Автор: Килинич Наталия Винокентьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ЮЭТ
Населённый пункт: г. Южноуральск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Влияния полушарий головного мозга на организацию учебного процесса
Раздел: среднее образование
Влияния полушарий головного мозга на организацию учебного процесса
Актуальность рассмотрения темы обусловлена тем, что проблема развития
интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося относится к
числу
глобальных
образовательных
задач.
Развитие
интеллектуальных
и
творческих способностей обучающихся техникума предполагает деятельность в
самых разных направлениях.
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга влияет на
индивидуально-личностные
особенности
обучающихся, что необходимо
учитывать при организации учебного процесса.
В
настоящий
момент
особое
внимание
уделяют
проблеме
влияния
функциональной асимметрии головного мозга на развитие интеллектуальных
способностей обучающихся, создание условий, обеспечивающих реализацию
потенциальных
возможностей
студентов.
От
того,
каким
образом
будет
происходить
процесс
обучения,
зависит
результат
развития
психических
функций каждого студента, его личности и его головного мозга.
Существует теория функциональной асимметрии полушарий головного
мозга.
За
последние
десятилетия
одна
активно
развивалась,
накоплен
значительный
и
практиче ский
материал. Основы
функциональной
специализации
полушарий
мозга
являются
врожденными.
Однако
в
практической
работе
педагогов
довольно
редко
учитываются
данные
об
индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка.
Мозг
человека
состоит
из
полушарий,
к
каждому
их
которых
идут
нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность.
При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела, то
есть принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой ноги и
передает
команды
соответственно
левой
руке,
ноге,
а
левое
полушарие
обслуживает
правую
сторону.
Мозг
человека
становится
асимметричным
.
Функциональная
асимметрия
головного
мозга
означает
специфические
особенности структуры и функции мозговых полушарий. Левое полушарие
отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам
возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы
можем
сочинять
различные
истории.
Правое
полушарие
отвечает
также
за
способности к музыке и изобразительному искусству.
Все дети рождаются с ведущим правым полушарием мозга, это заложено
природой. Но сложилось так, что мы живем в мире логики и рационализма. И с
раннего возраста окружаем детей играми и пособиями в большинстве своем
развивающими левое полушарие, забывая о развитии образного мышления,
творческих способностей, интуиции, за которые отвечает правое полушарие.
Если
правое
полушарие
успевает
до
победы
левого
накопить
необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может
«заблокировать»
правый
мозг,
оставив
навсегда
психику
человека
обедненной. Ему
будет
труднее
стать
самим
собой,
а
значит
уникальным,
неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди.
Большее
значение
при
построении
образовательных
программ
приобретает
необходимость
учитывать
индивидуальные
различия
детей.
В
частности,
особое
внимание
следует
уделить
таким
аспектам
как
функциональная
организация
полушарий
мозга
и
особенности
восприятия
информации.
Существует
несколько
типов
функциональной
организации
двух
полушарий мозга:
– отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий -
смешанный тип или равнополушарные люди;
– доминирование
левого
полушария
(словесно-логический
характер
познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению), т.е.
левополушарные люди;
– доминирование
правого
полушария
(конкретно-образное
мышление,
развитое воображение) так называемые правополушарные люди.
Согласно И.П. Павлову, у человека имеются две «сигнальные системы
действительности». «Первая сигнальная система - это все внешние воздействия,
кроме слов; вторая сигнальная система - речь, язык. Посредством сигнальных
систем
человеческий
мозг отражает окружающий мир. При этом к первой
сигнальной системе относятся ощущения, восприятия, представления; ко второй
- отражение действительности в понятиях, которые воплощены в словах. Обе
сигнальные
системы
взаимопроникают,
находятся
в
непрестанном
взаимодействии.
Вместе
с
тем
относительная
роль каждой
из
них
-
относительная роль того или иного способа отражения действительности - у
разных людей может быть неодинаковой.
Для характеристики типов высшей нервной деятельности русский учёный
И.П. Павлов, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании
рефлекторных
дуг,
ввел
представление
о
трех
типах:
«мыслительном»,
«художественном» и «среднем», то есть промежуточном.
Представителей «художественного» (правополушарного) типа отличают
сила,
непосредственность,
целостность
впечатлений, яркость и подвижность
воображения,
эмоциональность.
По
ряду
исследований
доминирование
правого
полушария
характерно
для
музыкантов,
художников,
скульпторов,
филологов.
Представителей
«мыслительного»
(левополушарного)
типа
отличает
склонность к анализу, к систематизации, к более обобщенному и абстракт-
ному
мышлению.
Доминирование
левого
полушария
характерно
для
представителей технических профессий, менеджеров, экономистов.
Многие исследователи и ученые приходят к выводу, что самые большие
достижения, наибольшая продуктивность отмечены интеграцией, взаимосвязью
обоих полушарий, так как оба полушария являются связанными между собой
частями одного рабочего органа, и правое полушарие обрабатывает ту исходную
информацию, которой его снабжает более
критичное, последовательное и
логичное левое полушарие головного мозга
Е с л и
в
п р о ц е с с е
о бу ч е н и я
у ч и т ы в а т ь
и н д и в и д у а л ь н ы е
психофизиологические особенности учащихся, то потенциальные возможности
самого учащегося будут реализовываться наиболее полно.
Различия
между
учащимися «художественного»
(правополушарного)
типа
и
«мыслительного»
(левополушарного)
типа
должны
приниматься
во
внимание, так как они по-разному воспринимают учебный материал.
По
некоторым
данным,
созревание
правого
полушария
идет
более
быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад
в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого
полушария.
Утверждается
даже,
что
до
9-10
лет
ребенок
является
правополушарным существом. Такая оценка не лишена некоторых оснований,
поскольку соотносится с определенными особенностями психического развития
детей в дошкольном, а отчасти и в младшем школьном возрасте. Действительно,
для маленьких детей характерны непроизвольность, невысокая осознанность
поведения,
эмоциональность,
их
познавательная
деятельность
имеет
непосредственный, целостный и образный характер.
Полноценная психика предполагает согласованную и уравновешенную
работу
обоих
полушарий.
Мир
еще
недавно
был
предельно
жесток
по
отношению к правополушарным людям. Им было трудно социализироваться.
Для
того,
чтобы
соответствовать
нормам
левополушарного
общества,
необходимо
было
затрачивать
недюжинные
запасы
энергии,
ломать
себя.
Правополушарные
представители
в
нашем,
приспособленном
под
левополушарным
миром,
испытывают
массу
неудобств.
Например,
правополушарные дети позже взрослеют и не сразу вписываются в общество,
чего не понимают учителя, ставящие им двойки и тем самым понижающие их
самооценку.
Этим
детям
присуща
повышенная
ранимость,
ведь
эмоции
являются основой их личности. Асоциальное поведение тоже часто встречается
среди не адаптировавшихся к жизни правополушарных людей.
Современное
состояние
обучения
построено
на
правилах,
теоремах,
алгоритмах,
законах,
закономерностях.
Оно
направлено
на
развитие
левополушарного
типа
мышления,
что
не
согласуется
с
правополушарным
мышлением.
Нельзя
навязывать
учащемуся
не
свойственный
ему
тип
мышления, важно найти, сохранить, поддержать индивидуальность учащегося,
создать благоприятные условия для развития его врожденных способностей,
задатков.
Для того что бы создать ситуацию успеха на уроках нужно учитывать
индивидуальные
психофизиологические
особенности
учащихся. Создать
оптимальные
психолого-педагогические
условия
для
ре а лизации
потенциальных
возможностях
ребенка,
с
учетом
мозговой
организации
познавательных процессов.
Правополушарные учащиеся. Рабочая полусфера - левая.
Светлая доска - темный мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
– личностные отношения
– связь информации с реальностью, практика
– творческие задания
– эксперименты, проекты
– музыкальный фон
– речевые и музыкальные ритмы
– работа в группах
– схемы, таблицы, карточки
– ролевые игры, инсценировка
Методы проверки:
Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы
“закрытого” типа (собственный развернутый ответ).
Левополушарные учащиеся.
Рабочая полусфера - правая
Темная доска - светлый мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
– детали, видит символы, буквы, слова
– необходимы ясные инструкции
– информация в письменном виде
– тишина на уроке
– работа в одиночку
– многократное повторение
– задание на поиск ошибок
– задание в символах
Методы проверки:
Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения,
вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа).
В
настоящее
время
очень
важен
учёт
психофизиологических
особенностей учащихся при организации процесса обучения и воспитания,
который
будет
способствовать
положительному
усвоению
материала,
реализации творческого потенциала учащихся.
Для
определения
доминирующего
полушария
головного
мозга
у
студентов Южноуральского энергетического техникума был взят тест академика
Ивана Петровича Павлова, русского физиолога.
В исследовании принимали участие студенты 1 курса энергетического и
политехнического отделения Южноуральского энергетического отделения.
Цель
методики: тест
направлен
на
определение
типа
личности
(мыслительный, художественный или смешанный), мышления (логическое или
образное), доминирующего полушария.
Возрастные ограничения: тест не имеет возрастных ограничений.
Процедура диагностики: диагностика может проводиться в индивидуальной
форме, вопросы предъявляются на слух.
Задание заключалось в том, чтобы студенты разложили 9 карточек со
словами
«карась»,
«орел»,
«овца»,
«перья»,
«чешуя»,
«шерсть»,
«летать»,
«плавать», «бегать» по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то
общее.
Для
определения
профиля
асиммет рии
( л е в о п ол у ш а р н ы й ,
правополушарный,
амбидекстр)
был
использован
метод
тестирования:
«Определение ведущей руки». Например, переплетение пальцев рук - сомкните
руки в “замок”. Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть
ведущая.
Для
исследования
были
также
использованы
тесты
ведущей
ноги,
ведущего глаза, ведущего уха.
На
основании
исследования
студентов
1
курса
ГБПОУ
ЮЭТ
по
методикам
определения функциональной асимметрии полушарий головного
мозга был проведен анализ, результаты которого представлены на слайде.
У 21% учащихся доминирующим является левое полушарие головного
мозга.
Это говорит о том, что они лучше воспринимают зрительную или
слуховую информацию. Строят логические цепочки последовательно от слов к
предложению. Хорошо работают по планам, схемам, шаблонам. Складывают
информацию из кусочков. Легко выполняют задания на выбор варианта из
нескольких предложенных.
У
73%
учащихся
доминирующим
является
правое
полушарие.
Правополушарники
воспринимают
информацию
образно,
эмоционально.
Воспринимают информацию целостно, а если концентрируются на деталях, то
перестают
воспринимать
смысл.
У
них
хорошо
развита
поисковая
деятельность, они легче выполняют задания на сообразительность, на догадку.
Им труден выбор из нескольких предложенных ответов. Легче работают при
использовании метода «открытых вопросов».
10% учащихся имеют смешанный тип, то есть в обработке информации в
равной степени принимают участие оба полушария.
Анализируя
результаты
исследования
можно
сказать,
что
методика
преподавания
построена
с
«левополушарным»
акцентом.
Для
того
чтобы
создать
ситуацию
успеха
на
уроках
нужно
учитывать
индивидуальные
психофизиологические
особенности
учащихся. Создать
оптимальные
психолого-педагогические
условия
для
реализации
потенциальных
возможностях обучающегося, с учетом мозговой организации познавательных
процессов.
В ходе исследования было установлено, что на 1 курсе среди студентов
ГБПОУ ЮЭТ преобладают «мыслители», а значит, большинство из них вполне
логично могут справиться с точными науками, так как данный тип мышления
является
дискретным
и
аналитическим.
Хочется
верить,
что
материалы
методического
семинара
смогут
помочь
разобраться
в
проблемах
неуспеваемости
учащихся,
а
именно
позволит
преподавателям
найти
индивидуальных
подход
к
своим
подопечным
и
добиться
положительных
результатов в освоении образовательного процесса.
Таким образом, мы подходим к мысли о том, что всё большее значение
при
построении
образовательных
программ
приобретает
необходимость
учитывать индивидуальные различия студентов. В частности, особое внимание
следует уделить таким аспектам как функциональная организация полушарий
мозга и особенности восприятия информации.