУ.

В

соответствии

с

ФГОС

ДО

материальная

среда

детского

сада

должна

создавать условия для полноценной реализации всех видов деятельности,

способствующих развитию детей на данном возрастном этапе.

К таким развивающим видам деятельности дошкольника относятся: игровая,

познавательно- исследовательская, продуктивная, двигательная.

Игра

дошкольников требует опоры на игрушки и предметы, которые их

замещают. Доктор психологических наук Е. Смирнова определила критерии

оценки

качества игрушек, которые

были разработаны и апробированы в

Московском

центре

психолого-педагогической

экспертизы

игр

и

игрушек

МГППУ.

Рассматривая

игрушки

для

разных

видов

деятельности,

она

опиралась

на

следующие

позиции:

оценка

привлекательности

игрушек,

оценка

развивающего

потенциала

игрового

действия,

оценка

операциональных

качеств

игрушки,

обеспечивающих

ее

использование,

традиционность и принадлежность народной культуре.

Одна и та же игрушка, по-разному оснащенная, может стать причиной игры

на низком и высоком уровне. Данный подход распространяется на игрушки с

разной

степенью

обобщения

от

реальных

к

предметам-заменителям,

которые

используются

в

единстве,

и

служат

развитию

воображения

и

творчества дошкольников.

Большая часть игрушек входит в категорию образных игрушек. Образная

игрушка

- один из самых древних

и распространенных видов игрушек.

Название данного вида игрушек подразумевает наличие некоторого образа

живого существа. К образным игрушкам относятся куклы, фигурки животных,

птиц и др. Это не точные уменьшенные копии, а

условные обобщенные

яркие образы людей, животных, предметов.

Образная игрушка является главным персонажем сюжетных игр ребенка, к

которым

относятся

режиссерская,

сюжетно-ролевая

игра

и

различные

их

вариации.

Образные игрушки не только побуждают детей к играм разного содержания,

но и помогают ребенку

войти в определенную роль, создать любимый

образ,

осуществить

те

действия,

которое

родились

в

их

воображении

и

фантазии.

Педагогические исследования показали, как происходит развитие игрового

замысла

в

играх

с

образными

игрушками

и

способы

развития

игрового

замысла.

В

основе

руководства

творческой

игрой

дошкольников

с

образными

игрушками лежит формирование у них сознательного отношения к игрушке

как к обобщенному образу реальных предметов, установление взаимосвязи

между знаниями, опытом и интересами детей, углубление положительного

эмоционального

опыта

общения

с

игрушкой,

организация

активной

деятельности детей.

Игрушка

особенности

образная)

практически

всегда

имеет

художественный, эстетический аспект. Роль народных образных игрушек в

эстетическом

воспитании

старших

дошкольников

педагоги

рассматривают

как

источник

художественного

познания

действительности.

Многие

народные

и

авторские

игрушки

являются

произведениями

искусства.

Художественные

качества

игрушки

многократно

становились

предметом

искусствоведческих исследований. Ученые указывают, что художественные

особенности

народной

игрушки

необходимо

учитывать

и

с

психолого-

педагогической точки зрения, поскольку они с одной стороны, делают ее

привлекательной для ребенка, а с другой – формируют его эстетический вкус,

знакомят

с

национальными

особенностями

народной

культуры.

Экологический материал (дерево, керамика, береста, соломка, ткань и др.) с

которым соприкасается ребенок, закладывает его взгляд на мир, в том числе

и эстетический. Поэтому красоту игрушки, художественность ее исполнения,

ее эстетическое воздействие на ребенка необходимо учитывать.

Несомненно,

важным

достоинством

игрушки

является

ее

связь

с

культурными

традициями

своего

народа.

Почти

каждый

народ

создает

своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей.

Особенно

богата

в

этом

отношении

отечественная

тр ади ци я

(сергиевопосадская деревянная игрушка, дымковская, абашевская

и др.).

Российская

культура

накопила

огромные

богатства,

связанные

с

изобретением

и

изготовлением

игрушек,

которые

сегодня

во

многом

утрачены.

Этот

дар

народа

своим

детям

необходимо

восстанавливать,

сохранять и передавать. Он имеет не только этнографическое или историко-

культурное наследие, но и является незаменимым средством

воспитания

патриотизма

и

присвоения

«духа

своего

народа».

Народные

игрушки

(матрешки, деревянные медведи, лошадки и др.) отражают

упрощенный,

юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего

народа.[1]

Как

и

любое

произведение

народного

искусства,

игрушка

служила

своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками, представления

о

красоте

и

эстетическом

совершенстве.

Это

хорошо

понимали

русские

педагоги.

Уже в 60-х годах

19 столетия К.Д. Ушинский, А.Я. Симанович и

другие

педагоги

в

своих

методиках

опирались

на

национальный

опыт,

используя национальный фольклор, традиционные игрушки и игры. Самой

ценной

в

этом

плане

признавалась

самоделка,

создаваемая

ребенком

в

процессе самостоятельного труда и противостоявшая, по выражению русских

педагогов», грубым, пошлым и безнравственным фабричным игрушкам».[2]

По

мнению

Е.А.

Флериной

в

народной

игрушке

заключается

неисчерпаемый

источник

мудрой

и

творческой

педагогики.

«Народ

в

игрушке дает ребенку простое, но настоящее искусство»- считала она. Это

искусство

близко

и

понятно

детям

т.к.

оно

правдиво

и

жизнерадостно.

Народная игрушка радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его

жизнь. Народная игрушка забавляет ребенка, в ней много юмора и в то же

время

она

помогает

развивать

эстетические

чувства

и

любовь

к

национальному искусству. Народная игрушка побуждает к размышлениям,

ставит

перед

ребенком

разнообразные

игровые

задания,

способствует

развитию

познавательных

процессов.

Эстетическое,

в

игрушке,

без

специального намерения приспосабливаться к вкусам детей, несет в себе

большую художественную культуру народного творчества.

Народная игрушка, как произведение народного творчества, должна быть

использована как большое художественно-педагогическое наследие народа.

Список литературы

1.

Смирнова

Е.О.,

Абдулаева

Е.А.,

Рябкова

И.А.

и

др.

Развивающая

предметно-пространственная среда в детском саду.- М.: ООО «Русское

слово-учебник», -2016.- 112с.

2.

Абраменкова

В.

Осторожно:

антиигрушка!

Родителям

об

играх

и

игрушках // Дошкольное воспитание. -2005.- №4.- С.98-108.



В раздел образования